Структура конституции рф и порядок ее изменения

Многоцелевой и многофункциональный характер Конституции Рос­сии в значительной мере предопределяет ее структурную композицию. В структурном отношении действующая Конституция РФ довольно тра-

Авакьян С. Л. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 13.

13 Обществознание 369

диционна. Имеется в виду наличие в ее структуре Преамбулы, разделов, глав, статей, их составных частей или пунктов.

Кроме Преамбулы Конституция России состоит из двух разделов, 9 глав и 137 статей, большинство из которых подразделяется на отдель­ные составные части, или пункты.

Первый раздел Конституции не имеет названия. Второй раздел обо­значается как «Заключительные и переходные положения». В нем указы­вается время вступления в силу новой Конституции РФ — «со дня офици­ального ее опубликования по результатам всенародного голосования»; го­ворится об одновременном прекращении действия прежней Конститу­ции — Конституции России, «принятой 12 апреля 1978 года, с последую­щими изменениями и дополнениями»; устанавливается приоритет вновь принятой Конституции по отношению к «законам и другим правовым ак­там, действовавшим на территории Российской Федерации» до ее приня­тия; определяется порядок деятельности законодательных, исполнитель­ных и судебных органов на переходный период «со дня вступления в си­лу настоящей Конституции».

Наименования глав действующей Конституции РФ полностью соот­ветствуют их содержанию и, как правило, говорят сами за себя. Это «Ос­новы конституционного строя» (гл. 1), «Права и свободы человека и гра­жданина» (гл. 2), «Федеративное устройство» (гл. 3), «Президент РФ» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство РФ» (гл. 6), «Су­дебная власть» (гл. 7), «Местное самоуправление» (гл. 8) и «Конституци­онные поправки и пересмотр Конституции» (гл. 9).

Конституция РФ отличается весьма сложным порядком принятия конституционных поправок, а также пересмотра текста самой Конститу­ции. Этот порядок устанавливается и закрепляется в гл. 9 (ст. 134—137) действующей Конституции и преследует двойную цель. Она заключается, с одной стороны, в обеспечении стабильности существующего в стране государственного и общественного строя, а с другой — в поддержании его динамичного развития под воздействием постоянно изменяющейся экономической, социальной, политической и иной среды.

Правом на внесение предложений о поправках и пересмотре положе­ний Конституции РФ согласно ст. 134 пользуются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также «группа чис­ленностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депута­тов Государственной Думы».

Все положения, содержащиеся в гл. 9 относительно порядка измене­ния Конституции, теоретически и практически можно подразделить на три значительно отличающиеся друг от друга группы, или части.

Первая частькасается пересмотра положений гл. 1 «Основы консти­туционного строя», гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» и гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Согласно ст. 135 положения этих глав не могут быть пересмотрены традиционным и наиболее распространенным в настоящее время в мире парламентским путем. Данная статья устанавливает, что положения этих глав «не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием».

В случае возникновения необходимости пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ «в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание» (п. 2 ст. 135). Роль рос­сийского парламента — Федерального Собрания при этом сводится лишь к поддержке или, наоборот, неподдержке пересмотра положений рас­сматриваемых глав и соответственно созыва или, наоборот, несозыва Конституционного Собрания. Для созыва последнего требуется поддерж­ка предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ не менее тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

В силу того что гл. 1, 2 и 9 считаются основополагающими для дейст­вующей Конституции в том виде, в каком они существуют, то согласно п. 2 ст. 135 Конституционное Собрание «либо подтверждает неизмен­ность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации». Последний принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа ее членов или выносится на всенародное голосование — референдум.

При проведении референдума в нем должно принять участие не ме­нее половины зарегистрированных избирателей. Новая Конституция РФ будет считаться принятой, если в ее поддержку выскажется более полови­ны избирателей, принявших участие в голосовании.

Говоря об использовании референдума как способа принятия Кон­ституции или любого иного закона, следует заметить, что этот способ в данном и подобных ему случаях при всей его внешней демократично­сти является весьма некорректным. Дело в том, что по своей природе и ха­рактеру референдум, будучи одной из форм непосредственной демокра­тии, предназначен для решения только таких вопросов, которые, во-первых, до конца понятны всем участвующим во всенародном голосо­вании, а не только относительно узкому кругу специалистов, а во-вторых, на которые можно дать однозначный и к тому же исчерпывающий ответ в форме «да» или «нет».

В этом смысле, например, принятие с помощью референдума дейст­вующей Конституции РФ, состоящей из 137 статей, каждая из которых может вызвать ряд вопросов и соответственно породить столько же неод­нозначных на них ответов, вряд ли можно признать корректным, а тем более демократичным.

Вторая частьположений гл. 9 Конституции РФ относительно поряд­ка принятия конституционных поправок и пересмотра самой Конститу­ции касается всех остальных глав (гл. 3—8) и содержащихся в них статей, кроме гл. 3 ст. 65 под названием «Федеративное устройство».

Согласно ст. 136 все поправки к гл. 3—8 Конституции РФ «принима­ются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конститу­ционного закона». Однако они вступают в силу лишь после их одобрения «органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

Это интересно:  Приемная собянина по обращениям граждан горячая линия

Порядок принятия федерального конституционного закона и соот­ветственно поправок к гл. 3—8 определяется самой Конституцией. Для их принятия требуется поддержка (одобрение) большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Все поправки к гл. 3—8 Конституции РФ должны оформляться и при­ниматься в виде особых федеральных законов. Такое требование содер­жится в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу, касающемуся толкования ст. 136 Конституции РФ 1 .

Процедура одобрения поправок к гл. 3—8, принятых палатами Феде­рального Собрания и оформленных в виде особого федерального закона, на уровне субъектов Федерации устанавливается их конституциями (уста­вами) и регламентами их законодательных (представительных) органов.

Наконец, третья частьположений гл. 9 Конституции РФ относитель­но порядка принятия конституционных поправок и пересмотра Консти­туции касается изменения ст. 65 Конституции России.

Согласно п. 1 ст. 137 Конституции РФ изменения в ст. 65, «опреде­ляющую состав Российской Федерации», вносятся на основании феде­рального конституционного закона о принятии в Российскую Федера­цию и образовании в ее составе нового субъекта Федерации, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации.

Пункт 2 ст. 137 предусматривает также, что в случае изменения на­именования субъекта Федерации новое его наименование «подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации». Согласно по­становлению Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании п. 2 ст. 137 такое «включение» осуществляется с помощью Указа Президента РФ на основании соответствующего решения субъекта Федерации.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конституция РФ: формы, структура, основное содержание

Форма и структура Кон. 1993г.

Форма Кон — это способ организации, заключенного в ней правового материала. Кон 1993г. Писанная, кодифицированная.

Структура Кон — это принятый в ней порядок группировки, однородных кон норм в разделы, главы, а также последовательность их расположения. кон состоит из : 1 часть кон преамбула — это вводная часть, в кот закрепляются цели принятия. 2. Раздел первый вкл 9 глав, 137 статей. Расположение глав отражает качественное изменения хар-ки строя , т.к. подчеркивается хар гос, как правового и конституционного. Приоритет личности над гос., права и свободы (глава 2) . Принцип разделения властей. 3. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» Зак положения нормы о вступлении кон в силу (с момента офиц опубликования), переходное положение- закрепляют переход от прежних норм к новым.

Вывод: 1. В основе выделения глав и разделов лежит единство предмета прав регулирования. В основе последовательности глав лежит значимость, первичность норм.

Порядок пересмотра Конституции РФ и внесение конституционных поправок

Порядок зак в главе 9 крф и в целом сущ 3 процедуры:

1. Пересмотр. Относиться к гл 1, 2, 9. Кот не могут быть изменены, т.е. пересмотр это принятие новой кон.

Вкл нес этапов (ст 135 кон). Президент, Совет федерации, гос дума вносят пред в гос думу, это предлож должно быть подержанно тремя пятами голосов, потом происх созыв кон собрания. У кон собрания может подтвердить неизменность кон ил может согласиться, и разработать текст новой кон. Принятие: либо кон собрание само принимает , либо выносит на референдум.

  • 2. Внесения поправок. Начиняет действовать с глав 3-8. Поправки спец видом закон рф о поправке кон рф. Вносятся сначала инициаторы готовят законопроект, он вноситься в гос думу, здесь он принимается не менее чем двумя третьеми депутатами . затем в 5-ти дневный срок передается в совет фед, где принимается не менее чем тремя четвертыми членов совета федерации. После должен быть одобрен законодательными органами субъекта федерации не менее чем двумя третьями , срок им на это дается год. Все решения зак органов суб направляется в совет федерации, обобщает и выносит постановления о результатов голосования органов субъектов федерации, затем к президенту, он подписывает, не может наложить вето, опубликуется и вступает в силу со дня офиц опубликования.
  • 3. Внесения изменений, в ст. 65. Эта статья содержит перечень субъектов федерации. Вкл две процедуры: 1. Усложненная. Действует в трех случаях : 1. В случае принятия нового субъекта в состав России, 2. При образовании новых субъектов (объединение субъектов в один) 3. При изменении статуса субъекта, край захотел стать республикой. Вноситься на основании фкз.
  • 2. Упрощенная. Действует при изменении наименования субъекта федерации. Новое название выноситься указом

Структура Конституции РФ. Порядок ее изменения

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования, т.е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм с другими, первичность и производность их друг от друга, определенные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности.

Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отношений, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совершенствования юридической техники.

Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республиканских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Конституции РСФСР 1937 г. и в Конституции РСФСР 1978 г., совпадавших по своей структуре с соответствующими конституциями СССР.

Для первых советских конституций России было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях конституции, не была в должной мере систематизирована и логически объяснима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 г. в качестве одной из последних глав (гл. XI).

Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах общественного строя и политики.

При разработке проекта Конституции 1993 г. предлагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некоторых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают конституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подобный вариант и у нас.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции России существенно отличается от структуры предшествующей Конституции, даже в самой поздней редакции ее текста. В ней выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще шесть) и в качестве составной части включался Федеративный Договор.

В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) первый раздел называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции он назывался «Основы общественного строя и политики», что представляет собой не простую замену терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя);

2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 г. существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания», причем Советы рассматривались как антипод парламенту);

3) перечень глав об органах государственной власти открывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не определяло суд как орган государственной власти);

5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись разделы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Конституции в последние годы был неоправданным);

7) название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).

Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Конституции и отпала необходимость его включения в качестве составной ее части.

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от Конституции 1978 г. является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран такой раздел — явление нередкое.

В разделе втором Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой.

Положения второго раздела — действующие нормы. Содержащиеся в них предписания применяются при решении многих правовых ситуаций. Так, в силу действия пункта 5 раздела второго Конституции, предусматривающего, что судьи Конституционного Суда сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, на судей, назначенных до Конституции 1993 г. (не Советом Федерации) не распространилось изменение Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» о снятии нормы о верхнем возрастном сроке. Ранее они назначались на срок до 65 лет. Один из пунктов Заключительных и переходных положений был предметом толкования Конституционного Суда (п. 3), что лишний раз подчеркивает работающий характер норм этого раздела Конституции.

Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ 1993 года и федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года.

В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

21 Конституция рф, порядок принятия, изменения, характеристика.

12 декабря 1993г. – принятие Конституции РФ. Особенности: 1.Порядок разработки; 2.Особая форма правления (смешанная республика); 3.Особое отношение к федеративному устройству; 4. Принятие Конституции проходило одновременно с выбором в ГосДуму и Советом Федерации; 5. Порядок принятия. Функции конституции: 1.Правовая; 2. Политическя. 3. Гуманистическая.

Структура конституции: Первый раздел состоит из 9 глав: 1 глава “Основы конституционного строя” — основами можно назвать кодифицированный нормативный акт, закрепляющий принципы правового регулирования в той или иной сфере.2 глава “Права и свободы человека и гражданина” — посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида. 3 глава “Федеративное устройство”. 4 глава “Президент РФ”. 5 глава “Федеральное собрание”. 6 глава “Правительство РФ”. 7 глава “Судебная власть”. 8 глава “Местное самоуправление”. 9 глава “Конституционные поправки и пересмотр Конституции”. У нашей конституции комбинированный порядок изменения, это сделано для обеспечения максимальной ее стабильности. Получается, что нормы нашей конституции имеют различную юридическую значимость. Главы с 3 по 8 могут изменяться Федеральным Собранием, главы 1, 2, 9 изменяются только конституционным собранием. Но пока у нас нет закона «О конституционном собрании», хотя проектов было очень много.2-й раздел закрепляет: порядок вступления конституции в действие;

соотношение конституции и ранее принятых источников права;

процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства.

22 Конституционные права и обязанности человека. Права и свободы бывают: 1.Личные. принадлежат каждому,они неотчуждаемы,их можно не реализовать. Они составляют правоспособность физич.лица. К ним относят: 1)право на жизнь; 2) Право на охрану гос-вом достоинства личности; 3)право на личную неприкосновенность; 4) право на неприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки,телефонных переговоров и иных сообщений. 5)право на неприкосновенность жилища; 6) Право на указание своей национальной принадлежности; 7) Право на свободу передвижения; 8) Свобода мысли и слова; 9)Свобода вероисповедания; 10) Право на защиту своих прав и свобод; 2. Политические Принадлежат гражданам в связи с рождением. Наступают с 18 лет. К ним относят: 1) Право на политическое объединение; 2)Право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, демонстрации,шествия и пикетирования; 3) Право на участие в управлении делами гос-ва; 4) право на равный доступ к гос-ной службе; 5) Право на участие в осуществлении правосудия; 6) право на обращение(индивдуальные и коллективные споры). 3. Социально-экономические. к ним относят: 1)право на занятие пред-кой деят-тью; 2) Право частной собственности; 3) Право на свободу труда; 4) Право на социальное обеспечение; 5) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь; 6) Право на благоприятную экологическую среду и на достоверную информацию о её состоянии; 7) Право на получение образования; 8) Свобода литературного, худож-го и иных видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни страны и на доступ к культурным ценностям. Обязанности человека и граж-на: 1) соблюдать Конституцию и законодательство РФ. 2) Обязанность родителей заботится о детях, их воспитании и обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботится о своих родителях. 3) Обяз-сть заботится о сохранности исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; 4) Обяз-сть платить законно установленные налоги и сборы; 5) Схранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам; 6) защищать Отечество.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, megaobuchalka.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector