Страхование жизни и здоровья военнослужащих

Страхование военнослужащих ВС РФ является обязательным и осуществляется уже на протяжении многих лет. Эта практика считается экономически выгодной для всех сторон, то есть участников сделки. Военные получают определенные финансовые и социальные гарантии в случае получения травм, увечий, инвалидности. При летальном исходе семье армейца выделяют материальную компенсацию в предусмотренном законодательством порядке. Государству страхование в армии выгодно тем, что часть расходов по компенсациям можно переложить «на плечи» частных компаний, ну а сами страховщики, которые заполучили такой крупный контракт (от 5-ти миллиардов рублей и выше), имеют солидный куш и прочные позиции на рынке страховых услуг. Выплаты застрахованному лицу осуществляются при наступлении страхового случая, если соблюдены определенные условия.

Если вас интересуют страховые выплаты военнослужащим, правила их начисления, порядок выплат, кому и при каких условиях они полагаются, вы найдете много полезного для себя в этой статье.

Содержание

Страхование военнослужащих как мера социальной защиты

Военное страхование представляет собой одну из мер социальной поддержки для всех граждан, защищающих Родину на разных рубежах, во всех силовых структурах страны. Необходимость и обязательность этой процедуры обусловлена тем, что работа в ВС РФ связана с повышенным риском для жизни и здоровья. Если избежать травм и увечий не всегда представляется возможным, то предоставить страховые гарантии военнослужащим государство обязано.

Основными участниками процесса страхования на основании ФЗ №52-ФЗ «Об обязательном страховании военнослужащих» являются:

  1. Страховщик. Любые частные компании, имеющие официальное разрешение на ведение подобной деятельности на территории Российской Федерации.
  2. Страхователь. В этой роли выступают федеральные органы власти, в чьи обязанности входит ежегодный мониторинг качества оказываемых услуг и смена или продление контракта с выбранными страховщиками.
  3. Выгодоприобретатель. Конечным получателем компенсации по наступившим страховым случаям в первую очередь являются сами военные. Также в договоре страхования могут быть прописаны иные лица (в случае гибели застрахованного):
  • жены военнослужащих по контракту, а также солдат срочной службы;
  • близкие кровные родственники (мать, отец, бабушка, дедушка);
  • дети и так далее.

Обязательное государственное страхование военнослужащих предполагает ежегодное заключение договора с каждым военнообязанным. В этом документе в обязательном порядке прописываются следующие реквизиты:

  • ФИО застрахованного;
  • перечень бенефициариев;
  • срок действия;
  • размеры страховых премий;
  • порядок их выплаты;
  • права и обязанности сторон;
  • временной отрезок для уведомления компании о наступлении страхового случая.

Важно! Военнослужащий считается застрахованным с первого дня службы по день исключения его из списков личного состава части.

Виды страховых случаев у военнослужащих

Перечень страховых случаев для военнослужащих составлен и утвержден Правительством Российской Федерации в Федеральном законе № 52-ФЗ. Этот законодательный акт также содержит в себе информацию о денежной компенсации при получении определенной травмы, увечья, заболевания или гибели армейца.

  1. Гибель армейца во время несения службы (срочная, контракт, военные сборы). Если гражданин погиб, выполняя свой воинский долг, его семья получит страховую премию в размере 2000000 рублей. Ничто не сможет вернуть погибшего, однако, денежная компенсация поможет родным военнослужащего сохранить устойчивое финансовое положение после гибели кормильца.
  2. Смерть военного после окончания службы в ВС РФ (не позднее 1 года). Если перед увольнением из рядов российской армии солдат или офицер получил серьезную травму или заболевание, ставшее впоследствии причиной его смерти, родные также получат страховую выплату в размере 2000000 рублей.
  3. Назначение инвалидности 1 группы в период службы по контракту или призыву является страховым случаем для выплаты компенсации в размере 1500000 рублей. То же правило действует и в отношении армейцев, получивших группу инвалидности в течение 1-го года после окончания службы, если причиной инвалидности стало физическое повреждение или заболевание, полученное в период несения воинской обязанности.
  4. Ухудшение здоровья до уровня инвалидности 2 или 3 третьей группы в период службы и в течение 1-го года после того, как армеец покинул ряды ВС РФ, является страховым случаем. Выплаты производятся в размере 1000000 и 500000 рублей соответственно.
  5. Любые серьезные травмы, переломы, сотрясения, контузии или ранения являются основанием для обращения в страховую компанию и получения соответствующей выплаты в размере 200000 рублей.
  6. Легкие увечья, ставшие причиной для комиссования из силовых структур РФ, подлежат страховому возмещению в размере 50000 рублей.

Договор страхования включает в себя заболевания и повреждения, ставшие поводом нахождения армейца в состоянии:

  • крайне тяжелом;
  • тяжелом;
  • средней тяжести.

Легкий вред здоровью даже при осуществлении медицинских операций (удаление зуба, лапароскопия и так далее) не является страховым случаем, и не подлежит компенсации.

Порядок получения выплат по страховке

Выплаты страховок военнослужащим начинаются с оформления документов для страховой компании. Этим занимается командование части или иного воинского формирования, к которому прикреплен пострадавший военный. Для инициации процесса армеец должен подать рапорт на имя руководителя с просьбой начать оформление документов для получения страховки. К таковым относятся:

  • бумаги, описывающие суть произошедшего травматического события или обстоятельств заболевания;
  • медицинские документы, являющиеся прямым свидетельством получения травмы, увечья или заболевания;
  • заверенные справки о присвоении инвалидности определенной группы.

Вся эта документация вместе с заполненным бланком заявления о выплате страховой суммы передается в страховую компанию.

Срок рассмотрения по делу о страховом случае — 2 недели. Если в документах нет ошибок или неточностей, по истечении этого времени производится денежная выплата застрахованному лицу или его бенефициариям в сумме, предусмотренной договором страхования. В случае просрочки установленной даты выплаты или несвоевременном рассмотрении материалов дела начисляется пеня в размере 1% от суммы причитающегося страхового возмещения.

Зачастую солдаты-срочники и служащие по контракту сталкиваются с тем, что компенсации по страховке не осуществляются. Решение об отказе в выплате принимается по следующим причинам:

  • умышленное нанесение вреда своему здоровью самим военнослужащим;
  • нахождение пострадавшего армейца в состоянии помутненного сознания (алкоголь, наркотики, токсины и тому подобное);
  • совершение общественно-опасного поступка, ставшего причиной получения травмы или заболевания.

По условиям страхового договора уведомление застрахованной стороны об отказе в выплатах производится в 15-дневный срок с момента подачи документов на получение страхового возмещения. В случае несогласия с вердиктом страховой компании военнообязанный имеет право обратиться в суд и доказать свою правоту при помощи проведения независимых экспертиз.

Перечень документов

Для получения страховки необходимо подготовить определенные бумаги и справки:

  • заявление;
  • справку, составленную командиром части о произошедшем;
  • медицинскую справку, подтверждающую увечье, травмы, заболевание;
  • подтверждение получения инвалидности (при наличии).

В случае, если армеец погиб, перечень документов для страховой компании меняется:

  • заявление бенефициария;
  • свидетельство о смерти военного;
  • справка о событии, приведшем к смерти;
  • рапорт об исключении армейца из личного состава части;
  • документы, подтверждающие право бенефициария наследовать за погибшим.

Если у вас был печальный опыт получения страховой компенсации при гибели военнослужащего, или вы сами были, либо являетесь застрахованным военным, ждем ваших комментариев и отзывов.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 1/2005, стр. 76-79

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы

ДО 1917 года Россия имела достаточно развитую систему страхового рынка, не уступающую по качеству передовым тогда странам. При этом в теоретическом и организационном плане российское страхование опережало их благодаря наличию системы хорошо налаженного учета за счет земской статистики и высокого уровня теоретической мысли в области страховой математики, теории вероятностей, математической и экономической статистики. В настоящее же время отечественное страхование специалистами оценивается на уровне, которое имели Германия, Италия, Португалия, Япония и другие страны к 1945 году. Тем не менее с развитием у нас рыночных отношений оно как вид экономической деятельности сегодня переживает период становления в новых условиях хозяйствования.

Обязательное государственное личное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц — явление в нашей стране относительно новое. Впервые оно было введено Постановлением Совета Министров СССР 1990 года № 1393 в связи с многочисленными обращениями к руководству страны родственников погибших и травмированных военнослужащих, солдатских матерей, в которых поднимался вопрос о необходимости создания организационно и финансово независимой от ведомственных интересов системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей, и первоначально возлагалось на органы государственного страхования.

В настоящее время данный вид страхования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года 52 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» и Постановлением Правительства 1998 года № 855, утвердившим перечни документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, и увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных.

Это интересно:  Наиболее прочная связь из приведенных

В соответствии с этими нормативными правовыми документами приказом министра обороны 1998 года 455 была утверждена инструкция об организации в Министерстве обороны обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.

За время существования системы обязательного страхования она сыграла значительную роль в усилении социальной защиты военнослужащих и приравненных к ним лиц. Тем не менее в ходе ее реализации возник ряд проблемных вопросов, требующих решения на соответствующих уровнях государственной власти.

Так, в соответствии с приведенным выше Федеральным законом «выгодоприобретателями по страховым случаям помимо застрахованных лиц в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и бабушка застрахованного лица — при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха застрахованного лица — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности до окончания обучения или достижения ими 23 лет, подопечные застрахованного лица». В данном перечне на практике выявлен ряд несоответствий, которые являются предметами споров вплоть до судебных разбирательств. Во-первых, дедушка или бабушка застрахованного могут претендовать на страховую выплату при условии отсутствия у застрахованного родителей, а при определении права отчима и мачехи на эту выплату отсутствие родителей законодателем не оговорено (страховщики вынуждены выплачивать страховые суммы как отчиму или мачехе застрахованного, так и родителям). Во-вторых, дети застрахованного являются выгодоприобретателями согласно этому закону до окончания обучения или до достижения ими 23 лет, т.е. законодатель предполагает, что обучающийся ребенок застрахованного является выгодоприобретателем и старше этого возраста, в то время как другими законами возраст обучения ограничен 23 годами.

Что же касается конкретных цифр, то с учетом того, что «в случае гибели (смерти) застрахованного в период прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов» (п. 2 ст. 5), каждому выгодоприобретателю выплачивается страховая сумма в размере 25 окладов месячного денежного содержания (включающих оклады по занимаемой должности и воинскому званию), то на сегодняшний день ее размер в случае гибели (смерти), для примера, военнослужащего, проходившего военную службу по призыву в воинском звании рядовой в должности стрелка (1-й тарифный разряд), составит: 25 (399,60 + 1110,00) = = 37740,00 руб., а для майора на должности командира батальона (18-й тарифный разряд) — 25 (999,00 + 2220,00) = 80475,00 руб.

В связи с периодическим повышением размеров денежного довольствия военнослужащих возникла проблема определения размера страховых сумм в зависимости от времени их фактической выплаты. Так, законом определяется, что «при исчислении страховых сумм учитываются оклады месячного денежного содержания, установленные надень выплаты страховых сумм». При этом не определена конкретная дата выплаты страховой суммы. Страховщики ею считают дату списания с их счетов денежных средств либо выплаты через кассу. Вместе с тем при повышении денежного довольствия военнослужащим, происшедшем в период между производством страховых выплат страховщиком и снятием этих денег со счета в Сбербанке России, получатели иногда ставят вопрос о пересчете суммы.

Существует несоответствие и в части, касающейся выплаты страховой суммы в размере 5 окладов денежного содержания при досрочном увольнении с военной службы проходящих ее по призыву военнослужащих, признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными или негодными к ней вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. В данном случае основным условием для получения указанной страховой суммы закон предполагает факт досрочного увольнения. При продолжительности военной службы по призыву в два года (а в перспективе она может уменьшаться) иногда бывает проблематично определить право на эту страховую сумму, так как, чем серьезнее военнослужащий получает повреждение здоровья, тем дольше соответственно срок его лечения и тем самым факта досрочного увольнения со службы может и не быть, если срок лечения превысит время, оставшееся до его увольнения.

Имеются проблемы при определении установленных случаев освобождения страховщика от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию. Это касается наступления страхового случая в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица. Применение данного законодательного положения на практике значительно затруднено. Основами законодательства Российской Федерации о здравоохранении (ст. 51) указано, что причинную связь повреждений здоровья определяют органы военно-врачебной экспертизы. Таким образом, для установления причинной связи наступления страхового случая с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением достаточно ее заключения. Закон же требует дополнительной фиксации этого факта в судебном порядке.

В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации (Комитете по обороне) создана рабочая группа по подготовке предложений о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих. ». В ее состав включены в том числе и представители Министерства обороны, по инициативе которых прорабатывается возможность разрешения в законодательном порядке упомянутых выше и ряда других проблем, возникших в практике реализации страховых гарантий военнослужащих.

Цифры приведены по состоянию на 01.12.2004 года.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 18.06.2018) «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ

ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ

НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ, ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО

СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ, СОТРУДНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ

И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, СОТРУДНИКОВ

ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 1998 года

12 марта 1998 года

Преамбула утратила силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 165-ФЗ.

Статья 1. Объекты обязательного государственного страхования

Объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее — служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее — застрахованные лица).

Статья 2. Субъекты обязательного государственного страхования

1. Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее — страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования.

Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее — страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.

3. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее — выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица:

супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;

родители (усыновители) застрахованного лица;

дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;

отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;

несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;

Это интересно:  Выставить счет на оплату

подопечные застрахованного лица.

4. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 165-ФЗ.

Статья 3. Дополнительные требования к соискателям лицензии на осуществление обязательного государственного страхования

Статья 4. Страховые случаи

Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее — страховые случаи) являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;

получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов увечья (ранения, травмы, контузии);

увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисление гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.

Статья 5. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии

1. Утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

2. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

Если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.

3. Размер страховой суммы, применяемой страховщиком для расчета страховой премии, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Договор обязательного государственного страхования

1. Договор обязательного государственного страхования (далее — договор страхования) заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица — выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования.

3. Договор страхования включает в себя соглашение о застрахованных лицах, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страховых взносов), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, о сроках и способах уведомления страхователем страховщика о наступлении страхового случая и способах выплаты страховых сумм выгодоприобретателю.

4. После заключения договора страхования страховщики уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, в установленном им порядке. При этом в уведомлении указывается страховой тариф, установленный договором страхования, с приложением расчета страхового тарифа и статистических данных, использованных при расчетах его размера.

Статья 7. Выполнение страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию

1. Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.

2. Информация о порядке и об условиях осуществления обязательного государственного страхования, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, способах выплаты страховых сумм, предусмотренных договором страхования), о страховщике должна быть предоставлена страхователем гражданину при поступлении его на военную службу по контракту или на службу, призыве на военную службу или военные сборы, а также застрахованному лицу путем размещения на сайте страхователя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в местах, доступных для застрахованного лица, и в случае необходимости должна быть доведена до сведения застрахованного лица иным способом.

Страхователь обязан поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.

2.1. Воинская часть, военный комиссариат, военно-медицинская и иная организация страхователя (далее — организация страхователя) обязаны уведомить выгодоприобретателей, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а при их отсутствии иных выгодоприобретателей о наступлении страхового случая, предусмотренного абзацем вторым статьи 4 настоящего Федерального закона, незамедлительно после того, как им стало известно о наступлении такого страхового случая.

3. В целях своевременной выплаты страховых сумм организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.

Организации страхователя обязаны сообщать по запросу страховщика сведения о наступлении страховых случаев и направлять ему необходимые сведения об обстоятельствах наступления этих случаев.

4. Должностные лица организаций страхователя, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателям документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование

1. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов.

2. Обязательное государственное страхование военнослужащих, направленных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, не на воинские должности без приостановления им военной службы, и лиц, прикомандированных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели соответствующим федеральным органам исполнительной власти, которыми направлены или от которых прикомандированы указанные военнослужащие и лица.

Статья 9. Размер страховой премии и размер страхового тарифа

1. Размер страховой премии определяется на основе страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, и страхового тарифа, размер которого определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

2. Размер страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, определяется как произведение размера страховой суммы, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона с учетом требований абзаца девятого пункта 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, и количества застрахованных лиц.

3. Изменение размера страховой премии осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором страхования, с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Порядок определения размера страхового тарифа, в том числе структура страхового тарифа, порядок его применения при расчете страховой премии, перечень, порядок сбора и хранения статистических данных, применяемых при расчете размера страхового тарифа, порядок обмена такими данными между страхователем и страховщиком устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

5. Включенные в структуру страхового тарифа и подлежащие возмещению страхователем расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования не могут превышать 6 процентов размера страховой премии.

6. Размер страхового тарифа, определенный в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, не подлежит изменению в течение срока действия договора страхования.

Статья 10. Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы

1. Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.

Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе, военных сборах.

2. Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается выгодоприобретателю и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный настоящим Федеральным законом для осуществления выплаты страховой суммы.

Это интересно:  Кто такой заемщик в ипотеке

Статья 11. Порядок и условия выплаты страховых сумм

1. Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими организациями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба.

Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительством Российской Федерации.

2. Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся выгодоприобретателям по другим видам договоров страхования, за исключением случаев, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи.

2.1. Если жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с другими федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, страховые суммы выплачиваются выгодоприобретателям по их выбору только по одному основанию.

3. Выплата страховых сумм выгодоприобретателю (независимо от места его жительства, места прохождения им военной службы, службы, военных сборов) производится страховщиком на территории Российской Федерации в российских рублях способами, предусмотренными договором страхования.

4. Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 11.06.2008 N 86-ФЗ.

Статья 12. Утратила силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 165-ФЗ.

Статья 13. Рассмотрение споров

Споры, связанные с обязательным государственным страхованием, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 1998 года.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

28 марта 1998 года

Судебная практика и законодательство — 52-ФЗ Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции

1. Настоящий Порядок определяет организацию обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации (далее — военнослужащие), в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ), а также регулирует вопросы оформления в Следственном комитете Российской Федерации (далее — Следственный комитет) документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы.

1. Настоящий Порядок определяет организацию обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих органов военной прокуратуры (далее — военнослужащие) в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 855).

В соответствии с Федеральным законом от 29 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье застрахованных лиц.

2. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

4. Договор обязательного государственного страхования, заключенный федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» на день вступления в силу настоящего Федерального закона, действует в отношении военнослужащих и сотрудников, проходящих военную службу (службу) в войсках национальной гвардии, до окончания срока его действия.

доводить до сведения граждан при поступлении или призыве на военную службу, военные сборы положения законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросу обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом (далее — обязательное государственное страхование);

20 ноября 2013 года А.Г. Коротин обратился в федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области» с заявлением о выдаче справки военно-врачебной комиссии о тяжести увечья, полученного им в период службы в органах внутренних дел, поскольку данный документ был необходим для получения страховой суммы по обязательному государственному страхованию, предусмотренному Федеральным законом «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». Однако в выдаче такой справки заявителю было отказано со ссылкой на раздел I Перечня увечий, относящий к тяжелым увечьям только те ранения, повлекшие заболевание вирусным гепатитом, которые получены при исполнении служебных обязанностей медицинским персоналом; А.Г. Коротин же в период службы в органах внутренних дел к категории медицинского персонала не относился.

По строке 181 отражаются данные об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц по договорам страхования, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1474; N 30, ст. 3613; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2883; 2004, N 26, ст. 2606; 2006, N 6, ст. 636; 2008, N 24, ст. 2799; 2011, N 17, ст. 2315; N 29, ст. 4299; N 46, ст. 6407; 2013, N 27, ст. 3457; N 30, ст. 4084) (далее — Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ).

3.1. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношения по обязательному страхованию.

военнослужащих, предусмотренное Федеральным законом от 28.03.1998 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»;

Статья написана по материалам сайтов: militaryarticle.ru, www.lawmix.ru, legalacts.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector