Системы сертификации на транспорте

Сертификация – подтверждение соответствия товара или услуги требованиям нормативной документации (или документов принимаемых в качестве нормативных).

Началом для введения сертификации послужило принятие двух законов:

«О защите прав потребителя»

«О сертификации товаров и услуг»

В 1998 году были приняты координальные изменения к закону «О сертификации товаров и услуг», которые в качестве формы «подтверждения соответствия»определили:

— Обязательную сертификацию.

— Добровольную сертификацию.

— подтверждение соответствия в форме принятия изготовителем продавцом (продавцом) «Декларации о соответствии».

Перечень продукции качество которой могло быть подтверждено одним из трех способов утверждались правительством РФ.

С этого момента (1998) начали развиваться системы добровольной сертификации.

В 2001 году был принят федеральный закон №184 «О техническом регулировании».

Этот закон ввел понятие «технического регламента»

Он распространился только на продукцию, процесс ее производства, реализации, хранения, утилизацию.

Обязательная сертификация проводится только на соответствие технических регламентов.

Добровольная сертификация проводится на соответствие государственным стандартам, стандартам предприятия, договорным условиям.

То есть товары подлежат обязательной сертификации (ЗЧ, автомобили), а услуги (ТО и Р, перевозки) – добровольной.

На автомобильном транспорте действуют следующие основные системы сертификации:

1) Системы обязательной сертификации:

— система сертификации механических транспортных средств и прицепов;

По ее результатам выдается одобрение типа транспортного средства.

— система сертификации механических транспортных средств по совокупности свойств;

По ее результатам выдается одобрение типа транспортного средства.

— система сертификации запасных частей и авто- мотопринадлежностей;

— система сертификации гаражного оборудования.

По ее результатам выдается сертификат соответствия.

2)Системы добровольной сертификации:

— система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;

— система сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;

— система сертификации оценочной деятельности автомобильного транспорта;

— система сертификации о перевозке скоропортящихся и опасных грузов;

— система сертификации розничной торговли автомобилями, запасными частями и авто- мототехникой.

Основу нормативной базы сертификации на автомобильном транспорте составляют нормативные документы.

1)Законы РФ: «О техническом регулировании», «О защите прав потребителя», «О защите окружающей среды», «О санитарно эпидемиологическом благополучии», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обеспечении единства измерений» и др.

2)Подзаконные акты (постановления правительства РФ, постановления отдельных министерств и ведомств зарегистрированные в министерстве юстиций):

а)Правила по проведению сертификации в РФ,

б)Правила по проведению сертификационных работ и услуг,

в)Правила оказания услуг по ТО и Р автомобилей,

г)Правила розничной торговли автомобилями, ЗЧ, авто- мотопринадлежностями,

д)Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации,

3)Общероссийские классификаторы:

а)Общероссийский классификатор продукции;

б)Общероссийский классификатор услуг населению

4)Международные стандарты в сфере автомобильного транспорта:

а)ЕЭК ООН «Правила №20…70»;

в)Договор по перевозке опасных грузов (ДОПОГ);

г)Договор по специальному подвижному составу

5)Национальные (государственные) стандарты :

5)Отраслевые стандарты (ОСТ):

Всего 19 стандартов.

6)Правила и положения :

а)ТО и Р подвижного состава на автомобильном транспорте;

б)Эксплуатация автошин, безопасная эксплуатация сосудов работающих под давлением;

7)Разнообразная технологическая документация: ТУ, РД, МУ, РТ, РКО и т.д. (всего 235).

Порядок и правила сертификации В РФ.

На территории РФ определен следующий порядок сертификации:

1)«Правила проведения сертификации в РФ» (постановления ГОСТ Р №126 от 10 мая 2000 года).

2)«Правила сертификационных работ и услуг в РФ» (постановления ГОСТ Р №17 от 5 августа 1997 года).

В общем случае порядок сертификации предполагает:

1)оформление заявки в органы по сертификации;

2)принятие решения по заявке и заключение договора на сертификацию;

3)проведение сертификационных проверок на предприятии, которые включают в себя:

б)выборочную проверку этих образцов и сертификационную проверку или испытания образцов,

На этом этапе проводится проверка или оценка состояния производства продукции.

4)принятие решения о выдачи сертификата;

5)выдача сертификата и разрешения на применение знака соответствия;

6)инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

В каждой конкретной системе сертификации разрабатываются свои правила сертификации однородной продукции, которые определяют порядок сертификации и способы (схемы сертификации).

Всего существует 26 схем сертификации.

Схема- совокупность процедур, результаты которых официально принимаются в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям

Классификация систем питания автомобильных двигателей.

Различают системы питания двигателей с воспламенением о т сжатия и двигателей с принудительным воспламенение от искры.

Классификация систем питания бензиновых двигателей.

По принципу дозирования топлива: 1) эжекционные (карбюраторные системы питания) 2) инжекторные (впрыск).По месту расположения дозатора:1) впускной коллектор(до дроссельной заслонки) 2) впускной коллектор перед вп. Клапанами. 3) камера сгорания.

По количеству дозаторов:1) эжекторные системы: а) однокамерные карбюраторы.б) многокамерные карбюраторы с параллельным открытием заслонок. в) многокамерные с последовательным открытием заслонок.

Системы питания дизельных двигателей бывают: 1)классическая система пит.Д.Д(раздельно ТНВД и форсунки), 2) СПДД с насос-форсунками, 3) Аккумуляторная СПДД.

Принципиальная схема и работа системы питания с впрыском лёгкого топлива.

Топливо из бака засасывается в электрический бензанасос и под давлением поступает в топливный фильтр, а затем в подающий топливопровод и регулятор давления, который поддерживает определённое давление топлива в зависимости от нагрузки двигателя. Из Р.Д. избыточное количество топлива возвращается в бензобак по топливопроводу обратного слива, а основная часть т. Направляется в распределительный топливный коллектор, где расположены электромагнитные форсунки. Воздух после воздухоочистителя проходит через расходомер и дроссельную заслонку, а в зоне впускного тракта перед вп. Клапанами подходит к форсункам, где и происходит начало образования топливовоздушной смеси. Регулирование состава т.в. смеси осуществляется за счёт изменения количества топлтива, подаваемого ф.-кой. Во впускной коллектор за один цикл в соответствии с длительностью управляющего импульса напряжения. Длительность этого импульса рассчитывается микропроцессором на основании сигналов, поступающих от различных датчиков и соответствующих программ, заложенных в памяти блока управления. Для приготовления т.в. смеси определённого состава необходимо уменьшать или увеличивать длительность управляющего импульса.

2.5. Система сертификации автотранспортных средств

В условиях рыночной экономики особое значение приобретает задача защиты интересов населения, государственных интересов по обеспече­нию безопасности производственной и иной хозяйственной деятельности предприятий, предпринимателей и других коммерческих структур.

Одной из форм государственного регулирования в этой сфере в странах с рыночной экономикой является сертификация продукции, услуг, производственных процессов на соответствие требованиям безопасности, обязательная для всех «производителей», независимо от масштабов производства, организационных структур и форм собственности.

Особую актуальность эта проблема приобретает на автомобильном транспорте, который является «источником» повышения личной опасности для граждан и реальной угрозой для окружающей природной среды.

Развитие экспорта и импорта ТС, использование автомобиля для поездок в другие страны привело к пониманию целесообразности унификации требований безопасности. Естественно, что Европа, где межгосударственные контакты были развиты сильнее всего, выступила инициатором создания между народной системы стандартов безопасности. В 1958 г. в Женеве представители ряда европейских стран подписали «Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств», в рамках которого был создан орган технического сотрудничества для разработки единообразных международных стандартов (Правил), касающихся конструкции транспортных средств и их составных частей. Им является рабочая группа по конструкции транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН).

В соответствии с указанным соглашением к эксплуатации на дорогах стран, подписавших его, допускаются транспортные средства, соответствующие принятым Правилам. Одновременно, разрешение на эксплуатацию транспортных средств, выданное в одной из стран, признается всеми другими странами, подписавшими Соглашение. Сертификация (подтверждение соответствия продукции установленным требованиям) является обязательным условием для реализации транспортных средств на рынках стран, присоединившихся к Соглашению.

Членами Соглашения являются практически все страны Европы и оно рассматривается как основа для будущего всемирного Соглашения.

Техническими приложениями к нему являются восемьдесят девять Правил ЕЭК ООН по безопасности и экологии ТС (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мототехники, прицепов). В настоящее время Россия заявила согласие с применением семидесяти одного правила.

Сертификаты на соответствие отдельным Правилам ЕЭК ООН могут быть получены в любой стране, присоединившейся к Соглашению. А одобрение типа транспортного средства, являющееся одним из документов, необходимых для постановки его на учет в органах ГАИ, может выдать только Административный орган региона России. Срок его действия 5 лет.

Кроме обязательной существует добровольная сертификация ТС. Ее проведение дает производителю право рекламировать качество, подтвержденное сертификатом.

В настоящее время такие государственные системы, ориентированные на повышение технического уровня автомобильной техники, безопасности транспортного процесса, снижение вредного воздействия на окружающую среду, улучшение качества автосервиса, совершенствование охраны труда формируются на автомобильном транспорте Российской Федерации.

В Российской Федерации в настоящее время принят ряд законодательных решений, определяющих необходимость формирования эффективных систем сертификации и контроля, в том числе на автотранспорте. Приняты, в частности. Законы Российской Федерации «О защите прав потребителей» (февраль 1992 г.), «О сертификации продукции и услуг» (июнь 1993 г.), «О стандартизации» (июнь 1993 г.).

На основе этих законов формируется Система сертификации для автотранспортной отрасли в сфере обеспечения защиты жизни, здоровья населения и экологической безопасности, а также защиты интересов потребителей техники и иной продукции для автотранспортных предпринимателей и граждан в новых рыночных условиях (в т. ч. на переходный период).

Эта система направлена на:

1. Обеспечение высокого технического уровня техники транспорта, мате риала и оборудования, поставляемых и используемых на автотранспорте страны соответствие их действующим и принимаемым вновь международным и национальным стандартам, правилам, директивам и соглашениям в сфере безопасности;

2. Обеспечение регламентируемого технического состояния техники автотранспорта и ее безопасной технической эксплуатации; формирование для этой цели системы сертифицированных услуг по техническому сервису техники транспорта;

3. Обеспечение высокого качества и безопасности услуг в сфере грузовых и пассажирских перевозок, связанных с ними сервисных и прочих услуг;

4. Обеспечение безопасности иной производственной деятельности предприятий, организаций автотранспорта.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Система предусматривает, что Департамент автомобильного транспорта Российской Федерации под руководством Национального органа страны по сертификации — Госстандарта РФ и в сотрудничестве с МВД РФ, Госкомприродой РФ, другими федеральными органами и во взаимодействии с органами управления автотранспортом территорий принимает на себя функции по:

— управлению действующими в стране системами сертификации в сфере автотранспорта, их модернизации и совершенствованию;

— созданию новых систем сертификации в необходимых для обеспечения безопасности сферах деятельности автотранспорта;

— Систему сертификации грузовых автомобилей и автобусов;

— Систему сертификации специальных и специализированных автомобилей;

— Систему сертификации гаражного оборудования;

— Систему сертификации услуг технического сервиса автотранспортных средств;

Это интересно:  Возврат индексации работающим пенсионерам после увольнения

— Систему контроля технического состояния автотранспортных средств;

— Систему подготовки кадров экспертов-аудиторов по сертификации и техническому контролю.

— Система сертификации услуг грузового транспорта;

— Система сертификации услуг пассажирского транспорта;

— Система сертификации услуг по ремонту гаражного и другого технологического оборудования автотранспорта.

На последующих этапах подлежит модернизации система сертификации легкового автотранспорта.

В указанных выше законах и других нормативных документах, разработанных и разрабатываемых на их базе, установлены правовые основы регулирования отношений между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) продукции и услуг, определены меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, разработки и применения государственных документов (стандартов, норм, правил и характеристик).

Впервые определено, что продукция и услуги, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей и средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Реализация продукции и услуг без сертификата запрещается. Это относится и к импортной продукции, основанием для ввоза которой на территорию Российской Федерации является представленный в таможенный орган сертификат, выданный или признанный уполномоченным на то органом,

Организация и проведение обязательной сертификации возложены на Госстандарт РФ и другие государственные органы, которые в пределах своих полномочий создают системы сертификации отдельных видов однородной продукции и услуг и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах.

Министерству транспорта РФ в лице Департамента автомобильного транспорта поручается организация и проведение работ по сертификации автобусов и базовых грузовых автомобилей, специальных и специализированных автомобилей, гаражного оборудования, эксплуатационных материалов (нефтепродуктов и автопрепаратов), услуг по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автотранспортных средств, услуг в области перевозки грузов и пассажиров, а также подготовка и повышение квалификации кадров для автомобильного транспорта.

Министерство внутренних дел РФ осуществляет проведение работ по сертификации изготовленных в порядке индивидуального творчества и переоборудованных автотранспортных средств (в том числе собранных из запасных частей) технических средств организации дорожного движения, а также контроль находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств.

Общую координацию и методическое руководство деятельностью по сертификации в транспортно-дорожном комплексе осуществляет Госстандарт РФ — Национальный орган по сертификации в России, который может делегировать часть своих функций Сторонам Соглашения на основе выдачи лицензий.

Административным органом, выдающим сертификаты (одобрение типа ТО на основании протоколов испытаний, проводимых техническими службами, является Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) и Агентство сертификации на автомобильном транспорте, приступившие к работе в марте 1994 г

Техническими службами, которые проводят испытания, автополигон (по 45 Правилам), НИИавтоэлектроники (по 21 Правилу), НИИ шинной промышленности (по двум Правилам), Чеховский филиал НАТИ (по одному Правилу).

В соответствии с этой общей концепцией взаимодействия в организации новых и совершенствовании действующих систем сертификации на автотранспорте внедряются системы по отдельным видам продукции и услуг, касающиеся обеспечения безопасности автотранспортных средств и техно­логического оборудования автотранспорта.

Сертификация на ж/д транспорте

Система сертификации на железнодорожном транспорте направлена на обеспечение защиты перевозимых грузов и пассажиров, безопасности железнодорожного движения, а также соблюдение нормативных положений, разработанных Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Сертификация на жд транспорте делится на добровольную и обязательную.

Для проведения сертификации созданы:

  • Сертификационный совет. Суть его работы состоит из координационной деятельности с целью улучшения процесса сертификации.
  • Экспертный центр сертификации. Представляет собой независимый объект, основным направлением работы которого является заключение о соответствии проверяемого объекта на действующие нормативы.
  • Испытательные центры. Аккредитованные организации, проводящие необходимые испытания и созданные на базе заводов-изготовителей и проектных учреждений.

Основные положения сертификации, порядок проведения, оплата проведенных работ определены в Правилах системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Документ содержит положения о правилах лицензирования и аккредитации органов сертификации и перечень объектов, подлежащих сертифицированию, а также порядок проведения контроля.

Обязательная сертификации на ж/д транспорте

Главной целью сертификации является обеспечение безопасности железнодорожного движения, сохранение здоровья пассажиров и их имущества. Обязательная сертификация ЖДТ (ССФЖТ) направлена на установление соответствия объектов существующим техническим требованиям на основе действующих регламентов и нормативных документов МПС России.

  • путевое хозяйство и пути;
  • станционные технические средства;
  • устройства автоматики;
  • различные виды контейнеров;
  • детали и составные части моторвагонного подвижного состава;
  • средства измерений;
  • электрооборудование для электрифицированных железных дорог;
  • продукция из металлических или неметаллических материалов для транспорта;
  • системы производства и качества технических средств;
  • услуги по перевозке различных грузов и пассажиров.

Полный список объектов, подлежащих сертификации ж/д транспорта, является открытым и публикуется в печати после утверждения Министерством путей сообщения России.

Сертификация добровольного характера

Основными направлениями добровольной сертификации ЖДТ является проверка продукции и объектов ж/д инфраструктуры на соответствие нормативным документам, развитие конкурентоспособности продукции.

Добровольная сертификация ЖДТ (ССЖТ) распространяется на следующие объекты:

  • программное обеспечение;
  • системы качества, безопасности, менеджмента;
  • технические средства контроля, измерения или диагностики железнодорожного транспорта;
  • работы для осуществления перевозок;
  • производство в сфере проектирования и ремонта.

Добровольная сертификация железнодорожного транспорта предусматривает инспекционный контроль объектов в рамках действия сертификата.

Сертификация на автомобильном транспорте

Сертификация на автомобильном транспорте

Сертификация на автомобильном транспорте

Сертификация на автомобильном транспорте является одним из механизмов обеспечения качества и безопасности на рынке транспортных услуг и продукции.

Это интересно:  Поиск по исполнительному листу судебных приставов

Минтрансом России — Руководящим органом Системы добровольной сертификации на автомобильном транспорте(РОС) создана и успешно функционирует «Система добровольной сертификации на автомобильном транспорте (ДС АТ)».

Распоряжением Минтранса России от 15 июля 2003 года № АН-155-р Российский автотранспортный союз уполномочен выполнять функции Центрального органа (далее — ЦОС) в Системе добровольной сертификации на автомобильном транспорте, в соответствии с Положением о Системе добровольной сертификации на автомобильном транспорте (ДС АТ).

Система ДС АТ ориентирована на сертификацию широкой номенклатуры объектов автомобильного транспорта.

В настоящее времяв Системе ДС АТ действуют 68 органов по сертификации в 46 регионах, которыми проводится сертификация:
— услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонтуавтомототранспортных средств;

— услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом;

— колесных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования;

— перевозок опасных грузов автомобильным транспортом;

— услуг розничной торговли автотранспортными средствами, их деталями, узлами и принадлежностями.

Сертификация в Системе ДС АТ проводится на соответствие требованиям нормативных документов, охватывающих весь спектр требований безопасности, защиты жизни людей и охраны окружающей среды, а также качественных условий обслуживания автомобильным транспортом.

В 2003 году по заказу Российского автотранспортного союза силами НИИАТ проведена разработка по теме: «Разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию плана действий по организации внедрения Системы добровольной сертификации колесных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования».

Разработаны следующие документы Системы ДС АТ:

1. «Анализ и разработка предложений по совершенствованию Системы добровольной сертификации на автомобильном транспорте (ДС АТ) в части внедрения Системы добровольной сертификации колесных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования».

2. Организационно-методические документы по совершенствованию Системы ДС АТв части внедрения Системы добровольной сертификации колесных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования:

— «Требования к экспертам органов по сертификации колесных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования в Системе ДС АТ», в том числе «Примерный перечень специальностей высшего профессионального образования, соответствующих специализации экспертов Системы ДС АТ по сертификации колесных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования»;

— «Учебная программа обучения кандидатов в эксперты органов по сертификации колесных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования и экзаменационные вопросы»;

— «Требования к испытательным лабораториям (ИЛ), осуществляющим испытания (проверки) для целей сертификации колесных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования».

В целях обеспечения необходимого уровня компетентности специалистов, проводящих сертификациюв Системе ДС АТ, достоверности результатов работ по сертификации, а также содействия организациям, осуществляющим деятельность в сфере добровольной сертификации на автомобильном транспорте, в подборе компетентных специалистов, Минтранс России — РОС Системы ДС АТ при участии Российского автотранспортного союза — ЦОС Системы ДС АТ постоянно проводит специальное обучение кандидатов в эксперты и переподготовку экспертов иных систем сертификации в Системе ДС АТ на базе Учебного центра – Некоммерческого партнерства содействия транспорту «Трансконсалтинг».

Внастоящее время в системе ДС АТ обучено и аттестовано в качестве экспертов по сертификации в Системе ДС АТ по следующим направлениям:

— услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонтуавтомототранспортных средств – 107 экспертов;

— услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом — 57 экспертов;

— колесных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования кандидатов в эксперты — 7;

— перевозок опасных грузов автомобильным транспортом кандидатов в эксперты — 8;

— услуг розничной торговли автотранспортными средствами, их деталями, узлами и принадлежностями: экспертов — 2 и кандидатов в эксперты — 5.

Задачей в области сертификации на 2004 год является совершенствование и развитие Системы ДС АТ, посредством выполнения Российским автотранспортным союзом функций Центрального органа по сертификации Системы ДС АТ, включая работы по:

— проведению мер по популяризации добровольной сертификации на автомобильном транспорте (ДС АТ);

— увеличению числа органов по сертификации и экспертов Системы ДС АТ для обеспечения более полного охвата сертификацией рынка транспортных услуг и продукции, включая регионы где нет органов по сертификации;

— внедрению новых направлений деятельности по сертификации Системы ДСАТ, включая сертификацию колесных транспортных средств, их составных частей и предметов оборудования и перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, а также услуг розничной торговли автотранспортными средствами, их деталями, узлами и принадлежностями;

— участию в работах по подготовке и проведению аккредитации организаций в качестве органов по сертификации и доаккредитации действующих органов по сертификации по всем направлениям сертификации в Системе ДС АТ.

По инициативе РАС — ЦОС Системы ДС АТ Минтрансом России направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по популяризации, внедрению и поддержке Системы ДС АТ в регионах (письма от 22.08.2003г. № АК-5/221-ис и от 08.12.03 № АН-7/1210).

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, gosnorm.ru, www.uceps.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector