Ревизия как основной метод финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Существуют следующие методы финансового контроля:

  • ревизии;
  • проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.);
  • рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;
  • заслушивание докладов, информации должностных лиц и др.

Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Данные общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т. п.).

Основной метод финансового контроля – ревизия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии:

  • документальные;
  • фактические;
  • полные (сплошные);
  • выборочные (частичные).

По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности. Срок проведения ревизии – не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры:

  • по устранению вы явленных нарушений финансовой дисциплины;
  • возмещению причиненного материального ущерба;
  • разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины;
  • виновные привлекаются к ответственности.

Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

В случае необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись и акте ревизии.

Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.2. Методы финансового контроля

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают: наблюдения, проверки, обследования, анализ и ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

Это интересно:  Судебная система ее характерные черты

Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

— проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

— проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые;

— привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

— получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

— Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Ревизия

Ревизия как основной метод финансового контроля

Ревизия — это основной метод финансового контроля, она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

Юридическое значение акта ревизии

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Это интересно:  Структура гражданского кодекса рф

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

Ревизия как метод финансового контроля

В современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что закреплено во многих законодательных и нормативно — правовых документах.

Законом о Счетной палате Российской Федерации определено, что этот постоянно действующий орган государственного финансового контроля проводит комплексные ревизии и тематические проверки, в ходе которых на основе документального подтверждения законности производственно — хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяется своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

Аналогичные положения содержатся в законах о счетных палатах, других контрольных органах, образуемых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

Право проведения финансовых ревизий и проверок предоставлено Минфину России и его территориальным контрольно — ревизионным органам положениями о министерстве и названных органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Ревизии проводят контрольные финансовые подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.

В стране нет законодательного документа, который бы определял, что такое ревизия, каковы ее задачи, порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы деятельности контролирующих органов и их работников; правовое положение и возможности проверяемой организации.

Из-за отсутствия федерального закона о государственном финансовом контроле законодательно определение ревизии нигде не закреплено. Определения ревизии и проверки даны в разных интерпретациях в ряде ведомственных нормативных правовых актов. Так, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации содержит определение ревизии.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление. [7]

Кроме того, в Порядке организации и проведения ревизии и проверки Счетной палатой Российской Федерации указано, что ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке операций со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, по использованию федеральной собственности и осуществлению финансово-хозяйственной деятельности, совершенных ревизуемым объектом в определенном периоде, а также проверке их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. [6]

Основными методами государственного финансового контроля являются:

  • — проверки;
  • — обследования;
  • — надзор;
  • — анализ финансового состояния;
  • — наблюдение (мониторинг);
  • — ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

Это интересно:  Госуслуги для юридических лиц

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

Ревизия имеет исторические корни. Она всегда использовалась в практике финансового контроля за расходованием государственных средств, прежде всего бюджетных, проводилась систематически и внезапно.

  • — в зависимости от объема проверки документов: сплошные и выборочные. При сплошной ревизии проводится проверка всех финансовых и бухгалтерских документов, реестров, отчетов и других материалов ревизуемого объекта по операциям со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов за ревизуемый период. При выборочной проверяется лишь часть указанных документов на выбор за определенный промежуток времени;
  • — в зависимости от направленности и круга проверяемых аспектов деятельности: комплексные, тематические и сквозные. При проведении комплексной ревизии проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта и все его операции со средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Тематические ревизии проводятся по конкретным вопросам, аспектам деятельности одного или нескольких объектов, по использованию ими государственных средств и проведению взаимных расчетов и платежей с федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Сквозные ревизии проводятся одновременно на нескольких объектах, находящихся на различных уровнях в единой системе управления, по определенным направлениям их финансово-хозяйственной деятельности.

Дополнительно может проводиться и встречная ревизия, которая заключается в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операций и находящихся в различных организациях, ведущих расчеты (распорядитель и получатель), или в разных подразделениях одного предприятия.

Переходя к методике проведения ревизии как элементу системы финансового контроля, необходимо отметить, что существует много разнообразных методов проведения ревизий, но все же следует выделить два основных: документальная ревизия и фактическая ревизия.

Документальная ревизия проводится на основе первичных документов, регистров бухучета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ее приемам относятся: формальная арифметическая проверка документов; встречная проверка документов или записей; юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных операций; нормативная проверка; сплошное и выборочное наблюдение; способ обратного отсчета; приемы экономического анализа (сравнение, балансовая увязка); технико-экономические расчеты.

К приемам фактической ревизии относятся: инвентаризация материальных ценностей и денежных средств; обследование; экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т.д.; визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных подразделений; проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

Статья написана по материалам сайтов: www.aup.ru, www.grandars.ru, studwood.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector