Расчет пени по налогу на прибыль

Содержание

Руководители бизнеса и бухгалтеры, даже самые добросовестные, вынуждены иногда платить пени. Что это такое, почему их нужно платить, как рассчитать пени и какие дни включать в расчет, — расскажем в статье. А еще вы сможете бесплатно рассчитать пени с помощью нашего онлайн-калькулятора.

Содержание

Что такое пени

Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

Кто рассчитывает пени

Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.

Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:

  • рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
  • уплатите сумму недоимки и пеней;
  • отправьте уточненную декларацию.

В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.

За какие дни начисляются пени

Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. По поводу последнего дня для начисления пеней у чиновников есть расхождения.

ФНС разъяснила, что пени перестают начислять на следующий день после уплаты, а значит день уплаты включается в расчет пеней. Однако есть письмо Минфина о том, что начислять пени за день уплаты недоимки не нужно. Это письмо не направляли налоговикам для обязательного применения, так что руководствоваться этими объяснениями можно на свой страх и риск.

Если сумма пеней за день небольшая, безопаснее включить день уплаты в расчет пеней. Если сумма велика, будьте готовы к тому, что ваши действия придется отстаивать в суде. Кроме того, налогоплательщик может письменным запросом уточнить порядок расчета у Минфина, чтобы опираться в расчетах на официальный ответ.

Как рассчитать пени

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * Число дней просрочки

Если просрочка организации составила 31 день и больше, рассчитывайте пени так:

    Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * 30

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 150) * Число дней просрочки с 31 дня

КБК для перечисления пеней в 2017 и 2018 годах

  • Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
  • Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
  • Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
  • Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
  • Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110
  • Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 1000 110
  • НДС — 182 1 03 01000 01 1000 110
  • Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
  • Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
  • НДФЛ (и ИП “за себя”) — 182 1 01 02020 01 1000 110
  • УСН “доходы” — 182 1 05 01011 01 1000 110
  • УСН “доходы-расходы” и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 1000 110
  • ЕНВД — 182 1 05 02010 02 1000 110

Когда можно не платить пени

В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.

Также вы избежите пеней, если недоимка возникла из-за ошибки в платежке, которую можно исправить уточнением платежа, — в этом случае пени сторнируются. Ошибка исправляется уточнением, если она не связана с неверным указанием номера счета, банка получателя или КБК.

Как рассчитать пени на онлайн-калькуляторе

Рассчитайте пени с помощью нашего бесплатного калькулятора. Расчеты займут меньше минуты.

Инструкция по использованию калькулятора пеней

В левой части калькулятора укажите форму собственности — ИП или юрлицо, а также сумму задолженности, с которой начислялись пени. Затем укажите последний срок уплаты налога или взноса (в который вам не удалось уложиться) и фактический срок уплаты недоимки. Примите решение, будете ли вы включать день уплаты недоимки в расчет пеней (напоминаем, включить этот день в расчеты — наименее рискованный вариант с точки зрения возможных претензий налоговой).

Остается только нажать кнопку “Рассчитать” — и вы увидите результат в правой части калькулятора. После всех расчетов вы сможете распечатать результат прямо из калькулятора, нажав появившуюся кнопку “Напечатать”.

Расчет Пени По Налогу На Прибыль В 2024 Году Калькулятор

Расчет размера пени по налогам в 2024 году

Стоит сразу же определиться с тем, что такое пеня. По своей сути это разновидность штрафа, которая начисляется каждодневно, в то время как большая часть штрафов начисляется разово с привязкой к каким-либо событиям или изменениям состояния. Поэтому штраф и пеня зачастую рассматривают как различные понятия, а то и противопоставляются их друг другу. Тем не менее применение слова «штраф» в качестве синонима к слову пеня правомерно.

То есть если просрочка платежа началась с первого марта, а десятого была изменена ставка рефинансирования, то при расчете штрафа за первые десять дней применяется действующая в этот период ставка, а за следующий период – для него. Рассчитывается размер пени во время уплаты налогов по частям или же после выплаты всей суммы налоговой задолженности. Таким образом, штраф можно уплачивать как вместе с налоговой задолженностью по частям, так и после нее. При этом второй вариант более выгоден, так как при выплате суммы задолженности штраф перестает начисляться, это даст возможность сэкономить на ее выплате. Дело в том, что при налоговой задолженности штраф начисляется только с неуплаченных налогов, но не с сумм пеней и штрафов.

Калькулятор пени по налогам 2017

Несвоевременная уплата налоговых сумм влечет за собой начисление пени. Расчетом данного штрафа занимается ФНС. Однако налогоплательщик вправе проверить правильность начисленных пени. Предлагаем воспользоваться калькулятором ниже, чтобы рассчитать размер пени к уплате в связи с задержкой платежа по налогам. Предлагаем 2 калькулятора — первый позволяет провести расчет по правилам до 1 октября 2017 года, второе — по новым правилам с 1 октября 2017 года.

Шаг 3 — При расчете по старому — укажите интересующую вас ставку рефинансирования (выбор зависит от периода, когда числилась задолженность, пояснения по периодам приведены в калькуляторе). При расчете по новому ставку выбирать не нужно, в него заложена действующая на настоящий момент ставка 8,5%.

Пеня расчет по ставке рефинансирования, неустойка онлайн

Если год уже закрылся, но бухгалтерскую отчетность вы еще не сдали, сделайте ту же проводку задним числом — от 31 декабря истекшего года. А вот если отчетность уже сдана и вам надо доначислить налог за прошлый год, то счет 99 «Прибыли и убытки» трогать не нужно. Расход в этом случае отразите в бухучете как убыток прошлых лет проводкой:

  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов до 30 календарных дней (включительно) процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку уплаты налогов или страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Онлайн калькулятор пени по налогам в 2024 году с инструкцией

Если органы ФНС обнаружат недоплату, они уведомят вас о необходимости заплатить пени. При этом имейте в виду, что если компания самостоятельно вычислила, что она недоплатила налог, вам нужно будет внести одновременно доплату налога или взносов, и сумму пеней, не дожидаясь уведомлений из налоговой.

Калькулятор пени по налогам и взносам быстро и без ошибок рассчитает за вас сумму пени в 2024 году. Мы расскажем вам, как пользоваться нашим калькулятором онлайн. Также покажем механизм расчета пени по налогам и взносам, формулу расчета с учетом всех последних изменений 2024 года.

Расчет пени по не уплаченным вовремя налогам в 2024 году

  1. С помощью сервисов расчета пеней, размещенных в сети. Они действуют по тому же принципу, что и калькулятор на сайте налоговой. Обычно они отличаются друг от друга лишь интерфейсом; принцип работы же у всех одинаков.
  2. Дождавшись соответствующего требования из налоговой инспекции, где будет указана и сумма подлежащих уплате санкций за неуплату единого или другого налога.

Основное предназначение пени по налогам – побуждение к своевременной уплате всех определенных законом платежей, в том числе налога на прибыль и по УСН. Поэтому закон установил несколько общих положений ее начисления, независимо от налога, который не был уплачен вовремя.

Налог на прибыль 2024: cтавка, срок уплаты и пример расчета

Прибыль на ставках, самое важное для игрока, и естественно чем больше, тем лучше, я вот регулярно получаю прибыль и прогрессивно увеличиваю банк на прогнозах betsupport ru , и сейчас, после долгого и успешного сотрудничества с ними, могу сказать что они прогнозисты — победители, и дают прибыльные прогнозы.

Его плательщики — все российские организации, за исключением перешедших на ЕНВД, УСН, ЕСХН или занимающихся игорным бизнесом, а также иностранные организации, которые действуют посредством постоянных представительств в РФ и получают доходы от источников в РФ.

Это интересно:  Как быстро отдать долги

Калькулятор пени по налогу на прибыль 2024

Что такое пеня? Согласно статье 75 Налогового кодекса России, это определенная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить государству, если он уплатил налоги или сборы в бюджет в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах. Расчет пени делается за каждый просроченный день. Просрочка начинает считаться таковой в день, следующий за сроком положенной уплаты налога (то есть если заплатить нужно было 1 сентября, то уже 2 числа будет первым днем просрочки).

Пени и штрафы за неуплату по УСН на 2018 году

Расчет пени происходит путем перемножения суммы неуплаченного авансового платежа на число дней просрочки и 1/300 часть ставки рефинансирования, действительной в период просрочки. Начисление происходит за каждый просроченный день, включая праздничные и выходные.

Пеня представляет собой разновидность санкций, предусмотренных за наличие просрочки по уплате налога или же за то, что уплата произведена не в полном объеме. Кроме того, она полагается в том случае, если в декларации допущены ошибки, которые привели к уменьшению размера налога и образованию задолженности перед бюджетом.

Калькулятор пени по налогам в 2018 году

По задолженности, которая образовалась с 1 октября, действует сложный расчет. Пени за первые 1-30 дней просрочки считают исходя из 1/300 ставки рефинансирования. А пени за дни просрочки начиная с 31 дня — исходя из 1/150 ставки рефинансирования (то есть заплатить придется в два раза больше). Пример расчета пени по-новому смотрите в статье «С 1 октября пени увеличились».

При этом расчет пеней для взносов на травматизм с 1 октября остается прежним. То есть эти пени нужно считать исходя из 1/300 ставки рефинансирования за все дни просрочки (как 1-30, так и с 31 дня). Пени по взносам на все остальные виды страхования (кроме травматизма) компании должны считать с 1 октября по-новому.

Пени по налогам: ставка в 2024 году, новый расчет

Как вы знаете, любой платежный документ содержит более 20-ти полей. Заполнение одного из полей – кода бюджетной классификации (КБК) – усложняется за счет того, что кодировки постоянно меняются. Поэтому выполнить все требования ЦБ РФ по заполнению платежек непросто. Чтобы не отслеживать постоянно все изменения, удобнее формировать платежные поручения автоматически – в программе БухСофт.

О начислении пеней за неуплату налога и необходимости их внести инспекция сообщает фирмам и предпринимателям специальным требованием. Если в течение двух месяцев не уплатить затребованную сумму, инспекция взыщет эту задолженность принудительно и даже может обратиться в суд. Подробнее о взыскании налоговых долгов читайте в таблице 1.

Формула расчета ЕНВД в 2024 году

Согласно со статьей НК РФ 346.32., исчисленную за квартал сумму ЕНВД можно уменьшить на обязательные страховые взносы, которые фактически уплачены в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ). В этом случае имеет значение, является ли плательщик ЕНВД работодателем или нет:

Калькулятор налога на имущество

Плательщиками выступают юридические лица, которые имеют в собственности (на балансе, во временном пользовании) движимые или недвижимые основные средства, которые признаны объектом налогообложения. Бюджетные учреждения не имеют льготных преимуществ. Перечни объектов, которые не подлежат обложению, и льготных категорий учреждений детально представлены в ст. 374 и 381 НК РФ.

  1. Запросить кадастровую стоимость недвижимости в Росреестре.
  2. Высчитать долю здания пропорционально занимаемым площадям, если недвижимость находится в совместной (долевой) собственности.
  3. Вычислить размер налогового обязательства организации по кадастровой стоимости за год или за квартал, если в вашем регионе предусмотрены авансовые перечисления.

Пени налог на прибыль

Пени налог на прибыль

Новая электронная услуга позволит самостоятельно рассчитать пени

Несвоевременная уплата налога: вопросы применения пеней

Перечисление налоговых платежей в бюджет позже установленного срока — довольно часто встречается в налоговой практике. Неотвратимость начисления пеней известна: инспекция начисляет дополнительный платеж, компенсируя потери казны в результате недополученных в срок налоговых сумм. Вместе с тем многие моменты применения пени остаются спорными. Правила расчета пеней, порядок взыскания и другие вопросы — тема настоящей статьи.

Налоговый кодекс РФ определяет пеню как установленную Кодексом денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной им в Постановлении от 17.10.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополученных налоговых сумм в срок. Пени — не штрафная санкция, а способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Сумма пеней уплачивается помимо задолженности по налогам и независимо от применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня после установленного срока уплаты. Ставка пеней определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и равняется одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени перечисляются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Принцип расчета пени

Сумма пени зависит от суммы недоимки, количества дней просрочки и действующей ставки рефинансирования.

Формула расчета в общем виде следующая:

SP = N х K х SR х 1/300 х 1/100,

где: SP — сумма пени;

K — количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора);

SR — действующая ставка рефинансирования Банка России, %.

При определении дней задержки, если установленный срок уплаты налога совпадает с выходным или праздничным днем, пени начисляются начиная со второго рабочего дня после дня отдыха.

За последние 3 года Банком России установлены следующие ставки рефинансирования:

1 января — 16 февраля 2003 г. — 21%; 17 февраля — 20 июня 2003 г. — 18%; 21 июня 2003 г. — 14 января 2004 г. — 16%; 15 января — 14 июня 2004 г. — 14%; 15 июня 2004 г. — 25 декабря 2005 г. — 13%; 26 декабря 2005 г. — 12%.

Ставка пени как 1/300 рассчитывается с точностью до одной десятитысячной (0,0001) отдельно за каждый период действия ставки рефинансирования. Сумма пеней округляется до целых копеек.

На каждого налогоплательщика в инспекции ведется Карточка расчета с бюджетом (РСБ), в которую вносится информация об исчисленных и уплаченных налоговых платежах по соответствующему бюджету, зачету и возврату налогов, суммах начисленных пеней и другая учетная информация. Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных Расчеты с бюджетом» утверждены Приказом ФНС России от 12.05.2001 N ШС-3-10/211 (далее — Рекомендации).

По налогам, перечисление которых осуществляется отдельными документами (например, налог на прибыль), пени на сумму недоимки по одному бюджету начисляются независимо от переплаты по другому бюджету. Такой порядок установлен п. 3 Рекомендаций.

В случае предоставления организацией уточненных расчетов «к уменьшению» суммы налога по первоначальным декларациям за соответствующий отчетный (налоговый) период начисленная ранее пеня подлежит перерасчету, а сумма пеней сложению.

Если налогоплательщик сдает уточненную декларацию «к доплате» за соответствующий отчетный период, в карточке производится доначисление пеней с учетом новой суммы налога. При перерасчете сумм пеней по уточненным расчетам должны применяться ставки пеней, действующие в соответствующих отчетных периодах (в т.ч. за предыдущие годы). Поступившие в бюджет суммы пеней зачисляются на тот же код бюджетной классификации доходов РФ (группа, подгруппа, статья, подстатья), на которые зачисляются основные платежи. Уточним при этом структуру кода программы (14 — 17 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) — 2000 «Пени и проценты по соответствующему платежу».

Выявление недоимки и применение пени

Основанием для начисления и взыскания пени является факт просрочки уплаты налогов и сборов. Применение пени происходит по различным сценариям.

Первый — организация правильно исчислила налог, но уплатила его с нарушением срока. Налоговый орган в автоматическом режиме получает информацию от Федерального казначейства о проведенном платеже и отклонении в сроке уплаты от установленного законодательством.

Второй — в ходе камеральной проверки доначислен налог. Проверка проводится в течение 3-х месяцев после сдачи налоговой декларации, поэтому погасить задолженность в установленный срок практически невозможно, просрочка компенсируется пеней.

Третий — выездной налоговой проверкой установлено занижение налога. Эти суммы квалифицируются как недоимка, а «недоимка без пеней не бывает». Важно, что Кодексом (ст. 87 НК РФ) установлено ограничение по глубине контрольного мероприятия — только 3 календарных года, предшествовавшие году проведения проверки. В решении по результатам рассмотрения материалов проверки должен быть сделан расчет пеней и указана дата, по которую они начислены.

Известно также одно из постановлений ФАС Северо-Западного округа, где отмечено, что, несмотря на неоднократные требования суда обосновать сумму пеней (по периодам и основаниям их начисления) и представить суду его расчет, инспекция не смогла это выполнить. Она указала, что расчет произведен по компьютерной программе, в силу чего невозможно обосновать данный расчет иным способом. Кассационная инстанция сделала вывод, что предъявленная в требовании к уплате предприятию сумма пеней никак не обоснована налоговым органом, т.е. не доказана правомерность ее начисления, следовательно, является правильным вывод суда о нарушении инспекцией прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.

Пеня по «старым» долгам

Принципиальным является вопрос правомерности начисления дополнительных сумм на задолженность «прошлых лет». В частности, на недоимку, возникшую за пределами трехлетнего периода деятельности налогоплательщика, охваченного выездной налоговой проверкой.

Если установлен трехлетний срок давности на взыскание на выявление недоимки, в равной степени это ограничение должно применяться и к дополнительному платежу. Кроме того, у налогового органа отсутствует законное право подтвердить задолженность первичными учетными документами, т.к. эти документы уже нельзя запросить у налогоплательщика. Срок 3 года для выездной проверки является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Тем не менее у налогового органа есть возможность начисления пеней на задолженность прошлых лет в том случае, когда размер недоимки подтверждается актом предыдущей выездной налоговой проверки, а сам налог в течение проверяемого периода не был уплачен.

Добровольная уплата и взыскание пени

Анализ ст. 75 НК РФ показывает, что обязанность по исчислению и уплате пени возложена на налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ предусматривает добровольный и принудительный порядок уплаты пени. Чаще всего добровольная уплата инициируется самим налогоплательщиком при подаче корректирующей декларации и доплате налога.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик сдает исправленную налоговую декларацию после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога. Однако освобождается от ответственности он при условии, что до подачи нового расчета уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени.

Кроме того, налогоплательщик имеет возможность уплатить пени в добровольном порядке и при направлении в его адрес налоговым органом требования об уплате налога и пени (или только пени) в установленный в требовании срок. Согласно ст. ст. 69 и 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно содержать информацию о сумме задолженности по конкретному налогу и период, за который возникла недоимка. Из приведенной нормы следует, что налоговый орган должен доказать правомерность направления налогоплательщику требования в части суммы начисленных пеней.

Требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Если недоимка выявлена в результате выездной налоговой проверки, требование направляется в 10-дневный срок с даты вынесения решения по акту проверки.

Если пени не уплачиваются добровольно, налоговые органы вправе взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (пп. 9 ст. 31). Согласно п.

Это интересно:  Характеристика на маму положительная

Рассчитываем пени по обязательным платежам (Бурсулая Т.)

6 ст. 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Процедура принудительного взыскания задолженности по пеням, также как и по налогам и сборам, может быть начата только после направления налогоплательщику или налоговому агенту требования о добровольной уплате задолженности.

Применение пени к налоговому агенту

Обязанность налоговых агентов перечислять удержанные налоги установлена п. 4 ст. 24 НК РФ. В случае несвоевременного перечисления сумм налога пени начисляются в общем порядке (п. 1 ст. 75 НК РФ). Важно, что дополнительный платеж можно взыскать только в том случае, когда налоговый агент реально удержал налог, но не перечислил в бюджет или перечислил с нарушением установленного срока. Уплата налога за счет организации — налогового агента действующим законодательством не предусмотрена.

Наличие успешной судебной практики подтверждает правильность такого вывода. Однако многие инспекции начисляют пеню на суммы, не удержанные из доходов работника, и, как правило, выявленные на выездных проверках. Между тем за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов установлена специальная ответственность ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

При перечислении налога на доходы физических лиц бухгалтеру организации, имеющей обособленные подразделения, стоит быть особенно внимательным. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.08.2005 N 645/05 освободил организацию, перечислившую налог не в тот бюджет, от штрафа. А заплатить пени и перечислить налог в нужный бюджет все-таки придется.

Начисление пени по авансовым платежам

До настоящего времени существует неопределенность в вопросе о том, должна ли начисляться пеня в случаях, когда налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, но сделал это несвоевременно. Президиум ВАС РФ в п. 16 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 пояснил, что на авансовые платежи эта норма не распространяется. Пленум ВАС РФ в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 подтвердил, что пени можно начислять лишь на те авансовые платежи, которые рассчитываются по итогам отчетных периодов.

Пени по отдельным налогам

В связи с тем что уплата разных налогов имеет разную периодичность, особенности в исчислении и уплате авансовых платежей, отличия в распределении по бюджетам и другие характерные признаки целесообразно рассмотреть применение пени на отдельных примерах.

Такой вывод сделан только в отношении обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ с организацией, и в отношении регионального бюджета.

Транспортный налог. С этим налогом сложилась уникальная ситуация. До 1 января 2006 г. положениями гл. 28 НК РФ был установлен только налоговый период — календарный год. Отчетные периоды, а также обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению расчетов на налогоплательщика не была возложена. У субъектов РФ также не было права самостоятельно установить эти элементы налогообложения.

Новая редакция ст. 360 НК РФ с этого года определила в качестве отчетного периода квартал. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют право не устанавливать на своих территориях отчетные периоды в течение года. Но если отчетные периоды будут введены, то организации в течение квартала будут обязаны уплачивать авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Калькулятор расчет штрафов и пени

На основании налогового уведомления налогоплательщики — физические лица уплачивают следующие имущественные налоги (абз. 3 п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 3 ст. 409 НК РФ):

  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Также на основании налогового уведомления подлежит уплате НДФЛ с доходов, полученных начиная с 2016 г., с которых налоговый агент не смог удержать налог, в связи с чем представил сообщение вам и в налоговые органы (пп. 4 п. 1, п. 6 ст. 228 НК РФ; ч. 8 ст. 4 Закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ).

Сроки уплаты налогов

По общему правилу срок уплаты указанных налогов — не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом (календарным годом), за который они исчислены. Исключением является уплата НДФЛ в отношении доходов, полученных в 2016 г.: он подлежит уплате не позднее 01.12.2018. Учитывая, что эта дата приходится на субботу, заплатить НДФЛ можно не позднее понедельника 03.12.2018 (п. 7 ст. 6.1, ст.

Правила расчета пени по налогам

216, п. п. 6, 7 ст. 228, п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 393, п. 1 ст. 397, ст. 405, п. 1 ст. 409 НК РФ; Письмо ФНС России от 11.01.2016 N БС-4-11/48@).

Неуплата или несвоевременная уплата налогов по налоговому уведомлению может повлечь:

  • начисление пеней;
  • привлечение к ответственности в виде штрафа;
  • взыскание задолженности по налогу (недоимки), а также пеней и штрафа через суд.

Пени за неуплату налогов

Пеня — это денежная сумма, которая будет начислена вам на сумму задолженности по налогу, если вы уплатите налог с опозданием (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитываются по формуле (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ):

Сумма пеней = не уплаченная в срок сумма налога x количество календарных дней просрочки x 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России и с 30.10.2017 составляет 8,25% (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информация Банка России от 27.10.2017).

Если вы не уплатите налог в срок, налоговая инспекция направит вам требование об уплате недоимки по налогу и пеней.

Такое требование должно содержать: сумму задолженности по налогу; размер пеней на момент направления требования; срок уплаты налога; срок исполнения требования; также меры по взысканию налога, которые будут приняты в случае неисполнения требования.

Указанные в требовании суммы вы должны уплатить в течение восьми рабочих дней со дня получения требования, если в нем не указан более продолжительный срок (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления этого письма (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 69 НК РФ).

Штрафы за неуплату налогов

За неуплату налога вас могут привлечь к ответственности в виде штрафа. Штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога. Если же инспекция докажет, что налог вы не уплатили умышленно, то сумма штрафа увеличится до 40%. При этом привлечь вас к ответственности налоговый орган вправе в течение трех лет с начала календарного года, следующего за тем, в котором налог следовало уплатить (п. 1 ст. 113, ст. 122 НК РФ; Информация ФНС России «О разъяснении порядка исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности»).

Важно знать, что налоговый орган для привлечения вас к ответственности должен иметь доказательства, которые подтверждают совершение правонарушения: располагать документами о том, что инспекция исчислила налог в соответствии с законом, направила вам налоговое уведомление и требование, имеет подтверждение факта и даты получения уведомления.

Последствия неисполнения требований налогового органа в срок

При неисполнении требования в срок налоговый орган может подать заявление в суд, чтобы взыскать задолженность за счет вашего имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, наличных денег (п. 1 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования налогового органа сумма вашей задолженности, включая задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам (п. 2 ст. 48 НК РФ):

  • превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня превышения задолженности 3 000 руб.;
  • не превысила 3 000 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

При подаче налоговым органом заявления мировому судье по вашему месту жительства возможно вынесение судебного приказа по данным требованиям, если они являются бесспорными. При этом судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон (п. 3 ч. 3, ч. 3.1 ст. 1, ст. ст. 22, 17.1, 123.1, 123.2, п. 3 ч. 3 ст. 123.4, ч. 2 ст. 123.5 КАС РФ).

Однако если вы до вынесения судебного приказа или в течение 20 дней со дня направления вам копии вынесенного судебного приказа представите свои возражения относительно изложенных в нем требований, в принятии заявления о вынесении судебного приказа будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ отменен. В таком случае последует уже судебное разбирательство после обращения налогового органа в суд с административным исковым заявлением (ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 3 ст. 123.5, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

Кроме того, о неисполненной обязанности по уплате задолженности, образовавшейся с 01.06.2016 (включительно), без деления по видам налогов, налоговый орган может проинформировать вашего работодателя, а также направить ему или иному лицу, выплачивающему вам заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств (Письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ (п. п. 6, 9), от 24.11.2016 N ГД-4-8/22302@).

Неполучение налогового уведомления

Если у вас есть имущество, которое облагается налогом, но в установленный срок налоговое уведомление вам не пришло, следует выяснить в налоговой инспекции по месту жительства или месту нахождения имущества причину неполучения уведомления. Обратиться в налоговый орган можно лично или направить информацию о неполучении уведомления через официальный сайт ФНС России, в том числе через личный кабинет (п. п. 1, 5 ст. 83 НК РФ; Письмо ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/21044@).

При этом вы обязаны не позднее 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом), представить в налоговый орган сообщение о каждом объекте налогообложения, по которому не было получено налоговое уведомление. Данное сообщение не представляется в налоговый орган, если вы ранее получали налоговое уведомление в отношении конкретного объекта налогообложения либо не получали его в связи с предоставлением вам налоговой льготы (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Если до 31.12.2016 вы представили в налоговый орган сообщение об объекте налогообложения, по которому налоговое уведомление вам не направлялось и налог вами не уплачивался, инспекция вправе начислить налог только за 2016 г. С 2017 г. данная льгота отменена, поэтому при получении сообщения об объектах налогообложения инспекция направит вам уведомление об уплате налога за три предшествующих календарных года, но не ранее момента возникновения права на объект (абз. 4 п. 2 ст. 52 НК РФ; ч. 5 ст. 7 Закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ; Информация ФНС России).

Также следует отметить, что если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 руб., то налоговое уведомление вам не направляется. Однако уведомление с суммой налога менее 100 руб. в любом случае вам направят в том году, по окончании которого налоговый орган теряет право его направить (три предшествующих года) (п. 4 ст. 52 НК РФ).

Что делать, если не пришло уведомление на уплату налога? >>>

Как рассчитывается транспортный налог для физических лиц? >>>

Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

Официальный сайт Банка России — www.cbr.ru

Пени по налогу на прибыль в 2018 году

Вопрос: Как наложенный контролирующими органами на организацию административный штраф отражается в бухгалтерском и налоговом учете? Следует ли учитывать сумму административного штрафа в целях налогообложения прибыли? Как сумма штрафа отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль?

Ответ: По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В бухгалтерском учете административный штраф учитывается в составе прочих расходов, по дебету счета 91. При расчете налогооблагаемой прибыли суммы административных штрафов не учитываются и не отражаются по строке 205 приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Это интересно:  Социальная стипендия в колледже

В соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

Суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (часть 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

Таким образом, расходы на уплату административных штрафов не могут учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли в силу прямого запрета, установленного п. 2 ст. 270 НК РФ.

Пункт 7.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Декларация), утвержденного приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, устанавливает, что по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации отражаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Учитывая, что административный штраф уплачивается в силу требований законодательства, а не вследствие нарушения договорных или долговых обязательств, а также то, что суммы данного штрафа не принимают участия при формировании налогооблагаемой прибыли, считаем, что они не подлежат отражению по строке 205 приложения N 2 к листу 02 Декларации, равно как и в других ее строках.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

Согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Поскольку расходы на уплату административных штрафов не преследуют целью изготовление и (или) продажу продукции, приобретение и продажу товаров, а также не связаны с выполнением работ, оказанием услуг, считаем, что для целей бухгалтерского учета их следует квалифицировать в качестве прочих расходов, перечень которых является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

Отметим, что нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат запрета на отражение в бухгалтерском учете расходов в виде административных штрафов.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Учитывая изложенное, полагаем, что организация правомерно отражала в бухгалтерском учете операции по начислению и уплате административного штрафа:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 76

— начислен административный штраф;

Дебет 76 Кредит 51

— административный штраф перечислен в бюджет.

Учитывая, что данный вид расходов при налогообложении прибыли не учитывается, в бухгалтерском учете возникнет постоянная разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода (п.п. 3, 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02)), что приведет к необходимости отражения на счетах постоянного налогового обязательства в величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Подчеркнем, что данные регистров бухгалтерского учета не всегда могут напрямую использоваться для целей ведения налогового учета и формирования Декларации в силу наличия различных правил квалификации видов доходов и расходов и порядка их признания. Для этого регистры бухгалтерского учета следует «адаптировать» к требованиям главы 25 НК РФ, например, дополнив необходимыми реквизитами (ст. 313 НК РФ).

Отметим, что существует позиция, согласно которой суммы административных штрафов следует отражать по аналогии с суммами штрафных санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, то есть непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» (п. 15 ПБУ 10/99, п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

О начислении пеней при подаче «уточненки»

Автор: Стриж К. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 НК РФ).

Согласно ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию (п. 1). Если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации подается после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (п. 4).

Как правильно рассчитать пени? Узнаете из данной консультации.

Порядок начисления пеней

Как следует из п. 3 ст. 75 НК РФ, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на прибыль начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

К сведению: с 1 января 2016 года вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Банк России установил следующие размеры ключевой ставки:

с 02 мая 2017 года – 9,25% (Информация от 28.04.2017);

с 27 марта 2017 года – 9,75% (Информация от 24.03.2017);

с 19 сентября 2016 года – 10,0% (Информация от 16.09.2016);

с 14 июня 2016 года – 10,5% (Информация от 10.06.2016);

с 1 января 2016 года – 11% (Информация от 11.12.2015 и от 31.07.2015).

П = ЗН x КС / 300 x Д, где:

П – сумма пеней;

ЗН – задолженность по налогу;

КС – ключевая ставка ЦБ РФ;

Д – количество календарных дней в периоде, когда ключевая ставка и сумма задолженности не менялись.

Пени начисляются начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Автор придерживается второго мнения, и в практических примерах расчет пеней будет вестись с учетом дня погашения недоимки.

Обратите внимание: с 1 октября 2017 года п. 4 ст. 75 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Процентная ставка пеней для организаций принимается равной:

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;

за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) та­кой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Сроки уплаты налога на прибыль

Напомним читателям о сроках уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по нему.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период, – не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ): по итогам I квартала – не позднее 28 апреля; полугодия – не позднее 28 июля; девяти месяцев – не позд­нее 28 октября.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, вносятся в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого периода. Например, авансовые платежи, подле­жащие уплате в течение I квартала, уплачиваются в срок не позднее 28 января, 28 февраля и 28 марта соответственно.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, вносят их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Например, за налоговый период «январь» – не позднее 28 февраля, «январь – февраль» – не позднее 28 марта и т. д.

На практических примерах

Если «уточненка» представляется за предыдущий налоговый период

Пример 1.

26 июня 2017 года (перед подачей уточненной декларации) она уплатила недоимку и пени.

Рассчитаем сумму пеней, которую должна уплатить организация.

Срок уплаты налога за 2016 год истек 28 марта 2017 года. Пени должны начисляться с 29 марта по 26 июня 2017 года включительно. Общее количество дней просрочки – 90.

Таким образом, до представления уточненной декларации налогоплательщику следует уплатить сумму:

Пени за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей и налога на прибыль

Согласно абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой по ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты – до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, должны быть соразмерно уменьшены.

Пример 2.

Уточненную декларацию она представила 18.03.2017, перед этим (17.03.2017) погасив недо­имку и перечислив пени.

Сумма налога, подлежащая доплате по итогам года, определена с учетом скорректированной суммы налога за девять месяцев.

Организация вносит авансовые платежи по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала.

Рассчитаем размер пеней, которые необходимо уплатить компании, учитывая тот факт, что ошибка компании привела не только к неуплате налога на прибыль за девять месяцев 2016 года, но и к неполной уплате ежемесячных авансовых платежей в IV квартале 2016 года и I квартале 2017 года. (Расчетные показатели приведены в тыс. руб.)

Срок внесения ежемесячного авансового платежа

Платеж согласно первоначальной декларации

Доплата авансового платежа*

Уточненный платеж

Неполная уплата ежемесячного авансового платежа для расчета пеней**

Итого сумма (нарастающим итогом) для расчета пеней

Статья написана по материалам сайтов: sibyurist.ru, printscanner.ru, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector