Проект федерального бюджета на 2020 2021 годы

Москва, 29 сентября. Кабмин внес в Госдуму проект федерального бюджета на 2019 год, а также на плановый период 2020 и 2021 годов. Бюджет сверстан с профицитом на все три года. Об этом сообщает федеральный портал нормативных правовых актов.

Правительство ожидает доходы в 2019 году на уровне 19,969 триллиона рублей, а расходы — 18,037 триллиона рублей. Профицит бюджета составит 1,8% ВВП (1,932 триллиона рублей).

В 2020 и 2021 году ожидается постепенный рост доходов и расходов, профицит бюджета будет сокращаться. В 2020 году в проекте бюджета объем доходов заложен в размере 20,219 триллиона рублей (1,1% ВВП), а расходы — 18,994. В 2021 году доходы ожидаются в размере 20,978 триллиона рублей, а расходы — 20,026. Профицит бюджета составит 952 миллирда рублей (0,8 ВВП).

Инфляция на 2019 год прогнозируется в размере 4,3%, в 2020 — 3,8%, в 2021 — 4%.

Дополнительные нефтегазовые доходы пойдут в Фонд национального благосостояния. В 2019 году они составят 3,369 триллиона рублей, в 2020 — 2,777 триллиона рублей, в 2021 — 2,632.

Напомним, что Госдума готова рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября, во втором — 14 ноября, в третьем — 20 ноября. Об этом заявлял журналистам спикер нижней палаты Вячеслав Володин.

Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2019-2021 годы

Правительство России внесло в Государственную думу проект федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, следует из информации на сайте системы обеспечения законодательной деятельности.

Как пишет РИА Новости, в 2019 году доходы ожидаются на уровне 19,969 триллиона рублей, расходы — 18,037 триллиона рублей (профицит составит 1,932 триллиона рублей, или 1,8% ВВП).

Следующие два года доходы закладываются в размере 20,219 триллиона рублей (2020 год) и 20,978 триллиона рублей (2021 год), а расходы — 18,994 триллиона рублей и 20,026 триллиона рублей соответственно.

Из документа следует, что правительство планирует размещать евробонды на сумму до трех миллиардов долларов в год. При этом, как отмечает РИА Новости, на 2019 году предусмотрен их выкуп на сумму до четырех миллиардов долларов, а в 2020 году предполагается погасить ранее размещенные облигации в размере 5,1 миллиардов рублей.

При подготовке законопроекта правительство исходило из того, что инфляция будет не выше 4,3% в 2019 году. В 2020 и 2021 годах инфляция прогнозируется не выше 3,8% и 4%.

Заключение на Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (№ 556362–7)

Рассмотрев принятый Государственной Думой 21 ноября 2018 года Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Федеральный закон), комитет отмечает следующее.

Комитет рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации законопроект перед первым чтением и дал на него подробное заключение, которое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации направил в Государственную Думу. Также комитетом были проведены парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», по итогам которых были подготовлены соответствующие рекомендации.

Прогноз основных макроэкономических показателей на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по базовому варианту рассчитан исходя из предполагаемого плавного снижения цены на нефть марки «Юралс» с 63,4 долларов США за баррель в 2019 году до 57,9 долларов США за баррель в 2021 году.

Впервые за последние несколько лет федеральный бюджет формируется с профицитом, который в 2019 году составит 1 932,1 млрд. рублей, в 2020 году — 1 224,4 млрд. рублей, в 2021 году – 952,0 млрд. рублей.

После достижения в 2017 году рекордно низкой инфляции с 1991 года на уровне 2,5% прогнозируется ее увеличение до 3,4% в 2018 году и до 4,3% в 2019 году. Уровень инфляции в 2019 году превысит целевой ориентир Банка России. В дальнейшем ожидается, что инфляция опустится ниже 4,0% (3,8% в 2020 году) и впоследствии стабилизируется на целевом уровне.

Отличительной особенностью рассматриваемого Федерального закона является его формирование с учетом финансового обеспечения реализации национальных проектов (программ), обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – национальные проекты).

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 предусмотрено утверждение и реализация следующих национальных проектов: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика Российской Федерации», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Финансовое обеспечение национальных проектов и входящих в их состав федеральных проектов за счёт средств федерального бюджета составит в 2019 году 1 714,8 млрд. рублей, в 2020 году – 1 876,5 млрд. рублей, в 2021 году – 2 101,8 млрд. рублей. Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию национальных проектов в 2019–2021 годах составит 5 693,2 млрд. рублей.

При рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» во втором чтении были приняты поправки, сбалансированные по источникам финансирования и предусматривающие перераспределение бюджетных ассигнований, в том числе по объектам, мероприятиям и субъектам Российской Федерации в разрезе национальных проектов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении.

Всего поступило 676 поправок, в том числе 462 – от Правительства Российской Федерации. Из общего количества поправок 464 были одобрены.

Ко второму чтению законопроекта Правительством Российской Федерации был практически определен перечень объектов и мероприятий, проводимых в рамках национальных проектов, что позволило распределить практически весь объем финансовых ресурсов, запланированный на их реализацию. Нераспределенным остался резерв в объеме 77,0 млрд. рублей (или 1,4% от общего объема бюджетных ассигнований, запланированных на реализацию национальных проектов) по двум национальным проектам: «Образование» — 10,9 млрд. рублей, «Экология» — 66,1 млрд. рублей. Установлено, что данные средства будут распределяться по решениям президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам на реализацию национальных проектов «Образование», «Культура» и «Экология».

Учитывая большой объем бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию национальных проектов, для их успешной реализации необходимо обеспечить взаимоувязку целей, задач и показателей национальных проектов и входящих в их состав федеральных проектов с целями, задачами и показателями соответствующих государственных программ. В связи с чем требуется в кратчайшие сроки завершить работу по разработке методологических указаний по реализации национальных проектов.

В результате рассмотрения проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в Государственной Думе во втором чтении в результате перераспределения расходов между разделами, подразделами классификации расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов внесены изменения в объемы финансирования по всем разделам, за исключением двух разделов: «Обслуживание государственного и муниципального долга» и «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Наибольшее увеличение расходов предусматривается по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» (в 2019 году — на 12,6%, в 2020 году – на 15,9%, в 2021 году – на 24,1%), «Физическая культура и спорт» (в 2019 году – на 12,2%, в 2020 году – на 19,6%, в 2021 году – на 21,7%), «Образование» (в 2019 году – на 1,7%, в 2020 году – на 1,9%, в 2021 году – на 2,6%).

Это интересно:  Бланк о расторжении брака в одностороннем порядке

Наибольшее сокращение расходов предусматривается по разделам «Охрана окружающей среды» (в 2019 году – на 4,8%, в 2020 году – на 6,6%, в 2021 году – 13,8%), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (в 2019 году – на 1,8%, в 2020 году – на 0,6%, в 2021 году – на 0,5%), «Национальная экономика» (в 2019 – 2021 годах — на 0,9% ежегодно).

Увеличение расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» обусловлено в основном предоставлением бюджетных ассигнований на строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения в рамках федерального проекта «Чистая вода» в 2019 году в объеме 4,9 млрд. рублей, в 2020 году – 11,4 млрд. рублей, в 2021 году – 24,1 млрд. рублей. Распределение субсидий по данному направлению представлено в приложении 33 (таблица 120).

Основные изменения, предусмотренные по разделу «Физическая культура и спорт», обусловлены:

предоставлением дополнительных бюджетных ассигнований в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» на развитие в России хоккея в объеме 12,8 млрд. рублей и футбола в объеме 9,7 млрд. рублей, строительством двух детских федеральных центров в объеме 2,5 млрд. рублей в 2019 – 2021 годах, а также подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 в объеме 1,4 млрд. рублей в 2019 – 2020 годах;

перераспределением бюджетных ассигнований, зарезервированных на реализацию Концепции наследия чемпионата мира по футболу на реализацию комплекса мероприятий, связанных:

с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации в объеме 1,7 млрд. рублей в 2019 году;

с эксплуатацией стадионов в городах Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске в объеме 2,2 млрд. рублей в 2019 году.

На увеличение расходов по разделу «Образование» оказало влияние выделение бюджетных средств на реализацию федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», в том числе на:

государственную поддержку автономной некоммерческой организации «Университет национальной технологической инициативы 2035» в объеме 8,9 млрд. рублей в течение трех лет;

взнос в уставный капитал акционерного общества «Российская венчурная компания» в целях создания венчурного фонда для поддержки перспективных образовательных технологий цифровой экономики в 2019 – 2020 годах по 1,5 млрд. рублей ежегодно, в 2021 году 2,9 млрд. рублей.

В рамках перераспределения бюджетных средств были приняты решения по увеличению финансирования развития сельскохозяйственного производства.

В рамках федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования, в том числе на:

возмещение недополученных российскими кредитными организациями, международными финансовыми организациями и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке в общей сумме – 80,2 млрд. рублей в течение трех лет;

взнос в уставный капитал акционерного общества «Россельхозбанк» – 15,0 млрд. рублей в 2019 году и 10,0 млрд. рублей в 2020 году;

государственная поддержка транспортировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом в 2019 году – 1,3 млрд. рублей, в 2020 году – 2,3 млрд. рублей, в 2021 году – 3,4 млрд. рублей;

возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса в 2020 году – 4,3 млрд. рублей, в 2021 году – 3,0 млрд. рублей;

мероприятия в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в 2019 году – 2,5 млрд. рублей, в 2020 году – 2,8 млрд. рублей, в 2021 году – 5,8 млрд. рублей;

реализацию мероприятий Россельхознадзора в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в 2019 – 2021 годах по 1,6 млрд. рублей ежегодно.

В рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» дополнительно предусмотрены в 2019 году 7,4 млрд. рублей, в 2020 году – 1,8 млрд. рублей, в 2021 году – 4,6 млрд. рублей.

В рамках федерального проекта «Сохранение лесов» были распределены бюджетные ассигнования (межбюджетные трансферты), зарезервированные по национальному проекту «Экология», по следующим направлениям:

на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов Российской Федерации лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в 2019 – 2021 годах по 3,6 млрд. рублей ежегодно;

на увеличение площади лесовосстановления в 2019 году — 0,1 млрд. рублей, в 2020 – 2021 годах по 0,15 млрд. рублей ежегодно;

на оснащение учреждений, выполняющих мероприятия по воспроизводству лесов, специализированной лесохозяйственной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению в 2019 – 2020 годах по 0,65 млрд. рублей и в 2021 году – 0,7 млрд. рублей.

На государственную поддержку организаций воздушного транспорта в целях осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети дополнительно предусмотрено в 2019 году 4,5 млрд. рублей, в 2020 году – 5,0 млрд. рублей, в 2021 году – 5,5 млрд. рублей. Кроме этого, на государственную поддержку российских авиакомпаний, региональных унитарных предприятий, не являющихся российскими авиакомпаниями, в целях обновления парка воздушных судов для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок дополнительно предусмотрено 0,7 млрд. рублей ежегодно.

Предусмотрены бюджетные средства на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году – 111,2 млрд. рублей, в 2020 году – 76,6 млрд. рублей, в 2021 году – 111,5 млрд. рублей на развитие дорожной сети. Кроме этого, на внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения предусмотрено в 2020 – 2021 годах по 8,4 млрд. рублей ежегодно.

На снижение общей площади территорий, подвергшихся высокому и экстремально высокому загрязнению и оказывающих воздействие на озеро Байкал, в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал» предусмотрены субсидии Республике Бурятия и Иркутской области на три года в общем объеме 6,3 млрд. рублей.

Запланированы расходы на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, в результате чего общий объем бюджетных ассигнований по данному направлению за три года составит 33,9 млрд. рублей. Распределение данных средств по субъектам Российской Федерации представлено в таблице 35 приложения 33.

По результатам второго чтения в рамках федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» предусмотрены бюджетные ассигнования на реконструкцию городской детской больницы Чувашской Республики в объеме 208,3 млн. рублей и реконструкцию стационарного отделения восстановительного лечения для детей с нарушенными функциями периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата детской областной клинической больницы Белгородской области – 136,3 млн. рублей.

Также по разделу «Здравоохранение» предусмотрены бюджетные ассигнования на реконструкцию и ремонт санатория Г.К. Орджоникидзе в городе Кисловодск в объеме 601,7 млн. рублей.

В целях обеспечения создания инфраструктуры инвестиционного проекта по развитию Приаргунского месторождения, в частности на строительство Рудника № 6 в г. Краснокаменск выделено 1,9 млрд. рублей.

Также бюджету Ульяновской области на проведение ремонтно-реставрационных работ здания областного государственного автономного учреждения культуры «Ленинский мемориал» в 2019 – 2020 годах выделено 1,7 млрд. рублей и 0,4 млрд. рублей соответственно.

Это интересно:  Услуги юриста для физических лиц

На увеличение пенсии выше прогнозируемой инфляции с 1 октября 2019 года военнослужащим, членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению дополнительно предусмотрено 3,7 млрд. рублей.

На 200,0 млн. рублей ежегодно увеличены субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов.

При рассмотрении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» во втором чтении раздел 14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации» классификации расходов не претерпел существенных изменений. Общий объем бюджетных ассигнований по данному разделу, представленный к первому чтению законопроекта, остался без изменений.

В рамках второго чтения было осуществлено перераспределение бюджетных средств подраздела «Иные дотации», в результате которого были предусмотрены средства на предоставление в 2019 году дотации на сбалансированность бюджетов Чеченской Республики в объеме 14,9 млрд. рублей, Республики Крым – 20,9 млрд. рублей, города федерального значения Севастополя – 5,4 млрд. рублей.

Как положительный момент комитет отмечает, что до рассмотрения законопроекта во втором чтении большая часть вопросов по распределению межбюджетных трансфертов была рассмотрена 8 ноября текущего года на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (далее — трехсторонняя комиссия).

В результате до начала финансового года были приняты решения по распределению большинства межбюджетных трансфертов.

Наиболее острыми вопросами, которые обсуждались на заседании трехсторонней комиссии, были вопросы о распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в целях частичной компенсации дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, а также о распределении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Рассматриваемым Федеральным законом объем дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы предусмотрен в 2019 – 2021 годах в сумме 100,0 млрд. рублей ежегодно. Нераспределенный резерв в 2019 году составил 1,6 млрд. рублей.

При этом на бюджеты субъектов Российской Федерации продолжают оказывать существенное влияние дополнительные расходы, связанные с увеличением минимального размера оплаты труда в 2018 году, в том числе с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных на федеральном и региональном уровнях.

При рассмотрении данного вопроса на заседании трехсторонней комиссии было принято решение провести мониторинг за указанной ситуацией в 2019 году и, в случае необходимости, рассмотреть предложения об оказании дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации и изменении учета соответствующих расходов при предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации финансовой поддержки из федерального бюджета.

Рассматриваемым Федеральным законом запланировано предоставление иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году 83 регионам (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) на сумму 111,2 млрд. рублей, в 2020 и 2021 годах 81 регионам (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей) на сумму 76,6 млрд. рублей и 111,5 млрд. рублей соответственно. Также предусматривается нераспределенный резерв в объеме 5,0 млрд. рублей в 2019 году, в объеме 16,3 млрд. рублей в 2020 году и 51,2 млрд. рублей в 2021 году.

В соответствии с протокольным решением трехсторонней комиссии Правительству Российской Федерации рекомендовано учесть в методике распределения данных межбюджетных трансфертов протяженность автозимников и ледовых переправ.

Комитет отмечает, что в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2019 году», принятым Государственной Думой 15 ноября 2018 года, в ходе исполнения федерального бюджета в 2019 году большое количество вопросов в части реализации национальных проектов должно быть рассмотрено трехсторонней комиссией, в том числе в части перераспределения бюджетных ассигнований между национальными проектами, изменений в распределении объемов межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации и распределения субсидий между субъектами Российской Федерации, не распределенных рассматриваемым Федеральным законом.

Распределение всех субсидий и субвенций, предоставляемых в 2019 году бюджетам субъектов Российской Федерации, осуществлено Федеральным законом в соответствии с приложением 33.

Комитет отмечает, что в рассматриваемом Федеральном законе Правительством Российской Федерации было учтено большинство предложений и рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Каким будет бюджет России в 2019 году?

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Федеральный бюджет представляет собой главную смету доходов и расходов страны. От него зависит рост зарплат, сумма налогов, выполнение национальных проектов, а в итоге – рост уровня жизни. В 2019 году бюджет будет непростым – с 1 января повышается НДС, а также вступает в силу пенсионная реформа. Чего же ждать от бюджета-2019?

Самое важное о федеральном бюджете Российской Федерации

Для чего нужен федеральный бюджет

В России бюджетная система состоит из 3 уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ;
  • местные бюджеты.

Существует еще и понятие «консолидированный бюджет», но это условный бюджет, который рассчитывается как сумма показателей всех бюджетов России или отдельного региона.

Основной принцип их функционирования – независимость одного уровня от другого. Другими словами, каждый уровень власти принимает свой бюджет.

Федеральный бюджет – это основное звено бюджетной системы. В нем формируется и используется главный фонд денежных средств страны. Основная роль, которую играет федеральный бюджет в жизни страны – это перераспределение средств для того, чтобы развитие страны шло в заданном темпе.

Обобщенно механизм представить можно так: федеральный бюджет получает деньги из определенных источников и затем перераспределяет их на различные цели:

  • налоги
  • доходы от природных ресурсов
  • пошлины
  • прочие доходы
  • выплата зарплат госслужащим и работникам бюджетной сферы
  • содержание армии, полиции, государственного аппарата
  • финансирование образования, культуры, здравоохранения
  • помощь отдельным субъектам РФ

Федеральный бюджет не является частью других бюджетов, но из него могут перечисляться средства на покрытие дефицита региональных бюджетов.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования – это разные самостоятельные бюджеты.

Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это общий порядок работы с ним: составление, принятие, исполнение. Он жестко регламентируется законодательством, которое устанавливает стадии процесса, их сроки, действия каждого участника.

Всего есть 5 стадий бюджетного процесса:

  1. составление проекта;
  2. рассмотрение проекта;
  3. утверждение;
  4. исполнение;
  5. рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

По каждой стадии есть свои временные рамки и порядок действий:

1. Составление проекта федерального бюджета. Окончательный срок для этого этапа установлен на 1 октября, когда проект должен быть внесен Правительством в Госдуму. На этой стадии составляется прогноз социально-экономического развития страны, который будет основой для разработки самого бюджета. Рассчитываются имеющиеся финансовые ресурсы и определяется, куда их целесообразно направить.

Именно на этом этапе закладываются основные параметры федерального бюджета – суммы доходов и расходов, источники покрытия дефицита, направления расходования средств, в том числе и на дотации регионам.

2. Рассмотрение проекта федерального бюджета. После того, как проект внесен, в течение 60 суток со дня внесения. Проект должен изучить профильный комитет Госдумы, после чего он рассматривается на заседании парламента в трех чтениях. По ходу чтений в проект депутаты могут вносить поправки. По каждому чтению Бюджетный кодекс определяет порядок и рассматриваемые параметры.

3. Утверждение проекта бюджета. Утвержденный проект бюджета, со всеми поправками передается в Совет Федерации в течение 5 дней после принятия. Сенат должен его рассмотреть в течение 14 дней, а после вынесения положительного решения – направить Президенту на подписание (на это дается еще 5 дней).

Это интересно:  Социальные вычеты по ндфл в 2021 году

Законопроект о федеральном бюджете может быть отклонен на любой стадии – при рассмотрении в Госдуме и Совете Федерации, также у Президента есть право вето. После отклонения проект бюджета направляется в соответствующее ведомство для доработки.

4. Исполнение бюджета – это непосредственно получение запланированных доходов и совершение бюджетных трат согласно принятому бюджету. Происходит в течение бюджетного года – с 1 января по 31 декабря.

В течение года в бюджет могут быть внесены (и по факту неоднократно вносятся) поправки. Это связано обычно с изменениями условий, которые нельзя было предвидеть заранее (например, как обвал рубля в декабре 2014 года).

5. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета – финальная стадия, оно проходит в парламенте после окончания бюджетного года.

В последнее десятилетие бюджетный процесс на федеральном уровне в России проходит без серьезных проблем и без нарушения сроков. Основная дискуссия происходит во время принятия проекта бюджета в Госдуме, когда депутаты пытаются направить больше бюджетных средств на определенные цели.

Какие данные содержит бюджет

С 2008 года федеральный бюджет составляется не на 1, а на 3 года: на предстоящий год и двухлетний плановый период. Соответственно, принятый недавно бюджет-2019 имеет полное название «Федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Несмотря на это, бюджет проходит все стадии каждый год, причем на плановый период он «скользящий», то есть прогнозная часть пересчитывается и уточняется каждый год.

Основное содержание федерального бюджета – это смета доходов и расходов на предстоящий бюджетный год. За последние годы их суммы были такими:

Соответственно, каждый год федеральный бюджет исполнялся с дефицитом, а в 2018 году (в графике приведены плановые данные) по факту ожидается профицит в 440,6 миллиардов рублей.

За прошлые годы сальдо федерального бюджета было таким:

Как видно, за последние 5 лет сальдо федерального бюджета было отрицательным (дефицит). Отметим, что профицит ожидается по итогам 2018 года, а также он был зафиксирован в прошлые годы:

  • 2006 год – 1,994 триллиона рублей;
  • 2007 год – 1,795 триллиона рублей;
  • 2008 год – 1,705 триллиона рублей;
  • 2011 год – 0,442 триллиона рублей.

Однако профицит – это не всегда хорошо. Мнения экономистов по этому поводу разделяются: одни считают, что при профиците удается профинансировать все бюджетные расходы, а другие – что государство изымает у налогоплательщиков избыточные средства и не расходует их на нужные цели.

Федеральный бюджет – 2019

Параметры бюджета

Главный финансовый план страны строится на таких показателях:

Как видно, в Правительстве ожидают в 2019 году некоторое ухудшение обстановки в экономике: инфляция ускорится до 4,3% (а по данным аналитиков, верхняя граница – 5,5%), а темпы роста экономики замедлятся до 1,3% в 2019 году.

Это – прогнозируемое влияние повышения ставки НДС с 1 января 2019 года с 18 до 20%. Правительство, однако, готово к умеренному снижению стоимости нефти и не видит причин для очередного обесценения курса рубля.

В доходной части в 2019 году ожидается рост по всем видам поступлений в федеральный бюджет:

Виды доходов 2018 год Проект на 2019 год Ожидаемый темп роста, %
Сумма, миллиардов рублей Удельный вес, % Сумма, миллиардов рублей Удельный вес, %
Нефтегазовые доходы 5 795,2 39,4 8 298,2 41,6 43,2
НДС 5 089,5 34,6 6 899,7 34,6 35,6
Акциз 979,4 6,7 1 068,3 5,3 9,1
Налог на прибыль 725,0 4,9 960,3 4,8 32,5
Ввозные пошлины (кроме нефти и газа) 555,2 3,8 655,5 3,3 18,1
Прочие 1 576,0 10,7 2 087,2 10,5 32,4
Всего доходов 14 720,3 100,0 19 969,2 100,0 35,7

Как видно, в правительстве ожидают, что доходы вырастут на 35,7 миллиардов рублей, причем рост будет обеспечен за счет двух наиболее важных видов доходов – нефтегазовых (это налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины) и НДС.

Если рост поступлений по НДС обеспечит повышение его ставки и общий рост цен, то с увеличением нефтегазовых доходов все сложнее. Цены на нефть не покажут ощутимого роста (согласно данным этого же бюджета), а объем поставок нефти на мировой рынок ограничен конкуренцией.

Расходная часть бюджета также вырастет:

Виды расходов 2018 год Проект на 2019 год Ожидаемый темп роста, %
Сумма, миллиардов рублей Удельный вес, % Сумма, миллиардов рублей Удельный вес, %
Общегосударственные вопросы 1 248,3 7,5 1 406,5 7,8 12,7
Национальная оборона 3 049,8 18,2 2 914,2 16,2 -4,4
Национальная безопасность 2 026,5 12,1 2 247,4 12,5 10,9
Национальная экономика 2 370,4 14,2 2 655,7 14,7 12,0
ЖКХ 72,5 0,4 192,2 1,1 165,1
Охрана окружающей среды 92,4 0,6 197,1 1,1 113,3
Образование 611,9 3,7 829,2 4,6 35,5
Культура, кинематография 95,5 0,6 125,3 0,7 31,2
Здравоохранение 389,7 2,3 653,2 3,6 67,6
Социальная политика 5 055,6 30,2 4 890,5 27,1 -3,3
Физическая культура и спорт 93,8 0,6 54,7 0,3 -41,7
СМИ 83,2 0,5 75,0 0,4 -9,9
Обслуживание долга 730,3 4,4 852,1 4,7 16,7
Межбюджетные трансферты 808,3 4,8 944,1 5,2 16,8
Всего расходов 16 728,4 100,0 18 037,2 100,0 7,8

Таким образом, при росте поступлений в бюджет на 35,7% расходы вырастут всего на 7,8%. Кроме того, сразу по нескольким статьям пройдет сокращение расходов – социальная политика, физическая культура и спорт, а также национальная оборона.

Тем не менее, силовой блок суммарно получает наибольшее финансирование за счет федерального бюджета:

Учитывая это, сальдо федерального бюджета будет положительным и составит 1 932,1 миллиарда рублей, или около 1,83% ВВП.

Положительное сальдо и общий рост доходов означают, что в Фонд национального благосостояния будут зачислены дополнительные средства. По оценке премьер-министра России Дмитрия Медведева, за 2019 год объем средств в ФНБ увеличится с 3,818 до 7,809 триллионов рублей. В 2020 году он достигнет 11,37 триллионов, а в 2021 году – 14,18 триллионов рублей. Это будет рекордная сумма для ФНБ.

Особенности Бюджета-2019

Главная особенность федерального бюджета на 2019 год заключается в том, что планируется аккумулировать дополнительные средства за счет повышения НДС до 20%, одновременно с подготовкой к повышению пенсионного возраста.

Повышение пенсионного возраста в контексте федерального бюджета стоит рассматривать как рост расходов – реально возраст выхода на пенсию будет увеличиваться только с 2020 года, а дополнительные льготы для лиц предпенсионного возраста начнут действовать уже с 2019 года.

Также нужно учитывать, что бюджетное финансирование постепенно переходит от консервативной схемы в сторону финансирования отдельных национальных проектов.

В 2019 году национальным проектам будет уделяться все больше внимания (это подтвердили новые «Майские указы» Президента и его ответ на пресс-конференции 20 декабря).

Всего на национальные проекты предлагается потратить в 2019 году 1685,5 миллиардов рублей, в 2020 году – 1862,7 миллиардов, а в 2021 году – 2084,8 миллиардов. Наибольшая сумма финансирования приходится на проект «Демография» – 512 миллиардов рублей только в 2019 году. Также серьезная сумма заложена на проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» – 323,2 миллиарда рублей в 2019 году. При этом на здравоохранение будет направлено 159,8 миллиардов рублей, а на дороги – 129,7 миллиардов.

Статья написана по материалам сайтов: www.novayagazeta.ru, budget.council.gov.ru, bankstoday.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector