Проблемы профессионального образования инвалидов

В современном мире образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения и изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование как фактор мобильности в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной лестнице, а в целом ряде случаев является его условием. Это относится как к обычным людям, так и к людям с ограниченными возможностями, инвалидностью.

В соответствии с Федеральным Законом Об образовании», инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В отличие от опыта ведущих зарубежных стран, в нашей стране отсутствуют службы по оказанию помощи студентам — инвалидам в процессе обучения, а также специальные программы по их дальнейшему трудоустройству.

Системе дополнительного образования (далее — ДО) отводится особая роль в связи с ее способностью реагировать на изменение профессиональных потребностей людей, рыночной потребности в специалистах различного уровня, адаптировать образовательные ресурсы к актуальным нуждам потенциальных потребителей. В широком смысле ДО представляет собой процесс реализации дополнительных программ обучения, образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных программ в интересах личности, общества, государства.

ДО можно рассматривать, предполагая, что в нем участвуют многие социальные группы, например, школьники, пожилые люди, безработные и многие другие. Рассмотрим ДО, которое ориентировано на конкретную социальную группу — инвалидов.

В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500 млн. инвалидов. В России их более 13 млн., что говорит о масштабности рассматриваемой проблемы. Из них — более 5 млн. в возрасте от 20 до 50 лет, 80% которых хотели бы работать, но в связи с недоступностью рынка образовательных услуг не могут этого сделать. В результате только 5% инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране имеют работу.

Анализ системы ДО позволяет выделить в его структуре два направления: первое — досуговое (музыкальное образование, художественное, спортивное и т. п.), второе — профессиональное образование, направленное на получение человеком новой специальности, повышение профессиональной квалификации, переподготовку специалиста. Первое можно рассматривать также и как образование «для себя», развитие своего творческого потенциала, потому что реализация его программ в основном связана с развитием у человека креативных способностей, раскрытием личностных ресурсов, природных задатков. Потребление программ ДО второго типа — профессионального, прежде всего, связано с самосовершенствованием личности в профессиональном плане, потребностью в достижении карьерных целей, либо изменением своего положения на рынке труда. Если услуги ДО творческого типа актуальны, в основном, для детей и подростков, то содержательные аспекты ДО профессионального ориентированы, в первую очередь, на молодежь и людей зрелого возраста. При этом досуговое образование чаще всего является бесплатным и финансируется из государственного бюджета, второе чаще за счет потребителей этих услуг.

Структура дополнительного профессионального образования (далее ДПО) отличается разнообразием организационных форм: от академий, институтов и центров повышения квалификации до учреждений, заведений, предприятий разных типов собственности. Выделяют формы получения дополнительного образования: очное, заочное, смешанное (очно-заочное).

По виду участия обучаемого в программе ДПО рассматриваются три основных: стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Для людей с ограниченными возможностями здоровья получение образования и приобретение профессии — это эффективное средство социализации, социокультурной и экономической мобильности. Так, по данным управления специального образования Министерства образования и науки РФ, инвалиды, освоившие программы высшего и среднего профессионального образования, имеют занятость, превышающую 60% (по данным на 01.01.2009 г.).

Однако современное образование, призванное способствовать выравниванию статусных позиций, часто воспроизводит неравенство, существующее в обществе, устанавливает достаточно жесткие барьеры для представителей социальных групп, которые не располагают ресурсами: финансами, связями в административных структурах, социальным статусом. Хотя идея общедоступного образования для всех социальных групп общества давно обсуждается, а в ряде регионов России реализуется, она редко оказывается воплощенной эффективно в повседневной российской практике.

Лица с инвалидностью в процентном отношении чаще, чем остальные социальные группы, являются (либо явно, либо латентно) потребителями услуг ДПО. Даже если выбирается конкретная программа, которая позволяет развивать творческие ресурсы, например, программа досугового образования, тем не менее, новые навыки и умения, по мнению инвалидов, будут приносить пусть и малый, но доход, позволят изменить им социальный статус. Так, овладение инвалидом-колясочником игрой на аккордеоне не только повышает его статус в глазах окружающих, но и позволяет выступать в творческих коллективах или индивидуально, что иногда материально вознаграждается. Однако наиболее часто главным здесь выступает появление моральных стимулов развития, дополнительной возможности общения с другими людьми, чувство полезности для окружающих.

Получение дополнительной образовательной услуги в процессе профессионального образования обусловливает обретение человеком новой профессии, способствует его трудоустройству и началу самостоятельной жизнедеятельности. В отношении инвалидов в первую очередь следует говорить о том, что их обучение по программам ДО потенциально способствует горизонтальной и вертикальной социокультурной мобильности, созданию новых условий для жизни людей с ограниченными возможностями.

В связи с этим актуально исследование отношений инвалидов как потребителей дополнительных образовательных услуг к содержанию и предоставлению этих услуг. Речь идет о восприятии инвалидами проблем дополнительного образования.

Дополнительное образование для человека работоспособного возраста предполагает, как правило, улучшение его позиций на рынке труда, возможностей в поиске работы с достойной оплатой труда. Существующие в нашем обществе барьеры корректируют основную цель инвалидов, оправдывая программы обучения в их глазах возможностями общего развития не обязательно в профессиональной области.

Основную поддержку инвалидам в доступе к дополнительной профессиональной подготовке оказывают родные и близкие. Это лишний раз свидетельствует, что главным механизмом поддержки людей с ограниченными возможностями в области дополнительного образования является ближайшее окружение человека, а не система социальной защиты. Далее в качестве источников поддержки выступают службы занятости и общественные организации инвалидов. В конечном счете, не более 20% всех инвалидов полагаются на поддержку государственной службы социальной защиты и помощь общественных организаций. Последнее обстоятельство показывает противоречивость результатов государственных и общественных программ по интеграции инвалидов в сфере профессионального образования. Инвалиды рассчитывают на поддержку своих усилий со стороны близких им людей, но сомневаются в действенности государственных и общественных организаций, в чьи задачи как раз и входит поддержка профессионального становления инвалидов. Более трети инвалидов прямо говорят, что перспектива получения дополнительного образования желательна для них, но в современной России не существует механизмов решения этой задачи.

В целом, практическая реализация принципа доступности и адаптивности всех форм и уровней образования для взрослых инвалидов в наименьшей степени коснулась дополнительного образования. В методическом плане необходимы специализированные решения, например, основанные на новых информационных технологиях, дистанционном обучении, специально разработанном под конкретные целевые группы, учебные курсы. Исследование этого аспекта показывает слабую представленность негосударственных образовательных учреждений в планах получения дополнительного образования.

Этот факт свидетельствует о недостаточной активности общественных организаций, коммерческих предприятий в предоставлении образовательных услуг, их неготовности работать на этом сегменте рынка.

Статья на тему:
О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.

Скачать:

Вложение Размер
yakovleva_a.i._o_sovremennyh_podhodah_k_professionalnomu_obrazovaniyu_invalidov_i_lits_s_ovz.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ

И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Яковлева А.И. (г. Советск, Калининградская область, Россия)

Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и проведения образовательного процесса в техникумах и колледжах.

В Российской Федерации на законодательном уровне получение инвалидами полноценного профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Поэтому обеспечение реализации этого права людей с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. В настоящее время стали четче обозначаться новые подходы к организации и реализации профессионального образования данной категории лиц.

Государственное бюджетное социальное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Советский техникум-интернат» (далее – ПОО) было открыто в 1949 году. За 67 лет его деятельности более четырех тысяч выпускников техникума получили путевку в жизнь. Педагогическим коллективом образовательного учреждения накоплен интересный опыт работы по организации и проведению комплексной реабилитации инвалидов. Реабилитация строится на принципе индивидуального подхода с учетом личностных особенностей и состояния здоровья обучающихся и включает в себя три составляющие: профессиональную (образовательный процесс), медицинскую и социально-психологическую. То есть наряду с профессиональной реабилитацией техникум предоставляет комплекс других социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические, социально-психологические и социально-правовые.

Мы реализуем модель образовательной интеграции, которая предусматривает формирование смешанных учебных групп, объединяющих обучающихся из числа инвалидов и обучающихся сирот, не имеющих функциональных отклонений в здоровье. Учебные группы в техникуме разновозрастные. Обучающиеся получили предшествующее образование в неодинаковых условиях: находились на домашнем обучении, имеют документы об окончании специальных школ-интернатов, учились в обычных школах, получили основное общее или среднее общее образование пять и более лет назад. Данные факторы усложняют организацию и проведение образовательного процесса, с одной стороны. С другой стороны, такое интегрированное обучение способствует развитию у обучающихся толерантности, гуманности и готовности помогать окружающим. Интегрированное образование способствует не только приобретению профессии, но и эффективной социализации личности.

Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны в ряде нормативно-правовых актов и других документов, разработанных в ходе реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В декабре 2013 года Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО при Министерстве образования и науки Российской Федерации утверждены «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса». Реализация основных положений, содержащихся в этом документе, в определенной степени способствует разрешению проблем, существующих в образовательной подготовке инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональной деятельности.

Обозначим некоторые из этих проблем.

На сегодняшний день недостаточно разработана нормативно-правовая база деятельности профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО), ведущих обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обычно в техникумах и колледжах ответственными за данную работу являются заместители директора по учебной работе, заведующие учебно-методическими отделами, имеющие широкий спектр должностных обязанностей. Для упорядочения этой деятельности рекомендуется создание в профессиональной образовательной организации структурного подразделения, ответственного за организацию получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель его деятельности – создание специальных условий для получения образования названной категорией обучающихся. Наличие и особенности работы данного подразделения должны быть прописаны в уставе ПОО. Актуальность создания такой структурной единицы в первую очередь важна для техникумов, колледжей и вузов, учредителями которых являются региональные Министерства образования.

Нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами должны быть закреплены в локальных нормативных актах ПОО. Образцов подобных локальных актов не существует. Поэтому в первую очередь необходимо разработать положение о структурном подразделении, ответственном за образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, внести изменения в устав ПОО, положения об организации и проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся, режим занятий, порядок обучения по индивидуальному учебному плану и иные нормативные акты.

Осуществление названных требований позволит упорядочить нормативно-правовую базу деятельности ПОО в данном направлении.

В качестве второй проблемы выделим недостаточную сформированность у педагогических работников готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Преподавателями и мастерами производственного обучения в колледжах и техникумах работают специалисты с высшим и средним педагогическим и / или профессиональным образованием. Среди них мало педагогов, имеющих специальное (дефектологическое) образование. Отсутствие такой специальной подготовки затрудняет формирование у преподавателей и мастеров производственного обучения реабилитационной направленности профессионально-педагогической деятельности.

Реабилитационная направленность, по мнению О.А. Степановой, является необходимой составляющей профессиональной компетентности современного педагога, который обучает инвалидов и лиц с ОВЗ. Реабилитационная направленность – это сплав определенных психолого-педагогических установок с междисциплинарными знаниями, умениями и опытом реализации задач выявления, профилактики и преодоления барьеров и затруднений, возникающих в процессе обучения данной социальной группы [с.45].

Если уровень реабилитационной направленности у педагога достаточный, то он может компетентно решать задачи, связанные с:

— распознаванием затруднений в учебной и учебно-профессиональной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ, установлением их причин;

— проектированием индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ в рамках учебной дисциплины (ее отдельного раздела, темы) или направления профессиональной подготовки;

— оптимальным выбором приемов и методов организации учебной и учебно-производственной деятельности обучающихся с ОВЗ;

— объективным анализом текущих и этапных результатов усвоения учебных программ лицами с ОВЗ и инвалидами;

— созданием условий для их социализации и социально-трудовой интеграции.

Поэтому сегодня одним из требований, предъявляемых к педагогу, обучающему инвалидов и лиц с ОВЗ, является дополнительная подготовка с целью получения знаний о психофизиологических особенностях этой категории обучающихся, специфике приема–передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека [с.4]. Для этого в программах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки педагогических кадров необходимо предусмотреть модули по осуществлению инклюзивного образования.

Реализация таких модулей, наряду с повседневной практикой педагогической деятельности, должна способствовать формированию и развитию у педагогов достаточного уровня реабилитационной направленности. Этот уровень предполагает решение преподавателем и мастером производственного обучения следующих типовых задач:

— и задачи профессионального совершенствования.

Каждая из этих задач предполагает, что педагог владеет конкретным набором знаний и умений, которые позволяют решить данную задачу.

В этой связи представляется интересной разработанная О.А. Степановой модель непрерывного образования педагогов, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья [с.51]. Данная модель позволяет выстроить индивидуальные траектории повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ.

Третья проблема связана с адаптацией образовательных программ и учебно-методическим обеспечением образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Наш техникум в течение трех лет реализует ФГОС третьего поколения. Новые образовательные стандарты адресованы в первую очередь обычным обучающимся и студентам, то есть сфере массового профессионального образования. Поэтому они не могут в полной мере исполнять свою роль гаранта системы профессиональной подготовки кадров для лиц с особыми образовательными потребностями и ограниченными физическими возможностями, а именно – инвалидов [1, с.45].

Сегодня по-прежнему одним из актуальных остается вопрос о разработке ФГОС профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Их психофизиологические особенности должны определять трудоемкость, продолжительность и эффективность процесса обучения. В этих стандартах должны быть прописаны различные модели и формы (индивидуальное, интегрированное, инклюзивное, дистанционное обучение) внутренних структур профессиональных образовательных организаций. С учетом психофизических и психофизиологических особенностей инвалидов должны быть обоснованы требования к результатам освоения ОПОП по профессии СПО или специальности.

В период с 2014 по 2015 годы Министерство образования и науки совместно с общественными организациями инвалидов разработало некоторые ведомственные акты с изменениями в утвержденные ранее федеральные образовательные стандарты, а также по необходимости организовать разработку и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти действия проводились согласно Распоряжению правительства Российской Федерации «Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 – 2015 годы».

Что же должны предпринимать современные ПОО с учетом сложившейся ситуации? Согласно «Требованиям к образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья …», необходимо включать в вариативную часть образовательных программ СПО адаптированные дисциплины. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также дисциплины для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор таких дисциплин ПОО определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов.

Важное значение при разработке рабочих программ адаптированных дисциплин имеет выбор методов обучения, осуществляемый ПОО. Прежде всего, они должны быть доступны и понятны обучающимся инвалидам и обучающимся лицам с ОВЗ. Этот выбор должен быть обусловлен целями и содержанием обучения, исходным уровнем знаний, умений и навыков, имеющимся у обучающихся, профессиональным уровнем педагогов, методическим и материально-техническим обеспечением, особенностями восприятия информации обучающимися и т.д. Рекомендуется использование социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебной группе.

Кроме этого, особое внимание следует уделить обеспечению обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

При необходимости нужно разработать индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучающихся с ОВЗ и инвалидов с учетом того, что возможно увеличение сроков обучения этой категории лиц, но не более чем на 6 месяцев.

Новые подходы в организации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в нашей стране не исчерпываются вышеуказанными мероприятиями, требованиями и рекомендациями. Комплексная реабилитация в условиях профессиональной образовательной организации СПО становится одной из основных задач деятельности техникума.

  1. Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы формирования государственных (специализированных) образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.// Среднее профессиональное образование. 2009, № 1.
  2. Требования к организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе требования к средствам обучения и воспитания. [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.
  3. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования.// Инновации в профессиональной школе. 2012. №8.

5. Проблемы трудоустройства и профессионального обучения инвалидов в Российской Федерации

Согласно международно-правовым нормам политика государств по отношению к инвалидам должна быть направлена на предотвращение ущемления их человеческого достоинства и социального отторжения, на создание условий для равноправного и всестороннего участия лиц с ограниченными возможностями в жизни общества.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г., предусматривают, что государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Законы и правила в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства (п. 1 правила 7).

По сравнению с другими социальными группами лиц, являющихся неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности в процессе реализации формально равного права на труд. Множественной дискриминации в сфере занятости подвергаются женщины-инвалиды, лица с ограниченными возможностями старших возрастных групп. Нерешенные проблемы трудоустройства инвалидов снижают качество их жизни, влекут серьезные угрозы маргинализации населения.

Как лица, ограниченные в трудоспособности и жизнедеятельности, инвалиды нуждаются в создании условий для повышения их конкурентоспособности, реализации права на образование, в облегчении условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и в опоре на общую стратегию социальной инклюзии. В развитых странах преобладает мнение, что такие проявления дискриминации, как экономическое и психологическое давление, ограничение доступа к социальным благам (например, отсутствие специальных приспособлений в общественных местах), не могут быть решены только путем оптимизации трудового законодательства.

За рубежом и в России есть противники установления для инвалидов мер социальной и правовой защиты (например, квот при приеме на работу), считающие их «дискриминацией наоборот». Однако Конвенция Международной организации труда (МОТ) от 20 июня 1958 г. N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» не включает в понятие дискриминации всякие различия, исключения или предпочтения, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий (ст. 1). Специальные позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей инвалидов и других трудящихся, не должны считаться дискриминационными в отношении других трудящихся (ст. ст. 2, 4 Конвенции МОТ от 20 июня 1983 г. N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов).

В международном праве предусматривается содействие трудоустройству инвалидов как на открытом (свободном) рынке труда, так и на закрытом (в специализированных организациях, предназначенных для лиц с ограниченными возможностями).

МОТ рекомендует меры по созданию возможностей трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда, в том числе по финансовому стимулированию предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, разумному приспособлению рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования и организации труда, чтобы облегчить такое обучение и занятость инвалидов, а также по оказанию правительством помощи в создании специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу в неспециализированных организациях. Это может улучшить положение в области занятости работающих в них инвалидов и по возможности подготовить их к работе в обычных условиях (подп. «а», «б», «с» п. 11 Рекомендации МОТ от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов) .

Европейская социальная хартия (в редакции 1996 г.) обязывает государства активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной производственной среде и приспосабливать условия труда к нуждам нетрудоспособных, а там, где это невозможно, создавать специальные рабочие места и производственные участки для инвалидов (п. 2 ст. 15).

В декабре 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла всеобъемлющую и единую Конвенцию о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов, которая с 30 марта 2007 г. открыта для подписания и ратификации государствами-участниками и должна стать первым международным договором о правах человека в XXI веке. В соответствии с данным актом дискриминация по признаку инвалидности означает любое различие, исключение или ограничение по признаку инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, использования или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любой иной области (ст. 2). Это определение соответствует понятию негативной (отрицательной) дискриминации инвалидов, которая и требует ликвидации.

В Конвенции о защите прав инвалидов особо выделен принцип недискриминации. Он является производным от провозглашенного принципа уважения неотъемлемого достоинства, личной самостоятельности, независимости человека, включая свободу делать свой собственный выбор, и получает развитие в иных общих принципах Конвенции о защите прав инвалидов (ст. 30). Подтверждено, что конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического равенства инвалидов, не считаются дискриминацией, по смыслу данной Конвенции (ст. 5) .

В области труда и занятости Конвенция о защите прав инвалидов исходит из признания права инвалидов на труд наравне с другими. Оно включает право иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который свободно выбран или принят на рынке труда, и производственную среду, которая носила бы открытый и инклюзивный характер и была доступна для инвалидов. Государства-участники должны принимать надлежащие меры, в том числе в области законодательства, по запрещению дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, непрерывность занятости, продвижение по службе, предоставление инвалидам разумных удобств на рабочем месте (ст. 27).

В отечественной юриспруденции предоставление инвалидам мер социальной и правовой защиты (дополнительных гарантий) в области занятости обычно соотносится с понятием дифференциации в правовом регулировании труда на основе такого субъективного фактора, как состояние здоровья. Исходя из ст. 3 ТК РФ, не являются дискриминацией ограничения при приеме на работу с учетом состояния здоровья инвалидов, установление для них реабилитирующих условий труда, гарантий в области рабочего времени и времени отдыха, преимущественного права на заключение трудового договора о надомной работе.

В настоящее время на российском рынке труда сохраняется возникшая при переходе к рынку тенденция сокращения численности работающих инвалидов. Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с различными проявлениями дискриминации в сфере занятости. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу на производстве. Нередко это психологически обусловлено отсутствием понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей. Сказывается недостаток информации о том, в какой мере работодатели финансируют предоставление установленных законодательством гарантий для лиц, испытывающих трудности в поиске работы. Так, эрудит и автор нашумевших книг о судьбах цивилизаций А. Никонов расценивает прием на работу беременной женщины не иначе как акт благотворительности со стороны работодателя, ошибочно утверждая, что работодатель оплачивает полагающиеся женщине в связи с материнством отпуска.

Актуальными для России являются положения Конвенции о защите прав инвалидов о необходимости принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры, с тем чтобы: а) повышать осведомленность в обществе в целом об инвалидах и укреплять уважение их прав и достоинства; б) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и пагубной практикой в отношении инвалидов, в том числе по признаку пола и возраста, во всех случаях жизни; в) расширять понимание потенциала и вклада инвалидов (ст. 8). Разработка и реализация таких мер (просветительских кампаний, обучающих программ и т.д.) должны содействовать преодолению явлений социал-дарвинизма в обществе, усилившихся в условиях рыночной экономики.

Трудоустройство инвалидов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. Проблемы финансового обеспечения, а также организации деятельности по созданию специальных рабочих мест для инвалидов обострились в условиях осуществляемой ныне бюджетной и административной реформы, передачи для осуществления полномочий федеральных органов власти в сфере занятости на региональный уровень. В субъектах Российской Федерации только формируются банки данных инвалидов, желающих трудиться, определяются финансовые возможности специального трудоустройства исходя из расчетной стоимости рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. Механизм сотрудничества региональной власти и работодателей в сфере занятости инвалидов находится в стадии становления. Привлекают внимание и заслуживают более широкого применения предпринимаемые в субъектах Российской Федерации меры по субсидированию на конкурсных началах проектов предпринимателей по созданию рабочих мест для инвалидов, иному стимулированию социально ответственного поведения работодателей, использованию в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями инструментов социального партнерства.

На открытом рынке труда в интересах малого бизнеса с 1 января 2005 г. был повышен норматив численности работников для квотирования трудоустройства инвалидов с 30 до 100 человек, что привело в некоторых субъектах Российской Федерации к снижению количества работодателей, обязанных трудоустраивать инвалидов, до нескольких процентов от их общего числа. Поэтому положительно то, что в феврале 2007 г. Государственная Дума одобрила законопроект о снижении планки минимальной численности работников для квотирования рабочих мест для инвалидов до 50 человек.

С другой стороны, представляется неосновательным восстановление нормы об обязанности работодателя произвести плату в размере прожиточного минимума в бюджет субъекта Российской Федерации за каждого инвалида, нетрудоустроенного в счет квоты. Назрело время обязать работодателей к непосредственному трудоустройству лиц с ограниченными возможностями, гарантировать работодателям в установленных пределах возмещение расходов по созданию условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. Следует усилить контроль за расходованием средств, которые могут быть аккумулированы в фонде трудоустройства инвалидов, а также за качеством квотируемых рабочих мест, не допускать дискриминации инвалидов по условиям оплаты труда.

В некоторых комментариях к спорной норме об обязательной плате за отказ инвалиду в приеме на работу в счет квоты прозвучало, что при ее введении работодатели не смогут отмахнуться от инвалидов. Но так ли это? В большинстве случаев работодатели как раз предпочтут реальному трудоустройству инвалидов невысокую по размеру выплату, дискриминируя инвалидов отказом в заключении трудового договора.

Плата представляется оправданной лишь при наличии исключительных оснований, которые следует закрепить законодательно с учетом накопленного регионального опыта решения этих вопросов. Конкретизация указанных оснований необходима, кроме того, для решения проблем привлечения к административной ответственности работодателей, виновных в отказе в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты (п. 1 ст. 5.42 КоАП) .

Обращает внимание и то, что по размерам административные штрафы за нарушения законодательства о труде инвалидов превосходят плату за невыполнение норм квотирования. При соответствующем целевом использовании эти штрафы могли бы также служить разрешению финансовых проблем квотирования рабочих мест для инвалидов. В Украине, например, квотирование рабочих мест для инвалидов является обязательным для организаций с численностью работников более 8 человек, контролируется Фондом социальной защиты инвалидов, который функционирует за счет бюджетных средств, добровольных взносов, административных штрафов и используется для решения проблем занятости инвалидов в масштабах всего государства.

Есть место дискриминации инвалидов и на закрытом рынке труда. Некоторые меры поддержки предоставляются общероссийским объединениям инвалидов, их организациям и учреждениям (например, налоговые льготы, предусмотренные п. 3 ст. 381, п. 5 ст. 395 НК РФ) и не установлены для региональных, местных объединений инвалидов, их организаций и учреждений. В юридической литературе обоснованно указывается, что не соответствует нормам международного трудового права и, в конечном счете, дискриминирует инвалидов то, что решение вопросов государственной поддержки одной и той же категории граждан-инвалидов зависит от статуса общественной организации.

На практике инвалиды не могут конкурировать со здоровыми работниками по стоимости производимой продукции и услуг, несмотря на их высокое качество. В целях сохранения рабочих мест для инвалидов в Федеральном законе РФ от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлены некоторые преимущества при размещении заказов общероссийским организациям инвалидов в отношении предлагаемой цены контракта. Но гарантии получения таких заказов являются недостаточными, и основной проблемой для специализированных предприятий инвалидов становится обеспечение инвалидов работой. В связи с этим заслуживает внимания проект федерального закона «О государственной поддержке общественных объединений инвалидов», предусматривающий резервирование для этих объединений определенной доли государственных заказов на выполнение некоторых видов услуг, производство и поставку отдельных видов продукции для государственных нужд, а также привлечение организаций инвалидов к выполнению государственного социального заказа.

Ограничивают право инвалидов на труд нормы законопроектов, не отвечающие международно-правовым стандартам, а также сохраняющийся вакуум в правовом регулировании некоторых насущных вопросов трудоустройства инвалидов.

Так, руководитель Центра Института экономики РАН Е. Гонтмахер не без оснований сетует, что подготовленный Минздравсоцразвития проект Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению, расходится с нормами Конвенции о защите прав инвалидов и мировой практикой. В проекте ничего не сказано, например, о венерических заболеваниях, препятствующих государственной службе, но содержатся запреты данной занятости для лиц, страдающих гипофизарным нанизмом, слабовидящих и тех, кто передвигается на инвалидной коляске; не учитывается необходимость создания специальных условий труда для инвалидов.

Не вполне разрешены в российском законодательстве вопросы резервирования рабочих мест для инвалидов. На федеральном уровне Постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (гравер, диспетчер, юрист и др., всего более 100 профессий). Вместе с тем инвалиды имеют право на свободный выбор профессии, доступной им по состоянию здоровья, а при замещении вакансий, тем более в условиях рыночной конкуренции, требуется должная квалификация работников.

Было бы целесообразным при посредничестве органов службы занятости резервировать в пределах квоты рабочие места для инвалидов, проходящих профессиональную подготовку, переподготовку по рекомендуемым им и требующимся в организации профессиям. Кроме того, в федеральном законопроекте «О первом найме» следует учесть интересы молодых инвалидов из числа выпускников учреждений системы профессионального образования, чтобы предоставить им возможность заключения трудового договора с работодателями на резервируемые в установленном порядке рабочие места.

Основной проблемой в области труда и занятости по-прежнему является незаинтересованность работодателя в приеме инвалидов на работу, создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Низкая конкурентоспособность на рынке труда, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы (образовательный и профессиональный уровень подготовки инвалидов не отвечает требованиям работодателей), несоответствие предлагаемых условий труда показаниям к труду, рекомендованным инвалидам, низкая заработная плата и ее нерегулярная выплата по заявленным для инвалидов вакансиям — все эти факторы негативно влияют на процесс трудоустройства инвалидов.

Следует отметить, что трудоустройство инвалидов сопряжено с определенными проблемами и материальными затратами, в частности, сюда следует отнести необходимость создания специализированных рабочих мест или производственных участков, применение гибких, нестандартных форм организации труда, использование надомного труда и т.д. Однако мероприятия по профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов экономически и социально оправданны.

Необходимы дополнительные меры финансово-экономического характера по выводу из кризиса специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Данные мероприятия должны способствовать повышению конкурентоспособности продукции данных предприятий, увеличению объемов производства, сохранению действующих и увеличению (созданию) новых рабочих мест инвалидов.

Развитие правового регулирования в области социальной защиты инвалидов будет во многом обусловлено формированием отечественной правовой базы и, как следствие, системы законодательства. Отношения по социальной защите инвалидов в течение долгого времени считались в основном предметом правового регулирования «права социального обеспечения», в меньшей степени — медицинского, образовательного и других отраслей права.

С принятием Конституции 1993 г. появились новые подходы, обусловившие позитивное восприятие идеи социального права. К критериям определения предмета правового регулирования данной отрасли исследователи относят совокупность декларированных международно-правовым нормами социальных прав, а также выделение круга отношений по предоставлению обществом своим членам материальных благ в случаях наступления социальных рисков, вызывающих в силу своей общественной значимости объективную потребность в обеспечении социальной защищенности человека.

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2008.

. Трудовой кодекс РФ. // Консультант Плюс.

. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». // Консультант Плюс.

. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов». // Консультант Плюс.

. http://daccessdds.un.og (2007. 22 февраля). Далее — Конвенция о защите прав инвалидов.

. Бондарева Э.С. Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы реализации. // Трудовое право, 2007 № 8. // Консультант Плюс.

. Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 2006. // Консультант Плюс.

. Бриллиантова Н.А. Трудовое право России. М., 2005.

. Гонтмахер Е. К госслужбе не годен // Российская газета. 2007. 13 февраля.

. Гусков К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2004.

. Киселева А.В, Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы. // Адвокат, 2006 № 5. // Консультант Плюс.

. Маслов А. Льготы для инвалидов. // Бизнес-адвокат, 2002 № 18.

. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990.

. Михайлов А.А. Комментарий к законам о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации // Работодатель. 2006. N 1.

. Никонов А. Конец феминизма. Чем женщина отличается от человека. М., 2005.

. Парягина О.А. Инвалиды: дискриминация и занятость. // Трудовое право, 2007 № 4. // Консультант Плюс.

18. Право социального обеспечения: учебник Под ред. К.Н. Гусова. М., 2001.

19. Свинцов А.А., Радуто В.И. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования. // Социальное и пенсионное право, 2006 № 4. // Консультант Плюс.

. Серегина Л.В. Квотирование рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. // Трудовое право, 2007 № 3. // Консультант Плюс.

21. Социальная доктрина Российской Федерации. Под ред. В.И.Жукова. М., 2005.

. Социальная политика: Учебник. Под ред. Н.А. Волгина. М., 2002.

. Социальное законодательство. Научно-практическое издание. Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2005.

24. Цыганов М.Е. Интеграция инвалидов в сферу занятости: опыт стран Евросоюза // Труд за рубежом. 2003. N 4.

. Щур Д.Л. Особенности национальной системы квотирования рабочих мест. М., 2006. // Консультант Плюс.

Инвалид и образование: (проблемы и перспективы)

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, studfiles.net, aupam.ru.

»

Это интересно:  Коды для рекламного бизнеса
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector