Принятие закона о всеобщей воинской обязанности

В о инская об я занность в СССР, почётная обязанность советских граждан с оружием в руках защищать социалистическое Отечество и нести воинскую службу в рядах Вооружённых Сил СССР. В. о. законодательно закреплена Конституцией СССР 1936 (ст. 132) и на основе её регулируется Законом СССР о всеобщей воинской обязанности от 12 октября 1967. В соответствии с этим законом все мужчины — граждане СССР — независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имущественного положения обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооружённых Сил СССР.

До призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов проводится начальная военная подготовка без отрыва от производства и учёбы. С учащейся молодёжью такая подготовка проводится штатными военными руководителями в общеобразовательных школах (начиная с 9 класса), в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Юноши, не обучающиеся в дневных (очных) учебных заведениях, начальную военную подготовку проходят на учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и колхозах. Наряду с начальной военной подготовкой законом предусмотрена и ежегодная подготовка специалистов для Вооружённых Сил из числа юношей, достигших 17 лет, в учебных организациях ДОСААФ и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования. Количество специалистов, подлежащих подготовке, устанавливается Советом Министров СССР, а перечень специальностей и программа их подготовки определяются министерством обороны СССР.

Согласно закону на действительную военную службу призываются граждане СССР мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Призыв проводится 2 раза в год (в мае — июне и в ноябре — декабре) по приказу министра обороны СССР. Количество граждан, подлежащих призыву, устанавливается Советом Министров СССР. Сроки явки граждан на призывные участки определяются приказами районных (городских) военных комиссаров. Призыву предшествует обязательная приписка к призывным участкам по месту жительства граждан, которым в год приписки исполняется 17 лет. Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу, а также от призыва по мобилизации признаётся посягательством на интересы обороны СССР и влечёт за собой уголовную ответственность.

Для проведения призыва граждан на действительную военную службу в районах (городах) создаются под председательством соответствующих военных комиссаров призывные комиссии, в состав которых входят представители советских, партийных, комсомольских органов и врачи. На комиссии возлагаются: организация медицинского освидетельствования призывников; принятие решения о призыве на действительную военную службу и распределение призванных по видам Вооружённых Сил СССР и родам войск; предоставление отсрочек от призыва; освобождение от В. о. призывников в связи с болезнью и др.

По закону от 12 октября 1967 отсрочки от призыва на действительную военную службу предоставляются: по семейному положению — призывникам, имеющим на своём иждивении нетрудоспособных отца старше 60 лет или мать старше 55 лет или являющихся инвалидами 1-й (2-й) группы; 2 и более детей или жену — инвалида 1-й (2-й) группы, одинокую трудоспособную мать, но имеющую 2 и более детей до 8 лет (при отсутствии других трудоспособных детей, обязанных содержать её); братьев, а также сестёр до 16 лет или инвалидов 1-й (2-й) группы, при отсутствии других лиц, могущих взять их на содержание, а также при отсутствии возможности определить братьев или сестёр в детские дома, интернаты или специальные лечебные учреждения (ст. 34); для продолжения образования — студентам дневных (очных) высших учебных заведений, учащимся средних общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений (включая вечерние и заочные) до их окончания, но не старше 20 лет, если учащиеся до поступления в средние специальные учебные заведения не имели среднего образования; учащимся средних специальных учебных заведений, занимающимся по программе подготовки офицеров запаса; по состоянию здоровья — призывникам, признанным временно негодными к военной службе. Лица, получившие отсрочку от призыва для продолжения образования, а также не призванные по разным причинам в установленные сроки, призываются на действительную службу до достижения ими 27-летнего возраста.

Законом установлены следующие сроки действительной военной службы: а) для солдат и сержантов Советской Армии, береговых частей и авиации ВМФ, пограничных и внутренних войск — 2 года; б) для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения ВМФ и морских частей пограничных войск — 3 года; в) для солдат, матросов, сержантов и старшин Советской Армии, ВМФ, пограничных и внутренних войск, имеющих высшее образование, — 1 год.

Срок действительной военной службы исчисляется: призванным в 1-й половине года — с 1 июля года призыва; призванным во 2-й половине года — с 1 января года, следующего за годом призыва.

Женщины в возрасте от 19 до 40 лет, имеющие медицинскую или другую специальную подготовку, могут быть взяты в мирное время на воинский учёт, привлечены на учебные сборы, а также приняты в добровольном порядке на действительную военную службу. В военное время по решению Совета Министров СССР женщины могут быть призваны в Вооружённые Силы СССР для несения вспомогательной или специальной службы.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, выслужившие установленные законом сроки действительной военной службы, увольняются в запас Вооружённых Сил, где состоят до определённого законом возраста (мужчины — до 50 лет, а женщины, принятые на воинский учёт, — до 40), офицеры-мужчины — до 50—65 лет, офицеры-женщины — до 50 лет. Запас Вооружённых Сил делится по возрастному признаку на 3 разряда, а запас солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме того, на 2 категории. Служба в запасе состоит в прохождении краткосрочных учебных и поверочных сборов, продолжительность и периодичность которых регламентированы законом. За рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы, сохраняются занимаемая должность (работа) и зарплата по месту работы в размере 75% ср. заработка.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются всей полнотой прав и несут все обязанности граждан СССР. Права и обязанности военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий военной службы, определены законом о В. о. и воинскими уставами. Каждому военнослужащему и военнообязанному присваиваются в установленном порядке соответствующее звание воинское. Военнослужащие и военнообязанные принимают военную присягу на верность своему народу, Советской родине и Советскому правительству.

Лит.: Закон СССР о всеобщей воинской обязанности. Принят третьей сессией Верховного Совета СССР седьмого созыва 12 октября 1967, М., 1967; Гречко А. А., О проекте Закона «О всеобщей воинской обязанности». Доклад на сессии Верховного Совета СССР седьмого созыва 12 октября 1967 г., М., 1967, с. 31—48.

Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 2021 год

Организованное привлечение граждан на военную службу в советское время берёт свое начало с 1918 г., со времени создания РККА. 29 мая 1918 г. было издано постановление ВЦИК «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию». Декрет ВЦИК и СНК «Об обязательной воинской повинности для граждан РСФСР мужского пола» от 28 сентября 1922 г. устанавливал обязательную воинскую повинность, призыв всех мужчин в 20-летнем возрасте, сроки службы от 1,5 лет (в пехоте и артиллерии) до 4,5 лет (в Военно-Морском Флоте). 13 августа 1930 г. был принят новый Закон СССР «Об обязательной военной службе». Эти законы носили классовый характер и определяли, что оборона СССР с оружием в руках осуществляется только трудящимися. На нетрудовые элементы возлагалось выполнение иных обязанностей по обслуживанию обороны СССР.

К 1939 г. в стране произошли значительные социально-экономические изменения, была принята новая Конституция СССР, в условиях непосредственной военной угрозы развернулась широкомасштабная работа по реорганизации и модернизации армии и флота. Все эти обстоятельства учитывал Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», принятый 1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР. В отличие от предшествующих аналогичных актов он устанавливал, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Все мужчины — граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу в составе Вооружённых Сил СССР.

Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г. действовал продолжительное время (почти 28 лет) и к середине 60-х гг., несмотря на изменения, неоднократно вносимые в него, уже не отвечал масштабам и характеру военного строительства, ведущегося в стране, не учитывал произошедших в ней социально-экономических преобразований. Естественным выходом в создавшемся положении явилось принятие 12 октября 1967 г. Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности». В нём определялось: «Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР… Все мужчины — граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооружённых Сил СССР». Этим подчёркивалось всеобщность воинской обязанности.

Закон содержал целый ряд принципиально новых положений.

Призыв осуществлялся два раза в год: в мае — июне (исчислялся с 1 июля) и в ноябре — декабре (исчислялся с 1 января следующего года).

Приписка граждан, которым в год приписки исполнялось 17 лет, проводилась в течение февраля — марта.

Призыву подлежали граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет, но не старше 27 лет.

Были установлены новые сроки службы: во всех сухопутных частях всех видов — 2 года; во всех сухопутных частях всех видов для солдат и сержантов, имеющих высшее образование, — 1,5 года; в частях ВМФ, берегового обеспечения и морских частях пограничных войск — 3 года; в частях ВМФ для матросов и старшин, имеющих высшее образование, — 2 года.

Отсрочки от призыва гражданам предоставлялись: по семейному положению; для продолжения образования; по состоянию здоровья — в течение трёх лет.

Граждане могли быть освобождены от призыва по состоянию здоровья.

Не подлежали призыву граждане, отбывавшие уголовное наказание и граждане, в отношении которых велось следствие или уголовное дело рассматривалось судом.

Лит.: История призывов [Электронный ресурс] // Министерство обороны Российской Федерации. Б. д. URL : http :// recrut . mil . ru / career / conscription / recruiting _ history . htm ; О всеобщей воинской обязанности // Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. № 42. С. 552.

85. Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. Красная армия в годы Великой Отечественной войны

Закон «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г. ознаменовал начало реформы в Вооруженных силах Советского государства. Он был принят Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г.

Ранее существовавшая система Вооруженных сил характеризовалась следующими признаками:

1) немногочисленностью (в 1923 г.

2) формирование Красной армии по смешанной системе, в ее составе создавались территориально-милиционные и кадровые части.

Причины реформы Красной армии в 1939 г.:

1) обострение международной обстановки;

2) увеличение сложности военной техники, находившейся на вооружении Красной армии;

3) сокращение численности Красной армии в результате массовых репрессий в 1937–1938 гг.

Основным результатом реформ стало изменение порядка формирования войск. Теперь Вооруженные силы Советского государства формировались только по кадровой системе, территориально-милиционная же система утратила свою актуальность и была ликвидирована.

Реформирование затронуло организационную структуру Вооруженных сил СССР. Местный военный аппарат включал в себя:

1) военные советы (они возглавляли военные округа, число которых значительно возросло);

2) военные комиссариаты (их система также стала более обширной; военные комиссариаты формировались в автономных республиках, областях и городах, тем самым обеспечивался наилучший учет военнообязанных и облегчался призыв в армию).

Законом «О всеобщей воинской обязанности» были увеличены сроки службы.

Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил новый текст военной присяги. Военную присягу принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. После этого военнослужащие обязаны были подтвердить присягу собственноручной подписью.

С началом Великой Отечественной войны Указом ПВС СССР «О военном положении» было разрешено введение военного положения в отдельных местностях или по всей территории СССР в интересах обороны государства, для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. На таких территориях власть переходила в руки военных советов фронтов, армий, военных округов, либо – высшему командованию войсковых соединений.

В случае введения военного положения все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности рассматривались военными трибуналами. Военные трибуналы могли рассматривать по поручению местных властей дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях. Военные трибуналы рассматривали дела по положению «О военных трибуналах в районах военных действий». Приговоры военных трибуналов не подлежали кассационному обжалованию и пересмотру в порядке надзора.

Это интересно:  Нормативные критерии профессионального уровня

30 июня 1941 г. был сформирован высший орган государственной власти в период Великой Отечественной войны – Государственный Комитет Обороны (ГКО), в который вошли ПВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР.

85. Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. Красная армия в годы Великой Отечественной войны

Закон «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г. ознаменовал начало реформы в Вооруженных силах Советского государства. Он был принят Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г.

Ранее существовавшая система Вооруженных сил характеризовалась следующими признаками:

1) немногочисленностью (в 1923 г. состав Красной армии насчитывал 600 тыс. человек, составляющих 46 территориальных и 31 кадровую дивизию) и преобладанием доли коммунистов в армии;

2) формирование Красной армии по смешанной системе, в ее составе создавались территориально-милиционные и кадровые части.

Причины реформы Красной армии в 1939 г.:

1) обострение международной обстановки;

2) увеличение сложности военной техники, находившейся на вооружении Красной армии;

3) сокращение численности Красной армии в результате массовых репрессий в 1937–1938 гг.

Основным результатом реформ стало изменение порядка формирования войск. Теперь Вооруженные силы Советского государства формировались только по кадровой системе, территориально-милиционная же система утратила свою актуальность и была ликвидирована.

Реформирование затронуло организационную структуру Вооруженных сил СССР. Местный военный аппарат включал в себя:

1) военные советы (они возглавляли военные округа, число которых значительно возросло);

2) военные комиссариаты (их система также стала более обширной; военные комиссариаты формировались в автономных республиках, областях и городах, тем самым обеспечивался наилучший учет военнообязанных и облегчался призыв в армию).

Законом «О всеобщей воинской обязанности» были увеличены сроки службы. Теперь по призыву в сухопутных частях служили 3 года, а во флоте – 5 лет. Возраст призывников по новому Закону составлял – 19 лет и более, а для окончивших среднюю школу – до 18 лет.

Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил новый текст военной присяги. Военную присягу принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. После этого военнослужащие обязаны были подтвердить присягу собственноручной подписью.

С началом Великой Отечественной войны Указом ПВС СССР «О военном положении» было разрешено введение военного положения в отдельных местностях или по всей территории СССР в интересах обороны государства, для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. На таких территориях власть переходила в руки военных советов фронтов, армий, военных округов, либо – высшему командованию войсковых соединений.

В случае введения военного положения все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности рассматривалисьвоенными трибуналами. Военные трибуналы могли рассматривать по поручению местных властей дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях. Военные трибуналы рассматривали дела по положению «О военных трибуналах в районах военных действий». Приговоры военных трибуналов не подлежали кассационному обжалованию и пересмотру в порядке надзора.

30 июня 1941 г. был сформирован высший орган государственной власти в период Великой Отечественной войны – Государственный Комитет Обороны (ГКО), в который вошли ПВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР.

Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г

Закон о всеобщей воинской обязанности исходил из того, что воинская служба в Рабоче‑крестьянской Красной армии представляет почетную обязанность граждан СССР, а защита отечества является священным долгом каждого гражданина СССР. По Закону 1939 г. воинская обязанность налагалась на всех мужчин – граждан СССР. Воинская служба состояла из действительной службы и службы в запасе армии и флота. Законом установлены следующие сроки действительной службы:

1) для рядового состава сухопутных частей Рабоче‑крестьянской Красной армии – 2 года;

2) для младшего начальствующего состава сухопутных частей Рабоче‑крестьянской Красной армии – 3 года;

3) для рядового и младшего начальствующего состава военно‑воздушных сил – 3 года;

4) для рядового и младшего начальствующего состава частей береговой обороны – 4 года;

5) для рядового и младшего начальствующего состава кораблей и частей Рабоче‑крестьянского Военно‑морского флота – 5 лет;

6) для рядового состава внутренних войск – 2 года;

7) для младшего начальствующего состава внутренних войск – 3 года;

8) для рядового и младшего начальствующего состава сухопутных частей пограничных войск – 3 года;

9) для рядового и младшего начальствующего состава кораблей пограничных войск – 4 года.

Закон о всеобщей воинской обязанности состоял из 8 глав, регулирующих вопросы:

1) о призыве на действительную военную службу;

2) о запасе рядового и младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава;

3) о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и военнообязанных;

4) о воинском учете;

5) о призыве по мобилизации и во время войны;

6) о начальной и допризывной военной подготовке молодежи.

На действительную службу призывались граждане, которым в год призыва исполнилось 19 лет, а окончившим среднюю школу и подобные учебные заведения – 18 лет.

Закон закреплял право на отсрочку. Основаниями отсрочки являлись болезнь, определенное семейное положение, учеба. При этом отсрочка в связи с учебой предоставлялась только учащимся средней школы до ее окончания, но не старше 20 лет. Лица, отбывающие наказание в виде ареста или лишения по суду избирательных прав во время отбывания наказания, также не призывались в армию и флот.

По отбытии срока действительной службы военно‑служащие зачислялись в запас. Предельный возраст действительной службы и запаса – от 35 до 65 лет.

Военнослужащие и военнообязанные обладали следующими правами и гарантиями:

1) военнообязанные, призванные на учебный сбор в армию и флот, обеспечивались на время сбора натуральным довольствием за счет государства;

2) рабочие и служащие получали отпуск на время, необходимое для явки по делам, связанным с призывом и воинским учетом;

3) сохранение места работы или занимаемой должности за время сбора за рабочими и служащими, призванными на учебный сбор, они получали по месту работы половину своего среднего заработка. Колхозникам‑призывникам начислялась за время сбора половина среднего количества трудодней, которое за это время было начислено другим колхозникам той же специальности и квалификации;

4) лица начальствующего состава запаса во время сбора получали суточные;

5) выдача начальствующему составу запаса для следования от местожительства до места сбора и обратно воинских перевозочных документов и выплата суточных за время пути;

6) военнослужащие и их семьи не подлежали выселению из жилых помещений;

7) письма, адресатом или адресантом которых являлись красноармейцы и младшие командиры срочной службы, пересылались бесплатно и др.

Воинская обязанность в СССР и России

Воинская обязанность — установленный Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ порядок реализации гражданами конституционного долга и обязанности по защите Отечества, предусматривающий: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв и прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, а также призыв, прохождение военной службы и военное обучение в периоды мобилизации, военного положения и военного времени.

Организованное привлечение граждан на военную службу в советское время берет свое начало с 1918 года, со времени создания РККА. 29 мая 1918 года было издано постановление ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию». Декрет ВЦИК и Совета народных комиссаров «Об обязательной воинской повинности для граждан РСФСР мужского пола» от 28 сентября 1922 года устанавливал обязательную воинскую повинность, призыв всех мужчин в 20-летнем возрасте, сроки службы от 1,5 лет (в пехоте и артиллерии) до 4,5 лет (в военно-морском Флоте). 13 августа 1930 года был принят новый Закон СССР «Об обязательной военной службе». Эти законы носили классовый характер и определяли, что оборона СССР с оружием в руках осуществляется только трудящимися. На нетрудовые элементы возлагалось выполнение иных обязанностей по обслуживанию обороны СССР.

К 1939 году в стране произошли значительные социально-экономические изменения, была принята новая Конституция СССР, в условиях непосредственной военной угрозы развернулась широкомасштабная работа по реорганизации и модернизации армии и флота. Все эти обстоятельства учитывал Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», принятый 1 сентября 1939 года Верховным Советом СССР. В отличие от предшествующих аналогичных актов он устанавливал, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Все мужчины — граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образовательного ценза, социального происхождения и положения, обязаны отбывать военную службу в составе Вооруженных Сил СССР.

На действительную военную службу призывались граждане, которым в год призыва исполнялось девятнадцать лет, а окончившим среднюю школу и ей соответствующие учебные заведения — восемнадцать лет. Определенные документом сроки военной службы составляли: для рядового состава сухопутных войск — 2 года; рядового и младшего начальствующего состава ВВС — 4 года; для рядового и младшего начальствующего состава кораблей ВМФ — 5 лет; для сухопутных частей пограничных войск — 3 года и др.

В период с 1946 года по 1948 год призыв в армию не производился. Молодежь призывного возраста направлялась на восстановительные работы на шахтах, предприятиях тяжелого машиностроения, стройках. В 1949 году срок службы в сухопутных войсках и авиации был установлен 3 года, во флоте — 4 года. От призыва в армию освобождались студенты институтов. Студенты в вузах проходили военную подготовку, получали звание лейтенанта запаса и без прохождения службы зачислялись в запас.

12 октября 1967 года был принят закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». Закон определял, что «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР… Все мужчины — граждане СССР, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образования, оседлости, социального и имущественного положения, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР». Этим подчеркивалось всеобщность воинской обязанности.

Согласно закону, призыв осуществлялся два раза в год — весной и осенью. Призыву подлежали граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет, но не старше 27 лет. Были установлены новые сроки службы: а) для солдат и сержантов Советской Армии, береговых частей и авиации Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск — 2 года; б) для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения Военно-Морского Флота и морских частей пограничных войск — 3 года; в) для солдат, матросов, сержантов и старшин Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, имеющих высшее образование, — 1 год.

Отсрочки от призыва гражданам предоставлялись: по семейному положению; для продолжения образования; по состоянию здоровья — в течение трех лет. Граждане могли быть освобождены от призыва по состоянию здоровья.

Не подлежали призыву граждане, отбывавшие уголовное наказание и граждане, в отношении которых велось следствие или уголовное дело рассматривалось судом.

В настоящее время основным законодательным актом для призывников является Федеральный закон от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе». Согласно внесенным поправкам, с 2008 года срок прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФ для российских граждан мужского пола составляет 1 год.

Правом на отсрочку от военной службы пользуются учащиеся дневных отделений вузов, имеющих государственную аккредитацию (без перерыва в учебе). Отсрочка по аспирантуре предоставляется гражданам, обучающимся очно. Право на отсрочку от призыва также имеют лица, поступившие в ПТУ или техникум после окончания 11 классов школы. Также имеется возможность отсрочки по семейным обстоятельствам и по здоровью и др.

Возможна замена военной службы альтернативной гражданской, но ее срок дольше (от 18 до 42 месяцев), и право на замену необходимо обосновать.

В настоящее время призыв в армию проводится 2 раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г. и второй этап военной реформы (1939 — 22 июня 1941)

С принятием Закона о всеобщей воинской обязанности в 1939 г. начался второй этап реформирования Вооруженных сил, которое продолжалось вплоть до 22 июня 1941 г., начала Великой Отечественной войны. В процессе этого реформирования был проведен ряд крупных мероприятий:

  • 1) завершен переход от территориальной системы комплектования Вооруженных сил к кадровой системе;
  • 2) резко увеличилась численность Вооруженных сил: по существу, сформирована и перевооружена новой боевой техникой массовая многомиллионная армия;
  • 3) пересмотрена и изменена организационная структура войсковых соединений с учетом опыта «зимней войны» с Финляндией (ноябрь 1939 — апрель 1940) и боевых действий немецкой армии в Польше и на Западном фронте (против французской и британской армий).

Рассмотрим более детально преобразования в Вооруженных силах в период от начала Второй мировой войны до вероломного нападения гитлеровской Германии на наше Отечество.

Это интересно:  Доверенность на получение зарплаты за другого

1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности. По иронии судьбы он принимается в день начала Второй мировой войны, так как именно 1 сентября 1939 г. вооруженные силы гитлеровской Германии нападают на Польшу, а вслед за тем в войну вступают Франция и Великобритания.

По этому закону советские Вооруженные силы состояли из Красной армии, подчиненной Наркомату обороны, Военно-морского флота, подчиненного Наркомату Военно-морского флота, и пограничных и внутренних войск НКВД. К особенностям указанного Закона следует отнести следующее.

Во-первых, законодательство о военной службе было приведено в соответствие с Конституцией СССР 1936 г. Дело в том, что действовавшим до 1 сентября 1939 г. Законом о всеобщей воинской обязанности 1925 г. «почетное право защищать социалистическое Отечество с оружием в руках» предоставлялось лишь трудящимся. Нетрудовые элементы должны были нести иные обязанности военной службы, не связанные с владением оружием. Как известно, Конституция СССР 1936 г. отменила ограничения прав граждан по классовому признаку, а Закон от 1 сентября 1939 г. закрепил и конкретизировал это конституционное положение применительно к военной службе. Таким образом, все граждане СССР мужского пола соответствующего возраста, годные по состоянию здоровья к несению военной службы, должны были проходить военную службу на общих основаниях. Собственно, отмена ограничений военной службы по классовым признакам началась еще в 1935 г., когда были сняты ограничения в военной службе для казачества. Эти ограничения были связаны с тем, что казаки в царской России были привилегированным военно-служилым сословием (привилегии в местном сословном самоуправлении, наделении землей, ношении холодного оружия и т.д.). Казачьи воинские части как особо надежные использовались для разгона демонстраций, подавления массовых беспорядков. В годы Гражданской войны значительная часть казачества участвовала в ней на стороне белых. Однако немало казаков в Гражданскую войну служило и в Красной армии, особенно в 1-й и 2-й конных армиях.

Во-вторых, новый Закон закрепил окончательный переход от территориальной к кадровой (экстерриториальной) системе комплектования Вооруженных сил.

Практически этот переход начался еще с 1935 г. К 1939 г. вся армия уже полностью стала кадровой.

Крупным мероприятием, связанным с переходом к кадровой системе, стало упразднение в 1937 г. национальных воинских частей. Они возникли еще в годы Гражданской войны и особенно эффективно выступили в борьбе с внутренней националистической контрреволюцией, а в 1920-е годы и в начале 1930-х годов стали одной из основных форм привлечения к военной службе представителей тех наций и народностей, которые ранее в регулярной армии не служили (узбеков, киргизов, таджиков, туркмен, бурят- монголов, некоторых народностей Северного Кавказа и др.). Национальные части формировались по территориальному принципу в соответствующих национальных регионах. Новое поколение призывников из молодежи достаточно хорошо знало русский язык — язык межнационального общения, принятый в единой общесоюзной армии. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О национальных частях и формированиях РККА» от 7 марта 1937 г. национальные части, а также военные училища и школы было предписано переформировать в общесоюзные на основе принципа экстерриториальности.

В-третьих, был снижен призывной возраст — с 21 года до 19 лет, а для лиц, окончивших полную среднюю школу, — до 18 лет; увеличены сроки действительной службы — до 2 лет (в пехоте и кавалерии) и до 3 и даже 5 лет (в технических, танковых частях, пограничных войсках и Военно-морском флоте). Сокращались основания для освобождения от военной службы, отсрочек призыва и иных льгот. На 10 лет удлинялись для военнообязанных сроки состояния в запасе (с 40 до 50 лет). Увеличивались сроки учебных сборов переподготовки военнослужащих запаса.

Удлинение сроков службы было связано с необходимостью обеспечить освоение новой боевой техники, поступавшей на вооружение армии и флота.

Таким образом, Закон о всеобщей воинской обязанности от 1 сентября 1939 г. создал правовую базу для развертывания массовой армии и ее дальнейшего совершенствования.

При оценке этого Закона следует учитывать, что по состоянию на 31 августа 1939 г. советские Вооруженные силы составляли немногим более 2 млн человек, в то время как только сухопутные войска Германии насчитывали к сентябрю 1939 г. 2,7 млн человек, 373 тыс. человек служили в военно-воздушных силах и 160 тыс. человек — на флоте. К этому нужно добавить миллионную резервную армию. А всего в вооруженных силах Германии имелось свыше 4 млн человек.

Мощные вооруженные силы имела и Япония, в том числе 300-тысячную Квантунскую армию, сосредоточенную непосредственно на нашей дальневосточной границе и нацеленную на российское Приморье.

Закрепление в Законе кадровой (экстерриториальной) системы комплектования войск потребовало коренной реорганизации аппарата местного военного управления.

Старая, территориальная система, когда каждая дивизия и каждый корпус имели свои территориальные управления, занимавшиеся мобилизационной работой для своих соединений, была упразднена. Вместо нее была создана новая стройная система местных органов военного управления: военные комиссариаты союзных и автономных республик, областей и районов. Они вели учет призывников и военнослужащих запаса в своих регионах и направляли их по призыву или мобилизации по заявкам Наркомата обороны на службу в любой точке СССР.

Реформа аппарата местного военного управления завершила переход от территориальной к кадровой организации армии.

Переход к кадровому принципу комплектования армии, увеличение срока службы и снижение призывного возраста (что позволило призвать на действительную службу сразу несколько возрастов призывников) дали возможность резко увеличить численность Вооруженных сил: с 2 млн человек в 1939 г. до 5,7 млн человек к июню 1941 г.

Одновременно начался новый этап перевооружения армии и флота. Как уже говорилось выше, в 1932—1936 гг. было проведено перевооружение, в результате которого армия получила военную технику, ни в чем не уступавшую боевой технике, состоявшей в первой половине 1930-х годов на вооружении армий западных стран, а как показал опыт боев в Испании, кое в чем даже превосходившую боевую технику немецкой и итальянской армий (особенно по самолетам и танкам).

Однако, учтя опыт тех же боев в Испании, в Германии были разработаны в 1937—1938 гг., а затем внедрены в войска новые образцы самолетов, танков и другой боевой техники, которые существенно превосходили по своим тактико-техническим показателям вооружение Красной армии (особенно в области авиации).

Советское военное руководство на какое-то время «почило на лаврах», будучи убежденным в превосходстве советской боевой техники, и таким образом Красная армия утратила паритет с германской армией по качеству вооружения. Крайне отрицательно сказался на разработке новых образцов боевой техники и разгром военных научно-исследовательских учреждений, конструкторских бюро и соответственно научных и конструкторских кадров в 1937—1938 гг., связанный с осуждением Тухачевского и его сторонников.

Прозрение пришло в 1939—1940 гг., когда «зимняя война» с Финляндией (с 30 ноября 1939 по март 1940) показала истинное состояние Красной армии. Ошеломляющие победы германских вооруженных сил, в несколько недель разгромивших французскую армию и принудивших Францию к капитуляции, а британский экспедиционный корпус к паническому бегству, который еле спасся, эвакуировавшись на Британские острова и бросив в Дюнкерке все свое тяжелое вооружение, артиллерию, танки и т.д., да и то лишь благодаря приказу Гитлера, остановившего немецкие танки перед Дюнкерком, что дало время англичанам спастись [1] . Это показало мощь и превосходство новейшей немецкой боевой техники. Поэтому именно в 1939—1940 гг. начался новый этап перевооружения Красной армии. Из лагерей ГУЛАГа отправлены в специальные конструкторские бюро НКВД оставшиеся в живых после разгромов 1937— 1938 гг. конструкторы и ученые, часть из них была освобождена из заключения. Привлечены были новые молодые конструкторские кадры, созданы новые конструкторские бюро. В короткие сроки были разработаны и приняты в 1939—1940 гг. новые образцы вооружения: самолеты-истребители Як-1, Лагг-3, Миг-3, бомбардировщики Пе-2, ДБ-3, не имевший в то время аналогов в мире штурмовик Ил-2, танки КВ и Т-34, признанный лучшим танком Второй мировой войны, ряд новых артиллерийских систем, в том числе залпового огня — «Катюша», и т.д.

Но серийное производство новых образцов боевой техники только начиналось. Первый этап перевооружения планировалось завершить в 1942 г. Однако промышленность отставала от графика поставки новой техники, что явилось даже предметом обсуждения на специально созванной по этому поводу XVIII партийной конференции ВКП(б) (февраль 1941). Так, например, вместо требуемых армии 16,5 тыс. танков Т-34 и КВ армия к началу войны получила лишь 1861 танк; вместо полагавшихся по штату 4,9 тыс. 37-миллимет- ровых автоматических зенитных пушек — лишь 1382.

Опыт «зимней войны» и боевых действий германской армии против Польши и на Западном фронте показал необходимость новой серьезной реорганизации Вооруженных сил и органов управления ими. Уже в марте 1940 г. опыт войны с Финляндией обсуждался Пленумом ЦК ВКП(б), а затем на совещании высшего командного состава Вооруженных сил в декабре 1940 г. с участием Сталина и других членов Политбюро. Смещен был наконец с поста наркома обороны Ворошилов. На этот пост был назначен Тимошенко, командовавший в войне с Финляндией Северо-Западным фронтом. Заменено было и руководство Генерального штаба: его начальником стал Мерецков, командовавший армией во время той же войны. С февраля 1941 г. начальником Генштаба стал Жуков, одержавший победу над 6-й японской армией в 1939 г. на р. Хал- хин-гол (Монголия).

Способствовало укреплению руководства Вооруженными силами и назначение в мае 1941 г. на пост Председателя СНК СССР Сталина. Поскольку по Конституции общее руководство Вооруженными силами и ответственность за состояние обороны страны возлагались на правительство (СНК СССР), то его глава в случае войны, естественно, предназначался на роль верховного главнокомандующего. Однако Сталин не согласился с предложениями Генштаба, внесенными накануне войны, об учреждении поста верховного главнокомандующего и назначении его на этот пост.

Таким образом, накануне войны так и не была создана единая централизованная система командования Вооруженными силами страны. Командование было раздроблено между наркомом обороны и наркомом Военно-морского флота. Но ни тот ни другой нарком не могли принять ни одного сколько-нибудь важного решения без согласия Сталина, который даже не вошел в новый состав Главного военного совета. Оба наркома, особенно нарком обороны, как бы заранее обрекались на роль «козлов отпущения» в случае неудачи.

Отсутствие стройной системы централизованного командования сыграло отрицательную роль в первые недели Великой Отечественной войны.

В 1940 г. реорганизации подвергся центральный аппарат Наркомата обороны. Была существенно повышена роль Генерального штаба. Его отделы были превращены в главные управления (оперативное, разведывательное, организационное, мобилизационное и т.д.). Но вместе с тем сохранился и самостоятельный Главный морской штаб, формально не подчиненный Генштабу.

В связи с усилением роли снабжения, особенно горючим, боеприпасами, запчастями для боевой техники, вещевым и продовольственным довольствием, была вновь реорганизована тыловая служба. Считалось, что снабжение как неразрывная часть подготовки войск к боевым операциям должно планироваться штабами. Поэтому в составе Генштаба было образовано Главное управление тыла и снабжения, а его начальником стал одним из заместителей начальника Генштаба. Аналогичная структура была введена в штабах всех уровней.

В целях укрепления единоначалия в Вооруженных силах в 1940 г. упраздняется институт военных комиссаров. Вместо них были учреждены должности заместителей командиров по политчасти. Но в военных округах, а впоследствии и во фронтовом и армейском звеньях сохранились военные советы, действовавшие на основе принципа коллегиальности.

Для повышения авторитета высшего командного состава и его социального статуса в мае 1940 г. были введены генеральские и адмиральские звания. В связи с присвоением новых званий весь высший командный состав был переаттестован.

Разрабатывались и принимались новые боевые уставы, отражавшие опыт уже начавшейся Второй мировой войны. В них проводился принцип: учить войска тому, что понадобится в боевой обстановке. В боевых уставах и наставлениях вновь вернулись к разработанной еще в начале 1930-х годов теории «глубокой операции», получившей свое подтверждение в сражениях Второй мировой войны; соответственно вновь стали формироваться крупные танковые, авиационные, артиллерийские соединения.

В 1940 г. танковые бригады стали переформировываться в танковые дивизии, которые, в свою очередь, сводились в механизированные корпуса. В 1940 г. началось формирование 9 таких корпусов, каждый из которых по штату должен был иметь 1031 танк, 268 бронемашин и 358 артиллерийских орудий. Такие корпуса были чрезмерно громоздкими и трудноуправляемыми. Достаточно сказать, что советские танковые армии 1943—1945 гг. имели в своем составе примерно по 500—800 танков. Столько же танков (т.е. около 500) имели в своем составе и немецкие танковые группы (впоследствии танковые армии). В феврале 1941 г. было принято решение о создании еще 20 механизированных корпусов. Всего, таким образом, предполагалось к 1942 г. иметь 29 механизированных корпусов, на укомплектование которых требовалось более 32 тыс. танков, из них 16,5 тыс. КВ и Т-34. В апреле 1941 г. началось формирование 10 артиллерийских истребительно-противотанковых бригад. В каждой из них по штату полагалось иметь 48 противотанковых 76-мм орудий, 72 противотанковых 85-мм орудий, снаряды которых гарантированно пробивали броню всех типов немецких танков на расстоянии до 2 тыс. метров. А также 16 автоматических зенитных 37-мм орудий и 72 зенитных крупнокалиберных пулеметов ДШК (калибр 12,7 мм).

Это интересно:  Формы предоставления налоговых льгот

Формировались также 5 авиационных корпусов резерва Главного командования и 107 новых авиационных полков. С сентября 1939 по июнь 1941 г. сформировано 125 новых стрелковых дивизий. И соответственно в их составе 375 новых стрелковых и 250 артиллерийских полков. Сформировано также 8 армейских управлений (т.е. 8 новых армий), 19 управлений стрелковых корпусов, 16 танковых бригад и множество других частей и соединений. Промышленность была не в состоянии обеспечить все эти соединения новой боевой техникой. Однако в войсках было много боевой техники устаревших образцов. Одних только легких танков Т-26 и БТ-5 насчитывалось около 16 тыс. При разумном ее использовании она вполне могла бы представлять собой грозную силу.

Отрицательно сказывался также недостаточно системный подход к перевооружению. Так, в войска поступали новые танки, самолеты, артиллерийские системы, но не уделялось должного внимания средствам противовоздушной обороны и прикрытия войск от атак авиации, средствам связи и управления, а также поставкам запчастей и т.д. Все это потом негативно сказалось в начале войны.

Еще более сложным было положение с кадрами командного и технического состава. Хотя были учреждены новые военные академии, 42 новых училища (всего в 1941 г., к началу войны, действовало 19 академий, 10 военных факультетов в гражданских вузах, 7 высших военно-морских училищ, 203 училища и множество краткосрочных курсов младших лейтенантов, в которых обучалось в общей сложности свыше 300 тыс. слушателей и курсантов), обеспечить развертывание Вооруженных сил за полтора года с 2 млн до 5,7 млн человек командными и техническими кадрами не удавалось. Ведь для полноценной подготовки командного и тем более технического состава в военных академиях и училищах требовались многие годы.

За тот же период за счет выпускников военных академий, училищ, курсов младших лейтенантов и переподготовленных командиров, призванных из запаса, армия получила свыше 250 тыс. командиров, политработников и инженерно-технического персонала.

Увеличение численности Вооруженных сил по сравнению с 1939 г. почти втрое, а по сравнению с 1937 г. почти в 6 раз, формирование большого числа воинских частей и соединений, о чем уже говорилось выше, особенно в 1940 г. и первой половине 1941 г., накануне войны, вызвали большую текучесть кадров. Ведь открывались многие сотни генеральских вакантных мест (командиров корпусов, дивизий, бригад, начальников штабов, служб и т.д.), тысячи вакантных должностей старшего комсостава. Отсюда быстрое продвижение по службе, особенно для тех, кто имел военное образование и боевой опыт, полученный в ходе Советско-финской войны, в боях на р. Халхин-гол, в Испании, в Китае. Поэтому не успеет человек освоиться на своей новой должности, и если он показывает хороший результат, то его уже передвигают на более высокую должность во вновь сформированной воинской части или соединении. Таким образом, текучесть кадров объяснялась объективными условиями тех лет.

Большинство командиров разных рангов занимали свои должности не более одного года или полутора лет. Просто их части и соединения существовали не более этого срока. Из приведенных выше цифр видно, что к январю 1941 г. численность комсостава Красной армии в 4,7 раза превышала его численность в 1937 г. (увеличилась со 123 тыс. до почти 580 тыс. человек). Численность комсостава в советских Вооруженных силах в 1941 г. в 25 раз превышала потери, понесенные в 1937—1939 гг. в ходе репрессий и увольнений по политическим причинам (около 23 тыс. человек). Эти данные наглядно свидетельствуют о лживости и клеветническом характере придуманного политически ангажированными публицистами мифа о том, что якобы «Сталин накануне войны обезглавил Красную армию, расстреляв ее командный состав», утвердившегося в зарубежной и отечественной исторической и историко-правовой литературе и публицистике.

Из приведенных выше цифр ясно, что общая численность лиц с высшим военным образованием превышала не только число лиц с высшим военным образованием в 1937—1938 гг., но и общее число репрессированных и уволенных по разным причинам в 1937—1939 гг. Так о каком же снижении (даже еще резком) образовательного и интеллектуального уровней комсостава к 1941 г. можно говорить. Ясно, что этот миф не выдерживает критики.

Ну а как же оценивать факт поражений и больших потерь, понесенных Красной армией в первые месяцы Великой Отечественной войны? Их причины будут более обстоятельно рассмотрены ниже.

Вообще опыт истории свидетельствует, что каждая война выдвигает своих военачальников и полководцев. Крупные военачальники Гражданской войны, сохранившиеся в армии до начала Великой Отечественной, сошли со сцены уже в 1941 — 1942 гг. (Ворошилов, Буденный, Тимошенко и многие другие) и были переведены на тыловые должности. Будущие маршалы Советского Союза, командующие фронтами и армиями в 1939—1941 гг. были еще полковниками или в лучшем случае генерал-майорами (Василевский, Рокосов- ский, Говоров, Толбухин, Малиновский, Баграмян и многие другие). Те из них, кто участвовал в Гражданской войне и потом выдвинулся в годы Великой Отечественной войны, в годы Гражданской войны занимали должности не выше командира полка.

Даже Жуков в 1939 г. был всего лишь комдивом, а в годы Гражданской войны был командиром эскадрона. А звание генерала армии он получил в 1940 г., за победу на р. Халхин-Гол над 6-й японской армией.

Такая же картинка была и в германской армии. Ведь в 1941 г. главнокомандующим сухопутной армии был фельдмаршал Браухич. Группами армий (фронтами) командовали на советско-германском фронте фельдмаршалы фон Бок, Лист, Лееб, фон Рундштадт, фон Глюче. Все они в 1942 г. сошли со сцены. И группами армий стали командовать Манштейн, Модель, Шернер фон Клюге, Роммель и т.д. Так что смена поколений военачальников — это закономерное явление, хотя, конечно, методы этой смены вовсе не обязательно должны быть столь жестокими.

Чтобы завершить рассмотрение кадровой проблемы накануне войны, следует сказать о том, что особо остро встал вопрос о кадрах в Военно-воздушных силах. Чтобы укомплектовать летчиками и механиками вновь формируемые авиационные полки, пришлось пойти на некоторое сокращение сроков обучения. Это увеличило приток кадров в авиацию. Только в 1940 г. авиационные училища и школы выпустили свыше 28 тыс. человек. Однако сокращение сроков обучения привело к снижению уровня подготовки летных кадров, к их доучиванию в строевых авиационных частях и как результат — росту аварий, которые сопровождались потерями материальной части (самолетов) и гибелью летчиков.

Рост аварийности объяснялся также тем, что в связи с поступлением в строевые части новых моделей самолетов одновременно надо было переучивать весь летный состав Военно-воздушных сил летать на новых самолетах. Стремление политического руководства страны как можно скорее провести перевооружение авиации новыми моделями самолетов в связи с нараставшей угрозой войны привело к тому, что некоторые новые образцы самолетов были приняты на вооружение и запущены в массовое производство еще до окончания всех летных испытаний.

Соответственно некоторые конструктивные недоработки стали выявляться в ходе эксплуатации новых самолетов в строевых частях, да еще при неопытности молодых летчиков. Это также вело к увеличению аварийности, что вызывало недовольство и раздражение в Политбюро ЦК ВКП(б) и у Сталина.

В ноябре 1939 г. руководство страны решило заменить командование, поставив во главе Военно-воздушных сил профессионального летчика. Прежний командующий Командарм второго ранга Локтионов был переведен на другую работу (а не арестован, как пишут в некоторых изданиях). Командующим Военно-воздушными силами назначается дважды Герой Советского Союза Я.В. Смушке — вич. Но аварийность не снижается. И в августе 1940 г. начальником Главного управления Военно-воздушных сил и командующим авиацией, а затем и заместителем наркома обороны по авиации назначается 29-летний Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации П.В. Рычагов, отличившийся в боях в Испании и Китае. А генерал- лейтенант авиации Я.В. Смушкевич стал заместителем начальника Генштаба по авиации. Рычагов стал активно бороться с аварийностью. Но его резкое выступление на заседании Политбюро о поставках в строевые части самолетов с конструктивными недостатками вызвало раздражение у членов Политбюро и у Сталина.

В мае 1941 г. произошло чрезвычайное происшествие, имевшее трагические последствия для нашей авиации. Это происшествие тщательно замалчивается как в официальных трудах по военной истории, так и в военно-мемуарной литературе. Но вдруг один из высокопоставленных мемуаристов «проговорился». Это заместитель начальника внешней разведки НКГБ генерал-лейтенант П.В. Судоп- латов. В его мемуарах мы читаем: «В мае 1941 года немецкий “Юн- керс-52” вторгся в советское воздушное пространство и незамеченный благополучно приземлился на центральном аэродроме в Москве возле стадиона “Динамо”. Это вызвало переполох в Кремле и привело к волне репрессий в среде военного командования ВВС. Это феерическое приземление в центре Москвы показало Гитлеру, насколько слаба боеготовность советских Вооруженных сил» [3] .

Это чрезвычайное происшествии послужило причиной ареста практически всего руководства противовоздушной обороной страны во главе с начальником Главного управления ПВО генерал-полковником Г.М. Штерном, а также всего руководства Военно-воздушных сил во главе с заместителем наркома обороны по авиации и одновременно начальником Главного управления ВВС генерал-лейтенантом авиации П.В. Рычаговым и заместителем начальника Генштаба по авиации Я.В. Смушкевичем. Арестован был и предшественник генерала Рычагова на посту заместителя наркома обороны по авиации генерал-полковник А.Д. Локтионов, хотя он с июня 1940 г. занимал пост командующего войсками Прибалтийского Особого военного округа. Все эти лица впоследствии (в октябре 1941) были расстреляны.

В этой связи можно напомнить другое аналогичное чрезвычайное происшествие, случившееся в мае 1987 г., когда немецкий летчик Руст на легкомоторном спортивном самолете также нарушил государственную границу, пролетел незамеченным и посадил свой самолет в центре Москвы на Красной Площади. Тогда тоже последовали репрессии. Правда, обошлось без расстрелов. Время уже было другое, но многие должностные лица во главе с министром обороны, Маршалом Советского Союза С.Л. Соколовым в руководстве ПВО страны и ВВС были уволены в отставку.

Конечно, смена буквально накануне войны руководства ВВС и ПВО страны (мягко говоря) не самым лучшим образом сказалась на войсках. Однако, как показывает исторический опыт, подобные происшествия ни в какие времена не остаются безнаказанными.

Подводя итоги реформированию Вооруженных сил и их подготовке к отражению неприятельской агрессии, можно отметить, что за период с 1939 по июнь 1941 г. Вооруженные силы были радикально реорганизованы. Завершен переход от территориальномилиционной системы организации армии к кадровой системе. Численность армии увеличилась почти втрое — с 2 млн человек до 5,7 млн человек. По существу, была сформирована заново почти 6-миллионная кадровая армия. Начато ее перевооружение новейшей по тем временам боевой техникой. Причем упор делался на формирование крупных танковых, артиллерийских, минометных, истребительнопротивотанковых, авиационных соединений.

Были, разумеется, и недостатки: в частности, недостаточное внимание уделялось средствам защиты от атак с воздуха, организации управления и технике связи. Недостаточное внимание уделялось обучению войск ведению оборонительных боев, особенно навыкам отражения внезапного массированного нападения. Плохо были организованы тыл, ремонт боевой техники, снабжение запчастями.

Одновременно оборудовался будущий театр военных действий, строились пограничные укрепления, стратегические дороги, аэродромная сеть, склады и т.д. Проводились и мероприятия мобилизационного характера: проведена частичная мобилизация более 700 тыс. человек из запаса в мае 1941 г. для укомплектования воинских частей на западной границе, началось выдвижение четырех армий в мае-июне 1941 г. из внутренних округов на усиление группировки войск на западной границе. Но об этом будет подробно рассказано во в следующей книге данной серии. В целом проводилась целенаправленная работа по подготовке страны к отражению гитлеровской агрессии, поэтому высказываемый в ряде исторических публикаций и средствах массовой информации тезис о якобы слепом доверии Сталина Гитлеру и его заверениям, что он не нападет на нашу страну, и о том, что будто бы ничего не делалось для подготовки к отражению агрессии, на взгляд автора данной книги, не выдерживает критики и не соответствует действительности.

Статья написана по материалам сайтов: idatenru.ru, ria.ru, studref.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector