Прекращение деятельности юридического лица

Прекращение деятельности организации путем реорганизации

Прекращение предпринимательской деятельности путем ликвидации

Часто прекращение деятельности юридического лица проводится по санкции органов налоговой службы, когда имеют место следующие нарушения :

  • несвоевременное предоставление отчетов и деклараций и отчетов,
  • несоответствие месторасположения объекта заявленным в паспортных данных
  • несоответствие адреса объекта.

Порядок прекращения деятельности юридических лиц по решению суда ничем не отличается от добровольного прекращения предпринимательской деятельности ООО. Он включает этапы: назначение ликвидационной комиссии, расчеты с выявленными комиссией кредиторами; формирование ликвидационного баланса, подготовка документов для статистических учреждений, регистрационных органов. Сроки осуществления процедуры прекращения деятельности предприятия – от нескольких месяцев до нескольких лет. Процедура ликвидации является не менее важным этапом в работе юридического лица, чем регистрация.

Временное прекращение деятельности организации

Уважаемые наши клиенты!

Мы с радостью спешим сообщить, что у Вас есть уникальная возможность воспользоваться услугами нашей компании со скидкой от 5%-10%

Скидка 5%-10% на все услуги.

Мы ждем Вас в числе наших постоянных клинтов!

Ваша юридическая компания.

Внимание! Наша компания переехала на новый адрес!

Что изменится в регистрации с 1 января 2016 года?

Мы снижаем стоимость на услугу Официальная ликвидация»

Повышение госпошлин в 2015

Изменения страхового законодательства в 2015 году

Прекращение деятельности юридического лица — Курс лекций. Гражданское право.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Деятельность организации может прекращаться двумя способами: при реорганизации либо при ликвидации.

Реорганизация представляет собой прекращение деятельности одной организации с переходом прав и обязанностей к другой организации.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:

— слияние нескольких юридических лиц в одно;

— присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;

— разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;

— выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;

— преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность, по крайней мере, одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.

Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект — юридическое лицо, подлежат прекращению.

Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например, общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.

Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК РФ).

О проводимой реорганизации обязательно письменно извещаются кредиторы, которые могут при этом потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения связанных с этим убытков. Соблюдение прав кредиторов гарантируется также положением ст. 60 ГК РФ, в соответствии с которой передаточный акт или разделительный баланс должны обязательно содержать сведения обо всех обязательствах реорганизуемого юридического лица, в том числе и оспариваемых на момент реорганизации. Если после проведенной реорганизации невозможно определить правопреемника, вновь созданные юридические лица несут солидарную ответственность перед кредитором. Такая ответственность означает, что кредитор имеет право предъявить требование в полном объеме к любой из вновь созданных организаций

Реорганизация считается завершенной (состоявшейся) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения — с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Следует, однако, отметить, что аналогичные нормы существуют также в ряде специальных законов об отдельных видах юридических лиц (например, п. 4 ст. 15 Закона «Об акционерных обществах»; п. 3 ст. 51 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»; п. 2 ст. 26 Закона «О производственных кооперативах»; п. 3 ст. 16 Закона «О некоммерческих организациях»).

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица. Ликвидация как способ прекращения юридического лица представляет собой довольно сложное правовое явление, влекущее своеобразную «смерть» того или иного субъекта хозяйствования.

Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию). Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом РФ. К ним относится также признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае «добровольная» по форме ликвидация юридического лица, по сути, носит вынужденный (принудительный) характер. Особым случаем ликвидации юридического лица является его несостоятельность (банкротство).

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК РФ). Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.

Это интересно:  Первичная регистрация иностранных граждан

Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами, поэтому на втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвидком принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности). Следует отметить, что законодатель допускает опубликование извещения в любых СМИ, никак не ограничивая выбор ликвидкома. Исключение предусмотрено для случаев банкротства — такие объявления обязательно должны быть опубликованы в «Российской газете», а также иных случаев, предусмотренных законом (так, объявления о ликвидации кредитных организаций должны обязательно помещаться в «Вестнике Банка России»).

По истечении срока для предъявления требований кредиторами, ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с регистрирующим органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ). Последний должен, следовательно, контролировать правильность и обоснованность данных баланса. Названными действиями завершается второй этап ликвидации.

Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает его имущество с публичных торгов (как правило, в форме аукциона — с тем, чтобы выручить за него максимально возможные суммы). При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества учредителя (казенного предприятия или учреждения) либо участников юридического лица (полных товарищей, участников обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, ассоциаций и союзов). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. В соответствии с ней предусмотрены три последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также четвертая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого имущества требования последующих очередей могут остаться неудовлетворенными. Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований. Например, если требования соответствующей очереди составляют 500 тыс. руб., а оставшееся после удовлетворения требований предшествующих учредителей очередей имущество стоит 100 тыс. руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубль долга только 20 коп.

В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, а также по компенсации морального вреда. При ликвидации кредитных организаций в первую очередь удовлетворяются также требования вкладчиков — физических лиц, по вкладам, не связанным с ведением предпринимательской деятельности. Во вторую очередь — требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам, возникшие как до, так и в процессе ликвидации. В третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.). Все остальные требования относятся к четвертой очереди.

При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4—6 ст. 64 ГК РФ).

Последний, пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Прекращение деятельности юридического лица

Читайте также:

  1. E. Первичная слабость родовой деятельности
  2. I. Первые подходы в изучении деятельности
  3. I. Самоопределение к деятельности
  4. II. Игра в системе трансляции деятельности и обучения
  5. II. Цели и предмет деятельности
  6. III, Самоопределение к деятельности
  7. III. Организация деятельности
  8. III. Самоопределение к деятельности
  9. III. Самоопределение к деятельности
  10. III. Самоопределение к деятельности
  11. III. Самоопределение к деятельности
  12. III. Самоопределение к деятельности

Юридическое лицо, как всякое иное явление, проходит обычные стадии своего роста, развития, преобразования и отмирания – прекращение деятельности. Прекращение деятельности – процесс достаточно огорчительный, но естественный. Несколько лет плодотворной или не очень плодотворной жизни юридического лица обычно приводят в лучшем случае к реорганизации, а в худшем – к его ликвидации.

Прекращение деятельности юридического лица может быть:

— целью освобождения собственника от созданного им юридического лица для ухода от ответственности по долгам;

— следствием потребовавшейся реорганизации, проводимой с иными целями.

В условиях нестабильной экономики, когда деятельность юридического лица не приносит желаемой прибыли, дальнейшее существование юридического лица становится нецелесообразным, и тогда возникает необходимость прекращения его деятельности.

Что же понимается под прекращением деятельности юридического лица? Есть несколько подходов к пониманию «прекращения деятельности»:

1. Прекращение его финансово-хозяйственной деятельности, т.е. не ведется никакая финансово-хозяйственная деятельность.

2. Прекращение деятельности юридического лица при некоторых формах реорганизации (статьи 57 и 58 ГК РФ):

— слиянии с другим юридическим лицом;

— присоединении к другому юридическому лицу;

— разделении его на несколько юридических лиц.

В данном случае права и обязанности прекратившего деятельность юридического лица переходят, в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом, к другим юридическим лицам, являющимся правопреемником первого.

3. Прекращение деятельности юридического лица путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Прекращение деятельности юридического лица с прекращением его финансово-хозяйст­венной деятельности или его реорганизацией в большинстве случаев не приемлемо, если целью прекращения деятельности является уход организации от ответственности по своим долгам. Это вызвано тем, что, прекратив свою финансово-хозяйственную деятельность, юридическое лицо не освобождается от исполнения своих обязанностей и обязательств перед своими работниками и третьими лицами. Кроме того, предприятие не освобождается и от ответственности за нарушение своих обязательств (штрафы, пени), кроме прекращения исчисления пеней и неустоек по долгам перед бюджетом в соответствии с налоговым законодательством в случае реорганизации. Это приводит к постоянному росту задолженности юридического лица, что, в конечном счете, может привести к привлечению руководителя юридического лица к ответственности за долги организации. То есть, если юридическое лицо не может погасить свои долги из-за недостаточности денежных средств и имущества, то, в определенных законодательством случаях, руководитель отвечает по долгам юридического лица своим личным домашним имуществом.

Это интересно:  Расчет 4 фсс за 2 квартал 2017

Прекращение деятельности юридического лица может быть осуществлено путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности и вообще существования как такового.

Процесс ликвидации предприятия, вступавшего в различного рода законные и незаконные связи с партнерами, контрагентами и государством, обоснованно более проблематичен, чем процесс его рождения (создания) из чистоты предпринимательских замыслов и чаяний.

При ликвидации необходимо не только урегулировать взаимоотношения собственников (учредителей) между собой, но и решить взаимоотношения с трудовым коллективом, с партнерами, кредиторами, бюджетом, дебиторами.

Процесс ликвидации юридического лица довольно длительный и имеет свои особенности.

Основания ликвидации. Деятельность юридического лица может быть прекращена его ликвидацией в добровольном либо в принудительном порядке (статья 61 ГК РФ).

Добровольная ликвидация юридического лица осуществляется по инициативе (решению) его собственника либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Принудительно юридическое лицо может быть ликвидировано только в случаях, строго предусмотренных законом, а именно:

— признание арбитражным судом юридического лица банкротом;

— принятие арбитражным судом решения о запрете деятельности юридического лица, например, в тех случаях, когда юридическое лицо осуществляет запрещенную законом деятельность;

— признание арбитражным судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона;

— систематическое неисполнение предписаний государственных органов и (или) органов местного самоуправления.

Следует обратить внимание на то, что признание юридического лица банкротом не означает его безусловной ликвидации. В отношении таких организаций осуществляются процедуры, предусмотренные Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)». Ликвидация юридического лица является частным случаем таких процедур.

Порядок ликвидации юридического лица. Порядок и срок проведения ликвидации определяет собственник юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации.

Собственник юридического лица или уполномоченный им орган образует ликвидационную комиссию, которая непосредственно занимается ликвидацией юридического лица. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридической лица.

Действующим законодательством определена только общая обязанность ликвидационной комиссии – ликвидировать юридическое лицо, а умение оценить наличное имущество юридического лица, реализовать его, взыскать долги с должников, рассчитаться с кредиторами и по завершению всех расчетов представить отчет и ликвидационный баланс органу, осуществляющему регистрацию прекращения деятельности юридического лица.

Здесь необходимо отметить следующий момент: члены ликвидационной комиссии по действующему законодательству не несут какой-либо ответственности за свои действия при ликвидации юридического лица в план ответственности при недостаточности средств и имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, члены ликвидационной комиссии в любой момент могу снять с себя обязанности члена ликвидационной комиссии и выйти из состава ликвидационной комиссии без каких бы то ни было негативных для себя последствий.

На практике процесс ликвидации юридического лица длится от двух месяцев до шести лет. Такая разница в сроках ликвидации вызвана несоответствием налогового законодательства гражданскому в области ликвидации юридического лица.

Так, статья 2 ГК РФ говорит о том, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В этой же статье сказано, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, если в соответствии с гражданским законодательством (статья 62 ГК РФ) порядок и сроки ликвидации определяются собственником юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (минимальный срок определен статьей 63 ГК РФ – не менее двух месяцев с момента публикации в печати о ликвидации), то в соответствии с налоговым законодательством порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки (статья 24 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ»).

ГК РФ предусмотрено пять видов реорганизации:

Слияние – при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Присоединение – при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Разделение – при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

Выделение – при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Преобразование – при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Процедура реорганизации, упомянутая выше, не менее сложна и ответственна, чем процедура ликвидации. Статья 57 ГК РФ гласит:

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществляет реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами, возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Важной гарантией защиты интересов участников или членов трудового коллектива является норма п.2 статьи, предусматривающая возможность реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Решение уполномоченного государственного органа осуществляется в обозначенный в нем срок, в противном случае указанный орган обращается с иском в суд о назначении внешнего управляющего юридическим лицом, который будет обладать полномочиями по управлению делами юридического лица и по поручению суда произведет его реорганизацию. Толкование данной нормы ст.57 дает основание для вывода о том, что назначение внешнего управляющего и наделение его соответствующими полномочиями производятся также и в случае решения о разделении или выделении неуполномоченным государственным органом, а судом.

Реорганизация должна быть оформлена путем государственной регистрации. Основанием такой регистрации является решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо утверждение судом представленных внешним управляющим документов.

Это интересно:  За что могут уволить учителя

Следует обратить внимание на п.4 статьи, которая определяет момент, с которого юридическое лицо считается реорганизованным.

Весьма важен вопрос правопреемства при реорганизации юридического лица, регламентируемого статьей 58 ГК РФ.

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Вопрос о правопреемстве при реорганизации юридических лиц в практике вызывает определенные затруднения. Нужно иметь в виду, что правопреемство предполагает передачу лишь тех прав и обязанностей, которыми обладает реорганизуемое юридическое лицо. Ориентируясь на это положение, следует применять указания ст.58 об универсальном (п.п.1, 2, 5) и частичном (п.п.3, 4) правопреемстве.

В ходе решения вопросов о правопреемстве составляются передаточный акт и разделительный баланс. Их содержание и порядок формирования определены статьей 59 ГК РФ:

1. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

2. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Таким образом, в ГК определено значение передаточного акта и разделительного баланса при реорганизации юридических лиц: непредставление их вместе с учредительными документами влечет отказ в регистрации вновь возникших юридических лиц. Такое же последствие влечет за собой отсутствие в них положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного лица в отношении всех его кредиторов, должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Данная норма исключительно важна, поскольку она гарантирует защиту интересов кредиторов реорганизованного юридического лица и исключает возможные споры, связанные с правопреемством между реорганизованным лицом и вновь возникшим юридическим лицом, либо споры между возникшими юридическими лицами. Кроме того, она препятствует совершению противозаконных операций по поводу имущества реорганизованного юридического лица.

Определенное место в ГК уделено вопросам гарантий прав кредиторов при реорганизации юридического лица (ст. 60).

Установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под прекращением деятельности юридического лица?

2. Назовите особенности процесса ликвидации юридического лица.

3. Опишите порядок ликвидации юридического лица.

4. Что такое реорганизация юридического лица? Охарактеризуйте ее виды.

Прекращение деятельности юридического лица

Под ликвидацией субъекта хозяйствования подразумевается процедура, результатом которой выступает прекращение деятельности, а также непосредственно и существования юридического лица в порядке, установленном нормами действующего законодательства. Данная процедура регламентирована Гражданским кодексом, а также рядом других специальных правовых актов.

Виды прекращения юридических лиц

Ликвидация субъектов хозяйствования может происходить по следующим схемам:

  1. 1. На добровольной основе — решение о прекращении деятельности может быть принято в установленном порядке участниками юридического лица, либо органом, уполномоченным на это.
  2. 2. Принудительно — основания для такого рода ликвидации субъектов хозяйствования (юридических лиц) перечислены в Гражданском Кодексе РФ. К ним относят:
    • Нарушения норм закона, которые были допущены при процедуре создания юридического лица (при условии, что такие нарушения не поддаются устранению);
    • Осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии) в случае, если действующим законодательством предусмотрено необходимость такого разрешения;
    • Нарушение целей деятельности некоммерческими организациями;
    • Грубые нарушения норм действующего законодательства субъектом хозяйствования. Либо допущение неоднократных нарушений.

Принудительное прекращение деятельности производится на основании решения суда по заявлению заинтересованных уполномоченных на это органов или должностных лиц.

Помимо этого, стоит выделить виды прекращения юридических лиц в добровольном порядке. К ним относят полное прекращение деятельности и реорганизацию. В результате реорганизации существование одного юридического лица прекращается, но взамен него появляется новый субъект хозяйствования. Реорганизация может происходить путем поглощения, разделения, слияния, выделения или преобразования.

В чем заключается прекращение юридических лиц?

В нормативно-правовой литературе понятие прекращения юридического лица отождествляется с ликвидацией субъектов хозяйствования. Данное понятие включает в себя не только прекращение какой бы то ни было деятельности юридического лица — по сути, такой субъект полностью перестает существовать. Об этом вносится соответствующая отметка в Единый госреестр. Дата внесения этой информации и считается датой прекращения юридического лица.

Стоит учитывать, что иногда эти понятия нельзя идентифицировать. В частности, прекращение деятельности юридических лиц в определенных ситуациях может носить временный характер. В этом случае о ликвидации речь идти не может.

Порядок прекращения юридических лиц: главные нюансы

Чтобы ликвидировать юридическое лицо уполномоченным на это лицом (в случае принудительного прекращения ликвидатора назначает суд) создается ликвидационная комиссия. Этой комиссией на начальном этапе публикуется в средствах массовой информации сообщение о том, что на определенную дату запланирована ликвидация юридического лица с указанием его полного наименовании, даты создания, и времени, которое предоставляется кредиторам для заявления своих законных требований. Это необходимо сделать не позднее, чем за два месяца до предполагаемого прекращения юридического лица.

Затем (после окончания срока, отведенного на предъявление кредиторами своих требований) ликвидационной комиссией составляется промежуточный ликвидационный баланс, который должен быть утвержден участниками или уполномоченным органом, принявшим решение о прекращении хозяйствующего субъекта.

На ликвидационную комиссию возлагаются функции управления юридическим лицом, которые она выполняет вплоть до того момента, пока в Единый госреестр не будет внесена соответствующая запись о его ликвидации в установленном порядке.

На законодательном уровне порядок прекращения юридических лиц регламентирован статьей 63 Гражданского кодекса РФ. Для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица необходимо обратиться в орган, которым ранее была произведена государственная регистрация этого субъекта хозяйствования. Вместе с заявлением установленного образца подается пакет документов, среди которых оригинал учредительных документов, ликвидационные акт, баланс и карта, справки о закрытии счетов и сдаче архива, а также штамп и печать юридического лица.

По результатам проведения государственной регистрации ликвидации субъекта хозяйствования заявителю выдается свидетельство установленной формы. Вся документация юридического лица, которая непосредственно относится к личному составу, должна быть передана в установленные сроки в архив по месту нахождения такого лица. Как правило, передаче подлежат документы по личному составу, которые должны храниться постоянно или в течение длительного периода времени (75 лет). Иная имеющаяся на предприятии документация подлежит уничтожению с составлением актов.

Статья написана по материалам сайтов: students-library.com, studopedia.su, www.freshdoc.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector