Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

В ст.23 ГК РФ зафиксировано, что любой гражданин РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица, то есть самостоятельной, на свой страх и риск профессиональной деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Осуществляя индивидуальную предпринимательскую деятельность, гражданин принимает единоличные решения и несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом, в том числе и тем которое прямо не используется в предпринимательской деятельности, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом может быть направлено взыскание.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации, несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства. Предпринимательская деятельность предполагает самостоятельное заключение лицом различных гражданско-правовых сделок. Вследствие этого она связана с повышенным риском как для самого предпринимателя так и для третьих лиц. Предприниматель несет повышенную ответственность в отличие от иных граждан, поскольку в соответствии с действующим законодательством (ст.401 ГК РФ) лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия вины. Требования к индивидуальному предпринимателю могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т.п.).

Спорные вопросы между гражданами, зарегистрированными как индивидуальные предприниматели, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. Споры между гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в случае прекращения действия государственной регистрации, рассматриваются судами общей юрисдикции.

Право вести предпринимательскую деятельность законодатель также связывает с моментом государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, которая нужна и в том случае, если предпринимательская деятельность осуществляется физическими лицами, с использованием наёмного труда. Данное правило вытекает из п.3 ст.25 ГК РФ. Процедура регистрации индивидуального предпринимателя значительно проще юридического лица. Для этого необходимо подать заявление. После чего в установленный законом срок гражданину выдается свидетельство.

Среди преимуществ индивидуальной предпринимательской деятельности отметим также менее трудное налогообложение и сравнительно простой порядок прекращения индивидуальной деятельности: заявление или решение суда.

Под субъектом малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Следовательно, все льготы, предусмотренные законом распространяются на них при осуществлении предпринимательской деятельности. К данным льготам относятся: льготное кредитование, поддержка их внешнеэкономической деятельности и в информационной сфере, производственно-технологическая поддержка и т. п

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не имеют обособленного имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. Вследствие этого по своему правовому статусу они остаются физическими лицами.

Итак, следует различать два вида правосубъектности индивидуального предпринимателя:

1) Правосубъектность в отношениях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как физического лица.

2) Предпринимательскую правосубъектность.

Соответственно, в первом случае, индивидуальный предприниматель будет обладать общей правоспособностью, а во втором — специальной правоспособностью. Особый характер предпринимательской правосубъектности вытекает из того, что в выдаваемом предпринимателю свидетельстве прописываются конкретные виды деятельности, которые он может вести. Обратим внимание на то, что для некоторых видов деятельности законом устанавливается обязательное получение лицензии, данное правило ограничивает правоспособность предпринимателей. Но данный вывод представляется не безусловным. Согласно п.3 ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан соответственно применяются правила ГК, который регламентирует деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не следует из закона и иных правовых актов или существа правоотношения. Тем не менее, общим правилом для физических лиц и коммерческих организаций является универсальная правоспособность.

Разграничение же предпринимательской деятельности и обычной деятельности гражданина по распоряжению объектами собственности в личных нуждах часто трудно осуществить, так как первая в определенные периоды может приносить убытки. Признаки в определении предпринимательской деятельности, содержащиеся в ст.2 ГК, не дают возможности разграничить эти два вида деятельности, так как являются второстепенными. Понятие самостоятельности осуществления предпринимательской деятельности не вносит четкости в схожее разграничение так же, как и признак риска от указанной деятельности.

В основание разграничения, по моему мнению, могут быть положены два критерия:

1) Цель получения прибыли;

2) Деятельность предпринимателя должна реализовываться на профессиональной основе, а также непременно присутствие у него опыта работы в области предпринимательства.

Извлечение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности, но это не значит что это ее обязательный результат, поэтому отсутствие прибыли не может является причиной для признания деятельности непредпринимательской. Направленность на систематическое получение прибыли, можно определить по характеру волеизъявления и присутствию заинтересованности у гражданина в получении прибыли от конкретных видов деятельности. При этом следует учитывать: вид заключаемого договора; возможность использования объектов сделки только в предпринимательских целях ввиду специфики или количества товара, выполняемой работы или оказываемой услуги; не носит ли договор публичный характер; не нарушены ли права потребителей и др.

Предпринимательская деятельность граждан реализовывается в рамках заключаемых ими гражданско-правовых договоров. Подобные договоры еще именуются хозяйственными», поскольку заключаются индивидуальными предпринимателями в целях получения прибыли.

Так, индивидуальный предприниматель может быть одной из сторон по следующим договорам:

продавцом или поставщиком;

бытового подряда — подрядчиком;

лизинга — арендодателем или арендатором;

транспортной экспедиции — экспедитором;

доверительного управления имуществом — доверительным управляющим;

коммерческой концессии — правообладателем или пользователем;

простого товарищества — одним из товарищей;

товарного или коммерческого кредита — кредитором.

Занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица возможно не только отдельно взятыми индивидуальными предпринимателями, но их объединениями. Такое объединение возможно только на основе договора простого товарищества. По договору простого товарищества двое или несколько лиц объединяют свои вклады и совместно действуют без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной цели.

Для действительности данного договора необходимо одновременное наличие трех обязательных элементов:

соединение вкладов индивидуальных предпринимателей;

совместная деятельность для достижения поставленной цели.

При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если условиями договора не предусмотрены другие условия. При этом в отношениях с третьими лицами полномочия товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяются доверенностью, выданной ему остальными товарищами. Товарищи несут солидарную ответственность по всем общим обязательствам, независимо от оснований их возникновения. При этом даже если лицо прекратило свое участие в договоре, но договор между остальными товарищами не был прекращен, оно отвечает перед третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в договоре.

В настоящее время осуществление предпринимательской деятельности гражданами без образования юридического лица является наиболее популярным. Это связано со многими преимуществами индивидуального предпринимательства по сравнению с иными формами экономической активности. Следует отметить, прежде всего, такое качество частнопредпринимательской деятельности, как ее гибкость и мобильность. Индивидуальные предприниматели, как правило, действуют в узких сегментах рынка, что позволяет им оперативно реагировать на изменение спроса и быстро адаптироваться к новым реалиям. Необходимое условие эффективной экономической деятельности — способность выявить потребность и удовлетворить ее — присуще в большей степени деятельности граждан без образования юридического лица.

Многих начинающих предпринимателей привлекает и то, что для организации частнопредпринимательской деятельности, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Кроме того, соединение в одном лице — индивидуальном предпринимателе — собственника и управленца, без привлечения управленческих кадров, создает возможность эффективного хозяйствования, минуя дополнительные затраты. Индивидуальное предпринимательство является наиболее подходящей формой организации бизнеса на начальной стадии.

Таким образом, рассмотрев и изучив все преимущества и недостатки осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица можно отметить то, что статус индивидуального предпринимателя имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:

упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса;

свободное использование собственной выручки;

не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности;

упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т.п.).

отвечает по обязательствам своим имуществом;

не может получать некоторые лицензии (например, на розничную торговлю алкоголем);

согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с индивидуальным предпринимателем;

не подходит для совместного ведения бизнеса;

требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора».

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

Прежде в законодательных актах Российской Федерации использовались эквивалентные понятия — «предприниматель без образования юридического лица», «частный предприниматель», которые в настоящий момент последовательно заменены на термин «индивидуальный предприниматель».

По данным Федеральной налоговой службы на 1 июня 2006 года в стране зарегистрировано 2,77 млн индивидуальных предпринимателей.

Данная форма предпринимательства в условиях действующей системы российского законодательства во многих аспектах является наиболее эффективной формой ведения малого бизнеса, позволяющая уяснить основы предпринимательства в целом.

Регистрация

Государственная регистрация и дальнейшая деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами РФ, а также отдельными постановлениями Правительства РФ.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, причём государственная регистрация может быть осуществлена только по месту его официальной постоянной регистрации по месту жительства.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключённых им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об их недействительности.

К важной особенности осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является тот факт, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. В отличие например от участника общества с ограниченной ответственностью, где участник отвечает по обязательствам учреждённого им общества в основных случаях только в пределах своей доли в уставном капитале этого общества и ни в коем случае не своим личным имуществом. Этот существенный факт относится к основному недостатку этой формы ведения предпринимательской деятельности.

Основные преимущества и недостатки

Статус ИП имеет следующие преимущества по сравнению с регистрацией собственного предприятия:

  • упрощенность процессов создания и ликвидации бизнеса
  • свободное использование собственной выручки
  • не платится налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности
  • упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности
  • упрощенный порядок принятия решений (не требуется собраний, протоколов и т. п.)
  • отвечает по обязательствам своим имуществом
  • не может получать некоторые лицензии (например на розничную торговлю алкоголем)
  • согласно сложившейся практике, некоторые крупные (и не очень) компании отказываются работать с ИП
  • не подходит для совместного ведения бизнеса
  • требуется постоянное личное участие, так как нельзя назначить «директора»

Российские особенности

Предпринимательская деятельность, которая в России требует регистрации как ИП, во многих странах мира (например, в США) не требует какой-либо государственной регистрации. 26 мая — день российского предпринимательства.

Осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель

Индивидуальный предприниматель — дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно, на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий деятельность, направленную на получение прибыли.

Право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано Конституцией РФ, согласно ст. 34 которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Наличие у индивидуального предпринимательства определенных экономических преимуществ (налоговых, учетных, трудовых и др.) обеспечивает реальный коммерческий смысл осуществления малого бизнеса в этой форме. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица, наряду с малыми предприятиями, имеет статус субъекта малого предпринимательства, на который распространяются меры государственной поддержки и установленные законодательством особенности налогообложения.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности коммерческих организаций. Индивидуальные предприниматели вправе заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, а при осуществлении предпринимательской деятельности, требующей лицензирования, — при наличии лицензии.

Предприниматели без образования юридического лица вправе заключать любые предпринимательские договоры, за исключением тех, в отношении которых изъятия предусмотрены непосредственно законом. Лица, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, могут быть участниками полных то вари-ществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (договоры простого товарищества).

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правовые нормы, регламентирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Устанавливая по отношению к индивидуальным предпринимателям правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, законодатель ставит их в равные условия с юридическими лицами, в том числе с точки зрения защиты нарушенных прав и возложения на них ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Споры с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, наряду с иными экономическими спорами, связанными с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами.

Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при отсутствии государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляемой в установленном законодательством порядке, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

По своим обязательствам индивидуальные предприниматели отвечают всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание, в отличие от граждан, создавших коммерческую организацию, поскольку суть конструкции юридического лица заключается в обособлении его имущества от имущества участников и ограничении риска их ответственности размером внесенного ими вклада. Это означает, что взыскание по долгам индивидуального предпринимателя может быть наложено и на его личное имущество, и на долю в общем имуществе, не участвующие в хозяйственном обороте.

Это интересно:  Что такое квота для инвалидов на работу

Деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться с применением наемного труда.

Особенности регулирования труда граждан, работающих у работодателей — физических лиц, предусмотрены в гл. 48 ГК РФ. Законодатель исходит в этом случае из необходимости защиты интересов как наемного работника, так и гражданина — индивидуального предпринимателя, поскольку последний, не обладающий теми материальными и организационными возможностями, которые имеют работодатели-организации, также нуждается в определенной защите. Так, работодатель — физическое лицо может принять работника для выполнения любой не запрещенной законом работы, определенной трудовым договором, в то время как работодатель-организация обязан указать в трудовом договоре наименование должности, специальности, профессии или конкретной трудовой функции. Такое своеобразие регулирования труда у работодателей — физических лиц вполне понятно, поскольку совмещение профессий (должностей), выполнение широкого круга обязанностей является распространенной практикой субъектов малого предпринимательства. Работодатели — физические лица вправе по своему усмотрению заключать трудовые договоры на определенный срок, в отличие от организаций, которые имеют право заключать срочные трудовые договоры только в строго предусмотренных законом случаях. Предусмотренный в ГК РФ перечень оснований прекращения трудового договора, заключенного с работодателем — физическим лицом, может быть расширен по усмотрению сторон в трудовом договоре. При этом сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором, а не императивными нормами трудового законодательства.

Наличие определенных послаблений в сравнении с юридическими лицами для граждан, осуществляющих наем работников, не освобождает индивидуальных предпринимателей от обязанностей, связанных с реализацией гарантий наемных работников на социальное страхование, пенсионное обеспечение и др.

Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя определяются спецификой налогообложения предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица. В отношении индивидуальных предпринимателей, как и для малых предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства, установлены специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При применении к индивидуальным предпринимателям специальных налоговых режимов предусмотрена замена уплаты налогов уплатой соответственно единого налога, исчисляемого по упрощенной системе налогообложения, или единого налога на вмененный доход.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

Понятие и общие признаки субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей. Осуществление предпринимательской деятельности и прекращение индивидуального предпринимательства.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.05.2015
Размер файла 50,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

Контрольная работа по дисциплине

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Наименование специальности: Банковское дело

Ф.И.О студента: Эшназар кызы Каныкей

Номер группы: 241

1. Понятие и общие признаки субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица

2. Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей без образования юридического лица

3. Осуществление предпринимательской деятельности

4. Прекращение деятельности индивидуального предпринимательства

Список использованных источников

По Владимиру Далю «Предприниматель — это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек». Предпринимательская функция — это дело частного делового человека. Однако не каждый деловой человек является предпринимателем. С точки зрения социально-экономической, предприниматель — это тип «выскочки». Он революционер в экономике, невольный зачинатель социальной и политической революций. Быть предпринимателем — значит делать не так, как делают другие.

«Предприниматель лишен традиций» (И.Шумпетер). Он должен обладать специфическим набором качеств: здравым умом, постоянством, знанием людей, талантом управления.

Свои организаторские, управленческие способности предприниматель использует только с одной целью — получения прибыли. Поэтому в жизни предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких- либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие импортные товары. Если гражданин занимается такого рода деятельностью эпизодически, не преследуя при этом извлечение прибыли, он не может расцениваться как предприниматель и не должен регистрироваться в этом качестве.

С точки зрения формально-юридической предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве государством. Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ закрепил так называемую презумпцию предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он предпринимателем не является. К таким сделкам суд может применить правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С позиции же публичного права (уголовного и административного) предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.

Российское дореволюционное торговое законодательство называло предпринимателя купцом. Купцом, с точки зрения торгового права, признавался тот, кто занимался производством торговых сделок в виде промысла от своего имени.

Законодательству других государств известна фигура коммерсанта. Статус коммерсанта признается за лицом, которое осуществляет от своего имени сделки и иные хозяйственные операции в виде предпринимательства.

В бывшем СССР фигура предпринимателя впервые была официально признана со вступления в силу 1 мая 1987 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно- ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определенный срок. предпринимательский деятельность юридический лицензирование

1. Понятие и общие признаки субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица

Предпринимательская деятельность — по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке (ст.2 ГК).

При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки. Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества. В законодательном регулировании был разрешён вопрос: прибыль от какой деятельности считается полученной от предпринимательства. Его объектом согласно ГК является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. Действительно, по общему правилу предприниматели получают прибыль от реализации товаров и услуг. Несколько абстрактнее выглядит понятие «прибыль от пользования имуществом». Если рассматривать его буквально и в системе с нормами части второй ГК, то договоры займа, подряда, на выполнение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковског счёта, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом и некоторые другие договоры с элементом прибыли не вправе заключать гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя. Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности.

Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию.

Лингвисты утверждают, что «систематический — постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно, например, к трудовому праву полагает систематическими нарушениями трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания, то есть в понятие «систематичности» укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза. В данном случае сложности возникают при оценке предпринимательской деятельности, субъекты которой скрывают ее, а при выявлении отрицают наличие предпринимательства, ссылаясь именно на то, что действия, внешне схожие по цели с предпринимательскими, носят не систематический, а случайный, разовый, повторный и т.п. характер.

Недостаточно ясным с точки зрения определения предпринимательства остается и вопрос приобретения акций и облигаций предприятия. Дело в том, что третий признак самостоятельности деятельности можно расценивать по-разному, в том числе и так, что гражданин самостоятельно приобретает ценные бумаги и извлекает прибыль, «пользуясь» ими.

Следующий (четвёртый) бесспорный признак предпринимательской деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы.

Право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещённой законом деятельности закреплено ст. 34 Конституции РФ. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского (и предпринимательского) права:

б) гражданской дееспособностью;

в) иметь имя (фамилия, собственно имя, а также отчество, если иное не

вытекает из закона или национального обычая);

г) иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).

Закон в категорической форме провозглашает незыблемость правового статуса физического лица (гражданина): никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности, иначе как в случаях и порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 22 ГК РФ). Какие бы то ни было иные формы ограничения правового статуса физического лица (гражданина) в принципе не допускаются:

-объявляется недействительным акт любого государственного или иного органа, устанавливающего ограничение правосубъектности физического лица (гражданина), которое не соответствует (противоречит, ухудшает) условиям и порядку ограничения дееспособности граждан, установленных законом;

— закон отказывает физическому лицу (гражданину) в субъективном праве полного или частичного самоограничения своей правосубъектности, признавая подобные акты волеизъявления ничтожными (недействительными), за исключением случаев, когда такие сделки допускаются. Новый ГК РФ расширил рамки возможностей приобретения правового статуса индивидуального предпринимателя: законодатель демонстрирует это в новом понятии — эмансипация (ст. 27 ГК РФ), согласно которой несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным. По новому гражданскому законодательству существенно дополнен правовой статус несовершеннолетних, вступивших в брак. Однако если вступивший в брак несовершеннолетний поступает по трудовому договору (контракту) на работу или начинает заниматься предпринимательской деятельностью, то отпадение одного из оснований получения правосубъектности (в данном случае признание брака недействительным) не влияет на статус совершеннолетнего как субъекта права.

Вопрос о характере правоспособности индивидуального предпринимателя в литературе остаётся спорным. Одни авторы на основании ст. 4 Закона РСФСР от 7 декабря 1991 года «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» считают, что правоспособность предпринимателя является специальной; другие, учитывая, что в ГК РФ отсутствуют особые правила, касающиеся правоспособности граждан-предпринимателей, делают вывод о том, что ее характер определяется на основе общих правил о правоспособности граждан, которая является универсальной (общей)[1].С формально-юридической точки зрения следует согласиться со второй группой авторов. Действительно, ст. 4 названного Закона РСФСР от 7 декабря 1991 года, ограничивающая правоспособность граждан-предпринимателей установлением ее специального характера, противоречит ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 Гражданского кодекса РФ, а потому не подлежит применению. Однако Кодекс не содержит специальной главы о гражданах-предпринимателях.

По признаку дееспособности граждане подразделяются на четыре группы:

а) недееспособные — малолетние до шестилетнего возраста, а также признанные судом страдающими психическими расстройствами, не дающими возможность понимать значение своих действий или руководить ими. Они сами не вправе совершать юридически значимые действия. Но сказанное вовсе не означает, что принадлежащее им имущество не может участвовать в гражданском обороте, быть объектом предпринимательской деятельности. От имени детей сделки совершают их законные представители — родители, усыновители или опекуны, а от имени страдающего психическим расстройством — его опекун. При этом на акты распоряжения имуществом необходимо предварительное разрешение органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ);

б) не полностью дееспособные — малолетние в возрасте от 6 до 14 лет и

несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. Как правило, сделки от имени малолетнего заключают его законные представители с соблюдением правил ст. 37 ГК РФ. Сам он может совершать лишь мелкие бытовые и некоторые иные сделки, исчерпывающий перечень которых дан в законе (ст. 28 ГК РФ). Несовершеннолетние с 14-летнего возраста вправе самостоятельно совершать в сфере имущественных отношений значительно более широкий круг акций, нежели малолетние. И все другие сделки они также совершают от своего имени, но с письменного согласия своих законных представителей (ст. 26 ГК РФ);

в) ограниченно дееспособные — признанные судом злоупотребляющими спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Эти лица вправе совершать мелкие бытовые сделки.

Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Такие граждане самостоятельно несут имущественную ответственность по совершённым ими сделкам и за причиненный ими вред;

г) полностью дееспособные. Они вправе самостоятельно заниматься любой предпринимательской деятельностью. Такая дееспособность наступает в трех случаях: с наступлением совершеннолетия — по достижении 18-летнего возраста; в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак; в результате эмансипации.

С принятием части первой Гражданского кодекса РФ статус индивидуального предпринимателя получил такую же развернутую правовую характеристику, как и правовой статус юридического лица.

Для индивидуального предпринимателя его имя и место жительства стали теперь элементами индивидуализации подобно реквизитам для юридического лица.

Гражданин вступает в гражданские правоотношения под своим именем, «включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». Индивидуальный предприниматель может в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, использовать вымышленное имя (псевдоним) или переменить свое имя.

В любом случае имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния (ч.3 ст. 19 ГК РФ). Перемена имени гражданином-предпринимателем не затрагивает существа прав и обязанностей, приобретенных им под своим именем. Дополнительно на него возлагаются обязанности:

-уведомления своих должников и кредиторов об изменениях в своем статусе во избежание возможных неблагоприятных последствий (нарушение условий договора, причинение убытков);

— внесения за свой счет изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.

Закон защищает неприкосновенность имени гражданина (ч. 5 ст. 19 ГК РФ),

независимо от форм нарушения:

Это интересно:  Какой полис омс лучше выбрать

-вреда, причиненного гражданину в результате неправомерного использования его имени;

— искажения либо использования имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию. Другим обязательным элементом индивидуализации физического лица (гражданина) как субъекта права устанавливается его место жительства. Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В отличие от прошлой практики административной регламентации права на проживание (прописка) гражданин вправе сам определять свое место жительства. [2]

Проанализируем правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства.

В соответствии с п.1 ст.1 закона РСФСР от 22 ноября 1990 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в использовании, в том числе в аренде, пожизненном наследуемом владении или собственности. Данное легальное определение крестьянского (фермерского) хозяйства послужило основанием его отождествления в литературе и арбитражно-судебной практике с юридическим лицом. Характерно, что в арбитражной практике подобное отождествление наблюдалось тогда, когда предметом спора были требования государственных налоговых инспекций об уплате крестьянскими (фермерскими) хозяйствами налогов, подлежащих уплате юридическими лицами, в частности, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и спец. налога, то есть, когда речь шла об обязанностях крестьянского хозяйства. Однако закон предоставляет крестьянским хозяйствам, как видно из определения, возможность пользоваться правами юридического лица, но не возлагать на них соответствующие обязанности. Поэтому, верно утверждение о том, что «с формальной, юридической точки зрения считать крестьянское хозяйство юридическим лицом и раньше (то есть, до вступления в силу части первой ГК РФ.) было нельзя, поскольку закон его таковым прямо не назвал». Подтверждением может служить закрепление в земельном законодательстве прав на землю крестьянского хозяйства за его главой как гражданином. Ситуация несколько изменилась после вступления в силу части первой ГК РФ, который не только не рассматривал крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве организационно-правовой формы юридических лиц — коммерческих организаций, но и прямо относит данные хозяйства, точнее их глав, по статусу к другой категории субъектов гражданского права — физическим лицам-индивидуальным предпринимателям. Данное изменение статуса нашло отражение и в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 года № 2/1 «О некоторых вопросах связанных с ведением в действие части первой ГК РФ». Вместе с тем подобные изменения статуса крестьянского хозяйства не могло привести к каким-либо существенным гражданско- правовым последствиям, поскольку согласно п.3 ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельностью главы крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуального предпринимателя применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность коммерческих организаций. Однако такое изменение правового статуса имеет серьезные налогово- правовые последствия, поскольку налогообложение физических лиц, даже являющихся гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и лиц юридических, особенно коммерческих организаций, существенным образом отличается, причем это различие не в пользу последних. Данное обстоятельство стало реальной основой для споров по поводу статуса крестьянских (фермерских) хозяйств уже после вступления в силу части первой ГК. Краеугольным камнем данных споров выступает вопрос о необходимости перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств в результате принятия ГК РФ. Основываясь на достаточно широкой трактовке ст. 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 года «О введении в действие части первой ГК РФ», которая освобождает крестьянские ( фермерские ) хозяйства от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с приведением в соответствие с нормами части первой ГК , некоторые авторы делают вывод о том, что законодателем «предписывается необходимость изменения организационно-правовой формы крестьянских хозяйств, созданных до введения в действие нового ГК РФ».[3]

Но сами авторы задаются вопросом, о каких изменениях идет речь. Представляется, что исходной нормативной базой в данном споре должны быть не косвенные указания Вводного закона, а прямые предписания самого ГК-п.2 ст.23, согласно которому глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Поскольку ГК не предусматривает возможности регистрации самого хозяйства, следовательно, речь идет о регистрации хозяйства до вступления в силу ГК, то есть на основании закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Таким образом, принимая во внимание правило об отсутствии у закона обратной силы, следует согласиться с тем, что с 1 января 1995 года все главы крестьянских фермерских хозяйств приобрели статус индивидуальных предпринимателей со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе налоговыми. К сожалению, Высший Арбитражный Суд РФ не придерживается мнения об автоматическом приобретении главой крестьянского (фермерского) хозяйства статуса индивидуального предпринимателя. Постановлением от 11 ноября 1997 года Президиум ВАС РФ отменил постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 1997 года, исходившего из автоматического признания главы крестьянского хозяйства предпринимателем с соответствующими налоговыми последствиями, и указал на необходимость изменения статуса крестьянского хозяйства для утраты им статуса юридического лица. Такая практика неизбежно порождает существование двух видов крестьянских (фермерских) хозяйств: 1) обладающих статусом юридического лица и 2) глава которых является индивидуальным предпринимателем. Вряд ли законодатель, принимая Гражданский кодекс, стремился создать подобную неопределенную правовую ситуацию, выгодную лишь фискальным органам, которые пользуясь отсутствием и на федеральном, и на местном уровне механизма перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств и даже его ориентиров, осуществляют налогообложени данных хозяйствующих субъектов по правилам, установленным для организаций. Отсутствие у законодателя намерения допустить одновременное существование двух видов крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждается положениями законов, направленных на конкретизацию норм ГК, в частности ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотревшим особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств по сравнению с иными индивидуальными предпринимателями и обычными гражданами и не указавшим на особенности банкротства данных хозяйств как юридических лиц. Законодатель устанавливает единый статус крестьянских (фермерских) хозяйств. [4]

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признаётся индивидуальным предпринимателем. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи, либо партнёрами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. В соответствии со статьёй 257 ГК имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28 февраля 1996 года указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства и, следовательно, к предпринимательской деятельности последнего применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или сущности правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам. [5]

Крестьянское хозяйство подлежит регистрации в местном органе самоуправления, в ведении которого находится данный земельный участок. Специфика вещно-правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства в отличие от остальных предпринимателей заключается прежде всего в обособлении имущества главы крестьянского хозяйства, приобретенного и используемого для хозяйства, то есть для предпринимательской деятельности. Данное имущество подчиняется режиму общей совместной собственности (п.2 ст. 257 ГК РФ).

Остальное имущество главы крестьянского хозяйства находится только в его собственности. Иные члены крестьянского хозяйства никаким правами в отношении данного имущества не обладают.

2. Порядок регистрации и лицензирования предпринимателей без образования юридического лица

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. Прохождение данной процедуры необходимо для подтверждения легитимности функционирования конкретного лица в хозяйственном обороте. Придавая регистрации общеобязательный характер, государство преследует не только цели контроля за законностью создания, реорганизации и ликвидации предприятии, но и полного первичного учета участников предпринимательской деятельности, а также сбора данных об их правовом, имущественном и организационном положении.

Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей установлен двумя нормативными актами: Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента №1482. В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства. В отличие от отечественного законодательства право зарубежных стран нередко придает регистрации предпринимателей декларативный характер. Это означает, что лицо признается субъектом предпринимательства в силу самого факта совершения в виде промысла коммерческих сделок (независимо от акта регистрации). Предпринимателями де-факто почти во всех западных государствах признаются граждане, осуществляющие коммерческую деятельность без образования юридического лица. [6]

Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной или городской администрации по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Регистрационный сбор уплачивается физическим лицом, который изъявил желание заниматься предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Конкретный размер ставки сбора для отдельных плательщиков в пределах установленного размера ставки определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации (ст.2 ФЗ «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью»). Категории плательщиков, освобождаемых от уплаты этого сбора или имеющих по нему льготу, устанавливаются органами администрации. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит. Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. В заявлении указываются сведения о гражданине, включая фамилию, имя, отчество, место рождения, паспортные данные (номер и серия паспорта, кем и когда выдан), почтовый адрес места постоянного жительства или временного проживания. Эти требования закреплены в п.6 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В случае регистрации по месту временного проживания необходимо указать срок регистрационного учета по этому месту. Документы представляются в регистрирующий орган его учредителем либо направляются в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. Датой предоставления документов для регистрации является дата их фактической подачи или дата почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении. Кроме того, к документам прикладывается конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода. Заявление с просьбой о регистрации рассматривается в 15-дневный срок и гражданину выдается разрешение на право заниматься предпринимательской деятельностью. Разрешение на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью выдается на срок до пяти лет. На основании выданного регистрационной палатой разрешения лицам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью необходимо получить регистрационное удостоверение в том же регистрирующем органе. Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день предоставления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В тот же срок заявителю выдается свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя на срок, указанный в его заявлении. Свидетельство о регистрации выданное физическому лицу подлежит возврату в 15-дневный срок: а) по истечении срока, на который выдано свидетельство;

б) с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности. в) в иных случаях, предусмотренных законодательством ( ст.3 ФЗ «О регистрационном сборе. » Выбирая направление своей деятельности, будущий предприниматель должен помнить, что согласно ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 г. № 158 ФЗ некоторые виды деятельности, осуществляемые на территории РФ предприятиями, организациями, учреждениями, а также физическими лицами, ведущими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат лицензированию. Лицензия — официальный документ, который разрешает данному предпринимателю осуществлять указанную в ней деятельность в течение установленного лицензией срока, а также определяет условия её осуществления. Для того чтобы получить необходимую лицензию, предпринимателю следует предоставить в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:

1.заявление о выдаче необходимой лицензии с указанием:

-фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина;

-вида деятельности, который предполагается осуществлять;

-срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

2.копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом)

3.справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе

4.документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии Положением о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено предоставление и иных документов. Но в любом случае требовать от заявителя документы, не предусмотренные положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, запрещено. Все документы, предоставленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом. За рассмотрение лицензирующим органом заявление соискателя лицензии взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный размер оплаты труда. Решение о выдаче лицензии или об отказе в этом должно быть принято в течении тридцати дней со дня получения от предпринимателя заявления с полным комплектом документов. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Иногда для оформления лицензии необходимо провести экспертизу (в том числе независимую). В таком случае решение должно быть приятно в течение 15-дневного срока после получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления, оформленного в установленном порядке, со всеми необходимыми документами. Если же сложность и объем экспертизы достаточно велики и не позволяют получить экспертное заключение оперативно, то срок принятия решения о выдаче лицензии и об отказе в этом может быть продлен на 30 дней. Соответствующее решение принимается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Допустим, лицензирующий орган отказал предпринимателю в выдаче необходимой лицензии. Уведомление об отказе должно быть представлено заявителю в письменном виде в течение трёх дней после принятия данного решения с указанием причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут служить:

-наличие в документах, представленных соискателем лицензии недостоверное или искажённой информации;

-несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;

Если все необходимые требования соблюдены, то выданная предпринимателю

лицензия должна содержать следующие данные:

-наименование органа, выдавшего данную лицензию;

-фамилию, имя, отчество предпринимателя, его паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);

-вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;

-срок действия лицензии;

Это интересно:  Номер удостоверения личности 12 цифр где находится

-условия осуществления данного вида деятельности;

-регистрационный номер лицензии и дату выдачи.

Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от конкретного вида деятельности и составляет не менее 3-х лет. На меньший срок лицензия может быть выдана только по заявлению предпринимателя, обратившегося за её получением. Продление срока действия лицензии производится в том же порядке, что установлен для её получения. Довольно часто индивидуальный предприниматель осуществляет несколько видов деятельности одновременно. В таком случае на каждый из видов деятельности лицензия должна быть оформлена отдельно. Если же лицензируемый вид деятельности планируется осуществлять на нескольких территориально обособленных объектах, то предпринимателю одновременно с лицензией выдается её заверенные копии, в которых указывается местоположение каждого объекта. Лицензия теряет юридическую силу, если у предпринимателя закончился срок действия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае изменения паспортных данных или утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу указанного документа и внесений в него изменений взимается плата. Размер указанной платы не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда. В период переоформления лицензий предприниматель может продолжать свою деятельность на основании ранее выданной ему лицензии, а в случае её утраты — на основании временного разрешения, которое выдается органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности. Лицензия подписывается руководителем органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, и заверяется печатью этого органа. Если лицензия выдана органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то она дает предпринимателям право осуществлять свою деятельность на территории других субъектов РФ, но при условии регистрации лицензии органами исполнительной власти, соответствующих субъектов РФ. Такая регистрация должна производиться в течение 30-дней. После предъявления лицензиатом оригинала лицензии. Предприниматель должен быть готов к тому, что указанные в лицензии данные, а также условия осуществления существующего вида деятельности и меры безопасности могут подвергаться проверке. После регистрации в лицензии делается соответствующая отметка, означающая, что данная лицензия занесена в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности вправе аннулировать выданную лицензию, либо приостановить её действие. Происходит цэто в следующих случаях:

· у по соответствующему заявлению владельца лицензии;

· при обнаружении недостоверных данных в документах, которые были представлены для получения лицензии;

· если лицензиат нарушил условия данной лицензии;

· при невыполнении лицензиатом предписаний и распоряжений государственных органов или приостановлении ими деятельности физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в соответствии с законами РФ;

· прекращение действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица. В трехдневный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или её аннулирования лицензирующий орган обязан в письменном виде проинформировать о своем решении лицензиата и органы государственной налоговой службы РФ. Если обстоятельства навлекшие приостановление лицензии изменились, то её действие может быть возобновлено. Лицензия считается возобновленной, когда орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности примет соответствующее решение, о котором в трехдневный срок должен быть поставлен в известность лицензиат. А также органы налоговой службы РФ. Важно иметь в виду, что приостановить действия лицензии могут и другие государственные органы, которым предоставлено такое право, действующим законодательством РФ. Так, органы исполнительной власти субъектов РФ, могут приостановить на своей территории действие лицензий, выданных органами исполнительной власти иных субъектов РФ, в следующих случаях:

· если лицензия не зарегистрирована на данной территории;

· если лицензиат не выполняет требования, установленные в соответствии с действующим законодательством РФ, для осуществления существующего вида деятельности на данной территории.

В трехдневный срок со дня принятия решения о приостановлении лицензии органы исполнительной власти субъектов РФ должны письменно проинформировать о своем решении орган исполнительной власти субъекта РФ, который выдал эту лицензию, органы государственной налоговой службы РФ и лицензиата. Орган, выдающий данную лицензию, вправе её аннулировать. Контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, возлагается на органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Лицензирующие органы обязаны вести реестры выданных, приостановленных, зарегистрированных и аннулированных лицензий. Руководители и должностные лица этих органов несут личную ответственность за нарушение или ненадлежащее использование установленного правительством РФ порядка ведения лицензионной деятельности. В том случае, когда предпринимателя не устраивает решения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, он вправе обжаловать это решение в судебные органы. Бланки лицензий являются бланками строгой отчетности, имеют учетную серию, номер и степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя. Рассмотрение заявления и выдача лицензии оплачивается предпринимателем. Размер оплаты определяется исходя из соответствующих затрат лицензирующего органа. Кроме того, предприниматель оплачивает расходы на проведение экспертизы. Все виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с ФЗ РФ от 25.09.08 № 158-ФЗ (в ред. от 29.12.2000) «О лицензировании отдельных видов деятельности», указаны в ст.17 этого закона. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.04.2000 №326 (в ред. от 17.11.2000). Свыше срока федеральных органов исполнительной власти (комитеты, министерства, федеральные службы и др.) уполномоченные осуществлять лицензирование различных видов деятельности. Кроме того, ещё около 20 видов деятельности подлежат лицензирования органов исполнительной власти субъектов РФ. Лицензии, выданные ранее, действительны до истечения указанных в них срока действия. Особый порядок лицензирования отдельных видов деятельности, среди которых аудиторская, страховая, банковская, розничная торговля подакцизными товарами и др., установлен законами и указами президента. [7]

3. Осуществление предпринимательской деятельности

Правовой статус индивидуального предпринимателя в гражданском обороте равнозначен правовому статусу коммерческих организаций. Индивидуальный предприниматель имеет право заключать сделки от своего имени, иметь свою печать, распоряжаться по своему усмотрению полученной прибылью после уплаты налогов. Индивидуальные предприниматели могут быть участниками полных товариществ и заключать договоры о совместной деятельности.

а) Открытие счета и получение кредита

В целях содействия гражданам, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью, по их просьбе учреждения банка по месту жительства по месту жительства лица в другом банке (с его согласия) могут быть открыты счета для ведения денежных операций. Для открытия счета в банке предприниматель должен представить в учреждения банка следующие документы:

· заявление на открытие счета;

· регистрационное удостоверение или патент, выданный финансовым (налоговым) органом;

· банковскую карточку с образцами подписей, оформленную в установленном порядке и заверенную нотариально;

Заявление на открытие счета и карточка с образцами подписей принимается банком без печати. На основании доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом могут распоряжаться другие лица.

Расчеты с предпринимателями, организациями, учреждениями граждане осуществляют в безналичном порядке. Формы и порядок расчета стороны определяют в договоре. Расчеты с частными лицами могут производить переводами через предприятия связи, путем перечисления на наличные вклады этих лиц учреждения банков (по их заявлению), а также наличными деньгами.

Расчетно-денежные документы индивидуальных предпринимателей печатью не заверяются. Учреждение банка принимает эти документы при наличии одной подписи, указанной в карточке образцов подписей.

Льготы при получении кредита.

Часто встречаются случаи, когда предпринимателю, желающему открыть собственное дело, необходим первоначальный капитал. Зачастую его размеры достигают значительных сумм, собрать которую нет возможности доступными способами (продажей части своего имущества, долговой ссуды у друзей и знакомых). В отличие от акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, начинающего индивидуального предпринимателя некому наделить уставным фондом, необходимым для начала деятельности. Как правило, в начале своей деятельности большинство индивидуальных предпринимателей располагают не столько денежным, сколько интеллектуальным капиталом, который выражается в идеях и проектах.

Вот почему начинающему предпринимателю, прежде всего, следует ознакомиться с действующими положениями налогового законодательства и выяснить какие виды деятельности подлежат льготному налогообложения. Дело в том, что в целях стимулирования определенных видов производства обновления производственной базы и основных фондов на территории РФ действует целый ряд льгот по налогу на прибыль (доход).

Предусмотрен также ряд льгот при использовании труда инвалидов, участников ВОВ и т.д. Хотя указанные льготы и способствуют созданию условий для первоначального накопления капитала, полностью разрешить проблему поиска начального капитала с их помощью предпринимателю не удается. Очевидно, что в такой ситуации, придется обращаться за получением финансовой поддержки в коммерческие банки или другие специализированные организации.

Ранее, коммерческие банки довольно неплохо сотрудничали с малым, в том числе и с индивидуальным предпринимателем. Высокий уровень процентных ставок и обязательность гарантий возврата кредита в виде какого-либо имущества (залог), на которое может быть обращено взыскание при невыполнении условий возврата, выданного банком кредита, сделали получение ссуды начинающим предпринимателем практически невозможным. В настоящее время созданы фонды поддержки малого среднего предпринимательства, которые размещаются в специализированных коммерческих банках и предназначены исключительно для предоставления кредитов предпринимателям, причем на льготных условиях.

Если индивидуальный предприниматель подготовит грамотное технико-экономическое обоснование своей деятельности, по возможности подкрепит его реальными соглашениями, договорами и другими необходимыми документами, то он вполне может расчитывать на получение кредита.

Наряду с банками финансовую поддержку индивидуальным предпринимателям могут оказывать и другие специализированные фонды, которые создаются за счет добровольных взносов государственных, кооперативных, общественных и иных предприятий, организаций и учреждений, а также отдельных граждан, в том числе иностранных.

Именно эти фонды финансовой поддержки могут выступать гарантами по кредитам, получаемым от коммерческих банков и страховых организаций, а также по страховым взносам при страховании коммерческих рисков. Для поддержки особенно значимых видов деятельности, к которым можно отнести строительство, производство товаров народного потребления, фермерство и др., в указанные фонды могут направляться средства из федерального и местного бюджета.

Бюджетные средства могут выделяться специализированным финансовым фондам (за определенную плату) под конкретные территориальные программы развития малого предпринимательства, разработанные органами местного самоуправления. Фонды финансовой поддержки должны ежегодно начислять на переданные им бюджетные средства проценты, которые по решению законодательных органов либо направляются на поддержку предпринимательства, либо зачисляются в доход бюджета.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» № 88-ФЗ от 14.06.95 г. (в ред. От 31.07.98), государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензий на банковскую деятельность.

К основным задачам указанных фондов относятся:

· предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

· долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства.

Получая кредит от специализированного фонда, банка или другого финансового учреждения, предприниматель также возлагает на себя обязанности по своевременному возврату полученной ссуды. Задержка платежей по кредиту, полученному в льготном порядке, влечет за собой различные санкции. В случае несвоевременного возврата кредита, обеспеченного залогом, финансовое учреждение без обращения в суд вправе реализовать принятое от предпринимателя в залог имущество и направить выручку его реализации на погашение должности.

Предприниматели, начинающие собственное дело, нередко пользуются услугами фирм, осуществляющих лизинговые операции. Лизинг- это сдача в долгосрочную аренду производственных фондов, оборудования, аппаратуры. Лизинговая компания закупает оборудование для использования его арендатором в производственных целях и сохраняет на них право собственности до конца сделки. Такой способ финансирования дает арендатору возможность значительно сократить единовременные затраты, избежать потерь, связанных с моральным износом средств производства.

В предпринимательской деятельности довольно часто приходиться прибегать к различным способам обеспечения исполнения обязательств. К одним из самых надежных способов относится залог. В соответствии со ст.334 ГК кредитор по обеспеченному залогом обязательству имеет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество. Исключение составляют случаи, установленные законом.

Залог используется как при получении кредита, так и при других договорных отношениях (купли-продажи, аренды и т.д.).

Граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, вправе реализовать результаты своего труда по свободным (рыночным) или договорным ценам, за исключением случаев, специально установленных законодательством РФ.

Порядок применения свободных (рыночных) цен и тарифов определен Методическими рекомендациями по формированию и применения свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными письмом Министерства экономики от 6 декабря 1995г.№СИ-484/7-982. Данные рекомендации предусматривают порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию производственно- технического назначения, товары народного потребления и услуги, за исключением тех видов, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов, а также импортной продукции.

б) Налогообложение и отчетность.

Как и коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектом налогообложения.

Граждане, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность, обязаны вести учет и предоставлять отчетность согласно правилам, установленным государственными налоговыми органами.

ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 №222-ФЗ (в ред. от 31.07.98) определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Данный закон продолжает действовать в части, не противоречащей ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 №148-ФЗ (в ред. от 31.03.99). Положения закона №222-ФЗ распространяются как на юридических, так и на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Закон не отменяет принятой ранее системы налогообложения, учета и отчетности, но разрешает субъектам малого предпринимательства (организациям и индивидуальным предпринимателям) применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

В соответствии со ст.1 Закона индивидуальный предприниматель имеет право выбора наиболее приемлемой для него системы налогообложения, учета и отчетности. При этом переход от общепринятой к упрощенной системе налогообложения и отказ от её применения, то есть возврат к общеустановленной системе, осуществляется на добровольной основе в предусмотренном законом порядке.

Суть применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности заключается в том, что взамен налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель уплачивает стоимость патента на занятие данной деятельностью. Если предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, он обязан получить патенты по каждому из них в отдельности.

Статья написана по материалам сайтов: dic.academic.ru, studref.com, revolution.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector