Отрешение от должности главы муниципального образования

Читайте также:

  1. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  2. II. Метод муниципального права.
  3. III. Процедура отбора проб.
  4. IV. Принципиальные подходы к обновлению обществоведческого образования
  5. TSB. Процедура проверки и устранения запотевания фар
  6. VI. Цели обществоведческого образования, место предмета в учебном плане школы
  7. Административно-правовая организация в сфере образования и науки.
  8. Административно-правовой статус главы государства.
  9. Акустические основы голосообразования
  10. Алгоритм анализа нормативных документов в области образования
  11. Аллювиальные отложения. Условия образования. Их разновидности. Инженерно- геологические свойства.
  12. Альтернативные способы рассмотрения споров (процедура медиации)

Возможность досрочного отрешения от должности главы муниципального образования установлена в конце 90-х годов. Вместе с тем новый Закон от 6 октября 2003г. предусматривает возможность отрешения от должности не только главы муниципального образования, но и главы местной администрации. Таким образом, учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, впервые предусматривается возможность отрешения от должности невыборного должностного лица местного самоуправления.

Процедура отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации осуществляется поэтапно, в соответствии с нижеследующими правилами.

1.Она инициируется только в случаях:

а) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования;

б) совершения указанным должностным лицом действий, в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ.

2.Указанные противоречия и нарушения должны быть установлены соответствующим судом.

3.Процедура будет продолжена только в том случае, когда глава муниципального образования (глава местной администрации) не примет в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

4.Тогда высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, в срок, который не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

5.Глава муниципального образования (глава местной администрации), в отношении которого был принят акт об отрешении от должности, вправе обжаловать его в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

6.Суд должен рассмотреть данную жалобу и принять решение через 10 дней со дня ее подачи.

В отличие от Закона от 28 августа 1995 г., Закон от 6 октября 2003 г. не предусматривает возможности назначения высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) временно исполняющего обязанности главы муниципального образования. Таким образом, остается открытым вопрос: что делать, если уставом муниципального образования данная ситуация не предусмотрена?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Отрешение от должности главы

Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляются указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо указом Президента РФ.

В случае отрешения главы муниципального образования от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы муниципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.

Предложения об отрешении Президентом РФ главы муниципального образования от должности могут быть внесены законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Правительством РФ, Генеральным прокурором РФ.

Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы муниципального образования от должности, вправе обжаловать роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение главы муниципального образования от должности в соответствующий суд (Верховный Суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа) либо Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления).

Верховный Суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, Верховный Суд Российской Федерации должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 133) местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Это интересно:  Стоимость открытия ип 2024

Местное самоуправление, несмотря на свою самостоятельность и независимость, обязано выполнять решения органов государственной власти. При этом органы местного самоуправления вынуждены нести дополнительные затраты, связанные либо с возложением на них дополнительных полномочий, либо в связи с неправомерными действиями органов государственной власти. Конституция закрепляет принцип восполнимости этих затрат. Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате выполнения решений, принятых органами государственной власти, осуществляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Органы местного самоуправления имеют право на получение полной компенсации за ущерб и в случаях, когда отчуждаются в государственную собственность объекты муниципальной собственности.

Конституцией РФ (ст. 133) установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Правовой статус органов местного самоуправления, определенный Конституцией России и федеральными законами, не может быть ограничен органами государственной власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, подлежат отмене.

Органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти вопросы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.

Конституционные гарантии — ядро правовых гарантий местного самоуправления, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

К числу других правовых гарантий местного самоуправления Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 44), а также рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 45).

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, которым эти обращения направлены.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Отрешение от должности главы муниципального образования и главы местной администрации

Закон (ст. 74) «Об общих принципах организации местного самоуправления. » предусматривает два основания ответственности главы муниципального образования (главы местной администрации):

1) издание указанным должностным лицом нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, уставу муниципального образования, при условии, что противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло мер по исполнению судебного решения;

2) совершение указанным должностным лицом действий, в том числе издание правового акта, не носящего нормативного характера, влекущего нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, ее национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое использование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, при условии установления данных фактов соответствующим судом и непринятия мер по исполнению судебного решения суда.

Высшее должностное лицо субъекта РФ отрешает от должности главу муниципального образования в срок не менее одного месяца и не более шести месяцев со дня вступления в силу последнего решения суда.

Таким образом, процедура отрешения от должности главы муниципального образования существенно отличается от процедуры роспуска представительного органа местного самоуправления, а именно:

1) основанием ответственности главы муниципального образования является не только принятие нормативного акта, но и совершение иных указанных в Законе противоправных действий, установленных судом;

2) максимальный срок для исполнения решения суда по нормативному акту, после истечения которого может быть применена ответственность, составляет два месяца со дня вступления в силу решения суда или иной предусмотренный решением суда срок;

3) срок для исполнения решения суда по иным действиям главы муниципального образования, носящим нормативный характер, после истечения которого может быть применена ответственность, не установлен, следовательно, ответственность может быть применена сразу после вступления решения суда в силу;

4) второго судебного решения, подтверждающего неисполнение первого судебного решения, не требуется — факт неисполнения устанавливается высшим должностным лицом субъекта РФ;

5) установлен минимальный и максимально возможный срок для применения данной меры высшим должностным лицом субъекта РФ — не менее одного месяца и не более шести месяцев со дня вступления в силу последнего решения суда;

6) данная процедура распространяется не только на выборных глав муниципальных образований, но и на глав местных администраций, назначенных по контракту.

Безусловно, Федеральным законом 2003 года устранено большинство из тех недостатков, которые ранее были предметом критики, но при этом одно из важнейших противоречий почему-то осталось вне законодательной корректировки, а именно основание возложения ответственности: не факт нарушения закона, выразившегося в издании незаконного акта или совершении действия (бездействия), а некая совокупность — акт плюс его неисполнение в течение определенного срока. Кроме того, как отмечается в литературе, остается открытым вопрос о том, что делать, если уставом муниципального образования не предусмотрено, как быть в случае отрешения от должности главы муниципального образования, хотя в Законе 1995 года это вопрос был урегулирован (временно исполняющий обязанности назначался высшим должностным лицом субъекта).

Это интересно:  Какой сейчас материнский капитал

Думается, следовало бы предусмотреть механизм ответственности, которая наступает именно за нарушение закона, влекущее письменное предупреждение, независимо от того, устранены ли последствия нарушения. Роспуск (отрешение) же должен быть исключительной мерой воздействия в случае отказа от исполнения решения суда.

Представляется необходимым ввести такую предупредительную меру ответственности, как предупреждение, еще и потому, что это позволит пресекать случаи намеренного (умышленного) нарушения закона в целях получения кратковременного эффекта (например, запрет на вывоз товаров из региона). В данной ситуации указание в Законе 2003 года на наличие двух предупреждений, независимо от исполнения судебного решения, способствует более эффективному применению конституционных санкций против главы муниципального образования (местной администрации).

Представляется целесообразным усовершенствовать и дополнить число санкций, применяемых в отношении главы муниципального образования, в виде временного отстранения от должности за совершение указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издание им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, до принятия судом соответствующего решения о наличии указанных обстоятельств в действиях главы. Эта санкция может применяться по решению высшего должностного лица субъекта при условии обращения высшего должностного лица субъекта в суд и принятия судом дела к производству.

Увольнение главы муниципального образования

Возможность досрочного отрешения от должности главы муниципального образования установлена в конце 90-х годов. Вместе с тем новый Закон от 6 октября 2003г. предусматривает возможность отрешения от должности не только главы муниципального образования, но и главы местной администрации. Таким образом, учитывая, что в соответствии с ч. 2 ст.

Отрешение от должности главы муниципального образования и главы местной администрации

37 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, впервые предусматривается возможность отрешения от должности невыборного должностного лица местного самоуправления.

Процедура отрешения от должности главы муниципального образования или главы местной администрации осуществляется поэтапно, в соответствии с нижеследующими правилами.

1.Она инициируется только в случаях:

а) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования;

б) совершения указанным должностным лицом действий, в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ.

2.Указанные противоречия и нарушения должны быть установлены соответствующим судом.

3.Процедура будет продолжена только в том случае, когда глава муниципального образования (глава местной администрации) не примет в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

4.Тогда высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, в срок, который не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

5.Глава муниципального образования (глава местной администрации), в отношении которого был принят акт об отрешении от должности, вправе обжаловать его в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

6.Суд должен рассмотреть данную жалобу и принять решение через 10 дней со дня ее подачи.

В отличие от Закона от 28 августа 1995 г., Закон от 6 октября 2003 г. не предусматривает возможности назначения высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) временно исполняющего обязанности главы муниципального образования. Таким образом, остается открытым вопрос: что делать, если уставом муниципального образования данная ситуация не предусмотрена?

Ответ

В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ одним из оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования является «отставка по собственному желанию».

Следует отметить, что сама процедура сложения главой муниципального образования своих полномочий Федеральным законом № 131-ФЗ не установлена. Ее целесообразно закрепить в уставе муниципального образования. С нашей точки зрения, эта процедура должна проводиться следующим образом. Глава муниципального образования, решивший уйти в отставку по собственному желанию, направляет соответствующее заявление в представительный орган. С момента регистрации заявления представительным органом муниципального образования полномочия главы муниципального образования прекращаются.

То, что полномочия главы муниципального образования прекращаются с подачей им соответствующего заявления, подтверждается и анализом положений Федерального закона № 67-ФЗ (например, п. 6 ст. 70).

Это интересно:  Как проверить задолженность по капитальному ремонту

Отрешение от должности главы муниципального образования

Рассматривая заявление главы муниципального образования об отставке по собственному желанию, представительный орган муниципального образования не вправе отказать в удовлетворении такого заявления и его регистрации, поскольку в этой ситуации представительный орган связан волей, однозначно выраженной в заявлении. В связи с этим правомерно говорить о том, что решение представительного органа лишь процедурно оформляет волеизъявление главы муниципального образования и констатирует факт вакантности мандата по соответствующей должности.

Однако есть случаи, когда решение представительного органа имеет самостоятельное содержание. Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрены, например, такие основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, как выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным и т.д. В этих случаях полномочия выборного должностного лица местного самоуправления будут прекращены с момента принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования.

Статья 74. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством

1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае:

1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Как уволить главу местной администрации?

Федерального закона от 15.02.2016 N 17-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

3. Глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пособие Главе муниципального образования на период трудоустройства после прекращения полномочий

Статья 37. Пособие Главе муниципального образования на период

трудоустройства после прекращения полномочий

1. Глава муниципального образования после прекращения осуществления им полномочий получает пособие в размере прежнего среднего ежемесячного денежного содержания, исчисленного в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, до устройства на новое место работы в течение 3 месяцев со дня прекращения полномочий.

2. Пособие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, выплачиваются в следующих случаях:

1) после окончания срока полномочий Главы муниципального образования и (или) при неизбрании его на должность на новый срок полномочий;

2) при упразднении должности Главы муниципального образования в связи с преобразованием муниципального образования;

3) после отставки Главы муниципального образования по собственному желанию, если он проработал в этой должности не менее 1 года;

4) при досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального образования.

3. В случае, если на новом месте работы Глава муниципального образования получает заработную плату ниже размера средней заработной платы по замещаемой должности, то производится доплата до уровня размера прежнего среднего ежемесячного денежного содержания в течение 3 месяцев со дня прекращения полномочий.

4. Положения настоящей статьи не применяются в случаях:

1) отзыва Главы муниципального образования избирателями в качестве депутата;

2) отрешения Главы муниципального образования от должности Президентом Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законом;

3) вступления в отношении Главы муниципального образования в законную силу обвинительного приговора суда;

4) выезда Главы муниципального образования за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

5) удаления в соответствии с федеральным законом Главы муниципального образования в отставку.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studopedia.org, berkutgun.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector