Основными федеральными налогами в рф являются

Федеральные налоги и сборы устанавливаются уполномоченными лицами.

Общая характеристика федеральных налогов и сборов

Система налогов и сборов установлена в главе 2 НК РФ. Она предполагает деление обязательных платежей на федеральные, региональные и местные. При этом, в качестве критерия, согласно которому определяется их состав, служит не адресат уплаты (поступление в бюджет определенного уровня) или порядок администрирования, а органы власти, устанавливающие правила исчисления и взимания, а также территория, на которой будет действовать соответствующий акт.

Определение таких обязательных платежей дано в ст. 12 НК РФ. Федеральные налоги и сборы являются платежами, установленными Российской Федерацией, в лице уполномоченных органов, согласно определенной процедуре, и обязательные к уплате, как правило, на территории всей страны.

Общая характеристика этих платежей предполагает следующие признаки:

  • Закон относит вопросы установления этих налогов и сборов на федеральный уровень. Региональные и местные власти не вправе принимать решения, регулирующие администрирование, учет и контроль таких платежей, а также любые иные правила, относящиеся к федеральным налогам. Примерами служит НДС и пошлины;
  • Законодательство требует установления этих обязательных платежей определенным органом власти. Это может сделать только Государственная Дума. Никакой орган управления (агентство, служба, контроль и др.) не может выполнять функции по установлению налогов и сборов;
  • Закон регламентирует процесс принятия актов, предусматривающих каждый новый обязательный платеж. Расчет сделан на сохранении единства налоговой системы;
  • Платежи обязательны к внесению на всей территории РФ. В состав таковых не входят специальные налоговые режимы.

Отличие федеральных от региональных и местных платежей

Главным отличием служит то, что на федеральном уровне определяются все обязательные элементы налогов. К ним относится порядок исчисления (расчет), порядок и сроки уплаты, ставка, база, налоговый период и объект налогообложения.

Примером служат нормы об установлении НДС. На региональном и местном уровне речь идет лишь о возможности определять отдельные параметры. К ним относятся ставки, порядок и сроки уплаты. Также региональные и местные власти могут решать вопросы определения базы и применять льготы, если такие полномочия предусмотрены НК РФ.

Также в состав отличий входит действие актов региона и муниципалитета в пространстве. Оно ограничено соответствующими административными границами, в рамках которых обязательны местные и региональные акты.

Существует мнение, что система обязательных платежей предполагает администрирование, учет и контроль на локальный уровень. Оно не соответствует реальному положению. Администрирование и контроль уплаты всех видов налогов осуществляет инспекция ФНС. Властями на местах не могут создаваться профильное агентство или служба, выполняющие эти функции.

Функции и значение федеральных налогов и сборов

Система федеральных налогов выполняет 2 основные функции.

Фискальная задача связана с необходимостью наполнять бюджет, доходы которого формируют налоговые поступления от граждан и организаций. Согласно положениям российской конституции, значительный состав полномочий передан в центр. По этой причине, управление страной требует наличия развитой и предсказуемой системы уплаты сборов и налогов. С этим же связано то, что каждая налоговая инспекция входит в единую структуру. Эта служба осуществляет администрирование, учет и контроль за исполнением обязанностей в сфере обязательных платежей.

Другой функцией служит экономическое стимулирование. Чтобы в бюджет поступали доходы, нужно обеспечивать условия для деловой активности. Поэтому система налогов подлежит постоянной адаптации к изменяющимся требованиям экономики.

Отнесение значительного числа отдельных обязательных платежей к федеральным призвано обеспечить стандартные правила на всей территории РФ.

Это служит одним из неотъемлемых элементов единого экономического пространства.

Может показаться, что эти функции входят в противоречие. Однако налоговый режим должен способствовать поиску правильного баланса интересов публичных и частных субъектов. Примером служит НДС. Точный расчет позволяет развивать экономику и поддерживать социальную сферу, льготы отдельным категориям граждан и организаций. Льготы могут служить и инструментом стимулирования инвестиций.

Виды федеральных налогов и сборов

Согласно ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся следующие обязательные платежи:

  • НДС;
  • все разновидности акцизов;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • госпошлина;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира и объектами водных биоресурсов.

Указанные платежи можно делить на налоги и сборы и группировать по нескольким критериям.

В случае с налогами, обязанность по их уплате не связана с получением конкретных услуг в ответ. По этой причине налоговая служба (инспекция) осуществляет их администрирование, контроль и учет. Доходы от них, в особенности с НДС и НДФЛ, в значительной мере формируют бюджет.

Природа сборов существенно отличается. Они связаны с предоставлением в ответ определенной услуги. Например, порядок регистрации организаций требует уплаты соответственной пошлины. Итогом этой процедуры становится получение услуги по внесению сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Если необходимые пошлины не внесены в бюджет, то регистрация организаций не осуществляется. Что касается администрирования и контроля, то учет не проводится, поскольку факт уплаты проверяет оказывающий услугу орган (служба, агентство, управление, инспекция и другие).

К числу федеральных сборов относятся все виды государственной пошлины, а также сборы, связанные с использованием объектов животного мира и объектов водных биоресурсов.

Остальные обязательные платежи, предусмотренные ст. 13 НК РФ, относятся к федеральным налогам.

Порядок установления налогов и сборов

Для того, чтобы у налогоплательщиков появилась обязанность уплаты, необходимо соблюдение ряда процедур. Они включают право принятия решения, его форму и содержание.

Согласно требованиям ч. 2. ст. 12 НК, акты, устанавливающие новые налоги и сборы должны приниматься представительным органом власти. Им является Государственная Дума, принимающая законодательство.

Такая система принятия налоговых актов традиционна. Считается, что такое политическое решение имеют право принять депутаты, избранные налогоплательщиками. Если бы решения могли принимать органы управления, состав которых сформирован административным способом (агентство, служба, инспекция и другие виды исполнительных структур), то в отрасли возник бы хаос.

Также упорядочена система связанная с рассмотрением налоговых законопроектов. Перечень ее субъектов ограничен ст. 104 российской Конституции. Среди органов управления, которым предоставлено такое право имеются Правительство РФ и Президент.

При этом, любой налоговый законопроект может быть внесен только при наличии заключения Правительства. Это касается любых субъектов, включая депутатов Думы. При этом, в расчет не берется мнение этого органа. Чтобы появилось право рассмотрения проекта, значение имеют оценки затрат или характеристика влияния на доходы бюджета.

Если проект закона разрабатывается отдельным органом, осуществляющим управление (агентство, инспекция, служба), то он должен согласовываться во всех вышестоящих исполнительных органах. Сложившаяся практика требует заключения Минфина, как структуры, реализующей основы налоговой политики. Итогам движения инициативы становится рассмотрение ее Правительством. Если она одобряется, то происходит внесение проекта в парламент.

Особенности установления обязанностей по уплате

Закон требует, чтобы новые налоги были введены в форме дополнений или изменений в НК РФ. Принятие законодательного акта в другой форме не допускается.

Это интересно:  Помощник водителя штрафы гибдд

Важны и сроки внедрения изменений. По общему правилу, поправки не могут вступать в силу ранее 1-го месяца с даты опубликования. Кроме того, они не могут вступить в силу ранее следующего налогового периода.

Другим важным правилом служит полная определенность налога. Принятые правила требуют следующий перечень: объект налогообложения базу, ставку, налоговый период, порядок исчисления (расчет) и порядок уплаты. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов, налог считается неустановленным и налогоплательщик имеет право не вносить платеж в доход бюджета.

При этом, льготы не являются обязательным элементом этого платежа. Их установление зависит от конкретной ситуации. Часто льготы предоставляется пенсионерам и инвалидам, позволяя им получать дополнительные доходы.

Установление сбора (пошлины) предполагает определение плательщика и часть элементов налога. В частности, отсутствует налоговый период.

Федеральные налоги и сборы

О делении налогов и сборов на федеральные, региональные и местные мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале приведем общую характеристику федеральных налогов и сборов, а также приведем перечень федеральных налогов 2017 года.

Виды федеральных налогов

Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается и отменяется НК РФ (п.п. 2, 5 ст. 12 НК РФ). Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать освобождение от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Приведем в таблице перечень федеральных налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы, в т.ч. специальные налоговые режимы Глава НК РФ
НДС 21
Акцизы 22
НДФЛ 23
Налог на прибыль организаций 25
Налог на добычу полезных ископаемых 26
Водный налог 25.2
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 25.1
Государственная пошлина 25.3
ЕСХН 26.1
УСН 26.2
ЕНВД 26.3
СРП 26.4
ПСН 26.5

Налоги федерального бюджета

Признак налогов и сборов «федеральный» характеризует скорее порядок установления и применения налога, а не зачисления его в бюджет. Ведь налоги, перечисляемые в федеральный бюджет, и федеральные налоги – это не одно и то же. Федеральные налоги – это налоги, установленные НК РФ, а система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается Бюджетным кодексом РФ. Какие налоги идут в федеральный бюджет, указано в ст. 50 БК РФ. К примеру, налоги, перечисляемые в федеральный бюджет в размере 100%, — это НДС, водный налог, отдельные виды акцизов и налога на добычу полезных ископаемых. Однако для налогов в федеральный бюджет список включает в себя не все федеральные налоги, указанные в таблице. Кроме того, отдельные федеральные налоги и сборы зачисляются в региональный и даже местный бюджеты.

Какие налоги в федеральный бюджет не идут, хотя являются федеральными? К примеру, это часть налога на прибыль (в 2017 – 2020 годах – налог, исчисленный по ставке 3%), 85% НДФЛ или весь УСН. Они зачисляются в бюджеты субъектов РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ). А, например, в бюджеты городских поселений (т. е. местные бюджеты) зачисляются, в частности, такие федеральные налоги: НДФЛ (10% от суммы налога) и ЕСХН (50% от единого налога) (п. 2 ст. 61 БК РФ).

Федеральные налоги и сборы

Система налогов в Российской Федерации включает несколько уровней и повторяет структуру органов власти: существуют федеральные, региональные и местные обязательные сборы. Это обоснованно и логично, ведь на каждом уровне формируется свой бюджет, который служит для выполнения соответствующих функций.

К федеральным налогам и сборам относятся те фискальные повинности, суммы поступлений от которых идут в казну всей страны. Подробнее о них — далее в статье, приведена будет не только общая характеристика федеральных налогов и сборов, но и сделан системный анализ соответствующих норм налогового права.

Общие положения и законодательное регулирование

В нашей стране действует закрытый перечень всех сборов, в том числе региональных и местных. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается так же, как и система региональных и местных сборов, — на высшем уровне. Виды федеральных налогов указаны в Налоговом кодексе РФ, и список расширительному толкованию не подлежит. Власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не вправе вводить для граждан новые финансовые повинности.

Тогда в чем заключается отличие этих уровней? Первое уже было упомянуто: разница в бюджетах, куда поступают средства. Кроме того, в отношении региональных и местных податей у правительств субъектов Федерации есть определенные правомочия, объем которых указан в Налоговом кодексе РФ . Так, в ряде случаев они вправе устанавливать (в основном, конечно, снижать) размер налоговых ставок в утвержденных кодексом границах, сроки уплаты податей, определенные льготы и т. д.

Итак, сборы и налоги в федеральный бюджет (список):

  • самый проблемный для плательщиков и повышаемый по свежему закону до 20 % — НДС;
  • НДФЛ;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • на прибыль компаний и организаций;
  • водный;
  • госпошлина;
  • акцизы;
  • сбор за пользование объектами животного мира.

Все вышеперечисленные повинности начисляются либо за пользование объектами, которые находятся в общем пользовании всех граждан, либо на доходы граждан и юрлиц. Это вполне закономерно. А, например, бюджетные отчисления за пользование транспортом плательщики перечисляют в региональный бюджет, который содержит дороги в пределах определенного субъекта РФ. Такова логика действующего законодательства, и она вполне соответствует мировой практике.

Механизм исчисления

Налоги федерального бюджета перечисляются в казну в определенном законом размере. Для каждого вида устанавливается свой собственный круг плательщиков. Ими могут быть как физические, так и юридические лица, компании, организации, индивидуальные предприниматели. В НК РФ указаны и исключения, то есть категории лиц, которые не обязаны исполнять конкретную финансовую повинность.

Таким образом, по нормам НК РФ устанавливается круг плательщиков. Затем необходимо определить объект налогообложения, ведь нормативный акт может содержать указания на освобождение ряда операций от налогообложения.

Если два вышеперечисленных условия совпадают: лицо является налогоплательщиком и у него имеет объект налогообложения, — высчитывается сумма положенного фискального платежа. Организации производят расчет самостоятельно, на основе данных, подтвержденных документально (в некоторых случаях ИФНС обязана выслать физлицам уведомления о необходимости оплаты с суммой платежа). За граждан это делает Налоговая служба.

По нормам о конкретном виде платежа вычисляется база налогообложения, выясняется ставка и производится расчет. Если есть право на применение льготы, это необходимо указать в расчете, подтвердить документально. Конкретными разделами кодекса могут быть предусмотрены собственные правила вычисления, их необходимо учитывать.

Порядок перечисления

Расчет ведется за определенный налоговый период, и уплата должна быть произведена в определенный срок. Универсальные сроки в кодексе не предусмотрены, для каждого вида платежей в бюджет действуют свои. Сроки определяются как конкретными датами, так и указаниями на наступление конкретных событий. Сроки могут быть указаны в уведомлении налоговой.

Необходимо запомнить один общий принцип: за просрочку уплаты предусмотрено наказание: начисление пени, штрафы и т. д. Если они не будут переведены добровольно, последует принудительное взыскание в судебном порядке.

Повторим еще раз: перечень федеральных налогов и сборов устанавливается только властными структурами на уровне Российской Федерации, расширение списка произвольно не допускается даже местными властями.

Найти актуальный список можно в статье 13 НК РФ , которая содержит все федеральные налоги, перечень 2019 года актуален на текущий момент, а о планах внесения в него изменений мы написали выше.

Федеральные налоги

Федеральные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Налоговая система Российской Федерации отражает три уровня бюджетной системы РФ и наряду с федеральными налогами и сборами предполагает региональные и местные налоги.

Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается в Налоговом кодексе и не может быть изменён иначе, чем путём внесения изменений в Налоговый кодекс.

Статус федерального налога не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящих уровней: региональный и местный.

К федеральным налогам и сборам (в редакции Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ) относятся:

  • 1) налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ);
  • 2) акцизы (гл.22 НКРФ);
  • 3) налог на доходы физических лиц (гл.23 НК РФ);
  • 4) единый социальный налог (гл.24 НК РФ);
  • 5) налог на прибыль организаций (гл.25 НК РФ);
  • 6) налог на добычу полезных ископаемых (гл.26 НК РФ);
  • 7) водный налог (гл.25.2 НК РФ);
  • 8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл.25.1 НК РФ);
  • 9) государственная пошлина (гл.25.3 НК РФ).

Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральным правительством.

Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах. При этом органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться налоговые льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права на налоговую льготу возлагаются на налогоплательщика.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС — косвенный налог, т.е. надбавка к цене товара.

Плательщиками НДС в соответствии с НК РФ являются:

лица, признаваемые налогоплательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Фактическими налогоплательщиками служат потребители — покупатели товаров (работ, услуг).

Объектами налогообложения являются:

реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Акцизы регулируются НК РФ. Налогоплательщиками акциза признаются:

лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подакцизными товарами признаются:

спирт этиловый изо всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

оприходование организацией и/или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;

получение нефтепродуктов организацией и/или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

Единый социальный налог. Правовые положения этого социального налога установлены НК РФ.

Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

налог налогообложение федеральное региональное

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налог на прибыль организаций. Плательщиками налога на прибыль в соответствии с НК РФ признаются:

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

В статье 251 НК РФ определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Налоговые ставки определены ст.284 НК РФ.

Налог взимается на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года — 24 %), из которых 2 % зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Выручка для расчета налога на прибыль берется без учета НДС и акцизов (если они есть).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

физические лица — налоговые резиденты РФ;

физические лица — нерезиденты, получающие доход в РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Данный период не прерывается в случаях выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Объектом налогообложения признаются доходы физических лиц — налоговых резидентов РФ и нерезидентов от источников в РФ, а также доходы физических лиц — налоговых резидентов РФ от источников за пределами РФ.

дивиденды и проценты;

доходы от использования авторских и иных смежных прав;

доходы от сдачи в аренду или другого использования имущества;

доходы от реализации недвижимого имущества, акций, долей в уставном капитале, прав требования к организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения на территории РФ, иного имущества;

вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей;

пенсии, стипендии и аналогичные выплаты;

доходы от использования любых транспортных средств, в т. ч. морских, речных, воздушных судов;

доходы от использования трубопроводов, линий электропередачи, иных средств связи;

выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц;

иные доходы, получаемые от деятельности в РФ и за ее пределами.

При определении налоговой базы учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, а также в виде материальной выгоды. Различного рода удержания доходов, в том числе и по решению суда, не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные ставки.

Доходы (расходы, принимаемые к вычету), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (дату фактического осуществления расходов).

Ставки: 13% — общая ставка на все доходы, кроме указанных ниже. Специальные ставки: налогообложение по ставке 9% производится в следующих случаях:

при получении дивидендов (п.4 ст.224 НК РФ);

при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. (п.5 ст.224 НК РФ);

при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. (п.5 ст.224 НК РФ).

Налогообложение по ставке 15% производится:

на доходы в виде дивидендов от долевого участия в деятельности в российских организаций, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Налогообложение по ставке 30% производится:

на все доходы, получаемые физлицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ за исключением доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций в отношении которых установлена ставка 15%.

Налогообложение по ставке 35% производится:

на доходы от стоимости выигрышей и призов по результатам конкурсов, игр и других мероприятий рекламного характера в части превышения 4000 рублей;

на процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной по действующей ставке рефинансирования ЦБ РФ по вкладам в рублях и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

на суммы экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств в части превышения установленных лимитов.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НКРФ. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются государственной собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст.335 НКРФ).

Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа). Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.

Объектами налогообложения являются полезные ископаемые:

добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр;

извлеченные из отходов (потерь) производства, подлежащие отдельному лицензированию;

добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых, используемых по международным договорам или находящихся под юрисдикцией РФ.

Не являются объектами налогообложения:

общераспространенные ископаемые, в т. ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;

добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте охраняемых объектов, имеющих научное, культурное значение;

извлеченные из собственных отходов (потерь) добывающего и перерабатывающего производства;

дренажные подземные воды.

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.

организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Не уплачивают налог те, кто использует водные объекты на основании договоров, заключенных после введения в действие Водного кодекса РФ.

забор воды из водных объектов.

использование акватории водных объектов, кроме лесосплава.

использование водных объектов без забора воды для гидроэнергетики.

использование водных объектов для лесосплава в плотах и кошелях.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Плательщики: организации и физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели, получившие лицензию.

Обложению подлежат объекты животного мира и водных биологических ресурсов, поименованные в статье 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии.

Не подлежат обложению объекты, используемые для личных нужд малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также лицами, для которых охота и рыболовство являются основой их существования.

Ставки сбора устанавливаются:

за каждый объект животного мира — п.1 ст.333.3 НК РФ;

за каждый объект водных биологических ресурсов — п.4 ст.333.3 НК РФ;

за каждый объект водных биоресурсов — морских млекопитающих — п.5 ст.333.3 НК РФ.

Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;

государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, ppt.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector