Основные принципы охраны окружающей среды

До 60-х гг. XX в. под охраной природы чаще всего понималась защита животного и растительного мира от истребления. Соответственно, и формами этой защиты было, главнымобразом, создание особо охраняемыхтерриторий, принятие юри­дических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Причем промышленное загрязнение не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не было искусственно созданных соединений, не способ­ных к естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом (биоценотическое загрязнение заключа­ется в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов) и нор­мальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами (возвращающий, восстанавливающий организмы), дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восста­навливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных и про­тяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о многострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколько раз снижена гидро­техническими сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду кото­рой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной как минимум 3-4 раза, прежде чем она достигнет устья.

Соответственно, наполнилось новым содержанием и понятие охраны приро­ды. Основные усилия теперь направлены на снижение уровня ее материального и энергетического загрязнения. Однако и первоначальное направление, в частно­сти, организация и совершенствование работы заповедников, не теряет своей ак­туальности.

В настоящее время под охраной окружающей природной средыпонимают систе­му международных, государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы на основе со­хранения и воспроизводства природных богатств, рационального использования природных ресурсов, улучшения качества окружающей человека среды.

Охрана окружающей природной среды складывается:

из правовой охраны, формирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

● материального стимулирования природоохранной деятельности, призванного сделать ее экономически выгодной для предприятий;

● инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегаю­щую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей при­родной среды» (1991 г.), охране подлежат следующие объекты:

►естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

►земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, лес­ная и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Основными принципами охраны окружающей природной среды являются сле­дующие:

приоритет обеспечения благоприятныхэкологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

♦ научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

♦ учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов;

♦ недопущение необратимых последствий для природной среды и здоровья че­ловека;

♦ право населения и общественных организаций на своевременную и достовер­ную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздей­ствии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;

♦ неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохрани­тельного законодательства;

♦ гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с обществен­ными объединениями и населением при решении природоохранных задач;

♦ международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды (2002) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

– приоритет охраны жизни и здоровья человека;

– научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

– рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

– соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

– гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

– международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

Важнейший природоохранный принцип – научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов – отвечает духу Международной конференции ООН в Рйо-де-Жа-нейро (1992), где был взят курс на модель устойчивого развития общества, на разумное сочетание экологической и экономической составляющих, на сохранение окружающей природной среды наряду, вместе с экономическим ростом.

2. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Основы экологической политики России закреплены в Конституции Российской Федерации; Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды»; указах Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 4 февраля 1994 г. № 236), «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24); планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на 1994–1995 годы и 1996–1997 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496 и от 19 февраля 1996 г. № 155).

Это интересно:  Получение квоты на операцию

Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью. Она также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7 ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Кроме того: Земельный кодекс РФ (2001 г.); Водный кодекс Российской Федерации (1995 г.); Закон РФ об охране окружающей среды (2002), а также в законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999); Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995); Закон Российской Федерации «О недрах» (1992); Основы лесного законодательства (1977); Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995); Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998); ЗаконеРФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

3. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ

Главенствующее значение в природе и в жизни человека имеют леса. Россия богата лесом. Более 1,2 млрд га, или 75% от площади земельных угодий, занимают леса. Ни одна страна в мире не имеет больших запасов древесины.

Общая площадь лесов России составляет сегодня значительную часть всех лесов Земли. Это самые мощные легкие планеты из оставшихся.

Размещение лесов в нашей стране неравномерно, наибольшая часть всей лесопокрытой площади находится в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь сосредоточены основные площади сосны обыкновенной, ели, лиственницы, пихты, кедра сибирского, осины. Основные лесные богатства сосредоточены в Восточной Сибири (45 % лесов всей страны) и простираются от Енисея почти до Охотского моря. Этот богатейший лесной край представлен такими ценными древесными породами, как лиственница сибирская и даурская, сосна обыкновенная, кедр сибирский и др.

Леса — важная составная часть окружающей природной среды. Как экологическая система лес выполняет различные функции и одновременно является незаменимым природным ресурсом . Многочисленные исследования как у нас в стране, так и за рубежом подтвердили исключительное значение лесов в сохранении экологического равновесия в природной среде. По мнению специалистов, значение средозащитной функции леса. т. е. сохранность генофонда флоры и фауны, на порядок выше их экономического значения как источника сырья и продуктов.

Влияние лесов на окружающую природную среду исключительно многообразно. Оно проявляется, в частности, в том, что леса:

— являются основным поставщиком кислорода на планете;

— непосредственно влияют на водный режим как на занятых ими, так и на прилегающих территориях и регулируют баланс воды;

— снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, сдерживают движение подвижных песков;

— смягчая климат, способствуют повышению урожаев сельскохозяйственных культур;

— поглощают и преобразовывают часть атмосферных химических загрязнений;

— защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и других неблагоприятных геологических процессов;

— создают нормальные санитарно-гигиенические условия, благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение.

Вместе с тем леса являются источником получения древесины и многих других видов ценного сырья. Из древесины производят более 30 тыс. изделий и продуктов, и потребление ее не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.

Подчеркнем еще раз, что значение леса беспредельно. Известный русский писатель Л. М. Леонов назвал его Другом с большой буквы. Леса — важное и наиболее эффективное средство поддержания естественного состояния биосферы и незаменимый фактор культурного и социального значения. Позитивная экологическая роль леса отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия): «Лес — это вода, вода — урожай, урожай — жизнь».

По своему значению, местоположению и выполняемым функциям все леса подразделяют на три группы:

первая группа — леса, выполняющие защитные экологические функции (водоохранные, полезащитные, санитарно-гигиенические, рекреационные). Эти леса строго охраняются, особенно лесопарки, городские леса, особо ценные лесные массивы, национальные природные парки. В лесах этой группы допускаются только рубки ухода за лесом и санитарные рубки деревьев;

вторая группа — леса, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение. Распространены они в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей. Сырьевые ресурсы лесов этой группы недостаточны, поэтому, чтобы сохранить их защитные и эксплуатационные функции, требуется строгий режим лесопользования;

Это интересно:  Прожиточный минимум в костромской области

третья группа — эксплуатационные леса. Распространены они в многолесных районах и являются основным поставщиком древесины. Заготовка древесины должна осуществляться без изменения естественных биотопов и нарушения естественного экологического равновесия.

Принадлежность леса к той или иной группе определяет режим лесопользования, который должен вестись на строго на учной основе с соблюдением основных принципов максимального сбережения природных экосистем и рационального использования лесных ресурсов.

4. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛАНСОВЫХ И ЗАБАЛАНСОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Балансовыми являются полезные ископаемые, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют кондициям, устанавливаемым для подсчета запасов в недрах.

Забалансовыми являются такие полезные ископаемые, использование которых при достигнутом техническом уровне экономически нецелесообразно вследствие их малого количества, малой мощности залежей, низкого содержания ценных компонентов, особой сложности условий эксплуатации или необходимости применения очень сложных процессов переработки, но которые в дальнейшем могут явиться объектом промышленного освоения.

3.2. Основные принципы охраны окружающей среды

В Российской Федерации при ведении хозяйственной и иной деятельности органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, должны соблюдаться следующие принципы охраны окружающей среды:

— соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

— обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

— охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

— ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

— платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

— независимость контроля в области охраны окружающей среды;

— презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

— обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

— обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды (экологическая экспертиза);

— приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

— обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

— сохранение биологического разнообразия;

— запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, уничтожению генетического фонда растений, животных, истощению природных ресурсов и пр.;

— участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду;

— организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.

3.3. Объекты охраны окружающей среды и управление охраной природы

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежат:

— земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты,

— озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации.

Координацию природоохранной работы объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления.

Образованным в 1988 г. государственным органам охраны природы, комитетам по экологии (охране природы) и их органам на местах предоставлено право:

а) налагать запреты на строительство, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранного законодательства, а также приостанавливать работу промышленных и иных предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды;

б) предъявлять иски предприятиям, организациям, гражданам, иностранным физическим и юридическим лицам о взыскании средств и возмещении ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов;

в) рассматривать дела об административной ответственности за правонарушение в области охраны природы и использования природных ресурсов.

Новый институт, призванный решать многие проблемы управления охраной природы, — экологическая экспертиза.

Задачами государственной экологической экспертизы являются:

— определение уровня экологической опасности намечаемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействия на состояние окружающей среды и здоровье населения;

— проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природного законодательства;

Это интересно:  Земли историко культурного назначения

— определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране природы.

Государственная экологическая экспертиза проводится органами Государственного комитета по охране окружающей среды на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и участия общественности.

Экологическая экспертиза является независимой, вневедомственной и состоит из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов. Она оснащена современным оборудованием и связана с местным самоуправлением.

Такие экспертизы создаются при комитетах охраны природы регионов. Экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления – и ранее принятые программы.

Перечень объектов обязательной государственной экологической экспертизы постоянно расширяется:

— это проекты государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей хозяйства, предплановая, предпроектная документация, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды;

— проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция.

В последнее время экспертизе подвергаются экологическая ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.

Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию.

Следует отметить, что при размещении объектов, хозяйственная или иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.

Экология природных ресурсов

Экологические принципы рационального использования природных ресурсов

В истории формирования природоохранной концепции можно выделить несколько последовательных этапов: видовая и заповедная охрана природы — поресурсная охрана — охрана природы — рациональное использование природных ресурсов — охрана среды обитания человека — охрана окружающей природной среды. Соответственно расширялось и углублялось само понятие природоохранной деятельности.

Охрана природы — совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности — рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

На рубеже 50-х гг. ХХ в. возникает еще одна форма охраны — охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Охрана окружающей природной среды — новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, она представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.

В последние годы все чаще используется термин «защита окружающей природной среды». Очень близок по содержанию и объему к этому понятию принятый рядом авторов термин охрана биосферы. Охрана биосферы — это система мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях и направленных на устранение нежелательного антропогенного или стихийного влияния на функционально взаимосвязанные блоки биосферы (атмосферу, гидросферу, почвенный покров, литосферу, сферу органической жизни), на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием — одним из разделов прикладной экологии.

Природопользование — общественно-производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий.

По Н.Ф.Реймерсу (1992), природопользование включает в себя:

  • а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;
  • б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;
  • в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;
  • г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть нерациональным и рациональным. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем . Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природноресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

По Ю.Одуму (1975), рациональное природопользование преследует двоякую цель:

  • обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором она смогла бы удовлетворить наряду с материальными потребностями запросы эстетики и отдыха;
  • обеспечить возможность непрерывного получения урожая полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления.

Статья написана по материалам сайтов: bukvi.ru, studfiles.net, oblasti-ekologii.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector