Обратная сила закона выражается в том что

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Что значит закон не имеет обратной силы?

Каждый день принимаются новые законы, которые начинают действовать либо с определенной даты, либо при наступлении определенного события, либо с момента их подписания. Но распространяют ли они свое действие на отношения, которые имели место до принятия нового закона – ведь на тот момент никакого нормативного акта не было?

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Ответ на этот вопрос становится очевидным после ознакомления с двумя основными правовыми постулатами.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

  1. Согласно первому, закон действует только на те отношения, которые появились после вступления его в силу.
  2. Второй гласит, что если отношения являются длительными (например, продолжительный договор аренды), то они регулируются актом, действующим на момент возникновения отношений (в приведенном примере – при заключении договора аренды).

Между тем, указанные выше постулаты – это лишь общее правило, которое действует далеко не всегда. Законодатель оговаривает и случаи, когда закон имеет обратную силу, т.е. распространяет действие на временной промежуток до его принятия.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Например, в самом нормативном акте может указываться, что он распространяет действие на отношения, которые имели место до его принятия.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Второе исключение касается законов, улучшающих положение лиц, на которых он распространяет действие. Речь идет о случаях отмены статей УК РФ, предполагающих уголовное преследование за различные преступления. В этом случае преступления, которые совершались до введения в действие до принятия такого закона также декриминализуются. Аналогичное правило действует в отношении поправок к КоАП РФ, улучшающих положение правонарушителей, либо поправок в Налоговый кодекс РФ.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Конституция РФ об обратной силе закона

Конституция РФ – основной закон страны. В нем содержатся основополагающие правила относительно действия законов России во времени. Такие правила закреплены в ст. 54 Конституции.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

По общему принципу закон, который утверждает ответственность за действия или бездействие (хотя ранее такой ответственности не было), либо увеличивает уровень ответственности за действия или бездействие, которые имели место до введения в действие нового закона, не имеет обратной силы. Таким образом, по данному постулату Конституции РФ — закон обратной силы не имеет.

Но существует и второй постулат, который отражен в ч. 2 ст. 54 Конституции РФ. Никто не должен быть наказан за действия, которые не признавались правонарушением или преступлением в момент их совершения, даже если они признаются неправомерными по новому закону. Правило дополняется утверждением о том, что если после совершения действий или бездействия ответственность за них упразднена, либо стала более мягкой, на основании нового закона, то применяется исключительно он.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Что значит обратная сила закона применительно к гражданским и уголовным правоотношениям?

Правила применения постулата о том, что закон не действует на ранее возникшие отношения заложена в ГК РФ (ст. 4) и УК РФ (ст. 10).

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ гражданские нормативные акты не могут иметь обратной силы и действуют только применительно к тем отношениям, которые возникли после их принятия. Однако в этой же норме указывается на исключение – если в законе прямо указано, что его действие распространяется на ситуации, которые имели место до его принятия, то такие отношения также подлежат регулированию таким законом.

Это интересно:  Счет на оплату без ндс

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Если же правоотношения длящиеся, и возникли до принятия закона, то после начала его применения они будут урегулированы новым актом (ранее исполненные права и обязанности будут регулироваться по-старому).

Об уголовном законодательстве мы уже упоминали. Согласно ст. 10 УК РФ, если деяние ранее считалось преступным, но новый закон смягчает ответственность или улучшает положение преступника, то новый акт распространяет действие на ранее осужденных лиц. Это касается как лиц, отбывающих наказание, так и уже отбывших его, но не погасивших судимость.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Если же новым законом в ранг преступления возводятся действия, ранее не признававшиеся преступлением, либо ответственность усиливается, то такой закон не имеет обратной силы.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Таким образом, по уголовному законодательству обратную силу имеют только те положения нового закона, которые:

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

  1. Упраздняют преступность деяния.
  2. Смягчают наказание.
  3. Иным образом делают положение лица, привлеченного к ответственности, лучше.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —> p, blockquote 18,0,0,0,1 —>

Таким образом положения Конституции РФ, ГК РФ, УК РФ относительно обратной силы действия законодательных норм во многом совпадают. ГК РФ и УК РФ лишь дополняют указанные в Конституции РФ основополагающие принципы.

Обратная сила закона

Распространение действия закона на отношения, возникшие до его издания. Как правило, закон обратной силы не имеет, т. е. он применяется только к отношениям, правам и обязанностям, которые возникли после вступления данного закона в силу. Это вносит определённость и устойчивость в общественную жизнь, в осуществление правовых предписаний, создаёт у граждан уверенность в незыблемости их прав и обязанностей, предусмотренных действующими законами. При необходимости законодатель может специальным указанием придать тому или иному закону (иногда некоторым статьям закона) обратную силу, т. е. распространить вновь принятый закон на отношения, которые возникли ранее. В СССР обратная сила придаётся также уголовным законам, устраняющим наказуемость деяния или смягчающим меру наказания. В этом проявляется гуманизм советского права, исходящего из нецелесообразности наказывать вообще (или наказывать столь же строго) за действие, которое ранее считалось преступлением, а к моменту выхода нового закона потеряло прежний социально опасный характер. Наряду с принципом О. с. з. (т. н. ретроактивность) возможно также «переживание старого закона», т. е. распространение действия закона, потерявшего силу, на отношения, имеющие место после его отмены (т. н. ультраактивность).

Обратная сила закона

Обратная сила закона — действие закона или другой нормы права в отношении событий, имеющих место до вступления закона в силу.

По общему правилу нормативные акты не имеют обратной силы. Нормы, содержащиеся в обратном правовом акте, распространяются только на отношения, возникшие после его введения в действие. Все произошедшее до дня вступления в силу нормативного акта его нормами не регулируется.

Обратная сила придается нормативному акту только в исключительных случаях. И тогда нормативный акт распространяет свое действие даже на отношения, которые уже возникли до момента его вступления в силу. Такие ситуации всегда специально оговариваются в законе.

Статьи 54 и 57 Конституции РФ строго ограничивают случаи придания нормативному правовому акту обратной силы. Так, не имеют обратной силы законы, которые устанавливают и отягчают ответственность, а также законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Никто не может нести ответственность за деяние, не признававшееся правонарушением в момент его совершения. В то же время, если после совершения правонарушения ответственность за него смягчена или устранена, то применяют новый закон.

Обратная сила закона

Инициативы «ЯБЛОКА» в области уголовного и уголовно-процессуального права

2003 © Москва, «Яблоко», октябрь

Проект федерального закона «О дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации статьей 10-1»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.

Известно, что уголовный закон имеет обратную силу. Это означает, что если принимается закон, устраняющий преступность деяния или смягчающий наказание за преступление, он будет применяться и к лицам, которые совершили преступление до вступления в силу нового уголовного закона. В этом выражается принцип гуманности уголовного законодательства.

В Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, устанавливающих уголовную ответственность за деяния, подробное определение которым дается в других законах или нормативно-правовых актах. Однако для этих случаев обратная сила закона не применяется. Хотя очевидно, что если изменится указанный акт, то и уголовная ответственность, установленная в Уголовном кодексе и связанная с этим актом, тоже изменится. Значит и в этом случае нужно применить правило об обратной силе.

Предлагаемое дополнение Уголовного Кодекса новой статьей 101 направлено на устранение этого недостатка. Проект закона устанавливает правило: если в соответствии со статьей Уголовного Кодекса установлена уголовная ответственность за нарушение положений, содержащихся в ином нормативном акте, то отмена либо изменение этого нормативного акта, устраняющие возможность уголовной ответственности, распространяются с момента вступления в силу такого нормативного акта также на деяния, совершенные до его издания.

Данный законопроект направлен на реализацию конституционного права граждан, зафиксированного в статье 54 Конституции Российской Федерации: «Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.»

Проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 86 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 ноября 2002 г.

Положения Уголовного кодекса, предусматривающие обратную силу закона (статья 10), непосредственно связаны с положениями о судимости, поскольку распространяются на лиц, не только отбывающих наказание, но и на лиц, отбывших наказание, но имеющих судимость. В статье 86 Уголовного кодекса говорится об основаниях наличия судимости, погашения либо снятия судимости. Однако в этой статье не указано, что вступление в силу нового закона, устраняющего преступность деяния, за которое человек был осужден, делает человека не судимым, т.е. по действующему закону судимость у этого человека сохраняется. Из-за того, что судимость не аннулирована, продолжают считаться судимыми люди, признанные не совершавшими преступления в результате вступления в силу нового закона.

Для обеспечения соответствия норм статей 10 и 86 Уголовного Кодекса Российской Федерации предлагается в статью 86 включить положение о том, что лицо, осужденное за совершение деяния, преступность и наказуемость которого были устранены изданным после его совершения уголовным законом, считается с момента вступления в силу такого закона не имевшим судимости.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 29 мая 2002 г.

Еще одна проблема, связанная с реализацией положений статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации об обратной силе закона, содержится в статье 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой статьей уголовное дело подлежит прекращению за отсутствием состава преступления в случае, когда преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом до вступления приговора в законную силу. Эта норма не соответствует положениям статьи 54 Конституции Российской Федерации, не предусматривающим каких бы то ни было ограничений для применения обратной силы уголовного закона. Эта норма не соответствует и статье 10 УК, в соответствии с которой обратная сила закона распространяется в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Очевидно, что приговоры в отношении лиц, отбывающих и, тем более, отбывших наказание вступили в силу еще до начала отбывания ими наказания.

Проектом закона предлагается исключить из статьи 24 УПК слова «до вступления приговора в законную силу» и, тем самым, привести ее в соответствие с Конституцией и Уголовным кодексом.

Проект федерального закона «О внесении дополнений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Инициаторы – депутаты фракции «ЯБЛОКО»
И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко
Внесен в ГД 11 июня 2003 г.

Еще одна проблема, связанная с применением обратной силы закона, – это вопрос о том, кто может ходатайствовать перед судом о пересмотре дела в связи с тем, что новый уголовный закон устранил преступность деяния, за которое лицо было осуждено. В соответствии с УПК РФ никто кроме самого осужденного не может ставить перед судом этот вопрос.

Действующий закон, предусматривая возможность изменения условий и порядка исполнения наказания в том числе и в лучшую для осужденного сторону, не всегда последовательно решает вопрос о лицах, по ходатайству либо представлению которых это может быть сделано. Статьей 399 УПК предусмотрено, что вопросы, связанные с исполнением приговора, решаются судом по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание. Однако, ряд вопросов может рассматриваться судом только по ходатайству самого осужденного.

Вместе с тем, в большинстве случаев инициатива так или иначе исходит от администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, а не от осужденного. При наступлении определенных условий осужденный имеет право на изменение условий и порядка исполнения наказания в лучшую для себя сторону. Представители администрации должны объявить осужденному о его праве обратиться в суд с соответствующим ходатайством, т.к. не каждый осужденный может самостоятельно определить момент наступления этих обстоятельств. Тем более осужденный не в состоянии отслеживать все изменения в законодательстве, чтобы вовремя обратиться с ходатайством об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу.

В связи с этим, нет никаких оснований лишать права постановки перед судом указанных вопросов администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Целесообразно предоставить аналогичное право и прокурору, который, отслеживая эти же обстоятельства, кроме того может осуществлять надзор за действиями администрации. Усматривая необоснованность отказа администрации в представлении осужденного к условно-досрочному освобождению либо по другим вопросам изменения условий и порядка исполнения наказания в лучшую для осужденного сторону, прокурор должен иметь право самостоятельно внести представление об этом в суд.

Таким образом, проект закона, внося изменения в статью 399 УПК, предоставляет возможность обращаться в суд с представлением и администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, и прокурору по всем вопросам, связанным с исполнением приговора.

С другой стороны, действующий УПК ограничивает круг вопросов, по которым осужденные имеют возможность обращаться в суд самостоятельно.

Проект закона значительно расширяет перечень вопросов, по которым осужденному предоставлено право ходатайствовать перед судом об изменении условий и порядка исполнения наказания. Кроме того, по всему этому расширенному перечню вопросов проект закона предоставляет право обращения в суд с ходатайством кроме самого осужденного также и защитнику осужденного, его законным представителям и близким родственникам.

Законопроект устраняет также внутренние противоречия, содержащиеся в УПК, и противоречие положений УПК статьям Уголовного кодекса.

Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации «государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Государство обязано осуществлять контроль за возможностью реализации гражданами своих прав, оказывать им помощь в такой реализации, служить гарантом того, что любой гражданин вне зависимости от обстоятельств (в том числе – связанных с пребыванием в местах лишения свободы) может осуществлять свои права, предоставленные ему Конституцией и законодательством.

Проект закона направлен на реализацию конституционного права граждан на государственную защиту их прав и свобод.

Статья написана по материалам сайтов: gufo.me, bstudy.net, www.yabloko.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector