Налоговая нагрузка по налогу на прибыль

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль — один из индикаторов, на основании которых налоговики выносят решение об очередной налоговой проверке компании. Налоговую нагрузку по налогу на прибыль можно рассчитывать самостоятельно, изучив ряд нормативных документов. Каких — расскажем в нашей статье.

Содержание

Нормативные акты, разъясняющие термин «налоговая нагрузка»

Чтобы разобраться в содержании понятия «налоговая нагрузка», в частности «налоговая нагрузка по налогу на прибыль», надо обратиться к следующим законодательным актам:

Приказу ФНС России «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Документ содержит приложение 3, в котором дается расшифровка приемлемого размера налоговой нагрузки в зависимости от видов деятельности, осуществляемой компаниями за прошедший год. Согласно приказу ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ информация в указанном приложении обновляется ежегодно не позднее 5 мая. Указанные данные есть на интернет-ресурсе ФНС по адресу https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/.

Письму ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, в котором приведен алгоритм определения значения налоговой нагрузки в разрезе режимов налогообложения и видов налогов.

Знакомство с этими документами не оставляет сомнений в том, что описываемый в них показатель является одним из ключевых при утверждении плана проверок. В приказе № ММ-3-06/333@ налоговая нагрузка стоит на первой позиции, как основное условие для принятия решения об инспектировании предприятия. В письме № АС-4-2/12722 четко определяется уровень, при котором проверка общества или индивидуального предпринимателя крайне желательна и, скорее всего, будет проведена. Кроме того, документ содержит очень подробное описание сущности показателя налоговой нагрузки.

Определение налоговой нагрузки

При рассмотрении понятия налоговой нагрузки и последовательности ее расчета нетрудно прийти к выводу, что оно схоже с термином «налоговое бремя». Хотя в законодательстве последний никак не закреплен, в экономической литературе, в частности Современном экономическом словаре, выпущенном издательством «ИНФРА-М», приведены следующие определения. Налоговое бремя — это:

уровень расходов компании на облуживание налоговых обязательств, определяемый в процентах или долях от выбранного для сравнения показателя;

общая сумма взимаемых в бюджет государства обязательных налоговых платежей, рассчитанная в денежном выражении.

Налоговое ведомство использовало для работы первую трактовку понятия «налоговая нагрузка по налогу на прибыль», и это нашло отражение в обоих документах. В них под понятием налоговой нагрузки подразумевается удельный вес налогов в соответствующей базе за определенный временной промежуток, отражающий их влияние на конечный финансовый результат работы компании.

В зависимости от экономической иерархии налоговая нагрузка рассчитывается:

для страны или ее территориальных образований;

отрасли народного хозяйства;

объединения компаний с одним направлением деятельности;

конкретного гражданина или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

В качестве сравнительной базы для расчета применяются следующие показатели:

объем продаж (с НДС или без);

налоговая база, с которой взимается тот или иной налог;

прогнозные показатели доходов и прибыли.

Как аналитический показатель налоговая нагрузка тесно связана с категорией «эффективная ставка налога», которая отражает фактический процентный уровень налога в составе налогооблагаемой базы. Обратившись к содержанию письма № АС-4-2/12722, несложно установить, что именно данная категория понимается под налоговой нагрузкой.

Пользователи информации о налоговой нагрузке

Показатель налоговой нагрузки может представлять интерес для различных субъектов экономики в зависимости от их роли в хозяйственном процессе и цели его применения:

для государственных структур, регулирующих экономические процессы в стране, — с точки зрения построения экономических прогнозов и последующего анализа результатов, принятия стратегических решений;

для налоговых структур нагрузка рассчитывается в интересах планирования проверок и улучшения системы администрирования, оптимизации фискальной политики;

организации и предприниматели используют данные об уровне налогообложения для оценки результатов своей деятельности и определения вероятности проведения в их отношении процедур налогового контроля.

Налоговая служба России в приказе № ММ-3-06/333@ предложила компаниям неплохой стимул к тому, чтобы они сами определяли уровень налоговой нагрузки, указав на то, что для надзорных органов это один из базовых критериев.

Сохраняя размер налоговых отчислений в пределах средних значений по отрасли, организации смогут:

повысить свои шансы избежать выездных проверок со стороны инспекции;

построить конструктивные взаимоотношения с налоговыми органами, повысить лояльность их сотрудников.

Подобные выгоды должны побудить предпринимателей подробнее ознакомиться с текстами документов о порядке расчета налоговой нагрузки. В ходе анализа показателей собственной деятельности компании могут обнаружить некоторые выгодные для себя моменты:

размер возможных резервов для оптимизации налогообложения, улучшения своих финансовых показателей;

дополнительные аргументы для перехода на тот или иной налоговый режим, более выгодный с экономической точки зрения;

дополнительную информацию для построения долгосрочных перспективных прогнозов.

Последовательность расчета

Методические указания по исчислению уровня налоговой нагрузки даны в приведенных ранее нормативных актах:

В приказе № ММ-3-06/333@ авторы ограничились общей формулой определения комплексной налоговой нагрузки, которая, несмотря на свою универсальность, не всегда позволяет произвести доскональную оценку всех обязательств перед бюджетом.

В письме № АС-4-2/12722 приведены детализированные алгоритмы расчета для нескольких видов налогов в зависимости от применяемой для сравнения базы.

В первом документе предлагается производить расчет по формуле:

Нн = Сн / Вг × 100%,

где: Нн — показатель общей налоговой нагрузки по итогам года;

Сн — сумма начисленных налогов по декларациям за год, не включающая социальные взносы;

Вг — выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

Исключение из знаменателя формулы взносов во внебюджетные фонды законодатели объясняют тем, что они не входят в состав платежей, которые регламентируются НК РФ. В связи с чем, по мнению авторов документа, их можно не учитывать.

В письме № АС-4-2/12722 предлагается более широкий перечень инструментов для определения налоговой нагрузки в зависимости от вида налога:

По мнению авторов письма, налоговая нагрузка по налогу на прибыль должна определяться по следующему алгоритму:

НагП = НалП / (Вг + Вд),

где: НагП — показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль;

НалП — годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);

Это интересно:  Как взять кредитные каникулы в сбербанке

Вг — выручка по данным декларации (строка 010 листа 02);

Вд — доходы от внереализационных операций по декларации (строка 020 листа 02).

Для определения аналогичного показателя по НДС предлагаются 2 варианта, отличающиеся значением знаменателя формулы:

В первом случае:

НагНДС = НалНДС / Б1,

где: НагНДС — налоговая нагрузка по НДС;

НалНДС — сумма НДС к оплате за год;

Б1 – база для налогообложения по разделу 3 налоговой декларации.

Во втором случае:

НагНДС = НалНДС / (Б1 + Б2),

где: НагНДС — налоговая нагрузка по НДС;

НалНДС — сумма НДС к оплате за год;

Б1 — база для налогообложения по разделу 3 декларации;

Б2 — база для налогообложения по разделу 4 декларации.

Несколько отличается порядок расчетов для предпринимателей и организаций, находящихся на специальных налоговых режимах. В частности, для ИП существует следующий способ:

где: НагИП — налоговая нагрузка на предпринимателя;

ПН — сумма подоходного налога за период (НДФЛ);

Д — совокупный доход, определяемый по форме 3-НДФЛ.

При упрощенке алгоритм примет другой вид:

где: НагУ — уровень нагрузки на организацию, применяющую УСН;

НалУ — общая сумма налога по декларации;

Д — итоговый доход по данным декларации.

Сельскохозяйственные предприятия на едином налоге рассчитают нагрузку следующим образом:

НагСН = НалСХ / Д,

где: НагСН — нагрузка на компании на ЕСХН;

НалСХ — размер единого сельскохозяйственного налога по декларации;

Д — итоговый доход по данным декларации.

Для общего режима налогообложения применяется следующая последовательность вычислений:

НагОС = (НалП + НалНДС) / В,

где: НагОС — уровень сводной налоговой нагрузки для предприятий на общей системе налогообложения;

НалП — годовая сумма налога на прибыль по декларации (строка 180 листа 02);

НалНДС — сумма НДС к оплате за год;

В — выручка по строке 2110 отчета о финансовых результатах без НДС и акцизов.

Организациям следует учитывать, что при расчете нагрузки для различных режимов налогообложения в ситуации, когда помимо указанных налогов начисляются и уплачиваются другие их виды, суммы по ним также включаются в знаменатель формулы и участвуют в расчете. Исключение составляет только НДФЛ, который не включается в расчет, поскольку взимается с доходов работника. Напомним, что НДФЛ учитывается при расчете только совокупной налоговой нагрузки.

Внимательно изучив методику расчета для НДС, нужно обратить внимание на то, что в нем не участвует сумма НДС налогового агента, поскольку она не включается в итог, начисленный к уплате и отражаемый в декларации.

Результат всех расчетов получается в процентах, поэтому к каждой формуле необходимо добавить действие по умножению на 100%.

Приведенные варианты определения налоговой нагрузки хотя и отличаются в зависимости от вида налога и размера компании, тем не менее могут применяться на практике и в достаточной мере отражают экономическое содержание рассматриваемого понятия.

Критерии оценки налоговой нагрузки

Несмотря на то что приведенные выше алгоритмы действовали в 2015 году, они остаются актуальными и в 2016-м. Есть ряд моментов, на которые компаниям, принявшим решение самостоятельно рассчитывать налоговую нагрузку и оценивать потенциальную угрозу проведения выездной проверки, следует обращать пристальное внимание. Так, необходимо:

в обязательном порядке сравнить полученный суммарный уровень изучаемого показателя со средним для аналогичной отрасли уровнем 2014 года, указанным в приложении 3 к приказу № ММ-3-06/333;

при определении налоговой нагрузки по налогу на прибыль учитывать пороговые значения (для производственных предприятий — не ниже 3%, для компаний, занимающихся торговлей, — не ниже 1%);

уделять большое внимание доле, которую занимает сумма НДС к уменьшению в объеме налоговой базы (желательно, чтобы она не превышала 89%).

В случае обнаружения значительного расхождения с приведенными соотношениями нужно обязательно перепроверить все вычисления. Устранив возможные неточности, перепроверить все еще раз. Убедившись, что расчеты верны, а полученный уровень налоговой нагрузки отклоняется от рекомендованных значений, руководителям финансовых служб стоит подумать над доводами, которые им придется приводить в инспекции для объяснения полученных результатов. В качестве таковых могут быть:

спад объемов продаж в связи с временными трудностями в экономике;

некорректно определенный ОКВЭД;

рост цен на материалы и комплектующие, используемые при производстве и реализации товаров или оказании услуг;

масштабные капитальные вложения или участие в инвестиционных проектах;

увеличение объемов запаса товаров в связи с возможными перебоями в поставках или в результате падения спроса;

существенный объем реализации за пределы России.

Проанализировав содержание документов о налоговой нагрузке, несложно заметить, что практически все формулы для расчета связаны с делением налога или нескольких на базу сравнения. В качестве нее может выступать налогооблагаемая база или выручка компании. При этом в ее состав могут входить поступления как от основной деятельности, так и от внереализационных операций. Налоги с оборотов (НДС, акцизы) при этом из выручки исключаются.

По результатам исследования уровня налоговой нагрузки компании могут прогнозировать возможность проведения выездной налоговой проверки в ближайшее время, а также использовать полученные пропорции при построении бюджетов.

Бухучет инфо

Налоговая нагрузка в 2018 году

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2018 году

Налоговики актуализировали средние значения налоговой нагрузки по видам деятельности в 2018 году. Сверьте свои данные с новыми показателями налоговой нагрузки по налогу на прибыль и взносам. Если они не сойдутся, заранее подготовьте пояснения для инспекторов. Возможно, они устроят контролеров и вы избежите выездной проверки.

Что такое налоговая нагрузка и где взять ее значения

Налоговая нагрузка — это доля выручки, которую организация отдает в виде налогов. ФНС по результатам года рассчитывает средний показатель для каждой отрасли. Показатели налоговой нагрузки по видам деятельности на 2018 год ФНС утвердила в приложении 3 к приказу от 30.05.2017 № ММВ-3-06/333 и опубликовала на официальном сайте в разделе «Налогообложение в РФ» → «Контрольная работа» → «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок». Значения налоговой нагрузки по налогам и взносам смотрите в таблице в конце статьи.

Компании, у которых налоговая нагрузка меньше среднеотраслевых, рискуют попасть под особый контроль налоговиков. Эти показатели ФНС учитывает, когда отбирает претендентов на выездную проверку. Сразу с проверкой налоговая не придет. Вначале инспекторы сравнят показатели в динамике за три года. И если налоговая нагрузка падает, то направят запрос о причинах снижения. Требование придет и в том случае, если налоговая нагрузка за предыдущий год ниже среднеотраслевой. Потом могут вызвать руководителя для беседы. Ходить главбухам на допрос за директора налоговики запретили.

Как рассчитать налоговую нагрузку по виду деятельности в 2018 году

Чтобы определить налоговую нагрузку организации, суммы уплаченных налогов разделите на выручку по данным бухучета за конкретный год. Причем в расчет берите уплаченные в бюджет суммы, включая НДФЛ. Такие разъяснения ФНС дала в письме от 29.06.2018 № БА-4-1/12589. Сравните свои данные со среднем уровнем налоговой нагрузки по видам деятельности. При расхождениях заранее подготовьте пояснения. Налоговики могут запросить их перед тем, как пригласить вас на комиссию и назначить выездную проверку. По налогам инспекторы также рассчитывают нагрузку по отраслям в своем регионе. Она может отличаться от федеральной. У компаний есть возможность сравнить свои данные только с федеральным уровнем. Если региональный показатель выше федерального, компания узнает об этом от налоговиков. Скорее всего, они потребуют пояснения. Определить показатель налоговой нагрузки организации, сравнить его со средним по отрасли и сделать вывод о том, есть ли у вашей организации риски вызова на комиссию и выездной налоговой проверки, поможет специальный расчетчик от экспертов Системы Главбух.

Это интересно:  Расчет 4 фсс за 2 квартал 2017

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль в 2018 году

Инспекторы стали чаще требовать пояснения о низкой нагрузке по налогу на прибыль. Об этом нам рассказали читатели. Налоговую нагрузку инспекторы считают по следующей формуле.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма налога из строки 180 листа 02 декларации : Сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации х 100%

Раньше инспекторы на проверках ориентировались на безопасный уровень нагрузки по налогу на прибыль: 1 процент для торговых компаний и 3 процента — для производства (письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722). ФНС отменила эти рекомендации (письмо от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490). Теперь инспекторы на местах сравнивают нагрузку компании по налогу на прибыль со средним значением в своем регионе для конкретного вида деятельности. Конкретное значение они указывают в запросе о причинах низкой нагрузки.

Как посчитать нагрузку по страховым взносам

Что сравнить нагрузку компании со средней по конкретному виду деятельности, ее необходимо рассчитать. Нагрузку компании по взносам посчитайте по формуле.

Нагрузка по взносам = Сумма взносов : Выручку х 100%

Специалисты ФНС порекомендовали при расчете брать ту сумму взносов, которую компания начислила в 2017 году и уплатила в этом же году. А взносы, которые компания начислила в 2016 году, но перечислила в 2017 году, не учитывать, поскольку компания рассчитывала их еще по Закону № 212-ФЗ, а ФНС в своих данных учитывает только взносы по главе 34 Налогового кодекса. Выручку возьмите из строки 2110 отчета о финансовых результатах.

Безопасная налоговая нагрузка по видам деятельности в 2018 году: таблица

Вид деятельности (ОКВЭД2)

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий (10, 11, 12)

Налоговая нагрузка, % Нагрузка по взносам, %
Всего 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего (раздел А) 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (01) 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки (02) 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство (03) 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых — всего (раздел B) 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06) 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (07,08) 18,8 4,1
Обрабатывающие производства — всего (раздел C) 8,2 2,2
производство текстильных изделий, одежды (13, 14) 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи (15) 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16) 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий (17) 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации (18) 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов (19) 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов (20) 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (21) 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий (22) 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции (23) 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (24, 25) 2,4
производство машин и оборудования, не включенное в другие группировки (28) 8,8 3,9
производство компьютеров, электронных, а также оптических изделий (26) 12,5 5,3
производство электрического оборудования (27) 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования (30) 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (29) 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего (раздел D) 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии (35.1) 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива (35.2) 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (35.3) 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего (раздел E) 8,4 4,8
Строительство (раздел F) 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего (раздел G) 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт (45) 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (46) 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (47) 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего (раздел I) 9,5 5,7
Транспортировка и хранение — всего (раздел H) 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки (49.1) 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта (49.5) 4,5 2,1
деятельность водного транспорта (50) 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта (51) отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность (53) 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи — всего (раздел J) 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом (раздел L) 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (раздел N) 15,4 9,2

В статье приведены данные, по которым можно самостоятельно проверить свои показатели с обновлёнными значениями налоговой нагрузки на разные отрасли экономической деятельности. Такая проверка позволяет заранее выявить отклонения и подготовиться к возможному визиту налоговой инспекции.

Как рассчитать налоговую нагрузку

Как рассчитать налоговую нагрузку

Похожие публикации

Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки. Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок. Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.

Налоговая нагрузка

В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.

На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).

Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.

Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.

Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета

Рассчитать совокупную налоговую нагрузку налогоплательщика можно по следующей формуле (приложение № 2 к приказу № ММ-3-06/333):

Совокупная налоговая нагрузка

Сумма налогов к уплате за календарный год (по данным налоговой отчетности)

Выручка за календарный год (по данным отчета о финрезультатах)

Приведем пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Актив» работает на «упрощенке», занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:

  • Выручка 45 млн руб.,
  • Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» — 2,15 млн руб.,
  • Земельный налог – 100 тыс. руб.,
  • Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
  • НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
  • Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.

ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.

В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:

Совокупная налоговая нагрузка ООО «Актив» в 2016г.

Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.

Как посчитать налоговую нагрузку по налогу

Кроме совокупной нагрузки, можно рассчитать и налоговую нагрузку по конкретному налогу. Например, по налогу на прибыль расчет налоговой нагрузки производится следующим образом:

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль

Сумма налога на прибыль, начисленного за календарный год (по данным налоговой декларации)

Выручка и внереализационные доходы за календарный год (по данным налоговой декларации)

Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).

По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.

Если налоговая нагрузка низкая

Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.

Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.

Как рассчитать налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как выраженное в процентах отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов по декларации за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Как рассчитать налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль рассчитывается как выраженное в процентах отношение суммы исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль) к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строки 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Таким образом, налоговую нагрузку по налогу на прибыль можно рассчитать по формуле:

Пример расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Такой порядок расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль ранее был закреплен в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 (отменено Письмом ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@).

Несмотря на то, что Письмо было отменено, налоговые органы могут отслеживать налоговую нагрузку по налогу на прибыль. Это связано с тем, что показатели низкой налоговой нагрузки могут свидетельствовать о занижении налоговой базы и суммы налога к уплате. Поэтому при проверке налоговой декларации по налогу на прибыль инспекция может запросить у вас пояснения.

Какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций считается низкой

В настоящее время показатели низкой налоговой нагрузки по налогу на прибыль не установлены. Ранее они содержались в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 (отменено Письмом ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@).

Нагрузка считалась низкой, если:

  • у организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), налоговая нагрузка по налогу на прибыль составляла менее 3%;
  • у организаций, осуществляющих торговую деятельность — менее 1%.

Однако, в случае если ваша налоговая нагрузка по налогу на прибыль ниже среднего показателя, у налогового органа все же могут возникнуть вопросы о занижении налоговой базы и суммы налога к уплате.

Пример сравнения показателей налоговой нагрузки по налогу на прибыль

Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Альфа» является строительство. По итогам 2017 г. налоговая нагрузка по налогу на прибыль организации составила 2,7%.

Поскольку организация осуществляет работы, то низкой налоговой нагрузкой для нее будет показатель менее 3%.

Следовательно, у организации низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль (2,7%

Статья написана по материалам сайтов: buhuchet-info.ru, spmag.ru, urist7.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector