Налоги в системе публичных финансов

Налоги в системе финансовых отношений

1. Налоги в системе финансовых отношений

2. Роль налогов в перераспределении национального дохода

3. Функции налогов (фискальная и регулирующая)

Список использованной литературы

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы – проанализировать социально-экономическую сущность налогов.

1. Налоги в системе финансовых отношений

Налоговые отношения являются составляющей частью финансовых отношений. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Финансовая категория налогов носит объективный характер, отражает действующие финансовые отношения, которые имеют место в обществе. Эта категория выражает общие закономерности свойственные всем финансовым отношениям, так как налоги находятся в тесной взаимосвязи с другими финансовыми категориями (государственными расходами, государственным кредитом, ценой, заработной платой). И поэтому требовать уничтожения налогов, значило бы требовать уничтожения самого государства. Другое дело в вопросе реализации принципов равенства и справедливости налогообложения. Государство может максимально реализовывать возложенные на него социальные функции при условии построения максимального налогообложения хозяйствующих субъектов. Таким образом, если налогоплательщик отдает часть своих доходов в пользу государства, то он вправе рассчитывать на выгоду от реализации социальных программ государства.

Финансовые отношения охватывают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. По мере развития производительных сил, роста национального богатства реализуются и финансовые отношения. Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране ВВП, ВВП в свою очередь включает в себя оплату труда, валовую прибыль экономики и налоги. При этом налоги формируют доходы государства, как регулятора экономики и условий хозяйствования. Распределительные отношения проявляются в форме финансовых отношений, которые включают в себя налоговые на стадии распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Источником налогов при этом выступает новая стоимость национального дохода, который включает стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта в виде денежных доходов принадлежащих членам общества. Первичное распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, точнее перераспределением, где налогам принадлежит главная роль. Налоги, как часть новой стоимости принудительно мобилизуется государством, для осуществления своих функций.

Первая форма проявления сущности налогов — это денежные взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. Так что минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его ос­новных функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Сейчас налоги — важнейший источник средств государственного бюджета (90% всех поступлений). От того, насколько правильно построена налоговая система, организован сбор налогов, зависит эффективное функционирование национальной экономики.

Варьирование налогами и налоговыми льготами (скидками и освобождениями) позволяют воздействовать на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, темпы развития НТП, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Социально-экономическая сущность налогов проявляется через их функции.

Выделяют три важнейшие функции:

1)фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов;

2)регулирующая — предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовых потоков;

3)социальная — поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Все налоги содержат следующие элементы:

o объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению;

o субъект налога — налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

o источник налога — то есть доход, из которого выплачивается налог;

Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования

В регулировании экономических процессов налоги играют двойную роль. С одной стороны, налоговая система обеспечивает бюджетную систему в целом и ее отдельные уровни требуемыми финансовыми ресурсами, с другой — она способствует реализации целей выбранной экономической программы.

Проблема построения налоговой системы, которая давала бы необходимые поступления в бюджеты разных уровней и оказывала бы желаемое воздействие на развитие экономики страны, стоит перед каждой страной. Особенно остро эта проблема стоит сейчас перед Россией. Принципиально механизм регулирования экономических процессов с помощью налогов несложен: снижение или увеличение налогового пресса в той или иной сфере деятельности должен стимулировать приток ресурсов в эту область или наоборот сокращать их. Приняв во внимание стремление производителя к получению максимальной прибыли (дохода) и стремление потребителя к максимизации полезности от приобретаемых благ, можно построить теоретическую модель налоговой системы, которая определила бы поведение субъектов экономической деятельности в соответствии государственной экономической политикой. Однако регулирование экономических процессов с помощью налогов не дает однозначного результата. Главными причинами этого являются невозможность полностью учесть в законодательном порядке все многообразие экономических субъектов, силу воздействия других факторов на их поведение и временной лаг между оценкой экономической ситуации, принятием и воплощением в жизнь решения об изменении налоговой системы.

Степень использования налоговой системы как инструмента государственного регулирования и особенно как инструмента регулирования развития тех или иных отраслей экономики определяет степень перераспределения налогов между бюджетами. Различия в налогообложении отдельных производств и хозяйственных операций на общенациональном уровне при разделении налоговых поступлений между центром и регионами взаимодействуют в этом случае с неравномерностью распределения данных производств и операций по территории страны. Одни регионы, производящие налогоемкую продукцию, получают дополнительные доходы, другие, производящие продукцию, которая полностью или частично освобождена от налогов, теряют доходы. Большое значение с точки зрения перераспределения налогов имеют также состав и величина налогов, собираемых на региональном и местном уровнях, и возможности органов власти этих уровней вводить собственные налоги.

Это интересно:  Мса 300 планирование аудита финансовой отчетности

Право установления налогов принадлежит государству. Ему же принадлежит и право выбора налоговых форм. Налоговая деятельность местных органов самоуправления протекает в рамках, очерченных государством. Теория и практика показывают, что наиболее целесообразным с точки зрения согласования и комплексной реализации группы интересов Россия — субъекты Федерации — район — город и т.д. является разделение доходных источников, когда бюджеты разных уровней получают законодательно определяемые источники доходов. В этом случае возникает проблема оптимального разделения доходов по бюджетам всех уровней с целью обеспечения в полном объеме их бюджетных полномочий. Решение данной проблемы невозможно без действенного механизма межбюджетных отношений, а значит, особое внимание необходимо уделить поиску рационального механизма выравнивания бюджетных условий территорий.

Как свидетельствует мировой опыт, значение рациональной системы взаимодействия между центральными и территориальными органами государственной власти особенно велико в странах с федеративным устройством. В этих условиях не может быть применен принцип формирования доходов бюджетной системы снизу вверх» по так называемой одноканальной системе, так как это создает зависимость федерального бюджета от нижестоящих бюджетов, и оборачивается в итоге потерей бюджетных средств, ухудшением положения социально незащищенных слоев населения и бюджетных учреждений из-за взаимных претензий и невыполнения обязательств всеми сторонами. Примеры отдельных стран характеризуют различные аспекты подхода федеративных государств к удовлетворению территориальных требований. Они так же выявляют ключевые вопросы при разработке налоговых отношений между различными уровнями власти. Например, характерной особенностью налоговой системы ФРГ является сложное многоступенчатое распределение совокупных налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы. Швейцария усилила акцент на выравнивание региональных различий, опираясь на свою политическую систему для отражения меняющихся интересов большинства населения. Австралия, имеющая давнюю традицию выравнивания условий между штатами, создала специальный бюджетный режим для региона со значительным коренным населением. Канада уделяет внимание, как выравниванию бюджетных условий провинций, так и автономии в вопросах налогообложения и формирования политики. Индия решает широкий круг экономических проблем регионального развития за счет сочетания нормативно расчетных и индивидуальных целевых субсидий. Малайзия не испытывает настоятельной необходимости в выравнивании различий между провинциями; сильное центральное правительство страны смогло сосредоточить внимание на росте национальной экономики и достигло в этом больших успехов за последнее десятилетие. Она заключила также соглашение об особых налоговых льготах с двумя регионами, богатыми природными ресурсами с тем, чтобы обеспечить их вхождение в федерацию.

Таким образом, в мировой практике можно выделить три способа специфических бюджетных режимов.

При первом — индивидуально договорной подход. Центр договаривается с каждым регионом в отдельности о распределении налоговых поступлений или других условий (например, Китай).

Второй способ — создание специальных бюджетных режимов, в рамках которых отдельным регионам предоставляются особые права в вопросах формирования и исполнения доходов и расходов, (например, Австралия, Филиппины).

При третьем способе применяются нормативно-расчетные формулы субсидий с целью частичного выравнивания бюджетных условий регионов.

По порядку выравнивания межрегиональных различий федеративные государства можно разделить на три основные группы:

  • 1) Государства, осуществляющие выравнивание межрегиональных различий, в соответствии с выбранным бюджетным режимом, с целью обеспечения единого уровня и стандарта общественных услуг по всей стране. Международный опыт показывает, что среди таких государств много больших и богатых федераций (ФРГ, Канада, Австралия).
  • 2) Государства, не акцентирующие внимание на выравнивание региональных условий. Они видят необходимость в обеспечении более сильным регионам реинвестирования своих доходов на собственной территории и таким образом добиваться процветания (Малайзия).
  • 3)Смешанное регулирование, включающее в себя элементы 1) и 2) групп (например, Индия).

Каждая страна имеет свои приоритеты и проблемы, что находит отражение в официальной политике и реальных действиях. Обстановка в России требует особенно тщательного рассмотрения всех аспектов создания собственной системы бюджетных отношений между властями разных уровней. Положение России уникально, но опыт других стран в преодолении аналогичных трудностей позволит лучше понять и сформулировать возможные варианты подходов. Наиболее подходящей для России является модель бюджетного устройства, включающая принцип бюджетного федерализма и предполагающая, что объем доходных полномочий субъектов Федерации должен полностью соответствовать объему ответственности по расходам, закрепленным за данным уровнем государственной власти. На практике эти цели решаются за счет: регулирования долей отчислений от регулирующих налогов; закрепления отдельных налогов за бюджетами каждого уровня власти; осуществление выравнивания бюджетных условий территорий за счет финансовой помощи из федерального центра. Размер финансовой помощи в нашей стране более целесообразно определять на основе третьего способа специфических бюджетных режимов — нормативно-долевого метода. Именно этот способ предполагает расчет финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе объективных критериев: среднедушевой доход, коэффициент бюджетных расходов, что позволяет устранить злоупотребления в распределении финансовой помощи для регионов и муниципалитетов. Невозможность использования других способов объясняется наличием в нашей стране большого количества регионов, что существенно усложняет возможный договорной процесс с каждым регионом в отдельности. Кроме этого, предоставление особых бюджетных условий отдельным территориям ставит их в более благополучную экономическую и финансовую ситуацию по сравнению с другими, что мешает их развитию. В современных условиях только нормативно-расчетные формулы вместе с механизмом регулирующих налогов, по нашему мнению, способны обеспечить объективное бюджетное регулирование в целях частичного выравнивания бюджетных условий регионов.

Вывод: сложившуюся практику бюджетного регулирования нельзя назвать совершенной и соответствующей требованиям современного этапа развития экономики, потому что существующая система бюджетного налогового регулирования не отвечает принципу самостоятельности бюджетов; не решает проблемы дефицитности муниципальных бюджетов; слабо способствует повышению заинтересованности местных органов управления в развитии собственной финансовой базы и практически не создает зависимости размера доходов и расходов местных бюджетов от экономического потенциала данной территории. Сложившаяся в современных условиях практика бюджетного регулирования и формирование налоговых отношений регионального налогообложения не способствует поступательному развитию экономических реформ и стабилизации производственного потенциала регионов.

В нынешнее время сложилась необходимость трансформирования механизма бюджетного регулирования. Для реализации этого требуется движение по двум основным стратегическим направлениям: укрепление доходной базы местных и региональных бюджетов собственными доходами и совершенствование межбюджетных отношений внутри территорий.

Налоги в системе финансовых отношений. Принципы налогообложения. Функции и элементы налога

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие затем в бюджеты различных уровней (государственный, региональный, местный). В настоящее время налоги являются не только основным источником средств, пополняющих государственную казну, но и способом регулирования экономических процессов.

Очевидно, что появление налогов связано с возникновением государства, поскольку именно для государства основным методом перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП) является прямое изъятие определенной его части для формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Это и составляет финансово-экономическую сущность налога.

Это интересно:  Профстандарт контрактный управляющий с 2024 года

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смитт в 1776 г. Позднее они были названы декларацией прав налогоплательщика. В настоящее время именно принципы налогообложения А.Смитта являются базисными для налоговых систем различных стран, а затем уже дополняются принципами, связанными с внутринациональным развитием конкретной страны.

Основные принципы налогообложения:

  • принцип равномерности — все без каких-либо ограничений должны уплачивать законоустановленные налоги и сборы;
  • принцип определенности — сумма и способ платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее;
  • принцип удобства — налоги должны взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшие удобства для налогоплательщиков;
  • принцип экономической обоснованности — издержки государства по взиманию налогов должны быть минимальными.

Функции налога и их дискуссионный характер. Элементы налога

Вопрос о функциях налогов является дискуссионным. В развитых странах споры ведутся о роли, играемой налогами в экономике страны. Существуют разногласия между кейнсианской школой и классической школой политэкономии. Для представителей первого направления налоги — главное орудие в регулировании экономики. Их противники считают, что регулирование экономикой должно быть минимальным, а налоги — чисто фискальный инструмент.

В России ученые выделяют следующие функции налогов: фискальную (основная), регулирующую, распределительную, стимулирующую, контрольную, экономическую. Но каждый автор использует свою компоновку из них.

В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения называют следующие две функции налогов:

  • фискальная — посредством нее происходит формирование доходной части бюджетов и направление средств на материальное обеспечение деятельности государства;
  • регулирующая — посредством нее налоги используются в качестве важнейшего регулятора всех перераспределительных процессов, активно воздействующего на микро- и макроэкономику страны.

В общемировой теории выделяют следующие элементы налога:

  • субъект налога — налогоплптельщик — физическое или юридическое лицо;
  • налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с законом возлагается обязанность начислить и перечислить налог в бюджет;
  • налоговая база — часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, к которой применяется налоговая ставка;
  • объект налога — совокупность предметов (имущество или доход), подлежащих налогообложению;
  • источник налога — доход субъекта из которого непосредственно уплачивается налог;
  • налоговая ставка — ставка (величина налоговых отчислений), по которой исчисляется налог с объекта налога;
  • налоговая льгота — преимущество, предусмотренное законом, предоставляемое определенной категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными.

По каждому элементу налога должна быть принята отдельная статья в налоговом законе.

В России налог считается установленным, если определены субъекты налога и следующие элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, налоговый период (срок, в течении которого завершается процесс формирования налоговой базы и определяется размер налогового обязательства), налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Эти элементы являются обязательными. К необязательным элементам Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) относит налоговые льготы.

Место и роль налогов в системе государственных и муниципальных финансов

К.р. место и роль налогов в системе гос. и муницип. финансов.doc

Тема: «Место и роль налогов в системе государственных

и муниципальных финансов»

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Налоги, как основной источник образования государственных и муниципальных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта, известны с незапамятных времен.

В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе.

  1. Роль налогов в государственных и му ниципальных финансах.

В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России являются налоги. В связи с этим проблемы оптимального налогообложения и эффективного налогового регулирования относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятий. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развитие приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц, для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

2.1. Принципы налогообложения

Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а также равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство также определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не представляет налогоплательщику какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт, составляющих их юридическую характеристику.

1). Правовая. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

2). Экономическая. Раскрывает экономическую сущность налогов. Налоги рассматриваются как выражение денежных отношений, складывающихся у государства с юридическими и физическими лицами. Поэтому налоги можно отнести к экономической категории с присущими им функциями.

Это интересно:  Незаконная вырубка леса статья ук

3). Фискальная (денежная).Налоги имеют материальную основу и представляют собой реальную сумму денежных средств, созданную обществом и мобилизуемую государством в централизованный фонд для выполнения своих функций. Таким образом в налогах проявляется суть денежной и финансовой категории, а также выполняемая ими основная функция – денежная.

2.3. Элементы налога.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, в которым относятся:

— объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базов для исчисления налога;

— субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налоги;

— источник налога – то есть доход, из которого выплачивается налог;

— ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

— налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;

— срок уплаты налога – срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока;

— правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

2.4. Виды налогов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги с боры.

1). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

2). Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные налоги.

3). Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.

2. 2.Функции налогов.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. В системе государственных и муниципальных финансов выделяют следующие функции:

1). Фискальная функция. Она является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных программ.

Основными налогами, имеющими наибольшее фискальное значение для бюджета, являются: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы и подоходный налог с физических лиц.

1. 2). Перераспределительная подфункция (распределительная). Сущность ее в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и других. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и т.д. Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Таким образом, благодаря фискальной функции налогообложения обеспечивается перераспределение части ВВП через бюджетную систему в территориальном ( путем выделения дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи из централизованных фондов государства нуждающимся территориям), отраслевом (из производственной сферы в непроизводственную) и социальном (через финансирование бюджетной сферы) разрезах.

2). Регулирующая функция.

Сущность регулирующей функции налогообложения проявляется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в процесс экономического развития общества. Налоговая система воздействует на разные стороны общественного развития и национальной экономики страны, а именно: на объем доходов и сбережений населения, на распределение и перераспределение ВВП, на научно-технический прогресс, на социальное расслоение общества, на объем инвестиций и производства продукции, на спрос и предложение, на занятость населения, на социальную сферу, на выравнивание социально-экономического развития территорий, на капитал и структуру общественного воспроизводства.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, www.ekonomika-st.ru, stud24.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector