Муниципальное задание для бюджетных учреждений

Руководитель бюджетной организации», 2010, N 5

Инструмент под названием «государственные (муниципальные) задания» появился в управленческой практике с началом бюджетной реформы. Основная цель внедрения этого инструмента на всех уровнях власти — увязать в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг бюджетные затраты и результат. Это самая сложная и социально значимая сфера деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Основания и порядок применения муниципального задания

В соответствии со ст. 69.2 БК РФ при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) используется государственное (муниципальное) задание.

Согласно ст. 6 БК РФ муниципальное задание устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания услуг. Этот документ, с одной стороны, используется как инструмент планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта местного бюджета, с другой — ориентирует поставщиков муниципальных услуг на достижение установленных количественных и качественных результатов работы.

Под поставщиками муниципальных услуг понимаются муниципальные учреждения и некоммерческие организации.

Следует подчеркнуть, что муниципальное задание должно формироваться не только на оказание услуг потребителям — физическим и юридическим лицам, но и на выполнение работ муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями. Перечень требований к составу задания на услуги отличается от перечня требований к составу задания на работы и определен в ст. 69.2 БК РФ.

Муниципальное задание включает в себя все виды услуг и работ, которые учреждение оказывает и выполняет полностью или частично за счет средств бюджета в рамках уставной деятельности.

Основой для формирования задания служат: реестр муниципальных услуг (работ), правовая база, регулирующая предоставление муниципальных услуг (выполнение работ), результаты оценки потребности в муниципальных услугах и оценки стоимости услуг, стандарты качества услуг, официальные формы статистической отчетности, финансовые отчеты о деятельности учреждения и иная информация.

Особенности формирования муниципальных заданий

Федеральное и региональное законодательство не регулирует вопросы формирования и исполнения муниципального задания и может содержать лишь методические рекомендации. Порядок формирования задания устанавливает администрация муниципального образования. Задание определяется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Структура задания, как правило, содержит такие элементы:

Рассмотрим особенности формирования муниципального задания, которые чаще всего вызывают затруднения у главных распорядителей бюджетных средств и поставщиков услуг.

Кто должен разрабатывать и утверждать муниципальное задание?

Для подавляющего большинства муниципалитетов муниципальные задания учреждениям утверждаются приказом структурного подразделения муниципальной администрации (главного распорядителя бюджетных средств), осуществляющего координацию соответствующей сферы и управление ею. При этом полномочиями по непосредственной разработке проекта задания могут наделяться поставщики муниципальных услуг (работ). В небольших сельских поселениях ответственность за разработку и утверждение задания зачастую несет сам глава сельского поселения.

Для кого разрабатывается муниципальное задание?

На организационном этапе часто вызывает вопросы необходимость разработки и утверждения муниципальных заданий для муниципального учреждения, которое одновременно является главным распорядителем бюджетных средств. При подобном совпадении муниципальное задание составляется даже в том случае, если учреждение самостоятельно не оказывает услуги (не выполняет работы), а осуществляет заказ услуг на рынке в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Муниципальное задание не разрабатывается в случае, когда у главного распорядителя бюджетных средств отсутствует сеть муниципальных учреждений, сам он не является муниципальным учреждением, но осуществляет функции по выполнению полномочий органов местного самоуправления. При невозможности оказания сетью муниципальных учреждений муниципальных услуг в необходимом объеме задание составляется на предельно возможный объем, а выбор исполнителя на оставшийся объем муниципальных услуг осуществляется в соответствии с Законом N 94-ФЗ.

Каковы форма и содержание муниципального задания?

Анализ опыта работы с субъектами и муниципальными образованиями РФ свидетельствует о том, насколько важно выбрать эффективную форму представления муниципального задания, чтобы в ней могли быть наглядно показаны его основные элементы и наилучшим образом отражена деятельность учреждения в разрезе услуг (работ). В связи с этим Институт экономики города разработал табличную форму муниципального задания, соответствующую требованиям Бюджетного кодекса к его содержанию. Форма задания с рекомендациями по заполнению каждого раздела приведена ниже.

Важным при определении состава задания является решение вопроса о включении или невключении стоимости предоставляемых муниципальных услуг. Несмотря на то что Бюджетный кодекс не требует отражать в задании стоимостные показатели, в ряде регионов и муниципальных образований они включены в формы заданий в соответствии с порядком формирования муниципальных заданий. В результате учреждения и главные распорядители столкнулись с необходимостью проводить оценку стоимости услуг и работ. Поскольку отсутствуют утвержденные методики определения расчетно-нормативных затрат на оказание услуг и выполнение работ, такая оценка становится, по сути, формальной разбивкой общего объема расходов учреждения по утвержденной смете по услугам и работам.

Это интересно:  Полис нового единого образца

Стоимостные показатели не включены в состав государственного задания и на федеральном уровне (Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1065 «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями»). Расчет финансового обеспечения выполнения госзаданий федеральными бюджетными учреждениями и федеральными органами исполнительной власти осуществляется с учетом расчетно-нормативных затрат на оказание соответствующих государственных услуг и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества соответствующего учреждения или органа исполнительной власти при определении показателей его бюджетной сметы.

Особенности исполнения муниципального задания и контроля за ним

Все вопросы, возникающие у поставщиков муниципальных услуг (работ) в процессе составления и исполнения муниципального задания, закладываются на этапе организации работ в случае формального подхода местной администрации к разработке порядка формирования и финансового обеспечения выполнения заданий на оказание услуг (выполнение работ).

Так, большинство руководителей муниципальных учреждений задаются вопросами: что делать в случае невыполнения муниципального задания и какие санкции в связи с этим обстоятельством могут последовать? Можно выделить несколько ситуаций, когда учреждение не в состоянии выполнить муниципальное задание. Во-первых, в ходе исполнения задания могут измениться потребности учреждения в объеме финансирования (изменение стоимости предоставляемых услуг и содержания имущества). В этом случае можно:

Корректировка объемов бюджетной сметы и муниципального задания осуществляется при этом в соответствии с порядком формирования и финансового обеспечения выполнения заданий на оказание услуг и выполнение работ.

Во-вторых, может сложиться ситуация, когда по тем или иным причинам невозможность выполнения задания не была выявлена в течение финансового года (не была своевременно учтена). Соответственно, задание не выполнено, но учреждение профинансировано в полном объеме и год уже завершен. Муниципалитету целесообразно разработать и утвердить процедуру выявления причин неисполнения задания и принятия решений в зависимости от причин неисполнения. Никаких норм прямого действия на этот счет федеральное законодательство не определяет.

Также федеральное законодательство и подзаконные акты не содержат требований к контролю за исполнением муниципальных заданий со стороны каких-либо внешних инстанций. В соответствии с Бюджетным кодексом порядок контроля за исполнением муниципального задания и порядок досрочного прекращения исполнения задания (при наступлении установленных условий) утверждает местная администрация. Ход выполнения муниципального задания контролирует главный распорядитель бюджетных средств, если иное не предусмотрено порядком формирования и финансового обеспечения муниципального задания, другими муниципальными правовыми актами. На данном этапе разработки и исполнения муниципальных заданий практика проведения контрольных мероприятий в отношении муниципальных заданий со стороны прокуратуры, контролирующих финансовых инстанций отсутствует. Однако в некоторых регионах в 2009 г. были единичные случаи прокурорских проверок, по итогам которых были высказаны замечания по вопросу составления муниципальных заданий.

На этапе применения утвержденных заданий аналогичные проблемы возникают не только у бюджетных учреждений, но и у главных распорядителей бюджетных средств. Они связаны в том числе с определением порядка, в соответствии с которым финансируется выполнение задания, а также с условиями и порядком его корректировки, выбором форм и сроков представления отчетности об исполнении задания, несмотря на то что данные механизмы должны быть ясны на этапе разработки проектов муниципальных заданий .

Более подробно о порядке финансирования выполнения муниципального задания читайте в статье Д.В. Жигалова «Механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий» (N 4, 2010).

Избежать всех вышеперечисленных проблем и сделать работу по составлению, исполнению, контролю, корректировке, финансовому обеспечению муниципального задания ясной и предсказуемой можно в случае, если местная администрация разработает детализированный порядок формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, а также методические рекомендации по заполнению разделов муниципального задания, в том числе в отраслевом разрезе.

Примечание. В соответствии с Бюджетным кодексом разделы, содержащие определение категорий физических и (или) юридических лиц — потребителей соответствующих услуг, порядок оказания услуг, предельные цены (тарифы) на их оплату либо порядок установления указанных цен (тарифов), если законодательством РФ предусмотрено оказание услуг на платной основе, обязательными не являются.

Государственное (муниципальное) задание

Государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Термин был введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Комментарий

Государственное (муниципальное) задание — это документ, который устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание доводится до каждого бюджетного учреждения (государственного автономного учреждения, казенного учреждения). Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Расходы на выполнение государственного (муниципального) задания финансируются за счет ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (ст. 69.1 БК РФ).

Требования к государственному (муниципальному) заданию определены в статье 69.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.

Это интересно:  Структура гражданского кодекса рф

Отчетность, налогообложение

Суммы, полученные в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания не облагаются налогом на прибыль организаций. Так, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ указывает, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

Чтобы применить указанную выше льготу по налогу на прибыль налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Ключевым документом бюджетного учреждения является План финансово-хозяйственной деятельности. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2010 N 18530).

Приложение

«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ) (ст. 6):

— государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

— государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;

Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание

1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

3.1. Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями, устанавливается соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.

Это интересно:  Выписка из реестра сро проектирования

Как формируется государственное задание

Госзадание отражает показатели, которые характеризуют качество и(или) содержание государственных (муниципальных) услуг, а также определяет порядок контроля и требования к отчетности исполнения ГЗ (ст. 69.2 БК РФ). Государственное (муниципальное) задание формируется учредителем на этапе составления проектов бюджета. Его могут сформировать на год, а могут и с учетом планового периода.

Требования к содержанию

Государственное (муниципальное) задание должно содержать сведения, указанные в разделах:

  1. Общие:
    • сведения об учредителе и исполнителе ГЗ;
    • период ГЗ.
  2. Единичные, по каждой госуслуге:
    • наименование;
    • количество пользователей (потребителей), в том числе допустимые отклонения;
    • показатели качества и допустимые отклонения;
    • критерии объема, включая допустимые отклонения;
    • нормативная стоимость с указанием ссылки на нормативно-правовой акт (НПА), который устанавливает порядок определения стоимости;
    • требования к порядку предоставления госуслуги (НПА, определяющий порядок оказания услуги, обязанность информирования потенциальных потребителей).
  3. Прочее:
    • сведения о досрочном прекращении ГЗ;
    • иная информация, которая необходима для контроля выполнения ГЗ;
    • требования к отчетности.

Как формируется госзадание

Порядок формирования государственного (муниципального) задания учреждения определяется учредителем для бюджетных, автономных и, в некоторых случаях, казенных учреждений.

Каждый учредитель определяет, какие госуслуги будут предоставляться и, следовательно, финансироваться. Реестр соответствующих госуслуг определяется исходя из ведомственного перечня госуслуг. Эти перечни основываются на базовых (отраслевых) перечнях госуслуг. Для каждой отдельной госуслуги устанавливается индивидуальный код.

В 2018 году действующий порядок формирования госзадания скорректирован Постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101. С нового года государственные задания будут формироваться в соответствии с общероссийскими базовыми и федеральными перечнями государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Требования к оформлению и содержанию определяет учредитель организации, но существуют условия, закрепленные в законодательных актах.

Финансирование задания

Определение объема финансирования госзадания рассчитывается путем перемножения количества пользователей госуслуги и ее нормативной стоимости. В случае, если организация предоставляет несколько госуслуг, по каждой в отдельности приводится расчет.

Государственное (муниципальное) задание — пример финансового контроля расходования бюджетных средств. Если организация не выполняет ГЗ сверх допустимых отклонений, то она обязана вернуть средства учредителю, что определено в законодательных актах и позиции Минфина в письмах. В связи с этим любые изменения ГЗ должны оформляться документально.

Отчетность

Отчет о выполнении госзадания составляется организацией по окончании срока предоставления услуги. Как правило, срок предоставления госуслуги равен периоду финансового обеспечения и равен году. Отчет о выполнении ГЗ формируется с учетом всех изменений, вносимых в госзадания. Важно отобразить сведения по последним уточненным данным и раскрыть все показатели, определенные в ГЗ.

Пример формы госзадания

Муниципальное задание.

Муниципальное задание — это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания бюджетных муниципальных услуг (выполнения работ) подведомственными бюджетными и автономными учреждениями и некоторыми другими юридическими лицами.

Муниципальное задание разрабатывается соответствующим главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) в порядке, установленном местной администрацией, на срок до одного года или до трех лет с последующим ежегодным уточнением в зависимости от характера задания и срока, на который утверждается местный бюджет. Проведение конкурсных процедур при размещении муниципальных заданий не предусматривается, выполнение муниципального задания является обязательным.

Муниципальное задание должно содержать показатели, характеризующие:

  • ? категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • ? качество и (или) объем (состав) оказываемых муниципальных услуг;
  • ? порядок оказания услуг;
  • ? предельные цены (тарифы) на оплату услуг либо порядок их установления (для платных услуг);
  • ? порядок контроля за исполнением муниципального задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
  • ? требования к отчетности об исполнении муниципального задания.

Процесс подготовки и выполнения муниципального задания может включать следующие этапы:

  • ? исполнители муниципальных заданий (получатели бюджетных средств) направляют главным распорядителям бюджетных средств предложения по объему, составу и качеству оказываемых ими муниципальных услуг на очередной финансовый год или на плановый период с обоснованием потребности в полном или частичном (за вычетом оказываемых платных услуг) бюджетном финансировании;
  • ? на основании полученной от получателей бюджетных средств информации главные распорядители бюджетных средств формируют проекты муниципальных заданий для включения их в проект местного бюджета и планирования бюджетных ассигнований;
  • ? после утверждения бюджета и определения объемов ассигнований главные распорядители бюджетных средств готовят уточненные муниципальные задания, выдают их исполнителям и обеспечивают контроль исполнения.

Сверх муниципального задания муниципальные учреждения могут оказывать платные услуги физическим и юридическим лицам по профилю своей деятельности и самостоятельно распоряжаются заработанными средствами. Такая система стимулирует муниципальные учреждения к повышению эффективности своей деятельности.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Какие существуют организационно-правовые формы муниципальных хозяйствующих субъектов?
  • 2. В чем состоят недостатки правовой формы муниципального унитарного предприятия?
  • 3. Какие существуют типы муниципальных учреждений? В чем различия между ними?
  • 4. Как финансируется деятельность различных типов муниципальных учреждений?
  • 5. Кем, кому и для чего выдается муниципальное задание?

Статья написана по материалам сайтов: taxslov.ru, gosuchetnik.ru, bstudy.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector