Меры по предупреждению коррупции

Законодательство о противодействии коррупции предусматривает, что этими вопросами должны заниматься не только правоохранительные органы.

В силу статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.

В целях активизации этого процесса с 1 января 2013 года действует статья 13.3 названного Федерального закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.

Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.

В части 2 статьи 13.3 закона содержится примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации. Среди них:

— определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

— сотрудничество организации с правоохранительными органами;

— разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

— принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

— предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

— недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике. Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.

Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе:

— сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

— нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие;

— обзор типовых ситуаций конфликта интересов;

— типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционная хартия российского бизнеса.

Несмотря на длительный период действия вышеуказанной статьи, прокуратура Ставропольского края продолжает выявлять нарушения.

Обязаны ли организации принимать меры по предупреждению коррупции?

Прокуратура Самарской области разъясняет

Да, обязаны. Так, в силу части 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на организации независимо от формы собственности, организационно-правовой формы возложена обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Разъясняет Прокурор Кировского района г. Самары Денис Авдеев.

При этом Законом о противодействии коррупции не предусмотрено освобождение от исполнения означенной обязанности в зависимости от вида деятельности и штатной численности организации».

Какие меры по предупреждению коррупции рекомендуется применять в организациях?

Применение мер по предупреждению коррупции является одним из основополагающих принципов противодействия коррупции.

Меры, рекомендуемые к применению в организациях, содержатся в части 2 статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции, а именно:

определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

сотрудничество организации с правоохранительными органами;

разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Кроме того, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, которые содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия и профилактики коррупции.

Означенные методические рекомендации размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по адресу: https://rosmintrud.ru/ .

Как часто в рамках надзорной деятельности прокуратуры района выявляются факты неисполнения организациями обязанности по разработке и принятию мер по противодействию коррупции?

В рамках надзорных проверок прокурором систематически выявляются факты неисполнения организациями данной обязанности.

В 2017 году прокурором района внесено 7 представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в связи с нарушениями статьи 13.3 Закона о противодействии коррупции, допущенными организациями, осуществляющими деятельность на территории Кировского внутригородского района г.о. Самара. По результатам рассмотрения представлений руководителями организаций разработаны необходимые локальные акты, определены лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений».

Меры по предупреждению коррупции

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 г.:

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных действий от имени или в интересах юридического лица (ст.1 ФЗ).

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (ст.1 ФЗ).

Правовую основу противодействия коррупции составляют:

Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты (ст.2 ФЗ).

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. законность;
  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст.3 ФЗ).

Ответственность за коррупционные правонарушения:

  • граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы (ст.13 ФЗ).

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

  1. определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  2. сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  3. разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  4. принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  5. предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  6. недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В соответствии со статьей 290 «Получение взятки» Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ:

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Это интересно:  Закон 161 фз о национальной платежной системе

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечание: Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

В силу положений статьи 291. «Дача взятки» Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ:

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание: Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Согласно статье 204 «Коммерческий подкуп» Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ:

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

Это интересно:  Стенд по охране труда в доу

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов в отношении лиц, замещающих должности, по которым установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

— совершенствование механизмов контроля за расходами и обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;

— повышение эффективности противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти и государственных органах субъектов Российской Федерации, активизация деятельности подразделений федеральных государственных органов и органов субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъектах Российской Федерации;

— повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— усиление влияния этических и нравственных норм на соблюдение лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

— расширение использования механизмов международного сотрудничества для выявления, ареста и возвращения из иностранных юрисдикции активов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности;

— повышение эффективности информационно-пропагандистских и просветительских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям.


Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Меры по профилактике коррупции на государственной службе: правовой аспект

Статья просмотрена: 2254 раза

Библиографическое описание:

Коррупция — это постоянный практический спутник всех видов государственных институтов власти. Коррупцию принято считать социально-негативным явлением в обществе, она существовала испокон века, еще со времен начала формирования управленческого аппарата, при этом она присуща практически всем странам во все периоды их существования [2].

Категория «коррупция» существенно выходит за рамки взяточничества. Под коррупцией понимают применение государственными, муниципальными и другими общественными служащими, или служащими коммерческих организаций своего должностного положения для незаконного получения личной выгоды, которая может принимать форму имущества или прав на него, услуг, льгот неимущественного характера.

Борьба с коррупцией всегда идет параллельно с развитием государственного аппарата, что сопутствует увеличению числа чиновников и принятию законов в этой области.

Коррупция — это сложное социальное явление, поэтому у него не может существовать единственного канонического определения. Говоря о коррупции, невозможно обойти вопрос о различных подходах авторов к категории «коррупция» [3].

Под категорией «государственная» коррупция, понимается ситуация, когда одной из сторон является лицо, находящееся на государственной должности или который наделен определенными полномочиями способом делегирования власти от избирателей или другим способом.

Точного термина не существует, поэтому для таких лиц применяются словосочетания «государственный служащий», «чиновник», «должностное лицо».

Государственная коррупция имеет место быть, так как чиновник распоряжается ресурсами, которые ему не принадлежат путем принятия или непринятия определенных решений. Такими ресурсов могут быть средства государственного бюджета, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы, льготы. Чиновник может позволить распоряжаться ресурсами, которые не принадлежат ему, например, путем сбора штрафов, налогов, других предусмотренных законом платежей. При этом законные штрафы попадают в государственную казну, а незаконные в карман чиновнику.

Должностное лицо принимает решения, ориентируясь на цели, установленные а) правовыми нормами: конституцией, законами, нормативными актами; б) культурными и моральными нормами [4].

Коррупция начинается в тот момент, когда цели заменяются корыстными интересами служащего, которые реализуются в конкретных мерах и действиях.

Рассмотрим примеры ситуаций, которые обычно описываются термином «коррупция» [1].

  1. Командующий округом, например, строит себе дачу за счет государственных средств, которые ему доступны, при этом он попадает в существенную зависимость от других лиц, которые имеют непосредственное отношение к строительству. Обычно, если руководитель использует свое служебное положение для незаконного получения материальных благ, то он должен потом расплатиться за это незаконным продвижением по службе или премиями. Подобная ситуация очень схожа с общепринятым представлением о коррупции, так как в ней действует целая заинтересованная группа, которая всем коллективом извлекает выгоду из всех возможных способов и форм нарушения законов.
  2. Служащий, который обязан принять по закону конкретное решение в отношении определенного лица, например, выдать лицензию создает искусственные преграды, чаще всего незаконные, и этим вынуждает клиента дать взятку, что достаточно часто происходит в реальной жизни. Подобная ситуация значительно ближе к традиционному пониманию категории коррупции, так как она сопряжена с ситуацией дачи и принятия взятки.

Стоит иметь в виду, что подобным перечислением феномен коррупции не исчерпывается. Стоит различать коррупцию верхушечную и коррупцию низовую. Первая — это политики, высшее и среднее руководство, работа которого сопряжена с принятием решений высокой цены: законы, государственные заказы, изменение формы собственности. Вторая имеет место зачастую на среднем и низшем уровнях, и в связи с этим связана с постоянным взаимодействием служащих и граждан [3].

Наиболее распространенная ситуация, что обе заинтересованные в сговоре стороны принадлежат к одной государственной системе. Например, когда служащий дает взятку своему руководителю за укрывательство его собственных действий взяткодателя, то такая коррупция называется «вертикальной». Как правило, вертикальная коррупция выступает в качестве лифта между верхушечной коррупцией и низовой коррупцией. Особенно опасно, так как это говорит о переходе коррупции из формы разрозненных случаев в стадию укореняющейся системы.

Коррупция в коммерческих организациях, наличие которой признается специалистами, содержится в том, что сотрудник организации, которая может быть и общественной, может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами. При этом он обязан следовать уставным задачам своей компании. Кроме того, у него есть возможность незаконной наживы при помощи действий, нарушающих интересы предприятия или фирмы, в пользу другой стороны, при этом получая свои личные выгоды. Очевидным примером из российской жизни является получение кредитов в коммерческих банках за взятки под проекты, целью которых является получение денег с последующим их невозвратом [4].

Список основных мер профилактики коррупции, согласно 6 статье Федерального закона:

1) формирование в обществе систематической нетерпимости к коррупционным действиям.

Формирование нетерпимости необходимо проводить за счет повышения общего уровня правовой культуры, путем правового воспитания.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственного аппарата, различных общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию правосознания высокого уровня и правовой культуры граждан. Эта категория включает необходимость получения и распространения знаний о праве и различных правовых явлениях, а так же усвоение правовых ценностей, идеалов.

Формы антикоррупционного воспитания [3]:

– антикоррупционное образование, которое выражается в формировании нетерпимости к коррупционным действиям в условиях образовательных программ школьного и высшего образования, а также послевузовского и дополнительного образования;

– антикоррупционная пропаганда, должна проводиться посредством средств массовой информации, например, с применением социальной рекламы;

– проведение органами государственной власти и местного самоуправления мероприятий антикоррупционного направления: совещаний, семинаров, слушаний, конференций.

На федеральном уровне нормативных правовых актов, обеспечивающих формирование в обществе нетерпимости к коррупционным действиям, до сих пор не принято.

Это интересно:  Может счетная машина обмануть

Отметим, что в России сформировались очень благоприятные условия для процветания коррупции на каждом уровне всех властных структур.

Эффективность метода борьбы с коррупцией будет зависеть от социальных условий, в которых он применяется, а значит нужно выделить условия, способствующие развитию коррупции [1].

  1. Несовершенство судебной системы — основная проблема. В системе тотального надзора люди приучены были искать защиту в партийной организации, а не в суде. После распада СССР на месте партии сформировалась правовая брешь, которая до сих пор не заполнена.

В противостоянии коррупции фактически не применяется серьезный потенциал гражданского судопроизводства. Отсутствие административной юстиции не позволяет разгрузить уголовное и гражданское судопроизводство от множества дел по административным нарушениям, а это сильно затрудняет выполнение множества задач в данной отрасли и она смыкается с коррупцией.

  1. Практически полное отсутствие правового сознания населения порождено укорененной при тоталитарном режиме системой партийного квазиправа. Кроме очень слабого выполнения законов и основных правовых норм, кроме отсутствия культуры и традиции пользоваться гражданскими правами, сейчас проявляются и такие эффекты: пониженный правовой иммунитет делает «низовую» коррупцию практически легальной.
  2. Постоянная ориентированность правоохранительных органов на защиту только интересов государства и общенародной собственности исключительно проблема России. При этом защита прав и интересов обычных граждан, частных собственников, не является центральной проблемой силовых органов. Поэтому предприниматели, не могут найти защиту в области права, что вынуждает их к поискам незаконных услуг должностных лиц.
  3. Служащие в России подчиняются не закону, а начальнику имеет, что имеет достаточно глубокие корни. Такая ситуация приводит к тому, что правовое регулирование вязнет в бюрократической системе, которая продолжает работать по собственным законам. Именно поэтому, антикоррупционная программа России должна начинаться с коренного реформирования системы государственной службы.

Для понимания и оценки возможности борьбы с коррупцией, нужно определить формы возможного участия в решении данной задачи основных контрагентов:

– основных компонентов гражданского общества — предпринимательства, средств массовой информации, общественных институтов;

– общества в целом.

Средства массовой информации (СМИ) давно и надежно стали главной ареной, где разворачиваются битвы вокруг коррупционных сценариев. Эти сюжеты хорошо пользуются спросом общества.

Деловая элита России уже имеет серьезное представление о могуществе СМИ, так как политическая рентабельность существенных вложений в них должна иметь полезные экономические последствия. В итоге, начинается борьба между экономическими кланами за информационные каналы. Неурегулированность юридических и экономических взаимоотношений между журналистами и владельцем СМИ влечет за собой распространение пропагандистской информации, насыщенной проплаченным содержанием. В результате частные и общественные СМИ рискуют стать, вместо мощного отряда гражданского общества, инструментом борьбы между экономическими и бюрократическими деловыми кланами.

Общество в России разочаровано государственной властью очень сильно. Значительный вклад в этом разочаровании составляет устойчивый стереотип о коррумпированности власти. Общественное сознание россиян, которое не имеет представления о защищенности гражданской ответственности, приверженности демократическим принципам, достаточно легко поддается соблазну быстрых рецептов, один из них — миф о «сильной руке» достаточно распространен. Именно поэтому очень тяжело будет обрести доверие граждан и их поддержку при реализации сколь-нибудь значительной антикоррупционной программы [3].

В последние десятилетия выросло число общественных организаций, охваченных в меньшей степени ржавчиной коррупции, чем другие сферы жизни. Эти организации гражданского общества стали серьезным подспорьем при реализации программы по борьбе с коррупцией.

Российские власти обеспокоены потерей поддержки в обществе.

Необходимо продлить свои государственные должности посредством выборов, что заставляет власти постоянно и плотно заботиться об усилении собственной легитимности. Конечно, борьба с коррупцией — это один из эффективных инструментов решения рассмотренных задач.

Антикоррупционная риторика эффективно применяется участниками любых частей политического спектра. Однако, никакие практические шаги по сдерживанию коррупции несут символический, фрагментарный характер [4].

Препятствие к запуску и реализации системы антикоррупционных мероприятий:

– на очень высоком государственном уровне есть лица — конкретные люди, которым может быть инкриминирована коррупционная деятельность;

– сформировался существенный пласт служащих, которые совершенно не заинтересованы в переменах текущей ситуации;

– у власти стоят лица, у которых преобладают стереотипы, определяющие упрощенные подходы к решению проблем, подобных борьбе с коррупцией.

Значительное ограничение коррупции невозможно отделить от фундаментального реформирования государственной системы, с необходимостью реализации подобной программы, которая требует политического обеспечения и специфических политических условий: консолидация большей части властных элит.

Для устранения вышеперечисленных препятствий требуется существенная политическая воля, даже большая, чем та, которая была видна на ранних этапах предшествующих преобразований. Однако сейчас еще сохраняется опасная ситуация, когда коррупция — это актуальная политическая повестка дня, которая применяется в клановом противостоянии, однако настоящих мер по борьбе с коррупцией не предпринимается.

Так как коррупция — это следствие тотальных проблем государства в целом, и общества, в частности, то борьба с ней не может быть сведена исключительно к реализации только антикоррупционной программы, но существует необходимость пронизывающей все сферы социума программы обновления [1].

Тогда антикоррупционная программа может выступать в качестве дополнительного обоснования реализации конкретных мер в смежных программах. Еще это подразумевает существенную необходимость координации, для избегания дублирования или отсутствия усилий.

Перечислим общие меры для антикоррупционной и смежных программ, которые будут осуществляться, и реализовываться в недалеком будущем России.

Совершенствование механизмов системы управления и эффективное установления сфер государственного регулирования экономики должны снижать количество возможностей процветания коррупции. Такой эффект наводит порядок в области государственных денежных средств. Примеры таких ситуаций [2]:

  1. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует даже возможность возникновения ситуации дефицита бюджетных средств, когда резко расширяется область личного усмотрения при принятии решений должностными лицами.
  2. Реализация контрактных прав: собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности компании для акционеров определяют возможность бизнесменам апеллировать к закону и снижают шанс проявления поводов для использования должностными лицами взяток как средства защиты своих предпринимательских интересов.
  3. Совершенствование налогового законодательства позволит снизить долю теневой зоны экономики, то есть ограничивает возможности попадания бизнесменов в ситуацию шантажа со стороны должностных лиц налоговых органов.
  4. Снижения объема наличного оборота денежных средств, а вместо этого расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности, которые облегчат контроль за движением средств, затруднят возможности дачи взяток в наличном виде, что особенно важно для ограничения низовой коррупции.

Подводя итоги, можно сказать, что на первых стадиях реализации антикоррупционной программы существует вероятность возрастания показателей, характеризующих уровень коррупции в государстве. Что неизбежно по двум причинам: 1) введение четких методов учета, 2) преодоление анемии правоохранительной системы. Конечно, ожидать, от реализации антикоррупционной политики полное отсутствие сопротивления на разных уровнях административной иерархии невозможно.

Повышение уровня коррупции сопровождает глобальные переходные процессы, однако особенно утешаться этим не стоит. Есть государства, которые на стадии модернизации пережили всплеск коррупции, но смогли его побороть целенаправленными усилиями. Существуют и другие примеры государств, в которых реформы вызвали увеличение коррупции, а отсутствие целенаправленной и всесторонней борьбы с ней привело к ее укоренению.

Сейчас общепризнанно, что ни отдельные государства, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность. Интернациональные организации — такие как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный Банк — активно стимулируют борьбу с коррупцией, но и они с их опытными штатами, информированностью и большими финансами не могут успешно противостоять коррупции в какой-либо стране, если ее правительство и граждане не проявляют воли и решимости к борьбе. Вот почему данная проблема может быть разрешена только в тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организациями.

  1. Новоселова Н. В. Конфликт интересов на государственной службе: некоторые проблемы правопонимания // Административное право и процесс. — 2010. — № 6.
  2. Пиджаков А. Ю., Никонов Д. А. Зарубежный опыт противодействия коррупции: Методическое пособие / Под общ. ред. Богданова Л. П. — СПб, 2011.
  3. Сараев Н. В. О некоторых вопросах применения законодательства России о противодействии коррупции // Административное и муниципальное право. — 2010. — № 6.
  4. Трегубова Е. В. Административно-правовой запрет: понятие, цель, признаки в механизме противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. — 2010. — № 6.

Статья написана по материалам сайтов: 115zakon.ru, www.unn.ru, moluch.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector