Мероприятия по охране водных объектов

Читайте также:

  1. III. Смазочные мази для смазки приводных ремней
  2. III. Смазочные мази для смазки приводных ремней.
  3. IV. Конкурсные мероприятия
  4. IX. Предохранение дерева от загнивания
  5. IX. Предохранение дерева от загнивания.
  6. O Для обеспечения охраны объектов по карауль­ному расчету при наличии двух и более постов наря­жаются караулы.
  7. VI. Программа физкультурного мероприятия
  8. VII. Контрольные мероприятия
  9. XVIII. Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в дошкольных образовательных организациях
  10. XVIII. Предохранение металлов от ржавчины.
  11. Автосохранение
  12. Анализ потенциальных опасностей и вредностей проектируемых объектов и тех. процессов

Мероприятия по лесоразведению

Лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых ранее не произрастали леса, с целью предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов.

К лесоразведению относятся: облесение нелесных земель в составе земель лесного фонда (осушенные болота, рекультивированные земли, земли, вышедшие из под сельскохозяйственного пользования, овраги и другие), создание защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения, землях промышленности, транспорта, землях водного фонда и на землях иных категорий, создание лесных насаждений при рекультивации земель, нарушенных промышленной деятельностью, а так же лесных насаждений в санаторно-курортных зонах и на других объектах.

Лесоразведение осуществляется в соответствии с поставленными целями, лесорастительными свойствами почв земельных участков, лесоводственно — биологическими особенностями древесных и кустарниковых пород и должно обеспечивать:

защиту земель и объектов от неблагоприятных факторов;

повышение лесистости территории и улучшение условий окружающей среды.

Лесоразведение осуществляется созданием искусственных лесных насаждений методами посадки саженцев, сеянцев, черенков или посева семян.

Методы и технологии выполнения работ по лесоразведению определяются проектами лесоразведения. Проект лесоразведения должен содержать конкретные критерии оценки состояния созданных объектов лесоразведения для признания работ по лесоразведению завершенными (возраст лесомелиоративных насаждений, средняя высота деревьев, показатель сомкнутости крон, количество жизнеспособных деревьев и кустарников на единице площади и др.).

Как уже отмечалось, район расположения лесхоз-техникума находится в большой правобережной излучине Волги, и именно прилегающее водохранилище играет основную роль в формировании гидрографических условий района. Кроме того, вблизи восточной границы лесхоз — техникума протекает река Черемуха, по берегам которой также выделена водоохранная зона.

Помимо этого, на территории имеется ряд водотоков, по которым избыточные воды во время паводков скатываются непосредственно в Волгу.

Мероприятия по охране и использованию водных объектов устанавливаются на основании специальных обследований, проектов использования водных объектов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов

Степень очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, должна отвечать требованиям ″Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами″.

1. Необходимо выявлять возможность использования условно чистых дождевых вод для оборотного водоснабжения в технических целях, использование обезвреженных осадков для удобрения и других целей.

2. Размещение новых, и реконструкция уже действующих объектов хозяйственной деятельности, являющихся потенциальными источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, в пределах водоохранных территорий настоящим проектом не предусматривается.

3. С учетом ограничений, определённых проектом, разрабатываются водоохранные мероприятия, направленные на предотвращение попадания загрязняющих веществ в подземные воды, а также организация и предварительная очистка поверхностного стока с территории размещения промышленных объектов.

4. Разработка водоохранных мероприятийпроизводится на последующей стадии проектной документации на основе проектных данных застройки жилого района, проекта инженерных коммуникаций промышленной зоны.

5. В пределах территории нормативных водоохранных зон и прибрежных защитных полос природных водотоков расположены производственные и иные объекты не расположены.

Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения сточными водами устанавливаются в соответствии с Водным Кодексом РФ:

При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

6. При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.

7. Для территории водоохранной зоны предусматриваются мероприятия по благоустройству и озе­ленению и определяются режимы хозяйственной деятельности.

8. На основании полученных предпроектных данных по количественному и качественному со­ставу сточных вод, степени их очистки определяется достаточность предусмотренных проектом планировки жилого района, промзоны водоохранных ме­роприятий и, если они не соответствуют нормативным требованиям, даются предложения по разработке дополнительных мероприятий, направленных на увеличение оборотного водоснабжения, реконструкцию и строительство очистных сооружений, обеспечение предельно-допустимого сброса (ПДС) сточных вод в водоемы. Экологические требования к рациональному использованию и охране водных ресурсов долж­ны носить комплексный характер и включать в себя систему градостроительных, технологических, инже­нерно-строительных и административных мероприятий:

· характеристика водоохранных территорий (водоохранной зоны, зоны санитарной охраны водозабора и режимов их использования),

· определение потенциальных источников загрязнения поверхностных и подземных вод при размещении и эксплуатации объекта,

· характеристика геолого-гидрогеологических, геоморфологических и гидрогеологических условий,

· прогноз миграции загрязняющих веществ с поверхностным и подземным стоком,

· оценка защищенности подземных вод от проникновения загрязнения,

· зонирование территории по условиям размещения объектов хозяйственной деятельности,

· разработка состава водоохранных мероприятий.

Вопрос №14

Постановление Правительства РФ от 3 марта 2010 г. N 118
Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами
«

Проектная документация на разработку месторождений твердых полезных ископаемых. Порядок разработки, содержание технического отчета, согласование, экспертиза.

Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья

I. Требования к структуре проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых

1. Общая пояснительная записка.

2. Геологическое строение шахтного (карьерного) поля.

3. Технические решения.

4. Подготовка шахтного поля. Система разработки и календарные планы отработки.

5. Рудничная вентиляция.

6. Закладка выработанного пространства. Оставление пород в горных выработках.

7. Подземный транспорт. Доставка людей, грузов и материалов.

8. Осушение и водоотлив.

9. Техника безопасности при ведении горных работ.

10. Меры охраны объектов земной поверхности от вредного влияния горных работ.

11. Технологический комплекс на поверхности шахты (рудника).

12. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

13. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

14. Сметная документация.

15. Экономическая оценка эффективности инвестиций.

16. Графические приложения и документация.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 г. Москва

«Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами»

IV. Порядок и сроки рассмотрения и согласования проектной документации

1. Для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов.

2. К заявлению пользователя недр прилагаются следующие документы:

а) проектная документация (2 экземпляра на бумажном носителе и 2 экземпляра в электронном виде);

б) копия предыдущего решения комиссии;

в) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копии заключений:

государственной экологической экспертизы и т.д.;

г) копия лицензии на пользование участком недр, в пределах которого находится месторождение полезного ископаемого или подземное сооружение, не связанное с добычей полезных ископаемых, со всеми приложениями и дополнениями к ней.

3. Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр. Срок рассмотрения проектной документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых может быть увеличен, но не более чем на 30 дней.

По результатам рассмотрения проектной документации комиссия принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации (в отношении углеводородного сырья — с обязательным учетом заключения Министерства энергетики Российской Федерации о результатах рассмотрения проектной документации), которое направляется пользователю недр в течение 7 дней со дня принятия.

4. Основаниями для принятия комиссией решения об отказе в согласовании проектной документации являются:

а) несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации;

б) несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (за исключением проектной документации, предусмотренной подпунктами «в» и «г» пункта 13 настоящего Положения);

в) несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 настоящего Положения.

5. В решении об отказе в согласовании проектной документации приводятся обоснование отказа и рекомендации по доработке проектной документации. Указанное решение подписывается председателем комиссии или лицом, его замещающим.

6. Решение о согласовании проектной документации подписывается секретарем комиссии, утверждается ее председателем или лицом, его замещающим, скрепляется печатью Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа.

7. Проектная документация, прошедшая согласование с комиссией в соответствии с настоящим Положением, утверждается пользователем недр.

8. Подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.

Это интересно:  Как уволить внешнего совместителя без его согласия

Мероприятия по охране водоемов от загрязнения. Методы очистки сточных вод

На наш взгляд все мероприятия по охране рек и водоемов от загрязнения, засорения и истощения и по их комплексному использованию:

1.Охранные. (К охранным, как это следует из самого названия, следует отнести все мероприятия связанные с охранной ныне существующих сообществ и сохранения их хотя бы в том состоянии, в котором они существуют в настоящее время. К данным мероприятиям можно отнести борьбу с браконьерством, особое место отводится охране мест гнездования водоплавающих и околоводных птиц, охране мест массового нереста рыбы. Не менее важным остается вопрос борьбы с пожарами и незаконными вырубками леса по берегам водоемов, с загрязнением водоемов ядовитыми и токсичными веществами, а также тяжелыми металлами.)

2. Рекультивационные. (Проводимые мероприятия по реабилитации и благоустройству прудов, рек, ручьев приводят водные объекты в состояние экологического равновесия, что положительно отражается на флоре и фауне водоемов и прибрежных территорий.

Экологическая реабилитация водоемов включает в себя:

осуществление проектно-изыскательских работ (описание объекта: полевые обследований прилегающих территорий, картографирование, составление отчета; лабораторные исследования :отбор и анализ проб; рекомендации по техническому и биологическому этапам реабилитации водоемов)

-очистка ложа водоема от загрязненных отложений ;

-проект гидроизоляции прудов, дноукрепление ;

-аккумуляция и очистка дренажных и ливневых вод, подпитывающих водоёмы

-рекультивация водосборных территорий ;

-проект берегоукрепления , противооползневые и противоэрозионные мероприятия

-заселение водоемов гидробионтами, высадка водной растительности;

— экологическую реабилитацию и благоустройство пойменных территорий;

-благоустройство, озеленение, ландшафтный дизайн прибрежных и рекреационных зон.

Экологическая реабилитация состоит из нескольких этапов:

1.Этап подготовительных работ;

Проводится изучение гидрогеологических характеристик водоема, его морфологических параметров (глубины, рельефа дна), отбор проб воды и иловых отложений для лабораторного анализа на предмет химического загрязнения.

2.Этап технической реабилитации водоема;

В зависимости от размеров водоема, наличия гидротехнических сооружений, гидрогеологических характеристик местности и ряда других обстоятельств, определяется необходимость в механической очистке ложа водоема от иловых отложений.

3. Этап биологической реабилитации;

Природный водоем представляет собой сбалансированную экосистему, в которой действуют механизмы самоочищения.

Заселение воды живыми организмами-гидробионтами выполняется по результатам биотестирования водоема. Подбирается для заселения видовое сообщество таких микроорганизмов, беспозвоночных, моллюсков, которое позволяет восстановить гидроэкосистему водоема .

4. Создание (восстановление) береговой экосистемы;

Правильно расположенные и сформированные зоны береговой во многом определяют в дальнейшем качественный состав воды. Помогают сформировать природный ландшафт обеспечить кормовой базой биоту водоема. Восстановление в береговой зоне определенного вида зеленых насаждений и различных живых организмов благоприятно сказываются на экосистеме водоемов.

5. комплексное благоустройство прилегающей территории;

От окружающей территории во многом зависит и качественный состав воды в пруде. При экологической реабилитации необходимыми условием является правильная планировка территории, обеспечивающая удобные подходы к воде, смотровые площадки, распределение рекреационной нагрузки. Исключение попадание сточных вод в акваторию.

К рекультивационным мероприятиям также относится искусственное разведение и последующий выпуск в среду обитания мальков в первую очередь тех видов рыб, которым был причинен наибольший ущерб и популяции которых либо уже достигли, либо стоят на границе того количества при котором ее самовосстановление становится невозможным.)

3. Хозяйственные. (Следующий вид рассматриваемых мероприятий – это хозяйственные мероприятия, одним из которых является рациональное природопользование. Природопользование в любой отрасли строится на следующих принципах: принцип системного подхода, принцип оптимизации природопользования, принцип опережения, принцип гармонизации отношений природы и производства, принцип комплексного использования.

ринцип системного подхода предусматривает комплексную всестороннюю оценку воздействия производства на среду и ее ответных реакций. К примеру, рациональное использование орошения повышает плодородие почвы, в то же время приводит к истощению водных ресурсов. Сбросы загрязнителей в водоемы оцениваются не только воздействием на биоту, но и определяют жизненный цикл водных объектов.

Принцип оптимизации природопользования заключается в принятии целесообразных решений об использовании природных ресурсов и природных систем на основе одновременного экологического и экономического подхода, прогноза развития различных отраслей и географических регионов. Разработка ископаемых имеет преимущество перед шахтной добычей по степени использования сырья, но приводит к утрате плодородия почв. Оптимальным при этом является сочетание открытых разработок с рекультивацией и восстановлением земель.

Принцип опережения темпов добычи сырья темпами переработки основан на снижении количества отходов в процессе производства. Он предполагает прирост продукции за счет более полного использования сырья, ресурсосбережения и совершенствования технологии.

Принцип гармонизации отношений природы и производства базируется на создании и эксплуатации природно-техногенных эколого-экономических систем, представляющих собой совокупность производств, обеспечивающих высокие производственные показатели. При этом обеспечивается поддержание благоприятной экологической обстановки, возможно сохранение и воспроизводство естественных ресурсов. Система имеет службу управления для своевременного выявления вредных воздействий и корректировки компонентов системы. К примеру, если обнаружено ухудшение состава окружающей среды вследствие производственной деятельности предприятия, служба управления принимает решение о приостановлении процесса или уменьшении объемов выбросов и сбросов. В таких системах предусматривается прогнозирование нежелательных ситуаций посредством мониторинга. Полученная информация анализируется руководителем предприятия, и принимаются необходимые технические меры по ликвидации или снижению загрязнения природной среды.

Принцип комплексного использования природных ресурсов предусматривает создание территориально-производственных комплексов на базе имеющихся сырьевых и энергетических ресурсов, которые позволяют более полно использовать указанные ресурсы, снизив при этом техногенную нагрузку на среду. Они имеют специализацию, сконцентрированы на определенной территории, обладают единой производственной и социальной структурой и совместно способствуют охране природной среды, как например, Канско-Ачинский теплоэнергетический комплекс (КАТЭК). Однако эти комплексы могут оказывать и негативное воздействие на природную среду, но за счет комплексного использования ресурсов это воздействие значительно снижается)

4.Следующим мероприятием является рациональное водопользование. Водопользование— совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов в общей системе природопользования. Рациональное водопользование предполагает обеспечение полного воспроизводства водных ресурсов территории или водного объекта по количеству и качеству. Это основное условие существования водных ресурсов в жизненном цикле. Совершенствование водопользования — основной фактор современного планирования хозяйственного развития. Водное хозяйство определяется наличием двух взаимодействующих блоков: природного и социально-экономического. В качестве ресурсосберегающих систем следует рассматривать речной водозабор как часть земной поверхности. Речной водозабор — функционально и территориально целостная динамическая геосистема, развивающаяся в пространстве и во времени с четко обозначенными природными границами. Организующим началом этой системы является гидрографическая сеть. Водное хозяйство — это сложная организованная территориальная система, формирующаяся в результате взаимодействия социально-экономических обществ и природных водных источников.

Или, если кратко, то К мероприятиям, направленным на охрану водоемов от загрязнений, относятся контроль за составом сточных вод и состоянием воды водоема в местах их спуска, за содержанием мест водопоя скота, расположения пристаней, причалов, портов, проведение мероприятий по обезвреживанию отходов водного транспорта, особенно судов, предназначенных для перевозки нефтепродуктов и др.

Очистка сточных вод — одно из важных мероприятий охраны природы и окружающей среды от загрязнения. Производится разными способами: механическими (отстаиванием, фильтрацией, флотацией), физико-химическими (коагуляцией, нейтрализацией, обработкой хлором и т. д.) и биологическими (на полях орошения, в биологических бассейнах, биофильтрах).

Мероприятия по охране водных объектов

Промышленные предприятия в процессе эксплуатации потребляют определенное количество чистой воды, а также сбрасывают очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению гидрографической сети и территории района его размещения. Основными источниками загрязнения поверхностных вод являются:

неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды;

поверхностный сток с территории предприятия;

фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений;

аварийные сбросы сточных вод.

В целях рационального использования и охраны поверхностных вод предприятие должно обеспечить:

экономное и рациональное использование водных ресурсов;

наличие лицензии и договора на пользование водным объектом и соблюдение их условий;

предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод;

содержание в исправном состоянии очистных, гидротехнических и других водохозяйственных сооружений и технических устройств;

наличие контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды и соблюдение сроков ее государственной аттестации;

организацию учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами;

соблюдение установленных лимитов забора воды и сброса сточных вод;

разработку инженерных мероприятий по предотвращению аварийных сбросов неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, по обеспечению экологически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и водных объектов;

соблюдение установленного режима использования водоохранных зон;

предотвращение попадания продуктов производства и сопутствующих ему загрязняющих веществ на территорию производственной площадки промышленного объекта и непосредственно в водные объекты;

разработку плана мероприятий на случай возможного экстремального загрязнения водного объекта.

В процессе хозяйственной деятельности запрещается сбрасывать в водные объекты сточные (возвратные) воды:

содержащие вещества или продукты трансформации веществ в воде, для которых не установлены ПДК или ОДУ, а также вещества, для которых отсутствуют методы аналитического контроля, за исключением тех веществ, что содержатся в воде водного объекта;

которые с учетом их состава и местных условий могут быть направлены в системы оборотного водоснабжения для повторного использования или для других целей;

оказывающие токсическое действие, по результатам биотестирования, на живые организмы;

дождевые и талые воды, отводимые с территорий промышленных площадок, не прошедшие очистку до установленных требований;

в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, в водные объекты, используемые для лечебных целей, а также в местах массового скопления рыб;

содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, а также содержащие вещества, концентрации которых превышают ПДК и их фоновые значения в водном объекте, если для них не установлены нормы предельно допустимого сброса (ПДС), указанные в разрешении на сброс сточных вод.

Это интересно:  Новые штрафы пдд с ноября 2021

Запрещается сброс в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосбора, а также в системы канализации, пульпы концентрированных кубовых осадков, шламов, образующихся в результате обезвреживания сточных вод, других технологических и бытовых отходов. Не допускаются утечки в водные объекты от нефте- и продуктопроводов, а также сброс мусора. Не допускается сброс грунта, мусора, строительных и других материалов в водные объекты.

Предприятия должны обеспечивать санитарное состояние подведомственной территории и не допускать вынос через дождевую канализационную сеть мусора и отходов производства. Не допускается производить в водных объектах и на их берегах мойку транспортных средств, других механизмов, а также проведение любых работ, которые могут явиться источником загрязнения вод.

С целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов создаются водоохранные зоны. В их пределах устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Для промышленных предприятий, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 года N 1404, в пределах водоохранных зон запрещаются:

размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, мест складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов, накопителей сточных вод;

заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

размещение стоянок транспортных средств;

проведение без согласования строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также землеройных и других работ.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земель и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

В процессе эксплуатации промышленных объектов возможны аварийные сбросы сточных вод, случайные переливы жидких продуктов производства и полуфабрикатов из емкостей и открытых продуктопроводов, разрывы трубопроводов в результате коррозии и дефектов монтажа и т.п. Для исключения возможности загрязнения окружающей среды сточными водами и жидкими продуктами производства предусматривают:

устройство дублирующих трубопроводов для своевременного отключения аварийных участков;

применение оборудования и трубопроводов, стойких к коррозийному и абразивному воздействию агрессивных жидких сред;

устройство емкостей и накопителей с соответствующими коммуникациями для аккумуляции аварийных сбросов сточных вод;

обвалование технологических площадок и сооружений, на которых возможны аварийные сбросы сточных вод и жидких продуктов, с созданием системы сбора ливневых вод с этих площадок;

перекачку продуктов аварийных сбросов обратно на производство или очистные сооружения проектируемого объекта;

создание системы сбора загрязненного поверхностного стока с территории предприятия с последующей передачей его на очистные сооружения.

Все водопользователи должны иметь планы ликвидации аварий, содержащие указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта. Также все водопользователи должны иметь согласованные со специально уполномоченными органами планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами.

Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

В соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, а также количества загрязняющих веществ в них. Данные первичного учета используются для заполнения формы государственной статистической отчетности 2ТП-водхоз, составления проектов планов по охране и рациональному использованию водных ресурсов, правильного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за водопользование.

Данные первичного учета, заносятся в типовые формы ПОД-11 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами», ПОД-12 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами» и ПОД-13 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод» [7].

Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду разрабатываются с целью предотвращения нарушения равновесия в окружающей природной среде, а также обеспечения охраны жизни и здоровья населения и устанавливаются, исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Для каждого предприятия-водопользователя нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты производится путем установления предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами (ПДС) и планов мероприятий по достижению уровня ПДС со сроками их реализации.

Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) устанавливаются для каждого выпуска сточных вод действующего предприятия — водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе — исходя из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — это концентрация химического вещества в воде водоема, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, а также ухудшать гигиенические условия водопользования.

Временная допустимая концентрация (ВДК) определяет ориентировочный безопасный уровень воздействия химических веществ в воде, устанавливаемый расчетным путем.

Обеспечение регламентируемых значений ПДК и ВДК может быть достигнуто двумя путями — механическим рассеиванием химических веществ в водной среде или строгим контролем за их поступлением во внешнюю среду. Рассеивание химических веществ достигается разбавлением стоков в поверхностных водах. Во многом этот способ является следствием несовершенства технологий и способов очистки сбрасываемых вод и должен быть заменен ограничением и полным прекращением сбросов загрязненных вод в водоемы.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ. Временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются предприятиям, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, и сроки достижения нормативов ПДС. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов.

В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов. Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально — экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.

Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых — исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах (ПДК), определенных с учетом целевого использования этих объектов.

Проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами разрабатывается предприятием-водопользователем в соответствии с ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и другой действующей нормативно-методической документацией.

Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России. Согласованные нормативы ПДС утверждаются в установленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР России. Нормативы допустимых сбросов в окружающую среду со сточными водами устанавливаются на срок не более 5 лет. На основании норматива допустимых сбросов водопользователю ежегодно выдается разрешение на сброс загрязняющих веществ.

Строгое соблюдение предельно допустимого выброса, устанавливаемого для каждого предприятия, обеспечивает выполнение санитарных нормативов и на сегодняшний день является одним из действенных средств охраны воды, воздуха и почв. Однако соблюдение нормативных предельно допустимых выбросов не всегда можно считать оптимумом. ПДК для многих соединений неоднократно пересматривались в сторону их уменьшения. Известно также, что многие живые организмы и растения чувствительнее людей к загрязнениям. Регламентирование химических веществ в окружающей среде (и в воде в частности) должно производиться не только с санитарно-гигиенических, но и с экологических позиций, что приведет к дальнейшему ужесточению нормируемых величин.

Это интересно:  Аижк субсидия молодой семье

Все нормируемые значения допустимых концентраций веществ рассматриваются и утверждаются Минздравом России.

В целях максимальной защиты населения от облучения и охраны водных ресурсов от радиоактивного загрязнения для действующих и проектируемых предприятий рассчитывают предельно допустимые сбросы (ПДС). ПДС радионуклидов рассчитывают на основании требований непревышения предела дозы внутреннего и внешнего облучения, установленного нормами радиационной безопасности и основными санитарными правилами. Контроль за соблюдением установленных нормативов предельно допустимого сброса радиоактивных веществ входит в единую систему радиационного контроля, базирующегося на мониторинге окружающей среды, то есть системе слежения и контроля за ее состоянием. Единая система радиационного контроля за состоянием водоемов заключается в получении регулярной информации, которая позволяет систематически сопоставлять фактическое наличие радионуклидов с установленными нормативами. Этот контроль должен предусматривать определение объема сточных вод, поступающих от предприятий, их объемную активность.

В системах водного хозяйства промышленных предприятий, имеющих специальные стоки, существуют три независимые программы контроля: оперативный контроль суммарной активности стока перед сбросом; контроль содержания отдельных радионуклидов для определения радиоактивных веществ, поступающих в водоем за определенный период; контроль за водоемами, принимающими очищенные воды, для определения суммарного накопления в объектах окружающей среды. Очищенные воды после контроля содержания в них радионуклидов используют в оборотном водоснабжении или сбрасывают.

Основными направлениями в охране окружающей среды от действия радиоактивных веществ, используемых промышленностью, являются переработка и захоронение отходов. При этом стремятся к максимальному уменьшению отходов с целью облегчения последующего с ними обращения и уменьшения пространства, необходимого для их окончательного захоронения. Для этих целей при очистке радиоактивных стоков используют методы упаривания, ионного обмена, химического осаждения, а также электродиализ с применением ионообменных мембран. Для обработки твердых отходов применяют прессование и сжигание.

Наиболее важным и наименее освоенным в настоящее время этапом обращения с отходами является их окончательное захоронение. Отсутствуют общепризнанные рекомендации по их захоронению, а также единство взглядов в оценке безопасности биосферы. В настоящее время большинство государств захоранивают радиоактивные отходы в хранилищах, расположенных на поверхности земли или в приповерхностных геологических образованиях и оборудованных соответствующими инженерными барьерами. При этом большинство отходов переводят в твердую фазу.

Общей мерой по предотвращению попадания удобрений и пестицидов в открытые водоемы является создание прибрежных водоохранных зон. Они предусматривают проведение лесной и гидротехнической мелиорации, а также агротехнических мероприятий. Лесная мелиорация заключается в создании защитных полос, уменьшающих поверхностный сток и ослабляющих процессы водной эрозии. Агротехнические мероприятия предполагают правильное ведение сельскохозяйственных работ (вспашка полей, изъятие из севооборота склонов и так далее).

Для возможности использования вод, содержащих пестициды, для целей водоснабжения требуется применение специальных методов очистки. Эксплуатирующиеся в данное время системы подготовки воды для хозяйственно-питьевых целей, по существу, лишены методов, препятствующих проникновению пестицидов в очищенную воду. Оптимальным решением технологии обезвреживания пестицидов в природных и сточных водах является создание гибкой схемы, учитывающей их химическую природу. В качестве основы создания универсальной технологии обезвреживания пестицидов могут служить методы гидролиза, сорбции и окисления.

Гидротехническая мелиорация заключается в поддержании благоприятного водно-воздушного режима почвенных грунтов, препятствующего вымыванию питательных веществ, в применении научно обоснованных норм и технологий орошения и так далее.

В процессе забора больших количеств воды и нарушения экологического равновесия наблюдается истощение водных ресурсов. Вырубка лесов, осушение болот, спрямление русел, распашка прибрежных склонов, водная и ветровая эрозия почв приводят к истощению водоисточников.

Одним из важных мероприятий в борьбе с истощением является лесомелиорация. Она находит все более широкое применение. Основная роль лесных насаждений заключается в переводе поверхностного стока в подземный, в результате чего повышается уровень грунтовых вод и обеспечивается стабильное питание водных источников. Помимо этого лесопосадки уменьшают эрозию берегов и смыв его в водоемы. Леса по берегам водохранилищ и озер ослабляют скорость ветра и тем самым снижают высоту и ударную силу волн. Они уменьшают до 20-30% испарение в зоне посадки.

С целью поддержания нормального водного режима необходима охрана верховых болот, являющихся источником питания многих рек и регулятором весеннего стока. Немаловажную роль играют гидротехнические мероприятия, направленные па удержание поверхностного стока и перевод его в подземный.

Разработан ряд постановлений об усилении охраны рек от загрязнения, засорения и истощения. При этом устанавливаются водоохранные зоны лесов, а также согласовываются вопросы размещения и строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих па состояние вод, со схемами комплексного использования и охраны вод.

Для крупных ТЭС и АЭС возникает проблема рационального использования теплоты. В качестве мер в этом направлении заслуживает внимания отеплительное орошение сельскохозяйственных культур в открытом грунте, использование таких вод в теплицах, для отопления в городах, разведения рыб в водохранилищах-охладителях и другое.

В результате профилактических мер, предупреждающих образование веществ, способных загрязнять воду, и очистки сточных вод предотвращается вынос в источники водоснабжения основной массы примесей. Однако остающиеся в сбрасываемых водах вещества представляют собой не поддающиеся очистке или трудноокисляемые соединения, которые могут приводить к загрязнению природных вод. Кроме того, вода в источниках может загрязняться в результате аварий на очистных сооружениях промышленных предприятий городов, вследствие утечек вредных веществ и других причин.

Методы и технические средства, восстанавливающие и поддерживающие на заданном уровне качество воды, направлены на повышение ассимилирующей способности природных вод, на снижение пиковых концентраций примесей и на извлечение из воды загрязняющих веществ. Искусственная аэрация водотоков и водоемов повышает их ассимилирующую способность. Использование санитарных попусков для улучшения качества воды приобретает все большее значение как водоохранное мероприятие. Засорение и загрязнение водных объектов плавающими примесями ликвидируют соответствующими мусоросборщиками. Для удаления накопившихся донных отложений на зарегулированных реках периодически организуют гидравлическую промывку русел попусками, а на незарегулированных — искусственное взмучивание донных отложений в период паводков и половодий.

Мероприятия по охране подземных вод от загрязнения по своему назначению могут быть профилактическими и специальными (локализационного и реставрационного характера). Профилактические мероприятия представляют в основном тот же комплекс мер, что и для поверхностных вод. В промышленных районах для предотвращения инфильтрации сточных вод в водоносные горизонты необходимо предусматривать надежную гидроизоляцию, дренажи, противофильтрационную защиту в местах прокладки промышленной канализации, установки резервуаров со сточными водами. Для предотвращения вторжения морских вод в подземные можно использовать метод создания гидравлических завес путем закачки через скважины в эксплуатируемый водоносный горизонт пресных поверхностных вод.

Специальные мероприятия локализационного характера предусматривают в районах действующих источников загрязнения или ликвидированных, но при оставшемся очаге загрязнения, который может явиться вторичным источником загрязнения. Цель мероприятий — прекращение поступления загрязняющих примесей к защищаемому объекту (водозабору или водотоку). Для этой цели применяют различного рода вертикальные и горизонтальные дренажи, а также противофильтрационные завесы. При устройстве перехватывающих дренажей должен быть решен вопрос использования или безопасного сброса откачиваемых загрязненных вод. Завесы устраивают либо нагнетанием через скважины растворов, придающих породе водонепроницаемость, либо устройством в водоносном горизонте на всю его мощность узкой траншеи и заполнения ее водонепроницаемым материалом («стена в грунте») [8-10].

Специальные мероприятия реставрационного характера направлены на восстановление качества подземных вод и проводятся как в условиях действующего, так и ликвидированного источника загрязнения. В первом случае прежде всего решают задачу изоляции источника загрязнения устройством по его периметру противофильтрационной завесы либо перехватывающего дренажа. Восстановление качества воды в пределах очага загрязнения осуществляется действием водозаборов, а также нагнетательных скважин, подающих чистую воду в пласт для быстрейшего промывания пород. При ликвидированном источнике загрязнения действуют аналогичным способом, но без его изоляции.

С целью обеспечения требуемого качества воды в прибрежных зонах морей осуществляют различные организационно-технические мероприятия. К водоохранным мероприятиям, препятствующим попаданию поверхностного стока в море, относятся благоустройство пляжей и прибрежных мест отдыха, организация отвода поверхностных стоков за границы водопользования и другие. Для исключения сброса сточных вод и отходов с судов должны предусматривать их сбор и транспортировку на берег для последующей утилизации и обезвреживания. Для очистки акватории моря от попавшей нефти существуют специальные механизмы, обеспечивающие их сбор и последующую утилизацию.

Очищенные сточные воды сбрасывают в море через глубоководные выпуски различных конструкций. С их помощью осуществляют смешение сточных вод с морской водой. В результате этого снижается концентрация вредных веществ и достигается их распад в результате естественных биохимических процессов самоочищения. Показатели необходимой степени очистки, обезвреживания и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых в море, характеристики других водоохранных мероприятий можно определять по заданному допустимому предельному сбросу (ПДС).

Противоселевые мероприятия можно разделить на две группы:

1) по предотвращению формирований селей;

2) по борьбе с уже сформировавшемся селевым потоком. К первой группе относятся агролесомелиоративные меры, строительство водоотводных и водосбросных каналов, устройство запруд, террасирование склонов; ко второй — противоселевые ловушки, селеудерживающие плотины, обводные лотки и каналы.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, lektsii.org, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector