Конституционный суд рф выполняет функцию

Все функции КС

КС – высший орган конституционной власти, который занимается проверкой соответствия конституционным законам.

  1. Конституционный суд занимается всеми вопросам о компетенции;
  2. Суд рассматривает всевозможные споры, которые могут прямо или же косвенно затрагивать вопросы нарушения конституционные прав;
  3. Рассматривает законодательство на соответствие конституционным нормам;
  4. Производит проверку всех нормативно-правовых актов на соответствие Конституции;
  5. Занимается вопросами толкования Конституции.

Естественно, основным элементом деятельности суда, является процесс толкования Конституции. В данном случае, суд дает однозначное понимание тех или же иных нормативов, что провоцирует формирование более понятной и однозначной системы судопроизводства.

Компетенция суда охватывает все законодательство и все нормативные акты, на высшем уровне государственной власти. Тем не менее, суд работает исключительно в своей компетенции – конституционном праве. В статье 125 Конституции (часть четвертая), говорит о том, что в случае несоответствия законодательства определенным параметрам конституционного права, производится проверка именно посредством обращения в КС.

Детальное описание функций КС

Безусловно, рассмотрение всех споров, которые связаны с конституционным правом, как правило, основывается на изучении законодательства, которое, по мнению, заявителей, не соответствует Конституции. В данном случае, производится детальное изучение всех документов и иных материалов, после чего, суд выносит определенное решение, которое может предусматривать необходимость пересмотра законодателем нормативно-правовых документов и изменения их в соответствии с установленными конституционными законами.

Решение споров о компетенции – еще одна немаловажная функция, которая позволяет четко курировать данный процесс.

Обратите внимание на то, что после принятия решения, КС может давать толкование данного решения. Также все законы, которые считаются неконституционными, моментально утрачивают свою законную силу, после провозглашения решения КС.

Чтобы обратиться в КС нужно правильно составить свое обращение, которое в обязательном порядке содержит в себе наименование и точные данные законодательства, которое заявитель считает неконституционным. А также все статьи Конституции, которым данное законодательство не соответствует. Также указываются нормы конституционного права, которые позволяют гражданину по данному вопросу обратиться именно в КС.

Палаты конституционного суда РФ
Конституционный Суд РФ единственный уполномоченный орган конституционного контроля. КС РФ рассматривает дела на пленарных заседаниях и на заседаниях своих палат. На пленарных.

Особенности конституционного суда РФ
Конституционный Суд РФ является составным элементом судебной системы РФ. Не смотря на это есть некоторые особенности конституционного суда РФ. А точнее, таких особенностей.

История конституционный суд РФ
Переоценить важность создания довольно сложно. Ведь это единственный орган, который в праве давать официальное толкование Главному закону страны и иных НПА, который стоит на.

Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, один из которых является председательствующим и один – его заместителем.

Эти судьи избираются на пленарном заседании Конституционного Суда сроком на 3 года, тогда как общий срок полномочий судей составляет 15 лет.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший 40-летнего возраста, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, а также обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и обладают неприкосновенностью.

Структура Конституционного Суда РФ включает в себя две палаты, одна их которых состоит из 10, а вторая из 9 судей Конституционного Суда. Палаты на каждом своем заседании избирают из своего состава председательствующего, который исполняет свои обязанности по руководству в рамках этого заседания.

Принципы деятельности Конституционного Суда:

  1. независимость судей Конституционного Суда РФ;
  2. коллегиальность рассмотрения дел;
  3. гласность судебного заседания (допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ);
  4. состязательность и равноправие сторон (этот принцип для конституционного судопроизводства условный, так как решения выносятся на основании документов и собственно сторон нет).
Это интересно:  Продажа земельного участка юридическим лицом физическому лицу

Конституционный Суд РФ вправе: 1) разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в законную силу международных договоров РФ; 2) разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 5) давать толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Федерации); 6) проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, разрешаемом судом по жалобам граждан и запросам судов; 7) осуществлять иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Функции КС РФ

Цели и задачи неразрывно связаны с функциями конституционного правосудия, которые представляют основные направления деятельности конституционных судов, предусматривающие выполнение задач конституционного правосудия. Осуществление функций конституционного правосудия в правовом государстве возможно только через реализацию полномочий конституционных судов, установленных конституцией и законами.

Функции конституционных судов, которые реализуются через их полномочия, можно назвать юрисдикционными (компетенционными). По значимости и распространению их можно классифицировать на основные и дополнительные (неосновные).

К основным функциям конституционных судов следует отнести:

• толкование конституции. Эта функция реализуется через специальное полномочие по официальному толкованию конституции и иные полномочия конституционного суда, что предполагает в каждом конкретном случае понимание и интерпретацию конституции <казуальное толкование) и по запросу компетентных субъектов права в рамках конституционного судопроизводства;

• конституционный нормоконтроль, объектом которого являются законы и другие нормативные правовые акты, внутригосударственные и международные договоры, правоприменительная практика. При этом конституционный контроль может осуществляться в порядке абстрактного и конкретного нормоконтроля, предварительного и последующего контроля;

• защиту прав и свобод человека и гражданина в целях восстановления нарушенных прав и свобод на основе индивидуальных и коллективных жалоб, в порядке конкретного нормо- контроля, а также опосредованно (косвенно) через реализацию всех иных полномочий конституционного суда в процедуре конституционного судопроизводства;

• разрешение споров о компетенции в целях разграничения предмета ведения и полномочий между органами публичной власти, между органами федеральной и региональных властей, органами центральной власти и властями автономных и иных образований, наделенных законодательными полномочиями, между судебными органами.

Дополнительными (неосновными) функциями конституционных судов можно считать:

• содействие законотворчеству представительных органов публичной власти;

• реализацию конституционной ответственности за нарушение конституции главы государства и других высших должностных лиц в порядке отрешения их от должности (импичмент), политических партий и общественных объединений в процедуре их приостановления или запрета;

• дачу экспертных заключений по конституционным вопросам;

• осуществление учредительно-регистрационных актов по вопросам конституционного значения.

Дополнительные функции конституционных судов связаны с осуществлением их основных функций. Так, при осуществлении основных функций конституционные суды одновременно реализуют дополнительную функцию содействия законодательной деятельности, как в направлении ее совершенствования и развития, так и в утверждении конституционных начал в самом законодательном процессе. Правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в его решениях, лежат в основе будущего законодательного регулирования, выступают в качестве его критериев, параметров, своеобразных ?моделей?.

На содействие законодателю в его деятельности направлены и такие полномочия конституционных судов, предусмотренные в ряде государств, как право внесения предложений по изменению и дополнению конституции, право законодательной инициативы, право посланий, докладов о своей деятельности (Россия, Молдова).

Функция дачи экспертных заключений по конституционным вопросам реализуется через полномочия по даче заключений о поправках к конституциям (Азербайджан, Кыргызстан, Молдова, Украина), о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения главы государства в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (Россия), по даче заключения либо согласования при решении вопроса о роспуске представительных(законодательных) органов государственной власти (Молдова, Узбекистан, Украина) и др.

Многие конституционные суды осуществляют учредительно-регистрационные акты по вопросам конституционного значения. К полномочиям конституционных судов, опосредующих данную функцию, относятся: утверждение результатов выборов главы государства, парламента, результатов референдумов (Армения, Грузия, Молдова, Словакия); участие в процедуре принятия присяги главой государства (Россия); подтверждение стойкой неспособности президента по состоянию здоровья выполнять свои функции или констатация обстоятельства, оправдывающего временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента (Армения, Казахстан, Литва, Молдова, Эстония); постановление решения о принятии отставки президента (Азербайджан) и др.

Это интересно:  Статья 214 нк рк 2024

Целесообразно освобождаться от функций и полномочий, несвойственных конституционному правосудию. Конституционные суды, как правило, решают вопросы права, защищают и восстанавливают конституционность. Поэтому, например, более оперативно и профессионально дела о нарушениях конституционных норм о референдумах и выборах, о политических партиях и общественных объединениях могли бы решать административные суды либо суды общей юрисдикции, тем более что эти дела связаны с установлением фактических обстоятельств дела. Наделение конституционных судов такими полномочиями можно оправдать общественной значимостью конституционного решения этих вопросов.

Не следует перегружать конституционное правосудие большим числом дополнительных функций за счет основных функций и опосредующих их полномочиями. В то же время отсутствие в ряде постсоветских государств таких основных функций и полномочий конституционных судов, как официальное толкование конституции, рассмотрение конституционных жалоб граждан, разрешение споров о компетенции, равно как и ограничение круга субъектов, имеющих право обращения в конституционный суд, ослабляет действенность конституционного правосудия, его авторитет и престиж.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Функции, компетенция и организация деятельности Конституционного Суда РФ

Функции Конституционного суда

Назначение Конституционного суда РФ проявляется в его целях:

· защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина;

· обеспечении верховенства и прямого действия конституционной законности.

К задачам Конституционного суда РФ относят:

· способствование утверждению законности;

· воспитание в должностных лицах и гражданах уважения к Основному закону РФ.

К основным функциям Конституционного суда РФ относят:

· толкование Конституции РФ;

В соответствии со ст. 3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» установлено 7 групп полномочий Конституционного суда РФ.

К первой группе относятся полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов, договоров между Российской Федерацией и субъектами РФ, договоров между субъектами РФ, не вступившими в законную силу международных договоров Российской Федерации.

Вторая группа полномочий Конституционного суда РФ — это правовые средства разрешения споров о компетенции между высшими федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.

Третью группу образуют полномочия по проверке соответствия Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по поступившим в Конституционный суд РФ жалобам на нарушения прав и свобод граждан и по запросам судов.

В четвертую группу входят полномочия по толкованию Конституции РФ.

Пятая группа полномочий связана с предоставленным Конституционному суду РФ правом оценки соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В шестую группу входят полномочия, связанные с предоставленным правом законодательной инициативы, где реализуется правотворческая функция Конституционного суда РФ.

В седьмой группе объединены все иные полномочия, которые предоставлены Конституционному суду Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и иными правовыми актами.

В большинстве западных государств (за исключением Франции) существуют правовые основы для рассмотрения судами конфликтов, возникающих в ходе деятельности государственного аппарата. При этом надо отметить, что процедура споров о компетенции государственных органов может придавать этим решениям более однозначный и политически ярко выраженный характер, нежели в США, где все решения Верховного Суда подпадают под формулу «конкретного судебного дела». С формально-правовой позиции можно представить себе деятельность конституционного суда как арбитра между остальными органами, окончательно определяющего содержание их конституционных обязанностей и проверяющего конституционность их решений.

Однако такой образ часто не подтверждается в политической практике западноевропейских государств и почти несопоставим с реалиями процесса осуществления власти. Следует подчеркнуть, что любой политический конфликт в рамках государственного аппарата попадает в перечень дел, подлежащих рассмотрению в конституционном суде. Однако в представлении общественного мнения и политической доктрины такой путь не является необходимым в разрешении конфликтов. Главную роль призваны играть здесь политические партии и группы интересов, выступающие через парламент или правительственные органы. Не каждый политический спор трактуется как конституционный конфликт, и этот подход становится проявлением одного из отличий, например от американской модели юридизации политики.

Это интересно:  Юрист в сфере финансового рынка финансовый юрист

Характерными чертами являются осторожность в рассмотрении споров между государственными органами всеми заинтересованными субъектами и маскировка этих споров под процедуру исследования конституционности норм. Даже в этих рамках можно указать на многочисленные примеры важных политических конфликтов, которые никогда не представлялись на рассмотрение конституционных судов, что имеет отношение как к стабильным судам (особенно к австрийскому, итальянскому), так и тем более к вновь созданным (Испания, Португалия). Определенные попытки активного использования юридических форм разрешения политических конфликтов предпринимались, хотя и с разными последствиями, во Франции. Необходимо при этом помнить, что это было заложено в концепции создателей Конституционного Совета. Лишь в ФРГ использование Федерального Конституционного Суда стало правилом в поисках выхода из конфликтов в рамках федерального государственного аппарата либо конфликтов между федерацией и землями. Однако даже в этом государстве Конституционный суд сохраняет сдержанность и не расширяет своих прав до рамок рассмотрения всех политических вопросов. Таким образом, независимо от различий в активности и стиле деятельности отдельных конституционных судов их трудно трактовать в качестве необходимых участников в процессе разрешения политических конфликтов, и, видимо, именно это является основной их отличительной особенностью по сравнению с положением Верховного Суда США. Можно сказать, что конституционным судам принадлежит роль потенциального арбитра в политических конфликтах. Это не лишено смысла, поскольку в любом спорном деле нельзя исключать возможность обращения в конституционный суд. Наконец, при принятии любого политического решения необходимо иметь в виду, что оно не должно выходить за рамки конституции. Тем самым акцентируется важный характер существования конституционного суда — уже сама возможность его использования должна удерживать участников процесса управления от действий, противоречащих конституции или вызывающих сомнение в конституционности.

Результаты практики конституционного суда могут придавать им высокий авторитет в общественном мнении. Конституционный Суд считается органом, гарантирующим конституционную законность и защищающими гражданина от политически конъюнктурных действий партий. Вместе с тем получение поддержки конституционного суда в отношении введенных в действие законов или иных действий является несомненно политически привлекательным для их создателей подобно тому, как решение суда о противоречии конституции может быть выгодно для их противников. Даже в тех странах, где авторитет суда еще недостаточно укрепился, его решения могут стать одним из аргументов, свидетельствующих о значимости оцененных им норм либо действий.

Таким образом, положение конституционного суда обусловлено его политическим престижем, а следовательно, степенью убеждения, удерживающегося в общественном мнении и в политических кругах, в том, что принимаемые им решения являются авторитетными по отношению к установленным конституционным рамкам деятельности остальных элементов государственного аппарата. Чем сильнее будет убеждение, что решениям суда необходимо подчиняться, тем рискованнее будет игнорировать его мнение и тем больше шансов получит суд в укреплении своей позиции, даже если будет создаваться конфликтная ситуация с другими участниками процесса управления. Однако нелегко достигнуть порога политического престижа. К настоящему времени его достигли Конституционный Суд ФРГ, Австрии, Франции и Италии.

Кроме того, позиция конституционного суда зависит и от способностей политических партий к самостоятельному разрешению возникающих конфликтов. Слабость партийной системы или значительное усиление внутренних противоречий в политической системе могут создавать ситуацию, когда суд становится на позицию арбитра, что укрепляет. его самостоятельность и авторитет. Конституционный суд также может стимулировать или даже «вынуждать» другие органы предпринимать определенные действия, которые эти органы ранее не могли осуществлять по собственной инициативе из-за блокировки противоположных политических взглядов или групп интересов.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, studopedia.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector