История развития прав человека

Права и свободы человека и гражданина

Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно- правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства. Теория госдарства и права/ Под. ред. В. Д. Перевалов.- 3-е изд.-М.;2008.С.304

Права и свободы человека и гражданина в современном демократическом мире — основа правового государства. Содержание прав и свобод многообразно и охватывает все стороны жизни личности. Они включают право на свободу мысли, религиозные убеждения, физическую безопасность, право на свободу передвижения в своей стране, возможность покидать её и возвращаться. Признаётся право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, право собственности и ряд других прав. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает личности возможность утвердиться в качестве достойного члена общества. Государства уже не могут действовать, пользуясь неограниченным выбором средств и способов по отношению к личности. Её права, свободы и обязанности сформулированы в международных документах (декларации, договоры, пакты, хартии, конвекции) и в национальном законодательстве.

Права человека и гражданина утвердились в их современном виде не сразу. Процесс их становления сопровождался многовековой борьбой и большими жертвами. Само возникновение категории «права человека» было невозможно ни в государствах Древнего Востока, ни при рабовладении, ни при феодализме. Лишь с массовым возникновением наёмного труда, освобождением личности от феодальной зависимости человечество вышло на новый этап развития.

Теологическое учение признает человека божественным творением, на свободу которого не может посягать государственный деспотизм.

Теория естественного права опирается на сам факт принадлежности человека к сообществу себе подобных. В основе неотъемлемых прав и свобод человека современная демократия провозглашает человеческое достоинство.

Историческая теория прав человека связывает свободу личности с развитием экономических, политических, социальных и идеологических закономерностей общества. Обладание гражданством конкретного государства обогащает права человека, дает им более эффективную защиту. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. Однако реально может обеспечить права и свободы граждан только то государство, которое утвердилось на основе права и демократии.

Государство, признав в своей конституции права человека и гражданина, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. Признание прав человека и гражданина означало исторически новое положение личности в обществе и государстве. Обязанности государства уже распространялись не только на своих граждан. Единство прав человека и гражданина предполагает, что граждан другого государства и лиц, не имеющих гражданства, нельзя рассматривать как бесправные личности: они пользуются всеми правами и свободами, за исключением тех, которые принадлежат только гражданину данного государства.

В новых государствах утверждались идеи свободы и равенства всех людей, закрепление прав и свобод человека и гражданина: свобода собственности, торговли и предпринимательства, свобода слова, вероисповедания, неприкосновенность личности. Эти идеи получили свое закрепление в новых декларациях и конституциях, биллях о правах, которые должно соблюдать и охранять новое буржуазное государство.

Наиболее влиятельной считается Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г. во время Великой французской революции. В Декларации были сформулированы личные и политические права, демократические принципы отношения личности и государства. К ним относились, свобода совести, свобода слова и убеждения. Конкретизировалось право на личную безопасность запрещением необоснованного обвинения, незаконного задержания, установлением права на защиту. Наказания устанавливались лишь в силу закона. Каждый «предполагается невиновным, пока не установлено обратное, а в случаях задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом». Декларация провозглашала, что «собственность есть право неприкосновенное и священное» и «никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости, и при условии справедливого и предварительного возмещения». Декларация закрепляла политические права гражданина. За гражданами признавалось право участвовать в выборах парламента, лично или через своих представителей — в законотворчестве, хотя в тот период признавался высокий имущественный ценз, и право избирать распространялось лишь на взрослое мужское население.

Принципы и нормы этого документа оказали влияние на конституционное творчество стран в последующее время. Вместе с тем объем прав, утвержденных в период первых антифеодальных революции, с развитием нового общества был признан недостаточным. Капитализм в период своего становления характеризовался ничем не ограниченной эксплуатацией наемного труда (14-16 часовой рабочий день, эксплуатация труда малолетних детей, женского труда). Двадцать первый век стал эпохой осознания новых социальных прав, основными из которых стали право на труд и ограничение рабочего дня. Эти права ассоциировались с правом на жизнь. Такой была с начала двадцать первого века позиция рабочего движения в Англии, требовавшего новой хартии прав и поэтому названного «чартизмом». Программа социалистического рабочего движения, в котором действовали партии разных направлений, также требовала преобразования капитализма в Западной Европе, России, США. В двадцать первом веке понятия «социалистический» и «социальный» имели в основном одинаковое значение, но борьба за расширение декларации прав была неотделима для социалистов от требований всеобщего избирательного права. Идея социальных и избирательных прав также поддерживалась мыслителями и политическими деятелями, не разделявшими социалистические доктрины, но стремившимися реформировать капитализм. Среди них экономисты А. Смит и Д.С. Милль, философы Г.Гегель, Г.Спенсер, П.И. Новгородцев.

Борьба за социальные права (право на труд, забастовки, коллективные договоры, организацию профсоюзов, пособия по безработице) привела к определённым результатам лишь в двадцатом веке. Одновременно утверждалось всеобщее прямое тайное избирательное право. Революционные потрясение и мировые войны первой половины двадцатого века привели демократическое мировое сообщество к пониманию того, что попрание прав и свобод личности ведёт к историческим катастрофам.

Организация Объединённых Наций 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ней признавалось, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, возмущающим совесть человечества». Содержание этого демократического документа было углублено и конкретизировано принятыми 16 декабря 1966г. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты о правах отразили новые подходы к правам, свободам и обязанностям личности во второй половине двадцатого века. Расширился принцип равноправия как равенство в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения, религиозных верований. Был признан также новый по сравнению с семнадцатым — девятнадцатыми веками принцип «социальной справедливости», утвердивший обязанность государства обеспечить права граждан на определённый минимальный уровень заработной платы, пенсии по старости, пособия по безработице, общедоступное образование, медицинское обслуживание. Принцип социальной справедливости изменил отношение к частной собственности. Во многих обновленных конституциях, принятых во второй половине двадцатого века, признано, что собственность, её использование не должно причинять ущерба безопасности, свободе и человеческому достоинству.

Конвенция о правах ребенка (1991г.) принята с учетом того, что сознание, воля и эмоции детей до 18 лет находятся в процессе развития. Однако уже на этом уровне защищается его человеческое достоинство, право иметь религиозные убеждения или не исповедовать никакой религии, свободно высказывать свои убеждения, быть членом детских и юношеских организаций, быть защищенным от жестокого обращения в школе, в семье.

Требование прав и свобод личности утверждалось в неразрывном единстве с обязанностью уважать права и свободы других членов общества. Всеобщая декларация прав человека в ст.20 установила:

«1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Это же требование закреплено в каждом из Международных пактов о правах. Таким образом, признание прав и свобод человека и гражданина не означает ничем не ограниченных действий. Взрослый и ребенок, мужчина и женщина, человек любой национальности обязаны не нарушать чужие права, воздерживаться от оскорбительных слов и действий по отношению к окружающим, не посягать на их жизнь, физическую неприкосновенность, собственность, уважать их веру, убеждения.

Права и свободы человека и гражданина во всем их объеме существуют только в демократическом обществе. Поэтому международные акты запрещают использовать права и свободы для подрыва демократических государственных и общественных учреждений.

Государство, провозглашающее и обеспечивающее равноправие, социальную справедливость, всю совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, признается правовым и социальным государством.

Таким образом, все то что существует в природных и социальных качествах человека вне зависимости от расовых, национальных различий, пола, религиозной, и идеологической приверженности, обусловливает и общие черты любой правовой системы прошло и современности. В этой связи представляется, что знаменитое изречение Пифагора « Мера всех вещей- человек» имеет непосредственное отношение к праву. Право в единстве природного, социального и политического выступает в виде важнейшего свойства человека. Человек — существо разумное, справедливое, а значит, правовое. Теория госдарства и права /Под ред.В. Д. Перевалов.- 3-е изд.-М.; 2008.С.306

Права человека: история развития

Дмитрий Казанцев, юрист, г. Москва.

В разгар революционных событий во Франции Национальным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина. Это произошло 26 августа 1789 года. Она юридически оформила идеи о важнейших естественных и неотчуждаемых правах и свободах человека и гражданина, принадлежащих каждому с рождения. Ее значение для дальнейшего развития и закрепления прав человека невозможно переоценить, а содержание интересно и сегодня.

Предшественники теории

Концепция прав человека возникла на основе синтеза римской юридической науки и христианского гуманизма. На соединении этих двух культур и зиждется современная европейская цивилизация. Еще у римских юристов и византийских политических мыслителей можно встретить идеи о том, что существует некий необходимый минимум свободы человека, который не должен нарушаться государством, а также представление о необходимости равенства всех граждан государства перед законом и судом.

Однако в известном нам сегодня виде теория прав человека была сформулирована уже философами Нового времени в XVII и XVIII веках. Это известные британский мыслитель Джон Локк, голландский философ Гуго Гроций, американские политики Томас Пэйн и Томас Джефферсон. Философское обоснование теории прав человека присутствует в работах французов: Жан-Жака Руссо, Шарля Луи де Монтескье, Вольтера. И только к концу XVIII века права человека обрели юридическое оформление.

Разумеется, предшественниками юридического закрепления прав человека можно назвать и российскую Жалованную грамоту дворянству 1785 года, и британский Билль о правах 1689 года, и даже английскую Великую хартию вольностей 1215 года. Однако документы эти либо не носили универсального характера и распространялись лишь на отдельные сословия (как, например, Великая хартия вольностей или Жалованная грамота дворянству), либо содержали лишь относительно узкий перечень прав (как Билль о правах 1689 года).

Именно во французской Декларации прав человека и гражданина впервые были юридически утверждены важнейшие правовые принципы взаимоотношения государства и личности, закреплено понятие права человека». Права эти Декларация признала священными, и самой целью существования государства была названа именно охрана этих прав.

Принятие Декларации

Вторая половина XVIII века была отмечена во Франции как развитием правовых и гуманитарных идей, так и падением уровня жизни. Налоги устанавливались правительством без учета реальных экономических возможностей подданных, что приводило к разорению последних. В первую очередь разорялись крестьяне, которые, лишившись своего имущества, стекались в города в надежде найти работу.

По мере увеличения бедности граждан росло и их недовольство, которое в условиях все возрастающей концентрации беднейших подданных в городах грозило перерасти во всеобщее восстание. В этих условиях король вынужден был созвать Генеральные штаты (прообраз парламента в первые века Нового времени). Генеральные штаты были созваны в Париже 5 мая 1789 года после перерыва в 175 лет, причем в этом собрании число депутатов третьего сословия (то есть подданных, не относящихся ни к дворянству, ни к духовенству) было равно числу депутатов дворянства и духовенства, взятых вместе.

Депутаты третьего сословия требовали совместного с другими сословиями обсуждения решений и равенства при голосовании. Однако представители привилегированных сословий отказались принять эти требования, справедливо полагая, что тогда главенствующая роль в Генеральных штатах будет принадлежать именно третьему сословию. В ответ на это 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием — органом, не зависимым ни от короля, ни от Генеральных штатов. Национальное собрание было поддержано участниками восстания, которое все же началось в Париже 14 июля 1789 года, поскольку правительство так и не приняло действенных мер по борьбе с обнищанием подданных.

Именно Национальным собранием 26 августа 1789 года в качестве идеологического и правового обоснования борьбы против королевского абсолютизма была принята Декларация прав человека и гражданина.

Первое поколение прав человека

Права человека и гражданина, получившие свое идейное обоснование и юридическое оформление в эпоху Просвещения, именуют «первым поколением прав человека». Это важнейшие личные права, главнейшие из которых: право на жизнь, право на свободу, право на собственность.

Эта трилогия прав — жизнь, свобода, собственность — фигурирует в той же Жалованной грамоте дворянству и лежит в основе концепции прав человека. Однако, что любопытно, трилогия эта не представлена в полном виде в таких важнейших документах конца XVIII века, как Декларация независимости США 1776 года и французская Декларация прав человека 1789 года. В американской Декларации фигурируют «жизнь, свобода и стремление к счастью», а во французской Декларации говорится о правах на свободу и на собственность, но напрямую не поименовано право на жизнь. Важнейшие права сформулированы в ст. 2 Декларации 1789 года в следующем виде: «Свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».

Даже в такой формулировке в Декларации представлены не только личные, но и базовые политические права.

Не будет преувеличением сказать, что этим документом были закреплены важнейшие политические и правовые принципы, актуальные и для конца XVIII века, и для начала века XXI. Вот некоторые из них:

  • источником суверенной власти является нация (ст. 3);
  • закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества (ст. 5);
  • никто не должен быть притесняем за свои взгляды (ст. 10);
  • собственность есть право неприкосновенное и священное (ст. 17).

Реалии существовавших ранее и существующих ныне государств свидетельствуют о том, что пренебрежение этими простейшими и базовыми принципами сводит на нет все усилия по поддержанию правового порядка в обществе.

Декларация 1789 года до сих пор служит основой французского конституционного права и является документом прямого действия. Юридическая сила Декларации прав человека и гражданина подтверждена действующей французской Конституцией, принятой 4 октября 1958 года, а 16 июля 1971 года Конституционный совет Франции приравнял нарушение Декларации к нарушению Конституции Франции.

Жизнь, свобода, неприкосновенность

Идеи французской Декларации прав человека 1789 года уже в XX веке были закреплены в документе глобального значения — она стала прообразом Всеобщей декларации прав человека, принятой на Генеральной Ассамблее ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года.

Всеобщая декларация прав человека рекомендована для всех стран — членов ООН и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди независимо от происхождения и гражданства. В статье 3 Всеобщей декларации провозглашается право каждого человека на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность, а в ст. 17 сказано о праве собственности. В 30 статьях Всеобщей декларации прав человека нашли отражение важнейшие личные, социально-экономические, политические и культурные права человека. Текст Всеобщей декларации был переведен на 375 языков и диалектов и считается самым переводимым юридическим документом человечества.

Хотя Всеобщая декларация прав человека была принята лишь в качестве рекомендательного документа, но на ее основании были заключены два обязательных для подписавших их сторон пакта: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Правовое неравенство в современном мире

Важнейшими свойствами прав человека и гражданина являются их универсальность и неотчуждаемость, а также равенство граждан в обладании этими правами. Иными словами, правами обладают все граждане в равной мере и государство не может не только нарушать эти права, но и каким-либо образом воздействовать на граждан в целях отказа от этих прав.

К сожалению, по сей день эти принципы реализации прав человека в полной мере не всегда соблюдаются даже в передовых демократиях, не говоря уже об отсталых в правовом отношении государствах.

Современные государства, за исключением наиболее одиозных, как правило, избегают активных методов нарушения прав граждан на жизнь, свободу, неприкосновенность собственности и жилища, мирных собраний и свободного выражения мнений. Хотя еще недавно политические репрессии, в процессе которых попирались все эти права, не были чем-то из ряда вон выходящим. Но современным вариантом такого рода нарушений можно назвать самоустранение государства от защиты прав человека и гражданина с помощью присущего государству инструментария легального принуждения. Такое самоустранение может выражаться как в безнаказанности убийства сограждан и захвата их собственности, так и в отсутствии реакции силовых органов на просьбы о защите граждан, получающих угрозы убийства или ограбления. Это является грубейшим нарушением принципа, согласно которому важнейшей целью существования государства является защита прав его граждан.

Это интересно:  Пдд нужен ли знак шипы на машине

Даже в наши дни предпринимаются попытки если не исключить часть граждан из сферы действия прав человека, то существенно понизить те или иные группы граждан в правах. Современным вариантом такого рода нарушения прав человека является фактическое (а порой и юридическое) предоставление неоправданных привилегий лишь части граждан, а не всем гражданам. Здесь речь идет не об оправданной поддержке социально незащищенных групп граждан (пенсионеров, детей, граждан с тяжелыми заболеваниями), а о выделении по имущественному, профессиональному, этническому или иному признаку группы людей, обладающих особыми правами, недоступными для их сограждан. Такое правовое неравенство является нарушением базовых принципов прав человека.

Наконец, государства, независимо от уровня своего правового развития, склонны забывать о неотчуждаемости прав человека. Это свойство проявляется в том, что от важнейших прав даже сам человек не может отказаться, поскольку они являются естественными и неотъемлемыми свойствами каждого без исключения жителя современного мира. Следовательно, если человек лишен этих прав (даже добровольно), то этот факт можно квалифицировать исключительно как нарушение его прав, а не как «меры по обеспечению безопасности», «временные экономические трудности» или «наведение порядка сильной рукой». Всеми этими и многими другими понятиями современные правительства склонны манипулировать для оправдания отказа от отдельных прав человека и гражданина.

Коль скоро безусловное соблюдение прав человека до сих пор так и не стало основой функционирования государственных институтов, значит, изучение Декларации прав человека и работа по ее реализации актуальны и по сей день.

Формирование и развитие прав человека в России

История развития института прав человека и гражданина

Сколько потребовалось человеческих жертв, чтобы перейти из мрачных подземелий, пыток и казней в светлый чертог правды и разума. Таков уж характер человеческой истории: железная пята эволюции придавливает тысячи людей к земле. Можно сказать, что каждое рациональное правило правильного суда покупалось ценою бесчисленных страданий. Оно выковывалось молотом истории, дробившей черепа и кости несчастных жертв темноты и злобы.

Эволюция развития общества происходит благодаря социальным нормам и обеспечению человека правовым положением.

В правах человека сконцентрированы все важнейшие социальные нормы и принципы — не только правовые, но и моральные, политические, религиозные, философские, которые в различные эпохи предавали им своеобразную окраску в соответствии с экономическим строем и культурой того или иного обще-ства. Прогресс общества невозможен, если с каждой новой ступенью развития человек не получает все больший объем свободы. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.

Человек не может существовать и развиваться без социальных притязаний на определенный набор благ (материальных и духовных). Эти притязания и выступают как права человека, являющиеся «естественными», «прирожденными» свойствами. Вместе с тем они зависят от характера экономического и политического строя, соотношения социальных сил и уровня культуры общества. В условиях государственно-организованного общества эти притязания находят юридическое закрепление в законодательстве.

Права и свободы человека являются определенным нормативным измерением его социальной и культурной деятельности и выступают как одна из культурных величайших ценностей.

Методологическую основу социокультурной характеристики прав человека составляет исторический подход. «Всемирная история, — писал Гегель, — это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах».

Права человека как определенные требования (притязания), необходимого минимума условий нормальной жизнедеятельности возникли еще при первобытнообщинном строе. Эти притязания опирались на выработанные практикой обычаи, традиции, ритуалы и ставили своей целью обеспечить взаимодействие членов первобытного общества (рода, племени и т.д.). В то время отсутствовала дифференциация прав и обязанностей, и действующие нормы воспринимались как равные для всех и необходимые для организации человеческого общежития.

С расколом общества на классы предоставляемые людям права стали соразмеряться с их имущественным положением. Уже на этой стадии возникает гражданская идея, т.е. идея определенного комплекса прав и обязанностей гражданина.

Феодальное общество строилось на отношениях господства и подчинения (никто в нем не свободен полностью, каждый имеет своего господина). Период феодализма был эпохой, в ходе которой осмысливались и получали формулировки отдельные принципы, права и свободы.

В ходе гражданской войны принцип естественных прав в отношениях с государственной властью стал компонентом антифеодального сознания английского общества. Оно прониклось идеей неотчуждаемости прав, принадлежащих человеку от рождения. К ним относятся право на жизнь, собственность, свобода передвижения, вероисповедания, мысли, а также право народа на восстания против власти, узурпировавшей естественные права граждан.

В XIX в. сформировалось первое поколение прав человека. Таковыми стали традиционные либеральные ценности, сформулированные в процессе буржуазных революций, а затем конкретизированные в законодательстве демократических государств: свобода слова, совести и религии, право каждого гражданина на участие в государственных делах, равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность, свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости.

Н.Г. Чернышевский связывал свои надежды на изменение положения человека в России с падением крепостного права и самодержавия и внедрением суда присяжных в стране.

Л.И. Петражицкий считал, что «. нельзя задерживать столь важный, сколь и необходимый акт, как закон о неприкосновенности личности, связывая с ним весьма обширную законодательную работу, как пересмотр судебных уставов. Это дело особого законодательного проекта, которое мы тоже надеемся взять в свои руки».

Разделяя буржуазно-демократические идеи прав и свобод, Л.И. Петражицкий выступил в Думе основным докладчиком по предложению о признании за женщинами политических прав. Это должно было выразиться в равноправии в области наследственных прав, образования, допуска к государственной службе, а главное — в равном с мужчинами избирательном праве. Л.И. Петражицкий указывал на необходимость равноправия инородцев.

В целом русская юридическая мысль, направленная на развитие и охрану прав человека, находилась на уровне общих прогрессивных стремлений современников.

Природа социальных прав такова, что только постоянно созидательная деятельность государства способна их гарантировать. В конце XX в. государство не могло не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Эта закономерность современного государственного развития, нашедшего закрепление в Конституциях в ФРГ, Испании, Франции и других, включая Конституцию России, которая в ст. 7 провозглашается социальным государством.

В современном мире действуют международно-правовые документы, устанавливающие общепризнанные стандарты прав и свобод личности, определяющие ту планку, ниже которой государства не могут опускаться. Права и свободы человека перестали быть только внутренним делом государства, теперь это объект внимания всего международного сообщества.

Принятие таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.) внесло коренные изменения правового положения личности . Человек стал субъектом международного права. Все международно-правовые акты определили универсальный набор прав и свобод, который способен обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этот каталог формировался в ходе тысячелетней борьбы за свободу и социальный прогресс и в нем закреплены права человека первого и второго поколения.

После Второй мировой войны стало формироваться новое поколение прав человека. Их можно характеризовать как права человека и права народов. «Право на мир, на здоровую окружающую среду, на социально-экономическое развитие принадлежит как каждому человеку, так и каждому народу и даже человечеству в целом». Особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться не отдельным человеком, а какой-то общностью. Например, право на здоровую окружающую среду принадлежит индивиду, а право народов на развитие или самоопределение является коллективным, человек принимает участие в реализации таких прав, но это связано не с его личным статусом, а с принадлежностью к какой-либо общности.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида — это естественное право, присущее ему от рождения, коллективные права формируются по мере становления интересов в той или иной общности. Коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими на «качество».

Этот подход не просто реализовать в жизнь. Противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, иногда трудно разрешимы. В межнациональных конфликтах каждая из сторон выдвигает свои доводы, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ. Национальная идея, призванная быть катализатором возрождения нации, становится разрушительной силой. На передний план выдвигаются коллективные права нации, их стремятся реализовать любой ценой, даже ценой массового истребления своего и чужих народов. По мнению Н.А. Бердяева, национализм — это «злое эгоистическое самоутверждение, презрение и даже ненависть к другим народам», является «источником войн», создает «атмосферу войны», порождает шовинизм и ксенофобию. «Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему».

В современных теориях прав человека наблюдается тенденция относить к новому поколению права человека, конкретизирующие индивидуальные права первых двух поколений (право на отличие, право на тишину и покой), а также некоторые новые коллективные права (право на солидарность, право на международное общение).

Нет сомнения в том, что права человека и права коллектива будут развиваться и дальше, отражая развитие общественных отношений, возрастание притязаний личности, что наверняка потребует принятия новых международных документов, включающих более широкий перечень прав человека.

Развитие прав человека в дореволюционной России

Эволюция правового положения человека в России имеет богатую историю и прослеживается через все этапы ее государственно-правового строительства. Всегда шла борьба двух сил -стремящихся к свободе и реакционно-настроенных.

Крестьянская война в России, как и войны в Западной Европе, стихийно отразила потребность в изменении общественных условий существования крестьянства и работных людей.

В XIX в. наиболее значительным до отмены крепостного права было вооруженное выступление декабристов в 1825 г. Это была попытка изменить общественное и политическое устройство России на основе утверждения справедливости и прав человека.

В Уставе Союза благоденствия (1813 г.) говорилось: «Союз старается также укрощать и искоренять властолюбие и презрение прав человеческих. и убедить всякого в истине, что общее благо народа требует непременно частного, и что каждый человек, какого бы он сословия ни был, вправе им пользоваться» .

В целом вся система личных прав и свобод, провозглашенных в таких странах, как Англия, Франция, США, признавалась всеми участниками декабристского движения, поэтому и в основе вооруженного выступления лежало правовое основание.

Идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в борьбе против царизма и крепостничества использовали также члены революционного кружка петрашевцев, деятели русского демократического движения.

Идеи русских социалистов были созвучны борьбе с капитализмом XIX в. Вместе с тем для деятелей России особой проблемой были права крестьян. Отмену крепостного права А.И. Герцен расценивал как торжество «человеческих прав». Утверждение свободы мысли, печати, преподавания, равноправие мужчин и женщин А.И. Герцен считал неотъемлемой частью подлинной цивилизации.

В своем учении о свободе человека Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, а личность — категория духовная. «Личность, — подчеркивал Бердяев, — есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот».

Личность должна совершать самобытные, оригинальные творческие акты, и только это делает ее личностью и составляет ее единственную ценность. Если индивид более детерминирован и поэтому в своем поведении «больше подчинен общеобязательному закону», то «личность иррациональна», она «должна быть исключением, никакой закон не применим к ней».

Между тем происходили и значительные позитивные процессы. Бурно развивался капитализм на фоне становления единого рынка, ускорения промышленного производства, роста производительности труда, укрепления рубля. В результате столыпинской аграрной реформы интенсифицировалось сельское хозяйство.

Высочайшим Указом от 6 августа 1905 г. было утверждено «Положение о выборах в Государственную Думу», вскоре появился известный царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г., в котором обещалось даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов, предоставить «дальнейшее развитие начала общего избирательного права».

Февральская революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно-демократическому развитию России. Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. провозгласило полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным; свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих; отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовку к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования.

Первая Конституция РСФСР 1918 г. в качестве ведущего раздела включала «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой устанавливались права на пользование землей, участие в выборах, участие в рабочем контроле; свобода совести, выражения мнений, собраний, митингов, шествий, союзов и др. Права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, расовой и национальной принадлежности. Вместе с тем Конституция 1918 г. четко определяла сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, беспощадно подавляющего и уничтожающего противоположные классы и слои.

Приоритетное положение получили субъективные права и свободы личности над государственными ценностями. Основной Закон РСФСР 1918 г. обходил молчанием сферу личной свободы индивида (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.д.).

Проблема реализации принципа справедливости и прав человека в истории России в течение ряда столетий, начиная, по меньшей мере, с XVIII и до начала XX в., была весьма злободневной. Бесконтрольность правительственной власти самодержавной России на всех уровнях, всепроникающая регламентация и полицейская опека, отсутствие гласности, безнаказанность всякого рода чиновничьих злоупотреблений — все это в сильнейшей степени стесняло права человека и отсутствия справедливости. Процесс освобождения личности был долгим и болезненным.

Последовавшие за отменой крепостного права реформы 6070 гг. XIX в. внесли существенные коррективы в правовое положение сословий. При этом необходимо подчеркнуть важное значение судебной реформы 1864 г. Учреждались суд присяжных, адвокатура, выборный мировой суд. Вводились несменяемость суда, гласность и публичность судебных заседаний, состязательный процесс.

27 марта 1867 г. был издан Закон «О противозаконных сообществах». Правовое положение общественных организаций, их внутренняя жизнь и взаимоотношения с администрацией определялись уставами, утвержденными министрами, главным образом министром внутренних дел.

В 1882 г. был издан закон, частично регламентировавший труд малолетних (он определил продолжительность рабочего дня, запретил работу в ночную смену малолетних, не достигших 12-летнего возраста).

Исправительные органы ограничивали права и свободы, возвещенные Манифестом 17 октября 1905 г. и Основными законами в редакции 23 апреля 1906 г. К серьезным нарушениям прав личности следует отнести, в частности, произвольные аресты, незаконные обыски и выемки, перлюстрацию писем.

Поводом для всякого рода стеснений свободы личности и даже применения к ней уголовной кары часто было не совершение того или иного преступления, а так называемая политическая не-благонадежность.

Положение человека в обществе и государстве, обеспечение свободы человеческой личности — коренные вопросы конституционного развития всякого общества и государства. В историческом плане в характеристике прав и свобод как нормативно-правовой формы взаимоотношений государства и личности прослеживаются различные виды взаимодействия государственной власти с человеком и, соответственно, различные основы правового положения личности.

Концепция прав человека в СССР: предпосылки формирования

Так, В.Н. Синюков отмечает, что основная суть особенностей «социалистического права» сводится к значительно большей, по сравнению с западными правовыми системами, социальной наполненности правового регулирования, «явной «склеенности» права с общинной организацией жизнедеятельности восточноевропейских социумов, акценте в строении права не на отвлеченно-формальных долженствованиях, а на фактически гарантирующих «существованиях» конкретных возможностей людей».

Сказанное следует дополнить и тем, что немало исследований в этой сфере было политизировано, причем официальная позиция здесь в течение последних десятилетий сменилась, как минимум, трижды. Поэтому можно сделать вывод, что правовая система того времени может быть осмыслена лишь в контексте существовавшей реальности.

Поэтому советскую эпоху развития прав человека можно с некоторой долей условности разделить на 5 этапов, каждый из которых обладает своей спецификой: «слом» дореволюционной правовой системы и зарождение советской концепции прав человека (1917 г. — середина 1920-х гг.); «деформация» системы обеспечения прав человека (вторая половина 1920-х — начало 1950-х гг.); «хрущевская оттепель» (середина 1950-х — конец 1960-х гг.); эпоха «развитого социализма» (начало 1970-х — середина 1980-х гг.); либерализация (вестернизация) концепции прав человека (вторая половина 1980-х — начало 1990-х гг.). Каждый из этих этапов характеризовался особым типом взаимоотношений между государством и личностью. Остановимся здесь подробнее.

Это интересно:  Какие деньги можно вернуть с кредита

Известно, что огромное влияние на судьбу прав человека не только в России, но и во всём мире оказала Октябрьская революция 1917 г. Правовая основа регулирования субъективных прав, созданная дореволюционным законодательством, рухнула. Политико-идеологической базой для новых преобразований выступил марксизм, обосновывающий необходимость слома старого государственного аппарата, после которого правовая система Российской Империи должна была исчезнуть, уступив место диктатуре пролетариата. На смену пришел классовый подход к праву, основным источником которого становится революционное правосознание судей. Данный подход поначалу не подразумевал необходимости формальной фиксации возникающих прав.

Разрушенная экономика страны и гражданская война определили назначение правоохранительной системы как главной опоры советской власти. Жесткий классовый подход к пользованию правами вытекал также из ее стремления освободиться от любых форм контроля со стороны оппозиции, часто имевшей опыт политической деятельности. Так, избирательных прав и возможности занимать государственные должности лишались лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, торговцы, бывшие сотрудники правоохранительных органов, служители религиозных культов и др. Ограничивалась свобода передвижения крестьян, их представительство в высших органов власти.

Однако со второй половины 20-х гг. начинается процесс отхода от первоначальных установок по вопросам прав личности. Основными факторами здесь выступили: ликвидация привычного уклада жизни в деревне, антирелигиозная пропаганда, обострение внутриполитической борьбы, наличие постоянной внешней угрозы и пр.

Все более приоритетными становятся интересы государства. Кроме того, в общественное сознание внедряются идеи о том, что социалистический строй автоматически исключает нарушение прав и свобод граждан народной властью. Особое значение имело обоснование И.В. Сталиным доктрины об обострении классовой борьбы.

Другой особенностью рассматриваемого периода является усиление влияния партийных органов на деятельность государственного аппарата. Поэтому милиция, прокуратура и суды старались руководствоваться не законом, а решениями партийного аппарата и политической конъюнктурой.

Так, в Положении о Рабоче-Крестьянской милиции от 25 мая 1931 г.1 прямо указывалось, что милиция является органом диктатуры пролетариата, основная задача которого охранять революционный порядок и общественную безопасность, необходимые для социалистического строительства (ст. 1, 3 Положения). Что касается защиты интересов отдельной личности, то компетенция милиции сужается до борьбы с преступностью и охраны личной безопасности граждан и их имущества (ст. 2). Зато добавляются элементы политического контроля: наблюдение за соблюдением установленных правил шествий и демонстраций; надзор за соблюдением правил в обществах, не имеющих целью извлечение прибыли; оказание содействия должностным лицам всех ведомств при исполнении ими служебных обязанностей в тех случаях, когда отдельные граждане или группы граждан отказываются подчиняться законным требованиям этих должностных лиц или оказывают им сопротивление и др. И хотя формально оставалось подчинение местным Советам, контроль представительных органов власти замещается партийным контролем.

Именно в это время отчетливо проявляется акцент государственной политики на обеспечении социально-экономических интересов личности. Главными критериями такого подхода служили равенство и социальная справедливость на основе «классового» правосознания. Недаром С.Н. Братусь отмечал, что «право берет под свою защиту не любой, пусть даже непротивоправный интерес данного индивида, но те личные блага, которые признаны социально ценными и поэтому подлежащими с точки зрения государства юридической защите». Именно в это время ликвидируется безработица, создается система бесплатного образования, медицинского обслуживания, вводится единый правовой статус советского гражданина.

Негативное влияние на формирование системы обеспечения прав человека оказала Великая Отечественная война. В этот период наблюдается существенное ослабление принципов правосудия и процессуальных гарантий, что вполне естественно для условий военного времени. Значительно снижала уровень законности практика принятия без опубликования законов, подзаконных актов и ведомственных инструкций об установлении различных видов юридической ответственности.

Вместе с тем нельзя забывать, что происходящие в период 3040-х гг. прошлого века изменения в советском праве были направлены на укрепление всех систем жизнеустройства в таком их виде, который обеспечивал, по мнению руководства СССР, быструю мобилизацию ресурсов для вывода страны на необходимый уровень обороноспособности, в том числе устранение социальной среды (возможной оппозиции), на которую мог опереться вероятный противник.

Существенное значение имели обозначенные в октябре 1961 г. XXII съездом КПСС задачи по реформированию общественных отношений, усилению режима законности и правопорядка. Устанавливалось, что переход к коммунизму означает всемерное развитие свободы личности и прав советских граждан.

С начала 1970-х гг. провозглашается, что в СССР построено «общенародное государство», главная цель которого — благо народа. Важную роль в этом процессе играет принятие концепции «развитого социализма».

В этот период получает окончательное оформление социалистическая концепция прав человека, которую представители СССР неизменно стремились проводить в процессе принятия основных документов на международной арене. Так, в 1973 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицирует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах.

Складывались основные особенности советской доктрины прав человека: отрицание идеи естественных и неотчуждаемых прав человека и их установлении только государством; претензия на превосходство социалистических представлений о правах перед буржуазными; утверждение о приоритете социально-экономических прав над личными и политическими; трактовка проблем прав человека как исключительно внутреннего дела государства, исключающая международное вмешательство и рассмотрение его как посягательство на суверенитет; отрицание частной собственности и гарантий ее независимости от государства; реализация прав и свобод с учетом первостепенной важности интересов социалистического общества.

Особый смысл придавался равенству прав личности как высшему достижению социалистической правовой системы. Государство стремилось к «выравниванию» положения некоторых категорий населения путем установления определенных льгот и преимуществ (для женщин, детей, инвалидов, пенсионеров), т.е. учету в законодательстве естественных и социальных различий. Ограничивался и верхний предел реализации прав личности, лимитировалась заработная плата, предельный размер жилья, в ряде случаев свобода передвижения и др. Поэтому принцип отрицания частной собственности и гарантий ее независимости от государства воспринимался как условие сохранения правового равенства граждан.

Исходя из этого, многие ученые того времени определяли, что право (правовой статус личности, ее права) не является самоцелью, а выступает в качестве специфического средства достижения определенного социального результата.

Права человека в СССР

Известно, что огромное влияние на судьбу прав человека не только в России, но и во всем мире оказала Октябрьская революция 1917 г. Правовая основа регулирования субъективных прав, созданная дореволюционным законодательством, рухнула, новым источником права стало революционное правосознание (как его понимали исполнители на местах), что подразумевало отсутствие формальных гарантий личности от вмешательства в ее жизнь публичных органов. Более того, широко обсуждались (к счастью, здесь далеко не зашло) проекты полного обобществления (имущества супругов, детей и пр.).

Ликвидировались также адвокатура, прокуратура, институт судебных следователей. Для рассмотрения же гражданских и уголовных дел повсеместно и под различными названиями стали создаваться временные народные суды (революционный суд, суд общественной совести, революционный трибунал и т.д.). Во многих случаях при вынесении приговоров за отсутствием правовой базы, устанавливающей преступность и наказуемость деяний, они руководствовались правилами, принимавшимися на собраниях и митингах.

Характерны высказывания В.И. Ленина: «Суд должен не устранить террор, а обосновать и узаконить его принципиально». В целом же деятельность всех органов государства диктатуры пролетариата укладывалась в формулу: «Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами». Следовательно, революционное правосознание эпохи жесточайшей классовой борьбы объективно находилось под влиянием идей диктатуры пролетариата, отрицавшей самостоятельную ценность личности, а прежде всего представителей бывшей господствующей элиты.

Тем не менее новая власть провозгласила цели освобождения народных масс от эксплуатации, ликвидации всех видов социального и национального угнетения и неравенства, установление прав и свобод трудящихся во всех областях жизни общества — в хозяйстве и культуре, политике и социальном развитии. Это получило закрепление и развитие в следующих директивных документах: «Декрет о мире», «Декрет о земле», «Декларация прав народов России», «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а также других определяющих основы государственно-правового статуса личности. Важным этапом было принятие Декрета ВЦИК и СНК РСФСР «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», который ликвидировал сословные и чиновничьи привилегии и положил начало созданию особого института гражданства. Расширялись также гарантии социальных прав граждан. Так, 14 ноября 1917 г. было опубликовано специальное правительственное сообщение, в котором провозглашалось право на социальное обеспечение в случае потери трудоспособности. Уже XII Съезд РКП(б) потребовал особенно тщательного совершенствования государственного аппарата и хозорганов в части непосредственного соприкосновения их с населением, наказания работников аппарата за малейшее пренебрежение к нуждам рабочих и крестьян.

Однако в связи с обострением партийной борьбы начиная с середины 1920-х гг. существенно возрастает роль карательных органов, в частности, особого совещания при ОГПУ (март 1924 г.), которое рассматривало дела о так называемой контрреволюционной деятельности, шпионаже, спекуляции валютой и золотом. Позже из ведения судов были исключены крупные хозяйственные дела и дела политического характера, которые передавались в ведение так называемых «троек», внесудебных органов, полномочных рассматривать дела политического характера.

Законодательно вводится такая мера, как «поражение в правах», что означало: лишение избирательных прав, права занимать выборные должности в общественных и государственных организациях, права на пенсию и так далее на срок от одного года до пяти лет. Практикуются пытки, методы психологического и физического воздействия на обвиняемых. В одном из директивных писем, направленном руководством партии в обкомы ВКП(б) и органы НКВД в 1939 г., прямо указывалось: «ЦК ВКП(б) разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК, как совершенно правильный и целесообразный метод».

Еще более негативное влияние на обеспечение прав личности оказала Великая Отечественная война. Дела слушались в упрощенном порядке, по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Кассационный порядок обжалования приговоров был устранен. Необходимость восстановления народного хозяйства, выявления бывших пособников нацизма, обострившаяся внутрипартийная борьба и т.п. в послевоенный период также не способствовали расширению прав граждан.

Особый смысл имело закрепление в ст. 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик порядка защиты чести и достоинства личности, права каждого гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь и достоинство сведений. Значительно усиливается институт жалобы, который признается одной из главных форм реагирования на факты нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, средством устранения и предотвращения этих нарушений.

Одним из итогов проходивших реформ стало оформление общественных правозащитных движений. Первая правозащитная ассоциация «Инициативная группа защиты прав человека в СССР» образовалась в 1969 г. Его членами-основателями стали А. Сахаров, А. Твердохлебов, В. Чалидзе, а корреспондентами А. Солженицын и А. Галич.

Вместе с тем с начала 1960-х гг. значительно снижаются темпы роста экономики, существенно осложняются отношения с Китаем и США. Авторитет Н.С. Хрущева и доверие к новому курсу преобразований, в котором не наблюдается системности, существенно падает. В результате государственное строительство переходит на умеренно-консервативный путь.

Подписание Советским Союзом таких международно-правовых актов, как Международный Билль о правах человека 1966 г., Хельсинский заключительный акт 1975 г. и др., означало признание международно-правовых обязательств по соблюдению прав человека. Это предопределило включение в конституционное законодательство определенных новелл. Так, в Конституции СССР 1977 г., названной «Конституцией развитого социализма», были зафиксированы новые права граждан: право на охрану здоровья (ст. 42), на жилище (ст. 44), права на труд с возможностью выбора профессии, рода занятий и работы (ст. 40), на свободу творчества (ст. 47), на пользование достижениями культуры (ст. 46), право на участие в управлении государственными и общественными делами (ст. 48), а также презумпция невиновности (ст. 160). Существенно расширилась сфера личной свободы индивида, гарантированная неприкосновенностью личности, жилища, тайной переписки, защитой чести и достоинства (ст. 54, 55, 56, 57) и др. Права не только провозглашались, но и гарантировались.

Перестройка ознаменовала новый этап «либерализации» в развитии прав личности. И хотя реформы часто носили непоследовательный и даже непродуманный характер, недооценивать их нельзя. Обозначились процессы усиления позиций судебной системы. Так, принятие законов «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» и «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан» предоставило гражданам возможность судебного обжалования сначала неправомерных единоличных действий должностных лиц, а затем и коллегиальных решений государственных органов. Особое значение получило развитие института частной собственности как гарантии экономической независимости личности.

Эпохальным событием для развития прав и свобод личности стало принятие 5 сентября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина3 на внеочередном Съезде народных депутатов СССР, настрой которого во многом определился поражением ГКЧП и победой новых демократов в августе 1991 г. Данный документ, в отличие от действовавших тогда союзной и республиканских Конституций, основывался на том, что каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми правами.

Между тем многие гуманитарно-демократические преобразования все еще носили половинчатый характер. Реформы системы защиты прав личности существенно осложнялись внутренними противоречиями между старой репрессивно-правоохранительной формой государственного механизма и его новым, еще малоосмысленным обществом, либерально-демократическим наполнением.

К концу 1980-х гг. наметился существенный разрыв между законодательным закреплением прав личности и их осуществлением, что самокритично признавала КПСС. Отмечалось, в частности, что «провозглашение демократических принципов на словах и авторитарность на деле, трибунные заклинания о народовластии, но волюнтаризм и субъективизм на практике, говорильня о демократических институтах и реальное попрание норм социалистического образа жизни, дефицит критики и гласности — все это довольно широко распространилось, укоренилось в жизни обще-ства». С другой стороны, все более в обществе проявляется стремление к индивидуализму, отходу от коллективных ценностей. Идеалом для многих выступает уже не коммунистическая идея, а западное общество потребления. Дефицит товаров народного потребления только усиливает скрытое недовольство, которое выливается в отношении к государственным органам.

Можно отметить, что итогом развития прав человека в рамках социалистической правовой системы стало установление основных юридические средств защиты прав граждан: права на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество, право обжалования действий должностных лиц, государственных и общественных органов, защита прав личности, нарушенных совершением преступления.

Советскую эпоху развития прав личности и системы их защиты нельзя оценивать однозначно. Существовали периоды, когда механизм государства использовался и в репрессивных целях. Тем не менее нельзя забывать, что большинство элементов пра-вообеспечительной деятельности Российской Федерации сегодня еще значительно уступают уровню советского периода, в частности, в отношении таких важнейших прав личности, как право на труд, отдых, жилище, достойный уровень жизни.

История прав человека в России как пример соответствия позитивного права нормам естественного права

История прав человека в России берет свое начало от реформы 1861 г., отменившей крепостное право, одним своим существованием отрицавшим свободу личности как центральную категорию прав человека. Именно с отменой крепостного права стало возможным поднять вопрос о правах человека и их нормативном закреплении.

После проведения ряда реформ органов государственной и местной власти в 60-х гг. XIX в., к концу столетия в России еще не сложилась прочная система постоянных ограничений государственной власти. Права и свободы населения не были юридически закреплены в полном объеме и практически повсеместно нарушались. Вместе с тем отмена крепостного права, приведшая к предоставлению личной свободы крестьянам, создание местных органов самоуправления (земских и городских), создание независимого суда, заключавшееся в его отделении от администрации, подготовили условия для введения в России основ конституционного строя, формирования правового государства и законодательного признания естественных и неотчуждаемых прав человека и гражданина.

Манифест 17 октября 1905 г. стал первым документом всесословного характера, так как в нем провозглашались основные политические права и свободы, предоставленные всем российским подданным вне зависимости от их социального происхождения.

Не будучи законом в формальном смысле, октябрьский манифест 1905 г. обладал огромной правообразующей силой. Все последующее конституционное законодательство России своим развитием обязано главным образом ему. Он не был конституцией и даже конституционным законом, а по своим юридическим характеристикам он походил на так называемые европейские конституционные хартии, получившие распространение в эпоху конституционных преобразований, предусматривающих участие народа в законотворчестве и подтверждавшие права человека.

В свою очередь, положения Высочайше утвержденных Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. говорят о том, что Россия восприняла и декларировала отдельные идеи правового государства. В них впервые были закреплены гражданские права и свободы (в том числе и естественные права). Правда, здесь еще не говорится о «гражданах» — так как монархию на тот момент никто не отменял, — а идет речь о российских подданных. Правам и свободам, наряду с обязанностями подданных, посвящена отдельная, вторая глава, содержащая четырнадцать статей. Правам уделено десять статей. Что касается естественных прав, то из первичных прав этой категории закрепляются право на личную неприкосновенность и некоторые составляющие права на свободу.

Так, российским подданным конституционно гарантировались: неприкосновенность личности и законность юридического преследования («Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных», ст. 30); неприкосновенность жилища («Жилище неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и порядке, законом определенных», ст. 33); свобода передвижения, выбор занятий, места жительства, выезда за пределы государства («Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами», ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний (ст. 36), свобода слова и печати («Каждый может в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами», ст. 37), свобода союзов (ст. 38), свобода веры («Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом», ст. 39).

Это интересно:  Кбк усн 6 процентов 2017 доходы

Подлинное значение норм о правах и свободах человека зависело от текущих законов, регулирующих в каждом отдельном случае дарованные конституцией свободы, а также от связанной с этим административной практики. Однако за короткий период в России невозможно было привести законодательство и административную практику в полное соответствие с конституционными принципами, а также идеями «возрожденного» естественного права. Вместе с тем принятые еще до созыва Государственной Думы демократические акты (указы о печати, союзах и объединениях, собраниях, изданные как временные правила до окончательного урегулирования этих вопросов Думой) продолжали действовать. Это говорит о серьезных шагах в сфере демократизации общества, предпринятых самодержавием.

К сожалению, естественный ход дальнейшего поступательного развития прав человека в России был прерван Октябрьской революцией. В соответствии с установлением нового, большевистского правопорядка, стала создаваться новая правовая система. Так, первый декрет «О суде», принятый 5 декабря 1917 г., объявлял, что в своих решениях суды руководствуются «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию», а в декрете 1918 г. ссылки на законы свергнутых правительств уже прямо запрещались. От новой правовой системы требовалось, чтобы она легко реагировала на постоянно меняющиеся партийные установки, а само право должно было быть простым и понятным широким массам.

В первых конституциях советского государства разделов о правах граждан не было, что можно объяснить, видимо, сложностью политической ситуации. В Конституции СССР 1936 г. вновь появляется соответствующая глава (глава Х «Основные права и обязанности граждан»). Здесь в целом правам посвящено двенадцать статей, по сравнению с основными государственными законами периода империи несколько увеличен и перечень прав советских граждан, и прежде всего за счет социально-экономических прав (на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование).

Определенным образом закрепляются и основополагающие естественные права, причем формулировки, как видно из нижеследующих примеров, во многом сходны с императорскими. Так, согласно ст. 125 Конституции СССР 1936 г., гарантируются свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций; далее указывается, что «эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления». Правда, тут делается оговорка, которой не было в Основных государственных законах и которая существенно ограничивает указанные свободы. Суть ее заключается в том, что перечисленные свободы гарантируются не вообще, а «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».

Согласно Конституции, «гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора» (ст. 127), «неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом» (ст. 128).

В дальнейшем обозначенная тенденция находит свое подтверждение. Так, в Конституции СССР 1977 г. тема прав человека отражается в преамбуле, чего раньше не было. В главе седьмой, посвященной основным правам и свободам и обязанностям граждан СССР, содержится уже тридцать статей, из них правам и свободам уделена двадцать одна статья. Как и в предыдущей Конституции, основное внимание сконцентрировано на социально-экономических правах. Однако и естественные права находят большее закрепление. Конституцией гарантируются, в частности, «свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства^» (ст. 47), свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 50), свобода совести (ст. 52).

Несколько статей регулируют право человека на личную неприкосновенность. Так, согласно ст. 54, гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. «Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора». Конституцией гарантируются также неприкосновенность жилища — «никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц» (ст. 55), личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений (ст. 56).

В рассматриваемой Конституции впервые появляется положение, где прямо говорится о защите жизни и достоинства личности, правда, это делается пока в рамках одной конституционной нормы. Речь идет о ст. 57, где указывается, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций, должностных лиц. Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Наконец, в Конституции России 1993 г. (видимо, в связи с тем, что общественно-политическая ситуация в нашей стране изменилась коренным образом) содержится уже сорок семь соответствующих статей.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже количество статей в конституционно-правовых актах, в разные периоды регулирующие права, свободы и обязанности граждан, в том числе касающихся естественных прав, само по себе показательно (1906 г. — десять статей, 1936 г. — двенадцать, 1977 г. -двадцать одна, 1993 г. — сорок семь статей) и подтверждает отмеченную выше закономерность последовательно нарастающего закрепления естественных прав человека нормами позитивного права.

Если говорить о качественной стороне, то и здесь с течением времени очевидна более подробная и, если можно так выразиться, более фундаментальная регламентация естественных прав. Так, в действующей российской Конституции, в отличие от всех предшествующих, впервые появляются нормы, подчеркивающие особое положение естественных прав. Хотя в самой Конституции РФ понятие «естественное право» не используется, однако закрепленные в ней основные права и свободы человека по своей природе являются естественными и придают конституционному правопониманию естественно-правовой характер. Об этом свидетельствуют, в частности, положения ст. 2 Конституции РФ о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и ч. 2 ст. 17 о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Позитивно-правовое значение и приоритетный характер основных прав и свобод человека и гражданина закреплены во многих статьях Конституции РФ. Так, в ст. 18 провозглашено, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В Конституции РФ закреплен обширный перечень прав и свобод человека и гражданина, соответствующий мировым стандартам в этой области и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод относится, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции РФ «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Это означает конституционное признание позитивно-правового значения всех общепризнанных в современном международном праве и международных пактах естественных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, можно констатировать, что естественные права человека получают все более подробное закрепление в нормах позитивного права. Это относится не только к конституционно-правовым актам, но и к нормативно-правовым документам различных отраслей права, где достаточно подробно регулируются вопросы, касающиеся обеспечения естественных прав человека, причем обозначается тенденция к ужесточению санкций за противоправное ограничение или лишение естественных прав. Так, в Уголовном кодексе РФ 1996 г. значительно усилена уголовно-правовая защита естественных прав человека.

Например, согласно ч. 1 ст. 105 УК РФ, убийство (без отягчающих обстоятельств), т.е. умышленное противоправное лишение жизни другого человека — «первейшего» естественного права любого человека, карается наказанием в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, в то время как по ранее действовавшему УК РСФСР 1960 г. за это же деяние предусматривалось лишение свободы сроком от трех до десяти лет. Кроме того, впервые введена уголовно-правовая защита таких прав, как права на неприкосновенность частной жизни (ст. 137 УК РФ), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ), неприкосновенность жилища (ст. 139 УК РФ).

Очевидно, что в дальнейшем данная тенденция сохранится, и естественные права, таким образом, будут получать все более детальное закрепление в нормах позитивного права. Одновременно это будет означать все большее сближение естественного и позитивного права.

Помимо указанного, наблюдается тенденция расширения перечня естественных прав, закрепляемых в нормативно-правовых актах, что отмечено выше на примере советских конституций. Здесь важно подчеркнуть, что такой перечень касается естественных прав человека, сформировавшихся в процессе развития социальных отношений. Речь идет прежде всего о правах на свободу, на достоинство личности, личную неприкосновенность и их составляющих (неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и др.). Можно предположить, что в перспективе к естественным правам будут добавляться и другие, отнесение которых к числу таковых в настоящее время еще спорно (например, право на собственность, некоторые политические права и др.).

Права человека – история возникновения и становление понятий

В международных документах, в частности, документах ООН, права человека характеризуются как «права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо»[18].

Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой‑либо дискриминации. Права какого‑либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает права других лиц.

Принято считать, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое систематическое изложение в американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Многие элементы прав человека существовали и в более древнем обществе. Однако именно в XVIII в. права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и свободу.

Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась первым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культурные права. В настоящее время все большее признание получают общечеловеческие права: права на мир, развитие и на охраняемую от разрушения чистую окружающую среду.

Концепция экономических, социальных и культурных прав развивалась медленнее, чем концепции гражданских и политических прав. Расширение участия в демократических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые мы сейчас называем «гражданские и политические». Сначала внимание социальных реформаторов привлекли последствия промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимые условия жизни рабочего класса[19].

На начальном этапе решение этих проблем зависело от отдельных лиц, занимающихся благотворительной деятельностью. Концепция коллективной ответственности за социальное зло получила развитие впоследствии и приобрела форму трансфертных платежей[20]в связи с развитием различных систем страхования. Первые признаки системы коллективной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соответствующие изменения.

Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригодность индивидуальных мер для решения коллективных проблем. Началось объединение усилий, обман идеями и опытом, совершенствование методов социального обеспечения и принятие коллективных мер с целью решения возникавших проблем. Первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осудить войну и создать основу для международного сотрудничества.

Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организации труда, а также появление в 1920 г. социально‑попечительских организаций.

Следующий важный этап в области развития прав человека начался после Второй мировой войны, когда страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм международного поведения в качестве прав. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой для всей последующей деятельности. Международное сообщество пришло к выводу, что оно не может оставаться в стороне, когда в какой‑либо стране правам человека угрожает опасность.

Рассмотрим содержание основных прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека.

Право на жизнь. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни. Право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Осознание ценности жизни – это не личное дело одного человека, оно затрагивает общество в целом. Ухудшение состояния окружающей среды, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения представляют собой некоторые из тех серьезных факторов, которые создают опасность для жизни.

Свобода. Принцип, в соответствии с которым «все люди рождаются свободными», провозглашаются в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека. Основные права:право на свободу личности; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства – провозглашаются в следующих 19 статьях. Однако свобода ограничивается принципом уважения права других лиц на свободу, а также иными факторами.

Равенство и недопущение дискриминации. Основной принцип равенства всех людей провозглашен в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого‑либо лица или группы лиц становится невозможной. Дискриминация представляет собой лишение кого‑либо прав в интересах узкой группы или группы лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, постоянно пополняется. Появляются новые поводы для дискриминации, например, тенденции в области сексуальной ориентации, распространение вируса ВИЧ/СПИДа.

Справедливость. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические и другие, которые являются основой общества, построенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности.

Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение всеобщего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Солидарность. Солидарность означает не только сострадание к другим людям, но и участие в борьбе этих людей за их интересы. Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов и т. д.

Социальная ответственность. Социальная ответственность – это деятельность, осуществляемая в интересах социально уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Социальная ответственность – это практическая сторона солидарности. Человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

Эволюция, отказ от насилия и обеспечение мира. Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными; конструктивными или разрушительными. Революционный принцип – быстрая ломка старого, отжившего, – был основой перемен на протяжении многих веков, сопровождаясь при этом страданиями людей, вооруженными конфликтами. Эволюционный подход является более медленным, не сразу дает результаты, но он позволяет найти более надежное и более эффективное решение.

Отношения между человеком и природой. В XXI в. пришло понимание необходимости поиска гармонии с природой, ее защиты. Деградация окружающей среды является слишком очевидной, чтобы ее можно было игнорировать. Радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнений, а также тенденции в области потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша планета. Речь теперь идет не только о защите окружающей среды, но и об экологическом воспитании человека.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, be5.biz, studopedia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector