Инвентаризация резервов предстоящих расходов

В соответствии с правилами законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении созданный организацией резерв предстоящих расходов на оплату отпусков подлежит обязательной инвентаризации в целях выявления обоснованности числящихся сумм.

Инвентаризация указанного резерва в рамках системы бухгалтерского учета должна осуществляться назначаемой в обязательном порядке в конце года инвентаризационной комиссией в соответствии с правилами, определенными Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

В рамках налогового учета, созданного в организации, инвентаризация осуществляется в соответствии с методикой, приведенной в статье 324.1 НК РФ.

Создавать резерв предстоящих расходов для оплаты расходов на оплату отпусков в рамках системы бухгалтерского учета организации вправе в соответствии с пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета.

Возможность создания организацией указанного резерва, а также методика его формирования определяются учетной политикой организации, применяемой для целей бухгалтерского учета.

Резерв создается в целях обеспечения равномерного включения расходов на оплату отпусков в издержки производства или обращения отчетного периода. Объясняется это тем, что в отпуск сотрудники идут, как правило, в летний и осенний периоды, а потому в приходящиеся на данный период месяцы возможно значительное увеличение расходов, формирующих себестоимость производимой продукции (работ, услуг).

Размер отчислений в резерв определяется исходя из суммы затрат на оплату труда работников, принимаемых при расчете отпускных сумм и отчислений на социальное страхование и обеспечение, включая суммы единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Резерв может образовываться посредством ежемесячных отчислений, определяемых исходя из годовой плановой суммы на оплату отпусков в отчетном году и отчислений с них на нужды социального страхования и обеспечения к плановому годовому фонду оплаты труда.

За счет создаваемого в течение года резерва на предстоящую оплату отпусков списываются фактически начисленные суммы среднего заработка за предоставленные работникам основные и дополнительные отпуска с отчислениями на социальное страхование и обеспечение, а также суммы денежной компенсации за неиспользованные отпуска. Отнесение за счет сумм созданного резерва денежной компенсации обусловлено тем, что изначально он создается в том числе и в той части отпусков, которые будут оплачены работникам в виде денежной компенсации, а в конце года величина неиспользованных работниками отпусков имеет свое значение при инвентаризации сумм резерва.

В бухгалтерском учете формирование и использование созданного в соответствии с учетной политикой организации резерва предстоящих расходов сопровождается следующими записями по счетам учета:

Дебет 20 Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» и т.д. Кредит 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков»

— производство равномерных ежемесячных отчислений в созданный организацией резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (соответствующие счета учета определяются согласно сфере, в которой заняты сотрудники);

Дебет 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

— за счет сумм созданного в организации резерва отнесены суммы среднего заработка за отпуск и денежной компенсации за неиспользованный отпуск;

Дебет 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков» Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам учета)

— за счет сумм созданного в организации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков отнесены суммы отчислений со среднего заработка за отпуск единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Остатки созданного организацией резерва предстоящих расходов на оплату отпусков подлежат обязательной, как минимум один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, инвентаризации.

По итогам инвентаризации в соответствии с пунктом 3.49 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств остаток числящегося в бухгалтерском учете резерва должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений на обязательное социальное страхование и обеспечение.

Исходя из указанных положений целью инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков является выявление обоснованности и «реальности» числящегося остатка сумм.

В рамках проводимой инвентаризации необходимо:

а) по данным кадрового подразделения организации или бухгалтерии определить количество неиспользованных работниками календарных дней основных и дополнительных оплачиваемых отпусков (для этих целей могут быть использованы формы N Т-2 «Личная карточка работника», N Т-54 «Лицевой счет», утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»);

б) исходя из принятой методики исчисления среднего заработка и средней заработной платы в организации определить «расчетную» величину среднедневного заработка (величина среднемесячной заработной платы может быть определена исходя из представляемой организацией статистической отчетности или данных бухгалтерского учета, а величина среднедневного заработка исходя из положений статьи 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213, может быть определена путем деления среднемесячного заработка в организации на 29,6);

в) определить величину расходов на оплату неиспользованных на конец года работниками ежегодных основных и дополнительных отпусков (с учетом отчислений на нужды социального страхования и обеспечения), и полученную величину сравнить с числящимся в бухгалтерском учете остатком резерва на предстоящую оплату отпусков.

Соответствующие расчеты производятся по группам работников, затраты на оплату труда которых учитываются на различных балансовых счетах (работники основного производства, административно-управленческий персонал и др.).

В том случае, если сумма числящегося остатка резерва меньше исчисленной величины расходов на оплату неиспользованных отпусков, производится единовременное доначисление резерва (Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков»).

В случае, если сумма числящегося в бухгалтерском учете остатка резерва предстоящих расходов на оплату отпусков превышает исчисленную величину расходов на оплату неиспользованных отпусков, производится уменьшение резерва на соответствующую разницу посредством сторнировочных записей (Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков» — сторно).

К материалам инвентаризации прилагается подробный расчет, обосновывающий числящийся остаток неиспользованного резерва. В материалах результатов инвентаризации, представляемых председателем комиссии на утверждение руководителю организации, отражаются сведения о произведенной корректировке резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

По состоянию на конец текущего года в организации неиспользовано 120 календарных человеко-дней ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков. Средняя заработная плата в организации составляет 5600 руб. в месяц.

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков»

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков»

Если при уточнении учетной политики на следующий год организация сочтет нецелесообразным начислять резерв на предстоящую оплату отпусков, его остатки на 1 января следующего года подлежат присоединению к финансовому результату деятельности организации записями за январь месяц следующего года — Дебет 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Следует учитывать, что если резерв предстоящих расходов на оплату отпусков организацией не создается, начисленные в пользу работников суммы среднего заработка с отчислениями на обязательное страхование и обеспечение, а также денежной компенсации за неиспользованный отпуск относятся непосредственно на счета учета расходов (в том числе за предстоящие месяцы — через счета учета расходов будущих периодов).

Как и в рамках бухгалтерского учета, в целях налогообложения прибыли организация вправе выбрать между списанием в уменьшение налоговой базы фактических расходов на оплату отпусков или отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Соответствующий выбор организации фиксируется в учетной политике, применяемой для целей налогообложения.

Согласно пункту 7 статьи 255 НК РФ в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль учитываются суммы расходов на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Учитывая четкую взаимосвязь между законодательно установленными случаями предоставления отпусков и учитываемыми в целях налогообложения затратами производства, пунктом 24 статьи 270 НК РФ определено, что не принимаются в целях налогообложения расходы организаций на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам.

При формировании налоговой базы следует учитывать используемый организацией метод ее исчисления (метод начисления или кассовый метод), а также порядок признания расходов в качестве прямых или косвенных для отнесения их в уменьшение налоговой базы того или иного отчетного (налогового) периода.

Если применяется метод начисления, то вся сумма среднего заработка относится в уменьшение налоговой базы того отчетного (налогового) периода, когда они начислены (пункты 1 и 4 статьи 272 НК РФ). Если организация в разрешенных случаях применяет кассовый метод, сумма среднего заработка относится в уменьшение налоговой базы по факту его выплаты (статья 273 НК РФ).

К прямым расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода (за исключением сумм таких расходов, приходящихся на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции), согласно статье 318 НК РФ относятся расходы на оплату среднего заработка в пользу персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленные на указанные суммы среднего заработка.

Расходы на оплату среднего заработка прочих категорий работников, а также все суммы отчислений на нужды обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к косвенным расходам, уменьшающих налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода в полной сумме.

Суммы среднего заработка и отчисления с них в виде единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, приходящиеся на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции принимаются в целях налогообложения по правилам, определенным статьей 319 НК РФ.

Если организация в целях налогообложения создает резерв на предстоящую оплату отпусков, то в целях налогообложения принимаются не суммы среднего заработка и отчисления с них, а суммы отчислений в указанный резерв, производимые в порядке, установленном статьей 324.1 НК РФ.

В своей учетной политике для целей налогообложения организация должна закрепить принятый ею способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв. При этом следует учитывать, что при формировании резерва не должны учитываться отчисления в виде страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. Фактически это означает следующее — в части работников, занятых в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, отчисления в резерв включаются в состав прямых расходов, в части иных категорий работников — в состав косвенных расходов.

На конец налогового периода в рамках обязательной инвентаризации каждая из организаций обязана провести инвентаризацию созданного резерва расходов на оплату отпусков. Фактически такая инвентаризация проводится по тем же правилам, что и в рамках системы бухгалтерского учета.

По итогам проведенной инвентаризации недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода в составе внереализационных доходов.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, организация обязана по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков с учетом отчислений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Остаток числящегося в налоговом учете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. То есть опять же правила уточнения аналогичны правилам, используемым в бухгалтерском учете.

Сумма остатка резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период организация посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Таким образом, в случае если организация не изменит свою учетную политику на следующий 2010 год в отношении создания резерва на оплату отпусков, то на конец отчетного налогового периода она может учесть только определенный по результатам инвентаризации остаток недоиспользованного резерва.

Под недоиспользованными на последний день текущего налогового периода суммами резерва на оплату отпусков следует понимать разницу между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных в налоговом периоде отпусков (с учетом единого социального налога) и на предстоящую оплату неиспользованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков (с учетом единого социального налога, исчисленного по методике, применяемой при формировании резерва).

Суммы оплаты переходящих на следующий год отпусков, начисленные в текущем налоговом периоде, учитываются за счет резерва, начисленного в текущем налоговом периоде, и соответственно не включаются в состав расходов следующего налогового периода (года), а только «присоединяются».

Например, в том случае, если учетной политикой организации предусмотрено формирование резерва на 2010 год, под неиспользованной на 31 декабря 2009 года суммой резерва, включаемой в состав налоговых внереализационных доходов 2009 года, понимается разница между суммой начисленного в 2008 году резерва, уменьшенной на сумму фактических расходов на оплату использованных в этом году отпусков (с учетом единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), и суммой, переносимой на 2010 год части резерва в виде расходов на оплату неиспользованных в 2009 году отпусков (с учетом единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

Если учетной политикой на 2010 год не будет предусмотрено формирование указанного резерва, то в составе налоговых внереализационных доходов 2008 года включается разница между суммой начисленного в 2009 году резерва и суммой фактических расходов на оплату использованных в 2009 году отпусков (с учетом отчислений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

Согласно составленному расчету организация приняла решение о создании в целях налогообложения резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Предположим, что сумма фактически начисленных за 2009 год расходов на оплату среднего заработка (с учетом отчислений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование), а также подтвержденные результатами инвентаризации суммы остатка резерва составили:

Если при уточнении учетной политики на 2010 год организация посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря 2009 года, включается в налоговом учете в состав внереализационных доходов 2009 года.

Резервы, созданные на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, уточняются в порядке, аналогичном для резерва на предстоящую оплату отпусков работникам. В балансе по состоянию на 1 января, следующего за отчетным года данных о резерве на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет может не быть, если эта выплата производится до истечения отчетного года.

В случае превышения фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного инвентаризацией расчета в декабре отчетного года производится сторнировочная запись издержек производства и обращения, а в случае недоначисления делается дополнительная запись по включению дополнительных отчислений в издержки производства и обращения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Содержание

Проведение инвентаризации

Понятие инвентаризации как проверки наличия имущества с целью обеспечения достоверности данных бюджетного учета и отчетности и ее цели. Особенности инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, сроки и порядок проведения.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.05.2014
Размер файла 27,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Это интересно:  Реквизиты росреестра для оплаты госпошлины

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие инвентаризации и цели проведения

2. Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов.

3. Cроки проведения инвентаризации

4. Порядок проведения инвентаризации

Список литературы

1. Понятие инвентаризации и цели проведения

Важным этапом подготовки к успешному составлению годового бухгалтерского отчета за год является своевременное и качественное проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, другого имущества, денежных средств и прочих финансовых активов и финансовых обязательств организации.

Инвентаризация — это проверка фактического наличия имущества и обязательств учреждения с целью обеспечения достоверности данных бюджетного учета и отчетности. инвентаризация расход отчетность резерв

С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Практика показывает, что отдельных организациях инвентаризацией охватываются не все имущественные ценности.

Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризации определены ст.12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инвентаризация нефинансовых и финансовых активов и обязательств в учреждении осуществляется в соответствии:

с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49;

Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (п.7);

Инвентаризации подлежат все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бюджетном учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по местонахождению и материально ответственному лицу.

Цели проведения инвентаризации:

-выявление фактического наличия имущества;

-сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

-проверка полноты отражения в учете финансовых активов и обязательств (выявление излишков, недостач);

-документальное подтверждение наличия имущества и обязательств;

-определение фактического состояния имущества и его оценки.

Перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации:

1. Инвентаризация основных средств:

-здания, сооружения, передаточные устройства и остальные ОС раз в три года по состоянию на 1 октября;

-библиотечные фонды раз в пятнадцать лет;

-все другие основные средства раз в два года по состоянию на 1 октября.

2. Инвентаризация финансовых вложений раз в год по состоянию на 1 января.

3. Инвентаризация материальных запасов раз в год по состоянию на 1 ноября.

4. Инвентаризация незавершенного производства раз в год по состоянию на 1 января.

5. Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов в кассе раз в месяц.

6. Инвентаризация спирта раз в три месяца.

7. Инвентаризация оборудования, содержащего драгметаллы и драгметаллы в чистом виде, — два раза в год.

8. Внезапные инвентаризации всех видов имущества при необходимости в соответствии с приказом руководителя.

2. Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов

Инвентаризации резервов должна предшествовать инвентаризация денежных средств, расчетов, финансовых вложений.

1. Проверяется обоснованность и правильность созданных в организации резервов. Проверяется наличие информации в учетной политике о создаваемых резервах и методике их расчета:

* резервы под снижение стоимости материальных ценностей (аналитика по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»).

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации для покрытия разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости;

* резервы под обесценение финансовых вложений (аналитика по счету 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»).

Организация образует резерв под обесценение финансовых вложений для покрытия разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений при наличии устойчивого существенного снижения стоимости финансовых вложений.

Основанием для создания резерва является результат проверки финансовых вложений на обесценение.

Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Организация имеет право производить указанную проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности.

Организацией должно быть обеспечено подтверждение результатов указанной проверки.

Коммерческая организация образует указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе операционных расходов), а некоммерческая — за счет увеличения расходов.

Если по результатам проверки на обесценение финансовых вложений выявляется:

— дальнейшее снижение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва под обесценение финансовых вложений корректируется в сторону его увеличения и уменьшения финансового результата у коммерческой организации (в составе операционных расходов) или увеличения расходов у некоммерческой организации;

— повышение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва под обесценение финансовых вложений корректируется в сторону его уменьшения и увеличения финансового результата у коммерческой организации (в составе операционных доходов) или уменьшения расходов у некоммерческой организации.

Если на основе имеющейся информации организация делает вывод о том, что финансовое вложение более не удовлетворяет критериям устойчивого существенного снижения стоимости, а также при выбытии финансовых вложений, расчетная стоимость которых вошла в расчет резерва под обесценение финансовых вложений, сумма ранее созданного резерва под обесценение по указанным финансовым вложениям относится на финансовые результаты у коммерческой организации (в составе операционных доходов) или на уменьшение расходов у некоммерческой организации в конце года или того отчетного периода, когда произошло выбытие указанных финансовых вложений;

* резервы по сомнительным долгам (аналитика по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам»).

Право на создание резерва по сомнительным долгам имеют те организации, которые применяет метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

Для создания резерва необходимо выполнение двух условий по каждому сомнительному долгу:

— истечение сроков погашения задолженности, установленных договором. Если договором не предусмотрены сроки оплаты задолженности, то эти сроки определяются ГК РФ (по договорам купли-продажи товара ст. 486 ГК РФ, по договорам на оказание услуг и выполнение работ ст. 314 ГК РФ);

— задолженность не обеспечена соответствующими гарантиями (неустойка, залог, поручительство, задаток и пр.).

Ежемесячно при анализе дебиторской задолженности выявляются суммы просроченной покупателями (подрядчиками) задолженности.

На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». Задолженность отражается с учетом НДС.

При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами.

Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

* резерв на предстоящую оплату отпусков работникам (аналитика по счету 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резервы на предстоящую оплату отпусков работникам»).

Порядок создания и использования резерва:

— планируется годовой фонд оплаты труда работников(F) с учетом ЕСН;

— определяется планируемая среднедневная оплата труда работников (Z) по формуле:

где K — число рабочих дней в году;

— определяется плановое число дней отпусков работников (N);

— определяется размер сумм выплат за время отпуска (P) по формуле: P=Z*N;

— определяется процент ежемесячного отнесения резерва (E) на себестоимость по формуле:

— при наличии дебетового остатка производится доначисление недостающей суммы по дебету счетов учета затрат и кредиту счета учета резерва;

— при наличии кредитового остатка размер резерва корректируется (уменьшается) исходя из числа дней неиспользованного отпуска и среднедневной суммы расходов на оплату труда, определенной в соответствии с методикой расчета среднего заработка, и отчислений на ЕСН;

* резервы на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год (аналитика по счету 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет» и субсчет «Резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год»).

Размер резервов уточняется в том же порядке, что и резерв на предстоящую оплату отпусков;

* резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных) (аналитика по счету 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резервы расходов на ремонт основных средств»).

Порядок создания резерва:

— составляется план проведения ремонтных работ;

— определяется сметная стоимость ремонта;

— разрабатывается норматив отчислений в резерв.

— при наличии дебетового остатка производится доначисление недостающей суммы по дебету счетов учета затрат и кредиту счета учета резерва;

— при наличии кредитового остатка неиспользованная сумма резерва сторнируется. В случае если ремонтные работы заканчиваются в следующем году, неиспользованный остаток резерва переходит на следующий год. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода;

* резерв производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства.

Создание данного резерва непосредственно связано с сезонным характером производства, т.е. когда производство напрямую зависит от сезонных (природно-климатических) условий, например, переработка сельскохозяйственной продукции или летний оздоровительный сезон в пионерском лагере.

Резерв создается при условии, что сумма расходов на обслуживание производства и управление им, включенная в фактическую себестоимость выпущенной продукции по установленным в организации нормам, превышает фактические затраты. Сумма превышения резервируется как предстоящие расходы.

Остатка на конец года по этому резерву быть не должно. Если размер созданного резерва превысил фактические затраты, организация может при инвентаризации скорректировать нормы затрат либо перевести разницу на счет 97 «Расходы будущих периодов».

По аналогии превышение величины созданного резерва предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий над фактическими затратами на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий либо корректируется по результатам инвентаризации, либо переносится на счет 97 «Расходы будущих периодов»;

* резервы под условные факты хозяйственной деятельности (аналитика по счету 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резервы под условные факты хозяйственной деятельности»).

Организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, при одновременном наличии следующих условий:

— существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации. Очень высокая или высокая вероятность обычно свидетельствует о том, что у организации отсутствует возможность отказаться от исполнения обязательства либо исходя из требований договора или действующего законодательства, либо сложившейся практики деятельности организации (например, практики выплаты дополнительных выходных пособий уволенным работникам);

— величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно оценена.

Если не выполняется хотя бы одно из условий, то резерв не создается.

Создание резерва признается в бухгалтерском учете расходом и в зависимости от вида обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы.

В течение отчетного года при фактическом наступлении фактов хозяйственной деятельности, ранее признанных организацией условными, последствия которых были учтены при создании резерва, в бухгалтерском учете организации отражается сумма расходов организации, связанных с выполнением организацией признанных обязательств, или кредиторская задолженность в корреспонденции со счетом учета резерва.

В случае недостаточности зарезервированных сумм не перекрытые резервом расходы организации отражаются в бухгалтерском учете организации в общем порядке.

В случае избыточности зарезервированных сумм неиспользованная сумма резерва признается внереализационным доходом организации.

По результатам инвентаризации сумма резерва может быть:

— увеличена за счет тех расходов, за счет которых создавался резерв, при получении существенной дополнительной информации, позволяющей сделать уточнение расчета величины резерва;

— уменьшена с отнесением суммы корректировки на прочие внереализационные доходы организации при получении существенной дополнительной информации, позволяющей сделать уточнение расчета величины резерва;

— остаться без изменения;

— списана полностью на внереализационные доходы организации.

2. Последовательно анализируется каждый вид инвентаризируемого резерва, определяется сумма, числящаяся на соответствующем счете бухгалтерского учета.

3. Проверяется правильность расчета суммы резерва и его использование.

4. Данные инвентаризации заносятся в форму инвентаризационной ведомости.

Опись заполняется в двух экземплярах: один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

3. Сроки проведения инвентаризации

Инвентаризация может проводиться в добровольном или обязательном порядке.

По своему желанию организация может проводить инвентаризацию в любой момент. В обязательном порядке инвентаризация проводится в таких случаях:

— при передаче имущества в аренду, его выкупе, продаже;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (при этом инвентаризацию основных средств можно проводить не ежегодно, а раз в три года, библиотечных фондов — раз в пять лет);

— при смене материально-ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации;

— в других случаях, предусмотренных законодательством (например, в случае продажи предприятия как имущественного комплекса на основании ст. 561 ГК РФ).

Такие требования содержатся в пункте 2 статьи 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

В течение отчетного года организация может добровольно проводить инвентаризацию. Количество таких инвентаризаций, их сроки и перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливает руководитель организации. Такие правила следуют из пункта 2.1 Методических указаний, утвержденных приказом Министерства финансов России от 13 июня 1995 г. № 49.

Порядок проведения инвентаризации (как обязательной, так и добровольной) нужно отразить в учетной политике. Для этого нужно оформить приложение к приказу об учетной политике, в котором указать:

— график проведения инвентаризаций (в т. ч. обязательных) в отчетном году;

— даты проведения инвентаризаций;

— перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Такие правила следуют из ПБУ 1/2008.

Для проведения инвентаризации в организации нужно создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Ее состав утверждает руководитель организации. В комиссию могут входить административно-управленческий персонал, а также специалисты других служб и отделов организации. Если объем работ при проведении инвентаризации большой, можно создать еще и рабочую комиссию. Такие правила следуют из пунктов 2.2 и 2.3 Методических указаний, утвержденных приказом Министра финансов России от 13 июня 1995 г. № 49.

Если объем работ при проведении инвентаризации небольшой и в организации есть ревизионная комиссия, то она может проводить инвентаризацию. Инвентаризационную комиссию в этом случае создавать не надо. Это следует из пункта 2.2 Методических указаний, утвержденных приказом Министра финансов России от 13 июня 1995 г. № 49.

Материально-ответственные лица обязаны участвовать в проведении инвентаризации, ревизий и иных проверок сохранности и состояния вверенного им имущества. Обязательное присутствие материально-ответственного лица при инвентаризации предусмотрено также условиями договора о полной индивидуальной материальной ответственности

Перед проведением инвентаризации нужно:

— подготовить приказ о проведении инвентаризации;

— собирать расписки от материально-ответственных лиц о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие — списаны. Для этого предусмотрен специальный раздел в инвентаризационной описи (акте).

Такие требования содержатся в пункте 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Приказ о проведении инвентаризации составляется по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. В нем указать причину инвентаризации, состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, а также дату начала и окончания инвентаризации. Утвердить приказ должен руководитель организации. После этого он передается председателю инвентаризационной комиссии.

Приказ зарегистрируйте в журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризации зависит от того, что является ее объектом. Особенности проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств организации приведены в таблице.

Чтобы оформить результаты инвентаризации, нужно составить инвентаризационную опись (или акт инвентаризации)

Опись заполняется вручную или на компьютере. При заполнении любой инвентаризационной описи соблюдают следующие правила:

— наименования и количество инвентаризуемых объектов указывается по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;

— на каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны;

— исправляя ошибки, зачеркивая неправильные записи и проставлять над зачеркнутыми правильные (при этом исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами);

— в описях не оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки нужно прочеркивать;

— на последней странице описи нужно сделать отметку о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Заполненная опись должна быть подписана членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом (лицами). В конце описи материально-ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если в результате инвентаризации выявлены излишки или обнаружена недостача, нужно оформить сличительную ведомость. Сличительную ведомость составляется только по тому имуществу, по которому выявлены отклонения от учетных данных. При этом укажите только расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ведомость заполните вручную или на компьютере.

Это интересно:  Инструкция по охране труда для пекаря

Сличительные ведомости составляются по формам, утвержденным пунктом 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

4. Порядок проведения инвентаризации

В соответствии с пунктом 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Министерства финансов от 28 декабря 2001 года №119н, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов, проверяемых при каждой из них, определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», при формировании учетной политики помимо рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов правил документооборота и прочее, утверждается и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.

Необходимо обратить особое внимание на важность этого положения, так как во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил, что приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной /вещественной проверки).

Основу инвентаризации материально-производственных запасов составляет полная или выборочная проверка наличия этих ценностей специально созданной комиссией.

Это может быть постоянно действующая инвентаризационная комиссия, рабочая комиссия, разовая комиссия.

— постоянно действующая, в организационно-контрольные функции, которой входит проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период.

В течение года — в межинвентаризационный период — в организациях с большой номенклатурой учитываемых ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

— рабочие комиссии, которые непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации. Рабочие инвентаризационные комиссии обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Рекомендуется утверждать рабочие комиссии на весь отчетный год с возложением на них обязанностей по проведению разовых инвентаризаций;

— разовые комиссии — в каждом конкретном случае состав комиссии утверждается руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости — по проверке и выборочной инвентаризации.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации в приказе об инвентаризации. В нем же конкретизируется состав имущества, подлежащего инвентаризации, причины инвентаризации (контрольная проверка, смена материально ответственного лица, переоценка либо иные действия), определяются порядок и сроки проведения инвентаризации, и назначается председатель инвентаризационной комиссии.

Вещественная и документальная проверка фактического наличия имущества и обязательств проводится инвентаризационной комиссией коллегиально. Существенное правило для всех инвентаризаций:

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результата инвентаризации недействительным.

Порядок проведения инвентаризации и отражение в учете ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-22), являющийся письменным заданием, в котором указывается конкретное содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. После подписания руководителем приказ вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Данный приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма №ИНВ-23). Приказ о проведении инвентаризации готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.

До проведения инвентаризации важно убедиться, что в организации четко организовано складское хозяйство и контрольно-пропускная система. Для этого инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить следующие факты:1) осуществляется ли охрана территории организации, оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией; 2) заключены ли фактически и правильно ли оформлены договоры о полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности с работниками, которым переданы ценности для сохранения и использования; 3) соответствуют ли должности материально ответственных лиц утвержденному перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности; 4) созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые складские помещения, шкафы, сейфы, емкости для хранения ценностей; 5) оснащены ли места хранения материальных ценностей необходимыми измерительными приборами; 6) существует ли контроль над порядком вывоза ценностей из организации и выдачей доверенностей на их получение; 7) хранятся ли товарно-материальные ценности, принадлежащие третьим лицам, отдельно; 8) назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия для проверки сохранности материальных ценностей.

Руководитель организации должен обеспечить условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки; предоставить работников, мерную тару и инвентарь для перемеривания, взвешивания, перемещения грузов, измерительные и контрольные приборы.

Бухгалтерия распечатывает инвентаризационные описи, не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета», по объектам и структурным подразделениям, подлежащим инвентаризации в количестве не менее двух экземпляров. Подготовленные инвентаризационные описи раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы «Фактическое наличие» с указанием сроков заполнения.

Материально ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно подготовить все материальные ценности (рассортировать), оформить все приходные и расходные документы.

Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей:

— опломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности;

— проверяет весы, мерную тару;

— получает от материально ответственных лиц отчет с документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей, а также расписку в том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие в их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

После осуществления всех необходимых подготовительных мероприятий производится опись имущества и обязательств, то есть их вещественная и документальная проверки.

После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи. Причем основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации — акт инвентаризации.

Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88, в частности:

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение

Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути

Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них

Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях

Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них

Составление сличительных ведомостей по инвентаризации

В случае выявления расхождений фактических данных, полученных в процессе инвентаризации с данными бухгалтерского учета, составляется сличительные ведомость «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей» (форма №ИНВ-19). В конце отчетного года результаты всех проведенных инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма №ИНВ-26).

До составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия организации должна тщательно проверить правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях. Затем полученные сведения заносятся в сличительные ведомости, в которых проводится сравнение фактических сведений с данными бухгалтерских документов. Обнаруженные расхождения фиксируются в проекте акта инвентаризации, к которому прилагается бухгалтерская справка с указанием возможных направлений списания выявленных недостач: на хищения, стихийные бедствия, порчу при хранении вследствие халатности виновных лиц.

При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.

Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости. Владельцам ценностей предоставляется справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной описи.

Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием компьютера и другой оргтехники, так и вручную.

1.Соколов Я.В., Пятов М.Л. Организация инвентаризации товаров. // Бухгалтерский учет. 2003.

2.Ахметова Г.В. Бухгалтерский учет 2005

3.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет 2008

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Инвентаризация как один из специальных методов бухгалтерского учета. Цели инвентаризации: обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. Порядок и сроки проведения, объем функций и объекты инвентаризации.

реферат [24,0 K], добавлен 25.09.2009

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, цели и сроки ее проведения. Понятие и состав имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества, находящегося на ответственном хранении организации на примере предприятия ООО «Металлург».

курсовая работа [35,9 K], добавлен 22.01.2015

Сроки, цели и этапы проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации. Состав и обязанности инвентаризационной комиссии. Место инвентаризации материальных ценностей в учетной политике. Исправление ошибок, выявленных в отчетности.

курсовая работа [34,9 K], добавлен 20.03.2013

Понятие, цели и задачи инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации в ООО «АромаЛюкс», документальное оформление и бухгалтерский учет результатов инвентаризации. Особенности инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 23.06.2016

Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации. Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств. Техника проведения инвентаризации. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации и их оформление.

курсовая работа [54,2 K], добавлен 14.12.2008

Задачи и виды инвентаризации. Подготовка к инвентаризации, порядок ее проведения. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности. Документации на проведение инвентаризации. Бухгалтерские записи на результат инвентаризации (недостачи, излишки).

курсовая работа [41,1 K], добавлен 12.01.2015

Понятие и цели инвентаризации, ее разновидности и значение по отношению к отдельным видам имущества. Порядок проведения инвентаризации в организации, ее документальное оформление и бухгалтерский учет результатов на заданном исследуемом предприятии.

курсовая работа [33,8 K], добавлен 25.10.2013

Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организациях России. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств. Правила отражения ее данных в бухгалтерском учете. Недостатки в порядке проведения инвентаризации в организациях.

курсовая работа [85,0 K], добавлен 24.03.2015

Обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации. Проверка объектов бухгалтерского учета в натуре. Плановая и внеплановая инвентаризация. Порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете.

курсовая работа [47,7 K], добавлен 04.01.2011

Определение инвентаризации и её основные цели. Полные, частичные и выборочные инвентаризации. Инвентаризационные комиссии, их состав и порядок его утверждения. Порядок инвентаризации ценностей в пути, объектов незавершенного капитального строительства.

курсовая работа [36,8 K], добавлен 21.07.2012

Инвентаризация резерва на оплату отпусков

Инвентаризация резерва на оплату отпусков

Похожие публикации

Перед формированием итоговой годовой отчетности проводится инвентаризация резерва на оплату отпусков. Основная цель подобного мероприятия – выявление сумм перерасхода или недоиспользования средств и корректировка базы для налогообложения.

Инвентаризация резерва на оплату отпусков – механизм выполнения

Право налогоплательщиков на образование отпускных резервов предусмотрено стат. 324.1 НК. Порядок учета таких операций, включая ежемесячный процент и предел отчислений, необходимо закрепить в учетной политике. Согласно актуальным законодательным нормам организации не обязаны применять резервирование, а те, кто работает по «кассовому методу» воспользоваться указанной льготой не могут.

Если же предприятие создает резерв отпускных расходов, проведение инвентаризации обязательств является обязательным по п. 3 ст. 324.1 НК. Необходимость в контрольной оценке возникает из-за того, что созданные в разрезе сотрудников суммы могут быть использованы не полностью или, наоборот, перерасходованы. При этом на 31 декабря образуется превышение фактически выданных персоналу отпускных над резервной величиной или же формируется остаток резерва. По результатам корректировок в произвольной форме составляется бухгалтерская справка либо акт.

Алгоритм действий для проведения инвентаризации отпускного резерва:

  • Утверждение руководителем приказа о предстоящей инвентаризации обязательств с определением срока мероприятия и состава комиссии.
  • Проведение инвентаризации – данные сверяются в общем по сотрудникам. При наличии структурных подразделений проверка выполняется по каждому подразделению в отдельности. На основании кадровых и бухгалтерских сведений на конец года определению подлежат – неиспользованные дни отпусков; размер среднедневного заработка; величина страховых взносов; фактическая сумма резерва для оплаты дней неиспользованных на 31 декабря отпусков; результат сравнения фактической суммы резерва и созданного резерва (положительная или отрицательная разница).
  • Итоговое заключение в виде акта или бухсправки.

Инвентаризация резерва на оплату отпусков – образец

  • Среднедневная зарплата = 35 700 руб. / 29,3 = 1218,43 руб.
  • Фактически рассчитанная сумма резерва = (1218,43 х 85) + (103567 х 30,2 %) = 134 844,23 руб.

То есть, величина резерва фактического складывается из суммирования отпускных и страховых взносов по общему тарифу в 30,2 % (с учетом травматизма в 0,2 %).

Годовая инвентаризация расчетов и резервов

«Российский налоговый курьер», 2011, N 3

Инвентаризация расчетов и резервов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, проводимой перед составлением годовой отчетности. Рассмотрим особенности ее проведения и отражения результатов в налоговом и бухгалтерском учете.

Годовая инвентаризация расчетов и резервов проводится по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом. Ее цель — подготовить данные для составления достоверной годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация проводится путем проверки сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета на конец года. Основные правила проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов приведены в Методических указаниях, которые утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания) .

О порядке проведения инвентаризации основных средств и МПЗ читайте в РНК, 2011, N 1-2. — Примеч. ред.

Инвентаризация расчетов

В результате расчетов с юридическими и физическими лицами у организации может возникать дебиторская либо кредиторская задолженность. Напомним, что дебиторская задолженность — это сумма средств, которая причитается данной организации от других юридических или физических лиц, а кредиторская задолженность — сумма средств, которую данная организация должна юридическим и физическим лицам.

Примечание. Согласно п. 1.2 Методических указаний дебиторская задолженность относится к имуществу организации, а кредиторская задолженность и резервы — к финансовым обязательствам.

В ходе годовой инвентаризации расчетов проверяется правильность и обоснованность дебиторской и кредиторской задолженности, которая числится у организации, а также выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Инвентаризация включает проверку расчетов:

  • с покупателями и поставщиками;
  • банками по займам (кредитам);
  • бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам;
  • работниками, в том числе подотчетными лицами;
  • другими дебиторами и кредиторами.

Порядок проведения инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками

Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами и кредиторами заключается в проверке сумм, числящихся на счетах:

  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Чтобы проверить суммы на указанных счетах, организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами. Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах. В нем указывается дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), а также сумма оплаты и реквизиты платежных документов. Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй — направляется в организацию, с которой проводится сверка. Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные. Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте. После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.

Примечание. Акт сверки взаимных расчетов — документ, отражающий состояние взаимных расчетов между сторонами за определенный период. Поскольку на законодательном уровне форма этого акта не утверждена, организации вправе разрабатывать ее самостоятельно и утвердить в качестве приложения к учетной политике.

Помимо названных актов, для проверки состояния расчетов с поставщиками, покупателями и др. используются первичные документы (договоры, накладные, счета, акты выполненных работ и др.).

Инвентаризационная комиссия проверяет все документы, касающиеся дебиторской и кредиторской задолженности, и на их основании определяет общую сумму каждого вида задолженности. Кроме того, устанавливается сумма дебиторской задолженности, подтвержденная дебиторами, не подтвержденная дебиторами, а также с истекшим сроком исковой давности.

Если организация в отношениях с контрагентами использует взаиморасчеты, то при инвентаризации проверяется правильность их документального оформления. Дело в том, что для подтверждения данной операции единой формы документа не установлено. Поэтому организации, как правило, используют различные виды документов, разработанные самостоятельно. Например, соглашение о погашении взаимных обязательств, акт проведения зачета встречных односторонних требований и др. При проверке следует помнить, что независимо от того, какой документ оформляется в результате этой операции, он играет роль платежно-расчетного документа. Поэтому в нем должны отражаться сведения о том, на какую сумму, по какому товару (работе, услуге) и в счет какого обязательства производится взаимозачет.

Примечание. Согласно ст. 410 Гражданского кодекса обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Как известно, в бухгалтерском балансе дебиторская задолженность отражается с делением на краткосрочную (погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты) и долгосрочную (погашение которой ожидается не раньше чем через год после отчетной даты). Чтобы определить суммы такой задолженности, во время инвентаризации проверяются сроки погашения дебиторской задолженности, числящейся на счетах бухучета на конец года.

Порядок проведения инвентаризации других расчетов

Кроме указанных выше расчетов, инвентаризации подлежат расчеты, отражаемые на следующих счетах:

  • 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  • 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
  • 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Правильность и обоснованность сумм по этим счетам проверяются следующим образом.

При инвентаризации расчетов с банками по полученным кредитам проверяется наличие и содержание соответствующих договоров, своевременность и правильность отражения на счетах сумм полученных и возвращенных кредитов, их целевое использование, а также правильность отражения в учете процентов за пользование заемными средствами.

В ходе инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами сверяются данные бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с суммами налогов, исчисленных в налоговых декларациях, а также с суммами, перечисленными в бюджет.

Согласно п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение), суммы расчетов с банками и бюджетом, указываемые в бухгалтерской отчетности, должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Отражение в балансе неурегулированных сумм по названным счетам не допускается. С этой целью, в частности, проводятся сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, в результате которых сверяются суммы налогов и сборов, учтенные в бухучете, с суммами, отраженными в лицевом счете в налоговой инспекции. При такой сверке сначала составляется акт по форме N 23-а (краткая), которая утверждена Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@. Если расхождений между данными налогового органа и организации нет, стороны подписывают акт и сверка расчетов с бюджетом на этом заканчивается. Если же обнаружено несоответствие, то составляется акт по форме N 23 (полная), утвержденной названным выше Приказом. Форма этого акта позволяет выявить расхождения между данными налогового органа и организации по начисленным и уплаченным суммам налогов, а также причины этого. На основании данного акта налоговая инспекция готовит предложения по устранению выявленных расхождений. После исправления ошибок вновь составляется акт по форме 23-а (краткая), свидетельствующий о завершении сверки расчетов с бюджетом.

При инвентаризации расчетов с работниками проверяются счета 70, 71, 73 и 76. Так, по счету 70 проверяется правильность отражения задолженности перед работниками. В частности, не числятся ли на этом счете не выплаченные работникам в срок (из-за неявки) суммы заработной платы, которые не задепонированы. Если подобные суммы обнаружены, их следует задепонировать, то есть списать со счета 70 на счет 76, субсчет «Расчеты по депонированным суммам».

Примечание. При инвентаризации субсчета «Расчеты по депонированным суммам» счета 76 проверяется, соответствуют ли остатки на этом счете суммам заработной платы, не выплаченным в срок из-за неявки работников. Также нужно выявить суммы депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Для инвентаризации расчетов с подотчетными лицами анализируются данные авансовых отчетов работников. По этим документам проверяется соответствие выданных и возвращенных средств данным бухучета, а также устанавливается целевое использование израсходованных сумм. Кроме того, проверяется наличие оправдательных документов, а также выявляются суммы, срок выдачи которых под отчет истек.

Инвентаризацией расчетов по прочим операциям проверяются расчеты организации с работниками по предоставлению и погашению займов, уплате процентов по ним, возмещению материального ущерба работниками в результате брака, недостач и хищений денежных средств, материальных ценностей и др.

Примечание. Согласно п. 3.48 Методических указаний инвентаризационная комиссия путем документальной проверки расчетов, в частности, должна установить правильность и обоснованность числящейся в бухучете суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Документальное оформление результатов инвентаризации расчетов

Результаты инвентаризации расчетов оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме N ИНВ-17 . В этой справке указываются:

  • реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;
  • дата и причина возникновения задолженности;
  • сумма задолженности.

Формы первичных документов по учету результатов инвентаризации утверждены Постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26.

Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17. В нем отражаются:

  • наименование организации дебитора (кредитора);
  • счета бухучета, на которых числится задолженность;
  • суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);
  • суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Списание дебиторской задолженности

После завершения инвентаризации расчетов и оформления ее результатов дебиторская и кредиторская задолженность, по которой истекли сроки исковой давности, подлежит списанию с баланса.

Пунктом 77 Положения установлено, что дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, в бухгалтерском учете списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. Списание осуществляется в сумме, в которой дебиторская задолженность отражена в бухучете, то есть с учетом НДС, следующим образом. Если организация создает резерв по сомнительным долгам, то суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности списываются за счет этого резерва. При отсутствии такого резерва указанная задолженность включается в прочие расходы (п. 11 ПБУ 10/99).

Примечание. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, включаются в расходы организации в сумме, в которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации (п. 14.3 ПБУ 10/99).

Напомним, что списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности не является аннулированием долга. Эта задолженность должна учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания с целью наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

В налоговом учете суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности также списываются за счет резерва по сомнительным долгам при его наличии. Суммы названной задолженности, не покрытые за счет резерва или если данный резерв организация не создавала, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). В расходах отражается вся сумма дебиторской задолженности, включая налог на добавленную стоимость .

Подробнее о том, как списать в расходы безнадежную дебиторскую задолженность, читайте в РНК, 2010, N 23. — Примеч. ред.

Пример 1. ЗАО «Лидер» провело годовую инвентаризацию расчетов. В результате проверки выявлено две дебиторские задолженности (долги контрагентов), по которым истекли сроки исковой давности:

  • ООО «Юность» — 60 180 руб. (в том числе НДС — 9180 руб.) — срок исковой давности истек 10 ноября 2010 г.;
  • ЗАО «Вулкан» — 76 700 руб. (в том числе НДС — 11 700 руб.) — срок исковой давности истек 6 декабря 2010 г.

Дебет 63 Кредит 62

Дебет 91-2 Кредит 62

6880 руб. — списана в прочие расходы сумма дебиторской задолженности, не покрытая за счет резерва по сомнительным долгам;

Списание кредиторской задолженности

Что касается кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, то она так же, как и дебиторская, в бухгалтерском учете списывается по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 78 Положения). Согласно п. 10.4 ПБУ 9/99 указанная кредиторская задолженность включается в состав прочих доходов организации в той сумме, в которой эта задолженность была отражена в бухгалтерском учете организации, то есть с учетом НДС.

В налоговом учете суммы кредиторской задолженности, списанные в связи с истечением срока исковой давности, включаются во внереализационные доходы на основании п. 18 ст. 250 НК РФ. Доходами признается сумма задолженности с учетом НДС. Суммы налогов (включая НДС), относящихся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в связи с истечением срока исковой давности, организация вправе учесть во внереализационных расходах. Основание — пп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ.

При списании кредиторской задолженности, которая образовалась в связи с получением аванса (предоплаты), нужно учитывать следующее. Сумма НДС, начисленная и уплаченная в бюджет с аванса, не может быть принята к вычету, поскольку не выполняются нормы п. п. 5 и 8 ст. 171 НК РФ, а также п. 6 ст. 172 НК РФ. Напомним, что согласно п. 5 этой статьи сумма НДС, уплаченная в бюджет с аванса, подлежит вычету у продавца в случае расторжения соответствующего договора и возврата покупателю соответствующих сумм авансовых платежей. А вычет налога на добавленную стоимость, предусмотренный п. 8 ст. 171 НК РФ, производится после отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг). Об этом сказано в п. 6 ст. 172 Налогового кодекса.

Значит, в целях бухгалтерского учета сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную в бюджет с аванса, организация вправе при списании кредиторской задолженности отразить в составе прочих расходов в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99.

Примечание. Согласно пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли доходы в виде сумм кредиторской задолженности организации по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством или по решению Правительства РФ.

Дебет 62 Кредит 91-1

  • 53 100 руб. — учтена в доходах кредиторская задолженность (полученный аванс), по которой истек срок исковой давности;

Дебет 91-2 Кредит 62

  • 8100 руб. — списана в расходы сумма НДС, исчисленная при получении аванса.

Инвентаризация резервов

Организации, которые в соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета формируют резервы, обязаны провести их годовую инвентаризацию. Организации могут создавать:

  • резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков, ремонт основных средств, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, вознаграждений по итогам работы за год и т.д.);
  • оценочные резервы (резервы по сомнительным долгам, под снижение стоимости материальных ценностей и др.);
  • резервы по условным фактам хозяйственной деятельности и т.п.;
  • другие резервы, разрешенные законодательством РФ и нормативными правовыми актами Минфина России.

Некоторые из названных выше резервов могут создаваться также в налоговом учете, если их формирование предусмотрено учетной политикой для целей налогообложения. Это могут быть резервы предстоящих расходов на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, резерв по сомнительным долгам, на ремонт основных средств и др.

Годовой инвентаризации подлежат как резервы, созданные в бухгалтерском учете, так и резервы, созданные для целей налогообложения прибыли. Так, например, инвентаризация резерва на оплату отпусков в налоговом учете проводится на основании п. 3 ст. 324.1 НК РФ, в котором сказано, что на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. Резерв по сомнительным долгам подлежит инвентаризации в соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ, согласно которому формирование резерва на следующий год осуществляется по результатам инвентаризации резерва, созданного в предыдущем году. Проинвентаризировать необходимо и другие резервы, создаваемые в целях исчисления налога на прибыль, поскольку согласно нормам гл. 25 Налогового кодекса все они по итогам налогового периода уточняются и корректируются.

Примечание. Резервы, которые организации могут создавать как в бухгалтерском, так и налоговом учете, не являются взаимозависимыми. То есть организация может создавать данный резерв в целях бухгалтерского учета, но не формировать его при исчислении налога на прибыль.

В ходе инвентаризации как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета проверяется правильность создания резервов, правильность расчета зарезервированных сумм и фактически произведенных расходов, под которые сформирован резерв. Также по результатам инвентаризации определяется сумма остатков резервов на конец отчетного года. При необходимости суммы резервов, отраженные на конец года, уточняются.

Отражение результатов инвентаризации резервов

Суммы резерва не хватило для покрытия расходов. В бухгалтерском учете, если сумма расходов, под которые сформирован резерв, оказалась больше суммы созданного резерва, на сумму превышения расходов резерв нужно доначислить.

В налоговом учете в описанном выше случае резерв не увеличивается. При превышении затрат над суммой резерва разница списывается на соответствующие виды расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом конкретный вид расходов зависит от вида резерва. Так, например, если по результатам инвентаризации будет установлено, что фактические расходы на оплату отпусков (включая уплату страховых взносов во внебюджетные фонды) превысили сумму начисленного резерва, то 31 декабря налогоплательщик должен суммы, которые не покрываются за счет резерва, включить в расходы на оплату труда (п. 1 ст. 324.1 НК РФ).

При создании резерва по сомнительным долгам суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет резерва, учитываются в составе внереализационных расходов в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Если при инвентаризации окажется, что сумма фактических затрат на ремонт основных средств в налоговом периоде превышает сумму созданного резерва, остаток затрат в налоговом учете на 31 декабря отражается в составе прочих расходов (п. 2 ст. 324 НК РФ).

Дебет 26 Кредит 96

  • 212 000 руб. — доначислен резерв на оплату отпусков.

Сумма резерва превысила сумму фактических расходов. Нередко бывает, что фактическая сумма соответствующих расходов за год оказывается меньше суммы резерва, созданного для равномерного списания данных расходов. В таком случае в бухгалтерском учете оставшиеся суммы резерва сторнируются.

В налоговом учете начисленные и учтенные в расходах резервы не уменьшаются. При исчислении налога на прибыль суммы резервов, оставшиеся неизрасходованными, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 7 ст. 250 НК РФ. Согласно этому пункту в доходы включаются остатки резервов, которые сформированы в соответствии со ст. ст. 266, 267, 292, 294, 294.1, 300, 324 и 324.1 НК РФ.

Дебет 26 Кредит 96

Перенос резерва на следующий год. Некоторые из резервов, созданных в бухгалтерском и налоговом учете, организации вправе переносить на следующий год. В этом случае остаток неиспользованного резерва в указанном выше порядке не списывается, а присоединяется к вновь создаваемому резерву. Причем присоединяемый остаток резерва уточняется в установленном порядке. Например, резерв на предстоящую оплату отпусков работникам должен быть скорректирован исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда и обязательных отчислений во внебюджетные фонды. При этом среднедневная сумма расходов на оплату труда определяется по правилам расчета среднего заработка.

Сумма пересчитанного резерва присоединяется к резерву будущего года. Если в результате перерасчета присоединяемый остаток уменьшился, то разница в бухгалтерском учете сторнируется, а в налоговом учете включается в состав внереализационных доходов. Если сумма переносимого остатка резерва увеличилась по сравнению с остатком на конец года, то в бухгалтерском учете следует доначислить резерв на недостающую сумму, а в налоговом учете эта сумма включается в состав расходов на оплату труда.

Дебет 26 Кредит 96

При расчете суммы резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в 2011 г. следует учитывать, что в годовую сумму расходов на оплату ежегодных оплачиваемых отпусков в указанном году не включаются отпускные С.Д. Иванова, поскольку они входят в остаток резерва, перенесенного с 2010 г.

Примечание. Федеральным законом от 16.10.2010 N 272-ФЗ установлены следующие тарифы страховых взносов на 2011 г.: в ПФР — 26%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 3,1% и ТФОМС — 2%.

Статья написана по материалам сайтов: otherreferats.allbest.ru, spmag.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector