Градостроительный кодекс статья 48

Приведены все основные Кодексы и Законы Российской Федерации 2024

это стройная система законодательных актов, действующих на территории России. Кодексы и законы РФ логически представляют собой иерархическую структуру. Главным законом в Российском Законодательстве является Конституция РФ. Это, по сути, основной закон, который имеет наивысшую юридическую силу, и которому должны соответствовать все принимаемые в РФ законодательные документы.

Нормативно-правовые акты, кодексы и законы РФ имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:

  • законы РФ и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии),
  • федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии).

Российское Законодательство, дерево Законов и Кодексов РФ 2024, их иерархия, определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы):

  • федеральные конституционные законы,
  • федеральные законы (включая кодексы),
  • законы субъектов РФ.

В случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом законодательную силу будет иметь федеральный закон, потому что по иерархии он имеет большую юридическую силу (кроме случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ).

Кодексы РФ 2024 это по сути Федеральные Законы, но они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права и поэтому кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.

На основе кодексов и законов РФ в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру. К ним относятся акты:

  • Президента РФ (указы, распоряжения),
  • правительства (постановления, распоряжения),
  • федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),
  • субъектов Российской Федерации.

Главная | Градостроительный кодекс РФ | Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также — капитальный ремонт).

2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
4. Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
(часть четвертая в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
5. Лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или заказчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи. Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий.
6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу:
1) градостроительный план земельного участка;
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
7. Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.
8. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.
9. Орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
10. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
(часть одиннадцатая в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
12. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);
11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ)

Положения пункта 11.1 части 12 статьи 48 не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).

11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
(п. 11.1 введен Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
12.1. Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
(часть двенадцатая.1 введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 210-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
14. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
15. Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)
16. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
(часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

НОВОСТИ

Статья 48. Градостроительного кодекса РФ
Архитектурно-строительноепроектирование

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляетсяпутем подготовки проектной документацииприменительно к объектамкапитального строительства и их частям, строящимся,реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельногоучастка, а также отдельных разделов проектной документации припроведениикапитального ремонта объектов капитального строительствавсоответствии с частью 12-2 настоящей статьи. В случае, еслидокументацией по планировке территории предусмотрено размещениелинейного объекта транспортной инфраструктуры федеральногозначения, регионального значения или местного значения,архитектурно-строительное проектирование осуществляется путемподготовки проектной документации применительно к такомулинейномуобъектуи его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе вграницах не принадлежащего застройщику земельного участка (в ред.Федеральногозакона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4591;Федеральногозакона от 23 июля 2013 г. N 247-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2013, N , ст. ).

2. Проектная документация представляет собой документацию,содержащуюматериалы в текстовой форме и в виде карт (схем) иопределяющую архитектурные, функционально-технологические,конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечениястроительства, реконструкции объектов капитального строительства,ихчастей, капитального ремонта (вред. Федерального закона от 18июля 2011 г. N 243-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2011, N 30, ст. 4591).

3. Осуществление подготовки проектной документации нетребуется при строительстве, реконструкции, капитальномремонтеобъектовиндивидуального жилищного строительства (отдельно стоящихжилыхдомов с количеством этажей не более чем три, предназначенныхдляпроживания одной семьи). Застройщик пособственной инициативевправеобеспечить подготовку проектной документации применительно кобъектам индивидуального жилищного строительства (в ред.Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2006, N 1, ст. 21).

4. Виды работ по подготовке проектнойдокументации, которыеоказывают влияние на безопасность объектов капитальногостроительства, должны выполняться только индивидуальнымипредпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданныесаморегулируемойорганизацией свидетельства о допуске к таким видамработ. Иные виды работ по подготовке проектнойдокументации могутвыполняться любыми физическими или юридическими лицами (в ред.Федеральногозакона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2008, N 30, ст. 3604).

5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации,может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком илитехническимзаказчиком на основании договора физическое илиюридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектнойдокументации, организует и координирует работы по подготовкепроектнойдокументации, несет ответственность за качество проектнойдокументациии ее соответствие требованиям технических регламентов.Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправевыполнять определенные виды работ по подготовке проектнойдокументации самостоятельно при условии соответствия такого лицатребованиям, предусмотренным частью 4 настоящейстатьи, и (или) спривлечениемдругих соответствующих указанным требованиям лиц (вред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4209;Федеральногозакона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015).

5-1. В случае, если работы по организацииподготовки проектнойдокументации объекта капитального строительства включены вуказанныйв части 4 статьи 55-8 настоящего Кодекса перечень, лицо,осуществляющееподготовку проектной документации такого объектакапитальногостроительства, должно иметь выданноесаморегулируемойорганизациейсвидетельство о допуске к работам по организацииподготовки проектной документации (часть 5-1 введенаФедеральнымзакономот 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2010, N 31, ст. 4209).

Это интересно:  Ассоциация профессиональных страховых брокеров

5-2. Договором о подготовке проектной документации,заключеннымзастройщиком или техническим заказчиком с физическимили юридическим лицом, может быть предусмотрено задание навыполнениеинженерных изысканий. В этом случае указанное физическоеили юридическое лицо осуществляет также организацию и координациюработ по инженерным изысканиям и несет ответственность задостоверность,качество и полноту выполненных инженерных изысканий.Этимдоговором также может быть предусмотрено обеспечение полученияуказанным физическим или юридическим лицом технических условий

(часть5-2 введена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ

-Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4209; в ред. Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7015).

6. В случае, если подготовка проектной документацииосуществляетсяфизическим или юридическим лицом на основаниидоговорас застройщиком или техническим заказчиком, застройщик илитехнический заказчик обязан предоставить такому лицу (в ред.Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015):

1) градостроительный план земельного участка или в случаеподготовки проектной документации линейного объекта проектпланировки территории и проект межевания территории (в ред.Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 13, ст. 1688);

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если ониотсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание навыполнениеинженерных изысканий);

3) технические условия (в случае, если функционированиепроектируемого объекта капитального строительства невозможнообеспечитьбез подключения (технологического присоединения) такогообъекта к сетям инженерно-технического обеспечения) (в ред.Федеральногозакона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2012, N 53, ст. 7643).

7. Технические условия, предусматривающие максимальнуюнагрузку, сроки подключения (технологического присоединения)объектовкапитального строительства к сетям инженерно-техническогообеспеченияи срок действия технических условий, а также информацияо плате за такое подключение (технологическое присоединение)предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетейинженерно-техническогообеспечения, без взимания платы в течениечетырнадцати дней по запросам федеральных органовисполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления или правообладателейземельныхучастков, если иное не предусмотренозаконодательством огазоснабжениив Российской Федерации. Срок действия предоставленныхтехническихусловий и срок внесения платы за такое подключение

(технологическое присоединение) устанавливаются организациями,осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-техническогообеспечения, не менее чем на три года или при комплексномосвоенииземельныхучастков в целях жилищного строительства не менее чем напятьлет, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРоссийскойФедерации. Правообладатель земельногоучастка в течениеодногогода или при комплексном освоении земельного участка в целяхжилищногостроительства в течение трех лет с момента предоставлениятехнических условий и информации о плате за такое подключение

(технологическоеприсоединение) должен определить необходимую емудля подключения (технологического присоединения) к сетяминженерно-технического обеспечения нагрузку в пределахпредоставленныхему технических условий. Обязательства организации,предоставившейтехнические условия, предусматривающиемаксимальнуюнагрузку, сроки подключения (технологического присоединения)объектовкапитального строительства к сетям инженерно-техническогообеспечения и срок действия техническихусловий, прекращаются вслучае, если в течение одного года или при комплексном освоенииземельного участка в целях жилищного строительства в течение трехлетс момента предоставления правообладателю земельного участкауказанных технических условий он не определит необходимую ему дляподключения(технологического присоединения) к сетяминженерно-технического обеспечения нагрузку в пределахпредоставленныхему технических условий и не подаст заявку о такомподключении (технологическом присоединении) (в ред. Федеральногозаконаот 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ -Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2012, N 53, ст. 7643).

8. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетейинженерно-технического обеспечения, обязана обеспечитьправообладателю земельного участка в установленные срокиподключение (технологическое присоединение) построенного илиреконструированного объекта капитального строительства к сетяминженерно-технического обеспечения в соответствии с техническимиусловиямии информацией о плате за подключение (технологическоеприсоединение),предоставленными правообладателю земельного участка

(вред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7643).

9. Орган местного самоуправления непозднее чем за тридцатьднейдо дня проведения соответствующих торгов, либо до дня принятиярешения о предоставлении земельного участка, находящегося вгосударственнойили муниципальной собственности, для строительства,либодо дня принятия решения о предварительном согласовании местаразмещения объекта капитального строительства предоставляетзаинтересованным лицам технические условия подключения

(технологического присоединения) к сетям инженерно-техническогообеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срокподключения (технологического присоединения) объекта капитальногостроительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срокдействия технических условий, информацию о плате за подключение

(технологическоеприсоединение) (в ред. Федеральногозакона от 31декабря 2005 г. N 210-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2006, N 1, ст. 21; Федерального закона от 29 декабря2006г. N 258-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2007, N 1, ст. 21; Федерального закона от 30 декабря 2012г. N318-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53,ст. 7643).

10. Порядок определения и предоставлениятехнических условий иопределенияплаты за подключение (технологическое присоединение), атакже порядок подключения (технологическогоприсоединения) объектакапитального строительства к сетям инженерно-техническогообеспечения может устанавливаться Правительством РоссийскойФедерации(в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N318-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N53,ст. 7643).

10-1. Требования частей 7-10 настоящейстатьи не применяются ктехнологическомуприсоединению объектов капитального строительствак электрическим сетям. Порядок соответствующеготехнологическогоприсоединенияк электрическим сетям устанавливаетсязаконодательствомРоссийской Федерации об электроэнергетике (часть10-1 введена Федеральным законом от 30 декабря2012 г. N 318-ФЗ -Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7643).

11. Подготовка проектной документации осуществляется наоснованиизадания застройщика или технического заказчика (приподготовке проектной документации на основании договора),результатов инженерных изысканий, градостроительного планаземельного участка или в случае подготовки проектной документациилинейногообъекта на основании проекта планировки территории ипроекта межевания территории в соответствии с требованиямитехническихрегламентов, техническими условиями, разрешением наотклонениеот предельных параметров разрешенного строительства,реконструкции объектов капитального строительства (в ред.Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 21;Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 13, ст. 1688;Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015).

12. В состав проектной документации объектов капитальногостроительства, за исключением проектной документации линейныхобъектов,включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными дляархитектурно-строительного проектирования, строительства,реконструкции, капитального ремонта объектов капитальногостроительства, в том числе с результатами инженерных изысканий,техническимиусловиями;

2) схема планировочной организации земельного участка,выполненная в соответствии с градостроительнымпланом земельногоучастка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочныерешения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетяхинженерно-техническогообеспечения, перечень инженерно-техническихмероприятий,содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитальногостроительства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектовкапитальногостроительства, их частей (принеобходимости сноса илидемонтажа объектов капитального строительства, их частей длястроительства, реконструкции других объектов капитальногостроительства);

8) перечень мероприятий по охранеокружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечениюпожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидовкобъектамздравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта ииным объектам социально-культурного и коммунально-бытовогоназначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания,объектам делового, административного, финансового, религиозногоназначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовкисоответствующейпроектной документации);

10-1) требования к обеспечению безопасной эксплуатацииобъектовкапитального строительства (пункт 10-1 введен Федеральнымзаконом от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2011, N 49, ст. 7015);

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонтобъектовкапитального строительства, финансируемых за счет средствсоответствующихбюджетов (в ред. Федерального закона от18 декабря2006г. N 232-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2006, N 52, ст. 5498; Федерального закона от 24 июля 2007 г. N215-ФЗ- Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2007, N31,ст. 4012);

11-1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдениятребований энергетической эффективности и требований оснащенностизданий, строений, сооружений приборами учета используемыхэнергетических ресурсов (пункт 11-1 введен Федеральным законом от23ноября 2009 г. N 261-ФЗ — Собраниезаконодательства РоссийскойФедерации,2009, N 48, ст. 5711);

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральнымизаконами.

12-1. Подготовка проектной документации по инициативезастройщикаили технического заказчика может осуществлятьсяприменительно к отдельным этапам строительства, реконструкцииобъектовкапитального строительства (часть 12-1 введена Федеральнымзакономот 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ -Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2006, N 1, ст. 21; в ред. Федерального законаот 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийскойФедерации, 2011, N 49, ст. 7015).

12-2. В случае проведения капитального ремонта объектовкапитального строительства осуществляется подготовка отдельныхразделовпроектной документации на основании задания застройщикаилитехнического заказчика в зависимости от содержания работ,выполняемых при капитальном ремонте объектов капитальногостроительства (часть 12-2 введена Федеральным закономот 18 июля2011г. N 243-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2011, N 30, ст. 4591; в ред. Федерального закона от28 ноября 2011г.N 337-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,N49, ст. 7015).

13. Состав и требования к содержанию разделов проектнойдокументацииприменительно к различным видам объектов капитальногостроительства,в том числе к линейным объектам, состав и требованияксодержанию разделов проектной документации применительно котдельнымэтапам строительства, реконструкции объектов капитальногостроительства, состав и требования к содержанию разделовпроектнойдокументации при проведении капитального ремонта объектовкапитального строительства, а также состав и требования ксодержанию разделов проектной документации, представляемой наэкспертизупроектной документации и в органы государственногостроительного надзора, устанавливаются ПравительствомРоссийскойФедерации(в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N210-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1,ст. 21; Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст.5498; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ — Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4591;Федеральногозакона от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ — СобраниезаконодательстваРоссийской Федерации, 2011, N 49, ст. 7015).

14. Проектная документация объектов использования атомнойэнергии(в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерныхматериалови радиоактивных веществ, пунктовхранения радиоактивныхотходов),опасных производственных объектов, определяемых всоответствии с законодательством Российской Федерации, особоопасных, технически сложных, уникальных объектов,объектов обороныибезопасности также должна содержать перечень мероприятий погражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайныхситуаций природного и техногенного характера, мероприятий попротиводействию терроризму (в ред. Федерального закона от 11 июля2011г. N 190-ФЗ — Собрание законодательстваРоссийской Федерации,2011, N 29, ст. 4281; Федерального закона от28 ноября 2011 г. N337-ФЗ- Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N49,ст. 7015).

15. Проектная документация утверждается застройщиком илитехническимзаказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик доутвержденияпроектной документации направляет ее на экспертизу. Приэтом проектная документация утверждается застройщиком илитехническим заказчиком при наличии положительного заключенияэкспертизыпроектной документации (в ред. Федерального закона от 31декабря2005 г. N 210-ФЗ — Собрание законодательства РоссийскойФедерации,2006, N 1, ст. 21; Федерального закона от 28 ноября 2011г.N 337-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,N49, ст. 7015).

16. Не допускается требовать согласование проектнойдокументации, заключение на проектную документацию и иныедокументы,не предусмотренные настоящим Кодексом (часть 16введенаФедеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ -Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст.5498).

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

1. Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи. В случае, если документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в том числе в границах не принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка.

2. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

3. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.

3.1. Положения части 3 настоящей статьи не применяются в случае, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.

4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Это интересно:  Регистрация акций в цб пошаговая инструкция

4.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы указанные юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на подготовку проектной документации с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.

5. Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.

5.1. Утратил силу с 1 июля 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ.

5.2. Договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

6. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:

1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

7. Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должен определить необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий. Обязательства организации, предоставившей технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, прекращаются в случае, если в течение одного года или при комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства в течение трех лет с момента предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о таком подключении (технологическом присоединении).

8. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

9. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляют в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).

10. Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

11. Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

12. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, которая выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строительства;

6.1) проект организации дорожного движения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

7) проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов);

10.1) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

11) смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов;

11.1) перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

11.2) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома);

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

12.1. Подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика может осуществляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

12.2. В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

12.3. Сведения об объекте капитального строительства в задании застройщика или технического заказчика на проектирование и в проектной документации подлежат указанию в соответствии с классификатором объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Это интересно:  Условия и порядок выдачи платежных карт

13. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятий по противодействию терроризму.

15. Проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

15.1. Особенности подготовки, согласования и утверждения проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, устанавливаются законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

16. Не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Судебная практика и законодательство — Градостроительный кодекс РФ. Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что не согласен с выводами судов о том, что при проектировании, в нарушении статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проезд для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома предусмотрено проектом за пределами границ земельного участка, что свидетельствует о проектировании вне земельного участка.

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили, что согласно пункту 2.3 контракта оплата работ производится по факту предоставления исполнителем проектной и рабочей документации, положительного заключения государственной экспертизы проекта; контрактом предусмотрена обязанность подрядчика получить на выполненную документацию до 30.05.2015 положительное заключение государственной экспертизы, стоимость которой включена в цену контракта; обществом не был передан заказчику предусмотренный контрактом результат работ, вследствие чего не наступила обязанность заказчика оплатить работы, и, руководствуясь статьями 309, 310, 711, 762 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказали в иске.

Суд кассационной инстанции, руководствуясь статьями 287 и 288 АПК РФ, статьями 166, 168, 209, 222, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 48, 49, 51, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, приведенными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, сделав выводы о том, что суды при новом рассмотрении дела суды не установили существенные для дела обстоятельства, не приняли во внимание и не выполнили обязательные для них указания арбитражного суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 18.12.2015.

Суды руководствовались статьями 48, 49, 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», пунктами 1, 59, 83 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, пунктом 26 (23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 48, 51 Градостроительного кодекса и положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, так как пришел к выводу, что оспариваемая в настоящем деле отмена разрешения на строительство не может быть признана нарушающей права и законные интересы Общества, поскольку указанное разрешение было выдано Департаментом архитектуры в нарушение градостроительных норм и правил, с нарушением прав собственника земельного участка, в связи с чем в порядке самоконтроля государственного органа было отменено.

По смыслу статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 Градостроительного кодекса при строительстве или реконструкции объекта недвижимости, помимо наличия права на земельный участок, требуются доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что строительство спорного объекта осуществлено с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, а также требований противопожарной безопасности, признав допущенные нарушения существенными и неустранимыми, а здание не соответствующим требованиям безопасности и создающим реальную угрозу жизни и здоровью граждан, суды, руководствуясь статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 48, 49, 51, 52, 54, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», удовлетворили иск.

Суд округа, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, пунктом 10 статьи 85, статьями 94, 96 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 35, 48, 49, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), статьей 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — N 406-ФЗ), пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», статьями 1, 3, 11, 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», признал, что суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявления Товарищества, но указал иные правовые основания, по которым пришел к выводу о законности оспариваемого отказа.

1.2. До 1 июля 2017 года требования части 2 статьи 47, части 4 статьи 48, части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации о наличии у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих соответственно выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выданных саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования пункта 3 части 2 статьи 54 и части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются в случаях выполнения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами работ по договорам, указанным в части 1.1 настоящей статьи.

«1.2. До 1 июля 2017 года требования части 2 статьи 47, части 4 статьи 48, части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации о наличии у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих соответственно выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выданных саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования пункта 3 части 2 статьи 54 и части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются в случаях выполнения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами работ по договорам, указанным в части 1.1 настоящей статьи.»;

10. Должностным лицам Ростехнадзора, осуществляющим федеральный государственный строительный надзор, для разработки программы проверок строящихся, реконструируемых ГТС объектов электроэнергетики, планирования сроков проведения проверок и обеспечения эффективного федерального государственного строительного надзора необходимо рассматривать проектную документацию на строительство, реконструкцию ГТС, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В состав проектной документации в соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ входят:

Объекты индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (статьи 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Объекты индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (статьи 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

75. В отношении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство следует иметь в виду, что объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

9. Региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства рассматривает указанные раздел проектной документации объекта капитального строительства или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанных раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.

2. Положения пункта 11.1 части 12 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 54, пунктов 6 и 9 части 3, части 3.1 и части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией.

Исходя из положений части 3 статьи 48, частей 1, 2, 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), а также части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 191-ФЗ):

75. В отношении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство следует иметь в виду, что объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статья написана по материалам сайтов: ozpp.ru, rus-kodeksy.com, legalacts.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector