Гост 2015 по обучению по охране труда

1. Вопрос.

2. Вопрос.

Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

3. Вопрос.

4. Вопрос.

5. Вопрос.

Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Содержание

ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

Настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения — будущего трудового потенциала нации.
Стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.
Настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем, специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.
Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием, требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования

Об изменениях в обучении по охране труда. ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда»

1.Ввели понятия «организатор обучения» и «обучающая организация».

Организатор обучения – организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:

  • своих работников как работодатель;
  • иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.

Обучающая организация – организация, которая имеет законное право оказывать сторонним организациям и лицам образовательные услуги:

  • по обучению и проверке знаний;
  • вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства
Это интересно:  Как формируется совет федерации рф

2. Установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности.

  • в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
  • непосредственно на работе;
  • в обучающих организациях;
  • в форме инструктажа;
  • в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
  • в форме проверки знаний;
  • в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний

3.Уточнили и расширили состав обучающихся.

Основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
  • лица, которых привлекают к управлению охраной труда на общественных началах в комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • лица, которые организуют безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и безопасностью труда;
  • лица, которые не участвуют в управлении и заняты простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:

  • члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, которые участвуют в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
  • педагогические работники образовательных учреждений и организаций – преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.

Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.

4. Утвердили нестандартные формы обучения

Девять форм обучения безопасному труду:

  • традиционное обучение в аудитории обучающего центра– лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия;
  • аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и на учебных рабочих местах;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов.

5. Пояснили варианты организации обучения.

Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:

  • классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
  • модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
  • дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
  • комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.

6. Дополнили ГОСТ 12.0.004-2015 новыми приложениями.

В ГОСТ сохранили структуру инструктажей по охране труда, которые были установлены предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Для целевого инструктажа ввели отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.
В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 приведены:

  • примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
  • примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда»

Данный ГОСТ не отменяет действие существующего Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда (Приказ Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003), а подробно рекомендует работодателю, как организовать это обучение, начиная с программы обучения, где расписана каждая тема, что очень полезно при разработке таких программ.

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»

ГОСТ 12.0.004-2015: как обучать работников требованиям безопасности труда?

вводится в действие приказом Минпромторга РФ от 09.06.2016 г. №600-ст;
заменяет ГОСТ 12.0.004-90;
применяется в добровольном порядке;
закреплен за Управлением техрегулирования и стандартизации.

Как организовывать обучение ОТ после введения нового ГОСТа?

Начиная с 01.03.2017 г., нужно применять:

• обязательно Постановление № 1/29. Это НПА, поэтому скрупулезное выполнение его требований проверяют госинспекторы;

Зачем использовать ГОСТ 12.0.004-2015, если ГИТ проверяет только выполнение Постановления 1/29?

В Постановлении 1/29 изложены главные требования к обучению ОТ: очерчен круг трудящихся, которых необходимо обучать, перечислены разновидности инструктирований и особенности их применения, порядки обучения всех работников организации (рабочие, ИТР, руководители), порядок оценки уровня знаний. Подробных разъяснений по применению на практике каждого из этих пунктов в этом документе нет.

занятий и экзаменов по БТ (теория, практика);
всех разновидностей инструктирования;
стажировки;
спецобучения безопасному ведению работ, правильной технологии оказания первой помощи;
обучения ОТ специализированными центрами.

Дополнительно приводятся ориентировочные программы некоторых видов обучения, журналы инструктирований, проверочного экзаменационного протокола и удостоверения. Также приведены основные термины, определения, которые используются в области обучения ОТ.

Чем отличается новый ГОСТ 12.0.004-2015 от старого ГОСТа 12.0.004-90?

особенностям инструктирования сотрудников подрядных организаций, работающих на объектах или территории заказчика;

обучению индивидуальных предпринимателей (ИП) и сотрудников, работающих дистанционно либо на дому;

обучению ИП и физлиц, оказывающих услуги по ОТ на договорной основе (консультирование, деятельность в качестве приглашенного специалиста);

стажировке, проверке знаний ИТР и ТОП-менеджмента;

последовательности действий в ситуациях, когда трудящийся не сдает экзамен по результатам стажировки более 2 раз подряд.

√ привлекать к обучению, проверке уровня усвоения материала исключительно сотрудников, которые дополнительно обучились БТ по программам инструкторов. Применение данной рекомендации на практике влечет за собой необходимость дополнительного обучения большого числа ИТР и трудящихся, за которыми закреплено право проводить стажировку;

√ проводить первичное, повторное, целевое инструктирование по утвержденным программам либо непосредственно по инструкциям (п.п. 8.7, 8.9, 8.10);

√ в ходе подготовки будущих трудящихся по опасным профессиям проверять их теоретические знания и практические навыки по БТ отдельно от проверки профессиональных знаний (п. 6.6);

√ документацию по обучению ОТ согласовывать с представителями трудящихся (это могут быть и профсоюзы, и уполномоченные трудовых коллективов по ОТ), а не только с профсоюзом, как раньше (п. 6.7);

√ современное видение характеристик инструктажей и особенностей их проведения (п.п. 8.6-8.10). Например, добавлены аспекты, которые касаются проведения вводного, первичного инструктирований с подрядчиками;

√ при необходимости ограничивать повторное инструктирование определением уровня знаний без предварительной вычитки программы первичного инструктирования (п. 8.8);

√ внеплановое инструктирование для задействованных на обычных работах трудящихся организовывать, если работа была прервана на срок 2 месяца и больше, а не 60 календарных дней, как раньше (п. 8.9). Это положение позволяет уполномоченному лицу при определении необходимости инструктирования ориентироваться по датам, а не высчитывать количество пропущенных дней;

√ вести отдельный журнал для целевых инструктирований (п. 8.10);

√ поручать определять уровень знаний не только сотрудникам организатора обучения, а представителям сторонних (независимых) организаций, которым разрешено заниматься этой деятельностью (п.п. 10.2, 10.3);

√ создавать комиссии по проверке знаний численностью минимум 5 человек. В этом случае правомочной считается комиссия минимум из 3 человек, один из которых – председатель (п.п. 10.7, 10.8);

√ обучать спецкурсом или тренингом минимум 1 трудящегося из бригады, цеха, занятых в травмоопасных либо вредных условиях, правилам оказания первой помощи (п.п. 12.4, 12.5).

Кого затронет введение нового ГОСТ 12.0.004-2015 ?

руководителям следует поручить своим специалистам по ОТ проанализировать целесообразность применения нового ГОСТа в своей повседневной деятельности и привести текущую документацию в соответствие с ним (ссылаться на новый госстандарт, а не на отмененный);

учебным центрам нужно подготовить программы обучения инструкторов по ОТ в различных областях промышленности, сферах деятельности (если таких программ нет) либо пересмотреть существующие.

Статья написана по материалам сайтов: ohranatruda.ru, olgasofronova.ru, beltrud.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector