Гост 2015 по обучению по охране труда
1. Вопрос.
2. Вопрос.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
3. Вопрос.
4. Вопрос.
5. Вопрос.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 1 ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Содержание
- ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
- Об изменениях в обучении по охране труда. ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда»
- 1.Ввели понятия «организатор обучения» и «обучающая организация».
- 2. Установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности.
- 3.Уточнили и расширили состав обучающихся.
- 4. Утвердили нестандартные формы обучения
- 5. Пояснили варианты организации обучения.
- 6. Дополнили ГОСТ 12.0.004-2015 новыми приложениями.
- ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
- ГОСТ 12.0.004-2015: как обучать работников требованиям безопасности труда?
- Как организовывать обучение ОТ после введения нового ГОСТа?
- Зачем использовать ГОСТ 12.0.004-2015, если ГИТ проверяет только выполнение Постановления 1/29?
- Чем отличается новый ГОСТ 12.0.004-2015 от старого ГОСТа 12.0.004-90?
- Кого затронет введение нового ГОСТ 12.0.004-2015 ?
ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
Настоящий стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда занятых трудом лиц и тем самым распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения — будущего трудового потенциала нации.
Стандарт является основополагающим в комплексе межгосударственных и национальных стандартов, руководящих и методических документов по обучению занятых трудом лиц и изучению ими вопросов безопасности труда. Стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.
Настоящий стандарт не отменяет иных, не установленных в нем, специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах.
Настоящий стандарт не отменяет иных, установленных национальными органами управления образованием, требований к организации и формам ведения образовательной деятельности (оказания образовательных услуг) по вопросам охраны труда и безопасности производства в сфере профессионального образования
Об изменениях в обучении по охране труда. ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда»
1.Ввели понятия «организатор обучения» и «обучающая организация».
Организатор обучения – организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:
- своих работников как работодатель;
- иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.
Обучающая организация – организация, которая имеет законное право оказывать сторонним организациям и лицам образовательные услуги:
- по обучению и проверке знаний;
- вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства
2. Установили требования к обучению безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности.
- в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
- непосредственно на работе;
- в обучающих организациях;
- в форме инструктажа;
- в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
- в форме проверки знаний;
- в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
- в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
- в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний
3.Уточнили и расширили состав обучающихся.
Основные группы лиц, которые проходят обучение безопасности труда:
- руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
- специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и охраной труда;
- лица, которых привлекают к управлению охраной труда на общественных началах в комиссиях, комитетах, а также представители работников;
- лица, которые организуют безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
- специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и безопасностью труда;
- лица, которые не участвуют в управлении и заняты простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.
Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:
- члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, которые участвуют в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
- педагогические работники образовательных учреждений и организаций – преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.
Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.
4. Утвердили нестандартные формы обучения
Девять форм обучения безопасному труду:
- традиционное обучение в аудитории обучающего центра– лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные занятия;
- аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
- дистанционное обучение;
- обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и на учебных рабочих местах;
- обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и манекенах;
- инструктаж;
- стажировка;
- проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
- проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов.
5. Пояснили варианты организации обучения.
Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:
- классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
- модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
- дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
- комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.
6. Дополнили ГОСТ 12.0.004-2015 новыми приложениями.
В ГОСТ сохранили структуру инструктажей по охране труда, которые были установлены предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Для целевого инструктажа ввели отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.
В приложениях к ГОСТ 12.0.004-2015 приведены:
- примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
- примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
- примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
- универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда»
Данный ГОСТ не отменяет действие существующего Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда (Приказ Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003), а подробно рекомендует работодателю, как организовать это обучение, начиная с программы обучения, где расписана каждая тема, что очень полезно при разработке таких программ.
Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
ГОСТ 12.0.004-2015: как обучать работников требованиям безопасности труда?
— вводится в действие приказом Минпромторга РФ от 09.06.2016 г. №600-ст;
— заменяет ГОСТ 12.0.004-90;
— применяется в добровольном порядке;
— закреплен за Управлением техрегулирования и стандартизации.
Как организовывать обучение ОТ после введения нового ГОСТа?
Начиная с 01.03.2017 г., нужно применять:
• обязательно Постановление № 1/29. Это НПА, поэтому скрупулезное выполнение его требований проверяют госинспекторы;
Зачем использовать ГОСТ 12.0.004-2015, если ГИТ проверяет только выполнение Постановления 1/29?
В Постановлении 1/29 изложены главные требования к обучению ОТ: очерчен круг трудящихся, которых необходимо обучать, перечислены разновидности инструктирований и особенности их применения, порядки обучения всех работников организации (рабочие, ИТР, руководители), порядок оценки уровня знаний. Подробных разъяснений по применению на практике каждого из этих пунктов в этом документе нет.
• занятий и экзаменов по БТ (теория, практика);
• всех разновидностей инструктирования;
• стажировки;
• спецобучения безопасному ведению работ, правильной технологии оказания первой помощи;
• обучения ОТ специализированными центрами.
Дополнительно приводятся ориентировочные программы некоторых видов обучения, журналы инструктирований, проверочного экзаменационного протокола и удостоверения. Также приведены основные термины, определения, которые используются в области обучения ОТ.
Чем отличается новый ГОСТ 12.0.004-2015 от старого ГОСТа 12.0.004-90?
особенностям инструктирования сотрудников подрядных организаций, работающих на объектах или территории заказчика;
обучению индивидуальных предпринимателей (ИП) и сотрудников, работающих дистанционно либо на дому;
обучению ИП и физлиц, оказывающих услуги по ОТ на договорной основе (консультирование, деятельность в качестве приглашенного специалиста);
стажировке, проверке знаний ИТР и ТОП-менеджмента;
последовательности действий в ситуациях, когда трудящийся не сдает экзамен по результатам стажировки более 2 раз подряд.
√ привлекать к обучению, проверке уровня усвоения материала исключительно сотрудников, которые дополнительно обучились БТ по программам инструкторов. Применение данной рекомендации на практике влечет за собой необходимость дополнительного обучения большого числа ИТР и трудящихся, за которыми закреплено право проводить стажировку;
√ проводить первичное, повторное, целевое инструктирование по утвержденным программам либо непосредственно по инструкциям (п.п. 8.7, 8.9, 8.10);
√ в ходе подготовки будущих трудящихся по опасным профессиям проверять их теоретические знания и практические навыки по БТ отдельно от проверки профессиональных знаний (п. 6.6);
√ документацию по обучению ОТ согласовывать с представителями трудящихся (это могут быть и профсоюзы, и уполномоченные трудовых коллективов по ОТ), а не только с профсоюзом, как раньше (п. 6.7);
√ современное видение характеристик инструктажей и особенностей их проведения (п.п. 8.6-8.10). Например, добавлены аспекты, которые касаются проведения вводного, первичного инструктирований с подрядчиками;
√ при необходимости ограничивать повторное инструктирование определением уровня знаний без предварительной вычитки программы первичного инструктирования (п. 8.8);
√ внеплановое инструктирование для задействованных на обычных работах трудящихся организовывать, если работа была прервана на срок 2 месяца и больше, а не 60 календарных дней, как раньше (п. 8.9). Это положение позволяет уполномоченному лицу при определении необходимости инструктирования ориентироваться по датам, а не высчитывать количество пропущенных дней;
√ вести отдельный журнал для целевых инструктирований (п. 8.10);
√ поручать определять уровень знаний не только сотрудникам организатора обучения, а представителям сторонних (независимых) организаций, которым разрешено заниматься этой деятельностью (п.п. 10.2, 10.3);
√ создавать комиссии по проверке знаний численностью минимум 5 человек. В этом случае правомочной считается комиссия минимум из 3 человек, один из которых – председатель (п.п. 10.7, 10.8);
√ обучать спецкурсом или тренингом минимум 1 трудящегося из бригады, цеха, занятых в травмоопасных либо вредных условиях, правилам оказания первой помощи (п.п. 12.4, 12.5).
Кого затронет введение нового ГОСТ 12.0.004-2015 ?
⇐ руководителям следует поручить своим специалистам по ОТ проанализировать целесообразность применения нового ГОСТа в своей повседневной деятельности и привести текущую документацию в соответствие с ним (ссылаться на новый госстандарт, а не на отмененный);
⇐ учебным центрам нужно подготовить программы обучения инструкторов по ОТ в различных областях промышленности, сферах деятельности (если таких программ нет) либо пересмотреть существующие.
Статья написана по материалам сайтов: ohranatruda.ru, olgasofronova.ru, beltrud.ru.
»