Гарантии соблюдения экологических прав граждан

Читайте также:

  1. II. Искупление как защита
  2. TIMA №4. Гарантии и компенсации
  3. VII. Гарантии по муниципальной службе (ст. 23 ФЗ №25).
  4. Административно-правовая защита прав и свобод граждан.
  5. Административно-правовая организация в сфере социальной защиты граждан.
  6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН. ГРАЖДАНСТВО
  7. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  8. Административно-правовой статус иностранных граждан.
  9. Административно-правовые гарантии прав граждан
  10. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН
  11. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан
  12. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Понятие экологических прав граждан. Их классификация. Конституционные права граждан в области экологии. Механизм реализации экологических прав.

Понятие экологических прав граждан и их классификация

Экологические права гражданина – признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. По уровню правового регулирования экологические права граждан достаточно условно подразделяются на основные и иные в области охраны окружающей среды. Основные экологические права граждан в литературе нередко именуют конституционными или фундаментальными. Свое закрепление они получили в К РФ (статья 42), во Всеобщей декларации прав человека, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Европейской социальной хартии.

Основные конституционные права: право на благоприятную окружающую природную среду, право на достоверную информацию о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением. В соответствии с частью 2 статьи 17 К РФ, основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых и естественных прав человека, т.е. подчеркивается невозможность и недопустимость лишения таких прав.

Выделение в предлагаемой классификации категории иные экологические права не означает, что юридически они менее значимы. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите. К указанной группе относятся следующие права граждан (комплексное закрепление получили в статье 11 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

1. Создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

2. Направлять обращения в федеральные, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации и должностным лицам о получении своевременной полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды в местах своего проживанияи мерах по ее охране.

3. Принимать участие в собраниях, митингах и иных публичных мероприятиях по вопросам охраны окружающей среды.

4. Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизе и участвовать в ее проведении.

5. Оказывать содействие федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.

6. Обращаться в государственные органы федерального и регионального уровня, муниципалитеты и иные организации с жалобами, с заявлениями и предложениями по вопросам охраны природы, негативного воздействия на нее и получать своевременные и обоснованные ответы.

7. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (срок обращения в данном случае составляет 20 лет с момента причинения такого вреда).

8.Осуществлять иные предусмотренные экологическим законодательством права.

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

· — судебная защита прав и свобод;

· — право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

· — право на получение квалифицированной юридической помощи;

· — право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

· — право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение п. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 46).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан — необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов, или государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.

Это интересно:  Если у женщины трудовой стаж 37 лет

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Гарантии соблюдения экологических прав граждан

Современная экологическая обстановка в отдельных странах и регионах оставляет желать лучшего. Миссия нашего сайте — обеспечить русскоязычных жителей планеты Земля актуальной информацией о защите окружающей среды, экологической безопасности и экологии в целом.

Полезные ресурсы и публикации:
— Букмекерские конторы все о ставках на спорт olimp.bet.

3.4.2. Гарантии экологических прав граждан

С теоретической и практической точек зрения весьма важен комплекс реальных правовых и иных гарантий прав граждан на экологически грамотное использование окружающей природной среды. Правоохранительные органы (в том числе экологическая милиция), суды, арбитражные суды согласно действующему законодательству наделены широкими полномочиями по разрешению споров и по рассмотрению исков граждан по вопросам природопользования, прежде всего связанных с ущемлением их прав или с пресечением посягательств на экологические права. Теоретически всем известнео, что действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, могут быть обжалованы в суд. Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных, частных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей. Однако практика показывает, что граждане отнюдь не всегда обращаются к судебной власти для защиты своих законных экологических интересов.

Лучшей гарантией экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и перспективах изменения окружающей природной среды в соответствии с планами государственных органов и частных организаций. Для реального осведомления граждан им надо знать, что общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды по единой системе осуществляет сбор, хранение, поиск и обработку информации о состоянии атмосферного воздуха, водных потоков, почвы, других природных ресурсов. В частности, заинтересованные государственные и общественные органы, предприятия и организации обеспечиваются систематической информацией и прогнозами об уровнях загрязнения атмосферы под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. Если в результате неблагоприятного сочетания различных факторов и вредных воздействий на воздух в отдельных районах возникает угроза здоровью людей, об этом немедленно сообщается заинтересованным учреждениям и организациям. В соответствии с действующим законодательством они переводят на специальный режим или временно приостанавливают работу предприятий и транспорта с целью снижения интенсивности выбросов, уменьшения вредного воздействия на здоровье людей, осуществляют в необходимых случаях временную эвакуацию населения.

Чтобы реализовать свои экологические права, гражданам надо прежде всего иметь необходимую информацию для оценки реальной ситуации. Поэтому гласность служит обязательной предпосылкой реализации права человека на благоприятное состояние окружающей среды. Граждане имеют право на свободное получение полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха и вод в регионе, об использовании земли, ее недр, лесов и животного мира. Важно, однако, не только законодательное провозглашение этого права, но и его уяснение гражданами, а также и реализация мер по его обеспечению. В обязанности связанных с экологией государственных органов типа Министерства природных ресурсов, Министерства здравоохранения, Госкомэкологии Российской Федерации, других уполномоченных на то государственных органов (их названия время от времени меняются) входят систематические публикации экологической информации, относящейся к сфере их деятельности. В законодательстве детализированы сроки и порядок опубликования, виды необходимых сведений, подлежащих оглашению. Актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные виды экологической информации, подлежащие оглашению соответствующими органами наблюдения и контроля окружающей среды. Должно воспитываться и осуществляться право граждан на участие в подготовке, принятии, непосредственном выполнении и контроле за выполнением соответствующими организациями, должностными лицами и предпринимателями экологических решений, осуществление которых связано с экологически значимым воздействием на окружающую среду, а также с ее охраной. Это право обеспечивается развертыванием деятельности экологических организаций (объединений), опубликованием и общественным обсуждением проектов экологических решений, проведением общественных экологических экспертиз (как правило, альтернативных государственным), референдумов по экологическим вопросам (подробнее см. в работе [3]), гласным определением форм участия граждан в выполнении и контроле за выполнением экологических решений, регулярным извещением граждан через средства массовой информации о ходе и результатах реализации экологических решений.

Понятно, что исполнение гражданином своих экологических обязанностей неотделимо от осуществления соответствующих экологических прав. Очевидно, что сама возможность общества (и выражающего его интересы государства) требовать от своих граждан выполнения обязанностей неразрывно связана с предоставлением им прав, обучением их пользованию экологическими и иными правами в условиях формирования демократического правового государства.

Общественные экологические (природоохранительные) организации, иные общественные организации и объединения граждан согласно действующему законодательству имеют право: разрабатывать, утверждать на своих съездах и пропагандировать природоохранные программы в печати, по радио и телевидению, защищать права и интересы населения в области охраны природы. Они вправе создавать общественные инспекции по охране природы, участвовать в проводимых государственными инспекциями по охране природы проверках выполнения предприятиями, учреждениями, организациями природоохранных планов и мероприятий и требовать проведения таких проверок уполномоченными на то органами. Они могут ставить вопросы об отмене решений о размещении, строительстве, эксплуатации объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности. Природоохранительная работа общественных организаций и иных общественных образований проводится в соответствии с их уставами и действующим законодательством. Государственные органы обязаны учитывать предложения общественных организаций и граждан. К сожалению, действующие правовые акты не раскрывают понятие учитывать», поэтому деятельность природоохранительных организаций невозможна без активной борьбы с разрушителями природы.

Это интересно:  Можно ли сдать билеты в театр обратно

Гарантии соблюдения экологических прав граждан

Конституционные гарантии соблюдения экологических прав человека.

А.А. Пирмагомедов, доцент кафедры

гражданского процесса ДГУ.

Конституция Российской Федерации, являясь основным законом России, содержит общую систему механизмов реализации закрепленных в ней прав и свобод человека. Эти механизмы играют роль конституционных гарантий прав и свобод.

Основным гарантом экологических прав человека является сама Конституция РФ, в частности она, гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). То есть, Конституция РФ обязывает государство посредством отдельных институтов власти обеспечивать защиту и реализацию прав и свобод человека, в том числе и экологических. Практически весь механизм государства задействован в гарантировании этих прав и свобод. Гарантом прав и свобод выступает и Президент РФ; нормативно-правовую базу экологического благополучия граждан в основном формирует Федеральное Собрание РФ; меры по обеспечению экологической безопасности и регулированию экологических прав должно предпринимать Правительство РФ; защиту и восстановление нарушенных прав – правоохранительные органы и органы правосудия.

В этом ряду можно особо отметить Президента РФ как гаранта прав и свобод человека. В частности, выполняя рекомендации международной конференции ООН по охране окружающей среды и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро, 1992 г., Президент Российской Федерации подписал Указ от 6 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития». В нем впервые в качестве одного из направлений по реализации государственной экологической политики Российской Федерации обозначено обеспечение экологической безопасности. 1 апреля 1996 года вышел Указ президента Российской Федерации № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», который утвердил представленную Правительством «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Также Президентом РФ на заседании Президиума Госсовета РФ «Об оздоровлении экологической обстановки в Российской Федерации» № 29, 4 июня 2003 года была подписана Экологическая доктрина Российской Федерации. Основными гарантиями экологического благополучия населения стали: 1) обеспечение устойчивого природопользования, 2) с нижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение, 3) сохранение и восстановление природной среды, 4) обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях, 5) экологические приоритеты в здравоохранении, 6) предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций, 7) предотвращение терроризма, создающего опасность для окружающей среды, 8) контроль за использованием и распространением чужеродных видов и генетически измененных организмов, 9) развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, 10) экологическое образование и просвещение и др. Этими доктринальными положениями подтверждается активная позиция Президента РФ как гаранта экологических прав и свобод человека.

В нынешнюю систему государственных гарантий также входит «Международная защита», часть 3 статьи 46 Конституции РФ наделяет каждого правом обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Комитет ООН по правам человека, Европейский Суд по правам человека и др.).

Важным шагом на пути оптимизации процессов гарантии соблюдения, реализации и защиты экологических прав человека стало введение таких институтов, как Уполномоченный по правам человека Российской Федерации и Общественная Палата Российской Федерации. Если первый институт напрямую вытекает из Конституции РФ и является логическим продолжением планомерной политики по «европеизации» образа власти в России, то второй – опосредованно, хотя и имеет лучшую перспективу как орган по защите прав человека.

Более детально конституционные гарантии имеют форму следующих правовых механизмов: судебная защита прав и свобод; самозащита прав и свобод; возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты; неотменяемость прав и свобод и др.

Иное направление конституционных гарантий соблюдения и реализации экологических прав человека касается закрепления в Конституции РФ экологических обязанностей. Так как именно посредством установления конкретных экологических обязанностей «каждого» можно достичь оптимального экологического баланса и экологического правопорядка. Статья 58 Конституции РФ обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, а также бережно относиться к природным богатствам. Человек объективно не может жить без природы и ее составных элементов – воздуха, воды, земли и т.д., нерациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды может стать причиной гибели всего живого на планете. Поэтому Основной закон России уделяет такое значительное внимание регулированию охраны природы и закреплению экологических прав человека. Конкретизируя конституционные положения об обязанностях каждого по охране природы, федеральное законодательство предусматривает ряд экологических требований к хозяйственной и иной деятельности. В частности Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. предусматривает такие институты, как экологическая экспертиза, экологический контроль и мониторинг, экологическое нормирование, лицензирование и др.

Это интересно:  Форма рецепта 107 1 у нового образца

Предусмотренные Конституцией РФ экологические права человека имеют различный статус, часть из них относится к личным правам, как например, право на благоприятную окружающую среду, часть к социально-экономическим – право частной собственности на землю и другие природные ресурсы, однако конституционные гарантии распространяются на них не зависимо от их правовой природы, и проблемы реализации этих прав по большому счету лежат не в конституционной «плоскости», а в деятельности законодателей – плохо прописывающих и детализирующих механизмы реализации экологических прав и свобод человека в федеральном законодательстве. Вышеперечисленные институты экологических требований из ФЗ «Об охране окружающей среды» должны, стать наиболее эффективными непосредственными механизмами конституционных гарантий экологических прав и свобод человека, однако отсутствие должного контроля за их реализацией сводит на нет все благие начинания. Видится правильным вести планомерную и разностороннюю экологическую политику, охватывающую все отрасли экологического законодательства – и природоохранного и природоресурсного, охватывающую также все сферы социально-экономического и культурного развития страны, так как без сбалансированного подхода к решению проблем охраны природы человечество ждет неизбежное самоуничтожение.

32.Гарантии и защита экологических прав граждан.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не определяются формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия.

Содействовать реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже самостоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а включена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав человека.

В Конституции России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

• судебная защита прав и свобод;

• право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

• право на получение квалифицированной юридической помощи;

• право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами;

• право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды можно рассматривать положение ч. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст.26).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан – необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и прав человека и гражданина позволяет выделить два основных способа защиты экологических прав граждан:

а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных институтов или государственную защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и контроле за их реализацией.

Статья написана по материалам сайтов: ekolog.org, www.rusnauka.com, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector