Федеральный конституционный суд фрг

Охрану конституции осуществляет Федеральный конституционный суд (ФКС). ФКС проверяет законы на предмет их формального и материального соответствия конституции. Предварительная проверка конституционности законопроектов недопустима. Правовой основой организации и деятельности ФКС являются нормы Основного закона (ст. 92, 93, 94) и Федерального закона о конституционном суде 1951 г. (с последующими поправками и дополнениями).

Согласно конституции ФКС является одной из составных частей судебной власти (ст. 92). Как судебный орган ФКС принимает имеющие обязательную силу решения по делам, связанным с оценкой действительности правовых норм. Конституционное судопроизводство обеспечивает каждому возможность отстаивать и защищать свои права в устном состязательном процессе.

В его компетенцию входит разрешение следующих категорий дел:

1. О толковании Основного закона в связи со спорами о компетенции;

2. О формальной и содержательной конституционности федерального права или права земель, либо о совместимости права земель с федеральным правом;

3. О конституционности федеральных законов в сфере конкурирующего законодательства;

4. О компетенции федерации и земель, особенно при исполнении землями федерального права и осуществлении федерального надзора;

5. О прочих публично-правовых спорах между федерацией и землями, между различными землями или внутри земли;

6. О необходимости сохранять федеральное регулирование по конкретному вопросу в сфере конкурирующего законодательства;

7. О конституционных жалобах частных лиц на нарушение публичной властью какого-либо из основных прав или какого-либо их права, которое содержится в Основном законе в ч. 4 ст. 20 (право на сопротивление попыткам свержения строя), ст. 33 (равенство прав во всех землях, равный доступ к публичным должностям), ст. 38 (избирательные права по выборам в бундестаг), ст. 101 (подсудность законному судье), ст. 103 (право быть выслушанным судом, запрещение обратной силы наказуемости деяния и повторной ответственности), ст. 104 (права в случае ограничения свободы и задержания);

8. О конституционных жалобах общин и общинных союзов на нарушение законом права на самоуправление, предусмотренного ст. 28 Основного закона, однако закон земли может быть оспорен только в случае, если с жалобой нельзя обратиться в конституционный суд земли;

9. О прочих делах, предусмотренных Основным законом (о злоупотреблении основными правами, о неконституционности политических партий и др.)

10. Компетенция ФКС может быть расширена федеральным законом. Закон земли может предусмотреть передачу в ФКС внутриземельных конституционных споров.

Если какой-либо суд сочтет закон, имеющий значение для вынесения решения по делу, неконституционным, то он должен

1. Приостановить «производство по этому делу и обратиться с соответствующим запросом в ФКС или в суд земли, компетентный в вопросах конституционности

2. Приостановить производство, если речь идет о нарушении Основного закона правом земли или о несоответствии закона земли федеральному закону

3. Приостановить производство, если в юридическом споре возникают сомнения в том, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли непосредственно для индивида права и обязанности.

Федеральный Конституционный Суд:

ФКС состоит из двух сенатов по восемь судей в каждом. Трое из восьми судей в каждом сенате должны быть избраны из числа судей пяти высших федеральных судов. Пять других членов в каждом из сенатов избираются из числа лиц не моложе 40 лет, обладающих пассивным избирательным правом для выборов в Бундестаг и имеющих профессиональное образование, дающее возможность осуществлять функции судьи. Должность судьи ФКС несовместима с депутатским мандатом в Бундестаге или членством в Бундесрате, с занятием должности в Правительстве, равно как и в соответствующих органах земель.

Судьи избираются в равной пропорции Бундестагом и Бундесратом, однако если выборы в Бундесрате являются прямыми, то в Бундестаге – косвенными: судьи избираются специальной коллегией выборщиков, избранной Бундестагом на основе пропорционального представительства (сообразно численности партийных фракций) и состоящей из 12 членов. В обоих органах для избрания судьи необходимо большинство в 2/3 голосов. Президент ФКС и его заместитель избираются поочередно то Бундестагом, то Бундесратом.

Избранные на должность судьи назначаются Федеральным президентом.

Срок полномочий судей ФКС – 12 лет, предельный срок пребывания в должности – 68 лет.

Судья ФКС:

1. Должен быть не моложе 40 и не старше 68 лет

2. Должен иметь право на занятие судейской должности, т. е. иметь законченное университетское юридическое образование, включающее профессиональную стажировку

3. Без каких-либо дополнительных требований судьей может стать штатный профессор права университета

4. С учетом возрастных ограничений конституционные судьи избираются на 12 лет без возможности переизбрания. Полномочия члена ФКС, истекшие во время состояния обороны, прекращаются через шесть месяцев после его окончания.

Следует подчеркнуть, что ФКС не возглавляет системы конституционных судов. Он не вправе как-либо контролировать результаты конституционного судопроизводства в землях.

Федеральный конституционный суд фрг

Специализированная система конституционного контроля Германии, пожалуй, с наибольшей глубиной учитывает все основные характеристики правового, демократического и социального государства, а также особенности федеральной системы государственного управления.

IX глава Конституции называется Правосудие» и ст. 92, 93, 94 этой главы относятся к Федеральному Конституционному суду.

Конституционное правосудие Германии отличается тем, что Суд не занимается спорами всех типов и вопросами конституционности всех типов нормативных актов. Его главное предназначение — заставить уважать Конституцию и охранять ее.

Это интересно:  Протокол рассмотрения котировочных заявок формируется

В Германии Конституционный суд был сформирован в 1951 г. Особенность этой страны заключается в том, что здесь действует целая система конституционных судов, состоящая из Федерального Конституционного суда и конституционных судов земель.

Суд имеет право толкования Конституции.

Право обращения в Конституционный суд имеют и другие суды.

Гражданин обращается только после исчерпания всех других возможностей, установленных законом.

Согласно ст. 92 Конституции, Конституционный суд — орган судебной власти.

Судебная власть принадлежит судам и осуществляется посредством Федерального Конституционного суда, Федеральных судов и судов Земель в порядке, предусмотренном Конституцией (ст. 92).

Ст. 93 Конституции предусматривает, что Федеральный Конституционный суд рассматривает:

1) Дела о толковании Основного закона в связи со спорами об объеме прав и обязанностей какого-либо высшего федерального органа или иных сторон спора, которые согласно Основному закону или регламенту высшего федерального органа наделены собственными правами.

2) При расхождении в мнениях или сомнениях относительно соответствия федерального права или права земли по форме или по содержанию Основному закону, либо относительно соответствия права Земли другим нормам федерального права по запросу Федерального правительства, правительства Земли или 1/3 членов Бундестага.

2 а. При расхождениях во мнениях о соответствии закона требованиям ст. 72 (абзац 2) по запросу Бундесрата, правительства земли или народного представительства Земли.

3. Когда мнения не совпадают в вопросе прав и обязанностей Федерации и Земель, в частности, при применении федерального права Землями и осуществлении федерального надзора.

4. При появлении споров публично-правового характера между Федерацией и Землями, между отдельными Землями или в пределах одной из них, если не предусмотрен иной правовой порядок их рассмотрения.

а) (включено 29.01.1969 г.) по тем конституционным жалобам, которые могут быть поданы каждым, кто утверждает, что власть нарушила его какое-либо основное право или какое-либо право, изложенное в ст. ст. 20 (ч. 4), 33, 38, 101, 103 и 104;

б) (включено 29.01.1969 г.) о конституционных жалобах общин или их объединений, если каким либо законом нарушено право на самоуправление, предусмотренное ст. 28 Конституции, а в связи с законами Земель — лишь постольку, поскольку жалоба не может быть подана в Конституционный суд Земли.

5. В других случаях, предусмотренных Конституцией.

Федеральный Конституционный суд в других случаях действует в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законодательством.

Необходимо отметить, что Конституционный суд Германии осуществляет серьезную функцию опосредованного контроля всей судебной системы. Ему дано право слушания дел, связанных с импичментом федеральных судей и судей Земель.

Ст. 94 Конституции регулирует вопросы формирования и деятельности Конституционного суда. Здесь, в частности, говорится:

1. Федеральный Конституционный суд состоит из федеральных судей и других членов суда. Члены федерального Конституционного суда избираются поровну Бундестагом и Бундесратом. Они не могут быть членами ни Бундестага, ни Бундесрата, ни федерального правительства, ни соответствующих органов Земель.

В настоящее время Суд состоит из 16 членов. Судья должен быть достигшим 40-летнего возраста, обладать правом быть избранным в Бундестаг, обладать квалификацией для занятия судейской должности . Кроме того, каждая из 2 палат суда должна иметь по 3 члена, которые в прошлом работали в высших судах Федерации.

Судья не может выполнять другую работу, кроме преподавания права в немецких ВУЗ-ах.

В Германии никто не в праве снять с должности судью Конституционного суда. Он может только подать в отставку или быть освобожден по решению Конституционного суда, вследствие невозможности исполнения своих обязанностей.

2. Федеральный закон регулирует формирование Федерального Конституционного суда, порядок рассмотрения дел, а также решает, в каком случае его решения имеют силу закона. Закон устанавливает, что для представления конституционной жалобы нужно, чтобы возможности судов общей юрисдикции были исчерпаны, хотя допускаются исключения. Определяется также специальный порядок представления подобных жалоб. (Дополнение вторым и третьим предложениями произведено 29.01.1969 г.).

Ст. 18 Конституции, которая дана в редакции от 18.06.1993 г. , определяет, что каждый, кто использует свободу выражения мнения, в особенности свободу печати (ст. 5, ч. 1), свободу преподавания (ст. 5, ч. 3), свободу собраний (ст. 8), свободу объединений (ст. 9), тайны переписки, почтовой и телефонной связи (ст. 10), собственности (ст. 14) или право убежища (ст. 16-А) для борьбы против основ свободного демократического строя, лишается этих основных прав. Вопрос лишения указанных прав (их объем) решает Федеральный Конституционный суд.

Ч. 2 ст. 21 Конституции предусматривает:

Партии, которые своей программой или поведением своих сторонников стремятся нанести вред основам свободных демократических порядков или упразднить их, или же подвергнуть опасности существование Федеративной Республики Германии неконституционны. Вопрос неконституционности решает Федеральный Конституционный суд.

Ст. 61 Конституции предусматривает:

(1) Бундестаг или Бундесрат могут в Федеральном Конституционном суде возбудить дело против Президента Федерации, если он преднамеренно нарушил Основной закон или другие федеральные законы. Обвинение могут предъявить члены Бундестага или Бундесрата не менее 1/4 голосов. Для решения о возбуждении обвинения требуется более двух третей голосов Бундестага или Бундесрата. Обвинение поддерживается представителем возбудившего обвинение органа.

(2) В случае, если Федеральный Конституционный суд находит, что Президент виновен в преднамеренном нарушении Основного закона или федеральных законов, то он может его сместить. После предъявления обвинения Федеральный Конституционный суд правомочен временным распоряжением решить, что Федеральный Президент не может исполнять свои должностные обязанности.

Это интересно:  Гособоронзаказ раздельный учет затрат и формирование результатов

Ст. 98 Конституции устанавливает:

Если федеральный судья на месте службы или вне ее нарушает принципы Основного закона или конституционные порядки каких либо Земель, то Федеральный Конституционный суд может по предложению Бундестага и не менее 2/3 голосов своих членов сделать распоряжение о переводе этого судьи на другую работу или об увольнении его в отставку.

В ст. 100 предусматривается, что если при рассмотрении дела возникает сомнение, является ли какая-либо норма международного права частью федерального права, договора, то суд должен обратиться в Конституционный суд.

24 июня 1968 г. Федеральная Конституция дополнилась целым разделом, в ст. 115 которого предусмотрено, что не допускается посягательство на конституционный статус и исполнение конституционных функций Федерального Конституционного суда и его судей.

Закон о Федеральном Конституционном суде может быть изменен только законом, принятым Объединенным комитетом и лишь постольку, поскольку это, по мнению Федерального Конституционного суда, необходимо для обеспечения его результативной деятельности. До опубликования подобного закона Конституционный суд может предпринять меры для поддержания работоспособности суда. Конституционным судом, в соответствии со вторым и третьим предложениями, решения принимаются большинством голосов присутствующих.

Ст. 126 предусмотрено, что при расхождении во мнениях относительно того, продолжает ли правовая норма действовать в качестве федерального права, дело разрешает Федеральный Конституционный суд.

Переходными положениями предусмотрено также, что до формирования Конституционного суда его функции исполняет германский Высший суд (ст. 137, ч. 3).

Конституционный суд действует на основании Конституции, Закона о Конституционном суде, принятого в 1951 г. (с последующими изменениями, в частности, 1969, 1993 гг) и своего регламента (принятого в 1986 г. и пересмотренного в 1989 г.). Суд действует непрерывно. Работой одной из палат руководит председатель суда, другой — заместитель. Решения обычно принимаются большинством голосов. Если голоса разделились поровну, то рассмотрение дела прекращается.

Важно подчеркнуть, что в основном рассмотрение дел осуществляется письменно. Суд имеет право организовать и устное слушание, если стороны не возражают. Обращения по индивидуальным жалобам не могут требовать устных слушаний, рассмотрение таких дел организуется письменно. Кстати, индивидуальные жалобы могут представляться в течение 1 месяца после принятия судебного решения или оспариваемого акта. При обжаловании закона срок составляет 1 год. Законом определено, что в Конституционный суд индивидуальная жалоба может представляться только в том случае, когда исчерпаны все другие возможности решения вопроса в судебном порядке. Закон также требует, чтобы в Суде стороны были представлены адвокатами.

Интерес представляет и характер решений, принимаемых Судом. Конституционный суд может посчитать правовую норму утратившей силу, но это же решение может иметь и обратную силу. Одновременно Суд может найти, что правовая норма не соответствует Конституции, и в этом случае данная норма продолжает действовать до ее пересмотра законодателем. Причем Конституционный суд может определить срок для пересмотра (параграфы 31 и 79 Закона о Конституционном суде). Конституционный суд может также объявить недействительным решение суда общей юрисдикции и направить дело в другой Суд (как правило, Конституционный суд не выносит решений по делам обычных судов).

Принимая во внимание вышеупомянутые права и порядок деятельности Конституционного суда Германии, его можно считать одним из классических примеров. Примечательно и то обстоятельство, что с течением времени существенно расширилась компетенция Суда, как и круг субъектов, обращающихся в Суд, что ощутимо повысило эффективность деятельности Суда и он стал важнейшим залогом стабильного и динамичного развития общества. В Германии общее мнение таково: сформировалась действенная система конституционного правосудия, она обеспечивает стабильность власти и конституционность в стране. Споры, возникающие в системе государственной власти, получают четкие механизмы правового разрешения, благодаря чему не возникает тупиковых ситуаций. Учитывая все это, новых реформ системы не предвидится.

Трудно не согласиться с этими доводами. Однако хотелось бы добавить, что по нашему мнению, в этой системе полноценно не используются преимущества предварительного контроля, а также отодвинуты на второй план устная форма рассмотрения и гласность судебных заседаний. Спорным является и характер решений Суда, когда положение нормативного акта признается неконституционным, при этом оставаясь в действии еще какое-то время. Правда, в данном случае в системе Конституционного контроля активную роль играет парламент, однако независимо ни от чего неконституционная норма, в процессе применения в действительности неизбежно приводит к иррациональным процессам.

Тем не менее в Германии сложилась целостная и надежная система конституционного контроля.

Федеральный конституционный суд Германии

В ФРГ существует специальный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд, который осуществляет как предварительный, так и последующий контроль .

Федеральный конституционный суд состоит из двух палат (сенатов) по 8 судей в каждой, в общей сложности — из 16 судей. Половина из них избирается бундестагом (нижней палатой парламента), половина — бундесратом (верхней палатой). Бундестаг избирает судей путем косвен­ных выборов, создавая для этого специальную комиссию на основе про­порционального представительства политических партий. Бундесрат проводит прямые выборы. Кандидат на должность судьи должен полу­чить 2/3 голосов. Для кандидатов установлены довольно жесткие усло­вия: трое судей в каждом сенате должны быть избраны из состава судей пяти высших судов страны (в ФРГ нет единого верховного суда), пять других членов должны иметь возраст не менее 40 лет и соответствующий диплом о юридическом образовании. После избрания судьи назначаются на должность декретом президента республики. Срок их полномочий — 12 лет, повторное избрание не допускается.

Это интересно:  Лицензия на проектирование электроснабжения

Федеральный конституционный суд в соответствии с конституцией и законом о нем 1951 г. обладает очень широкой компетенцией, к которой относятся:

1) толкование федеральной конституции в случаях спора об объеме прав и обязанностей участников конституционно-правовых отно­шений (в частности, в связи со спорами о компетенции высших органов государства, по жалобам земли о толковании федеральной конституции судом земли);

2) рассмотрение споров и неясностей по вопросу о взаимо­отношениях федерации и земель, а также земель между собой (о совмес­тимости федерального права и права земель, о правах и обязанностях федерации и земель, об исполнении землями федерального права, об осуществлении федерального контроля в отношении земель и др.);

3) рассмотрение жалоб общин и их союзов (союзы — это, по сущест­ву, округа, единицы административно-территориального деления) по по­воду нарушения законом, в том числе актом земли, их прав на самоуправ­ление;

4) рассмотрение заявлений граждан на нарушение их конституци­онных прав юридическими актами — законами, актами административ­ных органов, судебными решениями;

5) решение квазиуголовных дел о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права про­тив свободного демократического порядка, об антиконституционности и, следовательно, запрещении политических партий и других объединений, об освобождении от должности президента республики в связи с обвине­нием, возбужденным против него парламентом;

6) рассмотрение жалоб на решения бундестага, касающихся выборов, приобретения или утраты членства в бундестаге, и некоторых других жалоб.

Конституционный суд начинает действовать только после обращения к нему. Среди тех, кто имеет право подавать такой иск, такие федеральные органы, как федеральный президент, Бундестаг, Бундесрат, федеральное правительство или их части, – депутаты или фракции – а также земельные правительства.

Кроме того, Основной закон наделяет правом и отдельного гражданина подавать «конституционную жалобу», если он в результате действий того или иного органа власти чувствует себя ущемленным в своих основных правах. Каждый германский суд обязан обращаться в конституционный суд, если он считает, что закон противоречит конституции.

Дела рассматриваются одним из двух сенатов суда при кворуме в 6 судей. В Федераль­ном конституционном суде ФРГ, а также в конституционных судах зе­мель применяется устный состязательный процесс.

Решения Федерального конституционного суда обязательны для всех органов федерации, земель, всех ведомств и судов. В некоторых случаях, специально перечисленных в законе о Федеральном конституционном суде, его решения имеют силу закона.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Федеральный конституционный суд фрг

Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Конституционный Суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе… … Википедия

Конституционный суд ФРГ — Федеральный Конституционный суд Германии (нем. Bundesverfassungsgericht, сокращённо BVerfG) уполномочен решать вопросы соответствия законов и судебных решений Конституции ФРГ. Заседает в Карлсруэ, здание охраняется федеральной полицией. Здание… … Википедия

Конституционный суд — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации… … Политология. Словарь.

Конституционный суд — в некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (например … Энциклопедический словарь

Верховный суд Германии — Великогерцогский дворец в Карлсруэ Верховный суд Г … Википедия

Федеральный конституционный суд — Германии (нем. Bundesverfassungsgericht, сокращённо BVerfG) уполномочен решать вопросы соответствия законов и судебных решений Конституции ФРГ. Заседает в Карлсруэ, здание охраняется федеральной полицией. Здание Конституционного суда в Карлсруэ… … Википедия

Федеральный административный суд Германии — Вид на здание суда с запада Федеральный административный суд Германии … Википедия

Федеральный финансовый суд Германии — Здание суда Федеральный финансовый суд (нем. Bundesfinanzhof, сокр. BFH) является высшим судебным органом Ге … Википедия

Суд — специальный орган государства, в компетенцию которого входит осуществление правосудия в интересах господствующего класса (при социализме в интересах всего народа). Свои функции С. выполняет в форме разрешения уголовных дел, гражданских,… … Большая советская энциклопедия

Статья написана по материалам сайтов: www.concourt.am, studopedia.ru, dic.academic.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector