Должностные инструкции в доу по профстандартам 2024

Должностная инструкция – это локальный документ распорядительного характера, фиксирующий обязанности трудящихся. Перечень этот зависит от множества факторов: особенности производственного процесса, требования к должности, степень ответственности сотрудников.

Содержание

Функции

ДИ характеризуется этими функциями:

  • Определение требований к квалификации, к конкретной должности. В числе этих требований может быть образование, необходимость в специальной подготовке, опыт работы на той же должности.
  • Установление обязанностей. В числе обязанностей может быть перечень исполняемых работ, объем работы, степень ответственности сотрудника.

Цели формирования инструкции:

  • Документ является основанием для отказа в приеме на должность. В частности, работодатель может отказать соискателю, если тот не отвечает квалификационным требованиям.
  • Распределение профессиональных функций между штатом сотрудников.
  • Оценка качества деятельности работника на протяжении испытательного срока.
  • Оценка качества исполнения сотрудником своей работы.
  • Установление несоответствия сотрудника занимаемой им должности.

На основании положений должностной инструкции работодатель может накладывать на сотрудника дисциплинарное взыскание. Основание для его наложения – невыполнение или ненадлежащее выполнение своих рабочих функций.

Формы должностной инструкции

Существует 2 формы должностных инструкций:

  • Типовая. Касается определенной должности. Такая инструкция является универсальной. То есть, она относится ко всем сотрудникам, работающим на одной и той же должности. С документом нужно ознакомить работников под роспись. Должностные обязанности в инструкции и трудовом договоре должны совпадать.
  • Отдельная. Оформляется отдельным документом. В нем прописываются должностные инструкции, особенности взаимодействия, подчиненность. Бумага является приложением к трудовому соглашению. В этом соглашении также указываются обязанности сотрудника. Но они должны быть прописаны со ссылкой на должностную инструкцию.

Типовая форма более удобна. Позволяет уменьшить документооборот.

Разделы инструкции

Инструкция подразделяется на различные разделы. Рассмотрим их особенности.

Общие положения

В этом разделе прописывается основная информация:

  • Должность сотрудника.
  • Наименование подразделения.
  • Подчиненность сотрудника.
  • Порядок назначения на должность и отстранения от нее.
  • Особенности замещения основного сотрудника временным.
  • Требования к подготовке и знаниям: образование, опыт.

Необходимо также указать перечень нормативных актов, на основании которых работает сотрудник (ТК, внутренние акты, приказы и прочее).

Задачи

В этом разделе фиксируются задачи сотрудника, работающего на определенной должности. Указывается участок работы.

Обязанности

Указываются обязанности работника на определенной должности. Они могут быть специфическими и типовыми, универсальными. Рассмотрим универсальные обязанности:

  • Соблюдение сроков подготовки документации.
  • Следование правилам взаимодействия в коллективе.
  • Соблюдение внутреннего распорядка.

Для некоторых должностей принципиальным является обязанность по соблюдению конфиденциальности информации.

Права

Здесь перечисляются права сотрудника, необходимые для исполнения должностных обязанностей. К примеру, это могут быть следующие права:

  • Принятие решений в установленных рамках полномочий.
  • Получение конфиденциальных сведений, если они нужны для исполнения должностных функций.
  • Согласование и утверждение документации.

В этом разделе имеет смысл зафиксировать порядок реализации этих прав.

Ответственность

Здесь фиксируются формы ответственности сотрудника за неисполнение должностных требований и положений. На работника могут накладываться различные виды ответственности: материальная, административная и прочее.

Взаимодействие

Здесь фиксируется порядок взаимодействия сотрудника с подразделениями/ руководством.

Утверждение

Инструкции обычно создаются кадровым отделом. На документе ставится подпись руководителя отдела. Рекомендуется согласовать его с руководителями подразделений, где работает сотрудник, для которого формируется инструкция. Документ утверждается руководителем компании.

После того, как инструкция утверждена, нужно ознакомить с ней сотрудника под роспись. Работник ставит свою роспись в одном из следующих мест:

  • Отдельный лист под роспись.
  • Специальный журнал.
  • Графа в самой инструкции.

Ознакомление может подтверждаться и иными способами, если они не противоречат закону.

Материал:
«Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»

«Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»

Скачать:

Вложение Размер
professionalnyy_standart_pedagoga_v_dou.docx 185.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»

2013 году был утвержден профстандарт педагога на всех уровнях образования. В силу данный документ вступил с 1 января 2017 года.

Стандарт — это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарт объединил в себе требования к педагогам всех ступеней образования, которые сегодня представлены в федеральном государственном образовательном стандарте и в квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

• работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;

• при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

• при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

• при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

• при разработке штатного расписания для определения наименования должностей;

• образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

• при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

• профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

• профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

• дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) сейчас применяется 2 вида стандартов:

• ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

• Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.

Цели профессионального стандарта:

• Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования;

• Установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;

• Разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности.

Стандартом Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) » установлено, что

в функции педагога входят:

— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

— планирование и проведение учебных занятий;

— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

— формирование универсальных учебных действий;

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

— формирование мотивации к обучению;

— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования — воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.

Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя 2018, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать: действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними; основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки; базу психодидактики; принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности; апробированные педагогические технологии, методики и приемы.

К педагогу дошкольного образования профстандартом предъявляются следующие требования:

• в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

• в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;

• в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.

• видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

• конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

• образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

• Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом, продуктивная; конструирование), создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.

• Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.

• Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.

• Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).

• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

• Владеть ИКТ-компетентностью, необходимой и достаточной для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

• Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

• Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.

• Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

• Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

• Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования).

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенцией, необходимой и достаточной для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

В профстандарте педагога используются следующие понятия:

компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;

трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых технологическим процессом и предполагающий наличие необходимых знаний и умений (компетенций) для их выполнения;

условия труда — совокупность факторов производственной среды и технологического процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Должностные инструкции для ДОУ

Пакет должностных инструкций в ДОУ

Пакет включает 37 инструкций и 1 положение в формате *.doc, который полностью совместим со всеми основными текстовыми редакторами: Microsoft Word, Open Office Writer, Libre Office Writer.

Обновление: 23.03.2019 г.

Правила и порядок составления должностной инструкции в ДОУ

Должностные инструкции, регламентирующие трудовые функции штатных должностей дошкольного образовательного учреждения, являются важным документом, который необходим и работодателю, и работнику, поскольку в нем установлены квалификационные требования, перечислены обязанности и права человека, занимающего данную должность.

Положение о порядке разработки должностной инструкции в ДОУ

Должностная инструкция является основным организационно-правовым документом, определяющим задачи, основные права, обязанности и ответственность должностного лица (работника) при осуществлении им трудовой деятельности согласно занимаемой должности.

Должностная инструкция педагога дополнительного образования

Образец типовой должностной инструкции педагога дополнительного образования в детском саду. Составлена с учетом требований ФГОС дошкольного образования на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Должностная инструкция заведующего ДОУ

Образец типовой должностной инструкции заведующего детским садом. Разработана и утверждена с учетом требований ФГОС дошкольного образования на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Должностная инструкция воспитателя ДОУ

Образец типовой должностной инструкции воспитателя в детском саду. Составлена с учетом требований ФГОС дошкольного образования на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Должностная инструкция заместителя заведующего по АХР в ДОУ

Образец типовой должностной инструкции заведующего по административно-хозяйственной работе в детском саду. Составлена по профстандарту на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Должностная инструкция заместителя заведующего по АХЧ в ДОУ

Образец типовой должностной инструкции заведующего по административно-хозяйственной части в детском саду. Составлена по профстандарту на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Должностная инструкция заместителя заведующего по УВР в ДОУ

Образец типовой должностной инструкции заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе в детском саду. Составлена с учетом требований ФГОС дошкольного образования на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Должностная инструкция завхоза ДОУ

Образец типовой должностной инструкции повара в детском саду. Составлена в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда РФ.

Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасность в ДОУ

Образец типовой должностной инструкции лица, ответственного за пожарную безопасность в детском саду. Разработана на основании Постановления Правительства РФ «О противопожарном режиме», Федеральных Законов РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и «О пожарной безопасности», приказа МЧС РФ «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»».

Особенностью данной должностной инструкции является включение в нее, помимо требований к квалификации и перечня прав и обязанностей, подробного описания действий при возникновении пожара. А также обязательное включение вопросов:

  • подчиненности;
  • замещения при отсутствии;
  • действий до начала работы и по ее завершении;
  • ответственности;

Профстандарт педагога 2024, утвержденный Правительством РФ

Для чего нужен профстандарт учителя?

Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

Одним из первых был разработан и внедрен профтандарт педагога (см. приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н). Данный профстандарт — документ, в котором указано, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать современный педагог.

Обратите внимание! Профстандарт педагога, утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, распространяется не только на школьных учителей. Его требования применяется также в отношении воспитателей в детских садах и иных дошкольных образовательных учреждениях.

Какие общие требования к педагогам устанавливает профстандарт в 2018-2019 гг.?

Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:

  • в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
  • иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.

Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т. е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 №ТС-817/08).

При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.

Не могут трудиться в роли педагогов лица:

  • лишенные права заниматься такой деятельностью по решению суда;
  • имеющие судимость (в т.ч. погашенную);
  • признанные недееспособными;
  • имеющие определенные заболевания.

Обязательно ли применять в РФ профстандарт педагога?

Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.

Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Можно ли уволить за несоответствие утвержденному профстандарту педагога в 2018 -2019 гг.?

Нет, уволить за несоответствие сотрудника требованиям профстандарта нельзя. Но работодатель, определив, что работник не в полной мере отвечает установленным профстандартом характеристикам, может отправить его за свой счет (т. е. за счет средств работодателя) на обучение (ст. 196 ТК РФ).

Важно! Действие профстандартов распространяется на работников, принимаемых на работу уже после вступления в силу таких профстандартов. Ранее трудоустроенные учителя и воспитатели не могут быть уволены за то, что их уровень образования и опыта работы ниже, чем описанный в профстандарте (ответ на вопрос №10 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253).

Правоприменитель неоднократно указывал, что формальный подход при использовании профстандартов в отношении работников, уже трудящихся в организации на момент вступления в силу соответствующего профстандарта, недопустим. Тем более, это не может выступить основанием к расторжению действующего трудового договора (например, письмо Минобрнауки РФ от 13.10.2016 №НТ-1295/12, постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 №41-П и т.д.). Как обозначил КС РФ в упомянутом постановлении, требования ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ», по общему правилу, должны применяться на этапе принятия решения о приеме на работу.

Обратите внимание! «Несоответствие профессиональному стандарту» и «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации» — это не тождественные понятия. При этом второе уже может выступать основанием к расторжению трудового договора (п. 3 ч.1 ст. 81 ТК РФ). Тем не менее, увольнять работника и по этому основанию работодатель не обязан.

Является ли профстандарт педагога универсальным для всех работников образования?

Нет, данный профстандарт применяется только в отношении учителей (педагогическая деятельность в сфере начального, основного, среднего общего образования) и воспитателей (дошкольное образование).

Для работников сферы образования, выполняющих иные трудовые функции, имеются свои профстандарты, среди которых:

  • педагог-психолог (психолог в сфере образования);
  • педагог дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • специалист в области воспитания;
  • мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий;
  • специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) и др.

Должностная инструкция учителя и профстандарт: как привести в соответствие?

При разработке/ корректировке должностной инструкции педагога работодатель обязан прежде всего привести в соответствие с профстандартом:

  • наименование должности сотрудника;
  • перечень критериев, которым должен отвечать занимающий должность сотрудник (или на нее претендующий);
  • содержание трудовой функции работника, закрепленной в должностной инструкции.

Типовой должностной инструкции педагога в настоящий момент на законодательном уровне не разработано. Для составления такого документа предлагаем воспользоваться рекомендациями из нашей статьи «Образец заполнения должностной инструкции по профстандарту».

Где можно скачать профстандарт педагога?

Утвержденный правительством РФ профстандарт педагога можно найти и скачать, например, на официальном сайте Минтруда России (по данной ссылке).

Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, dou.su, rusjurist.ru.

»

Это интересно:  Что нужно чтобы получить разрешение на оружие
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector