Что значит должностное лицо

Должностное лицо: понятие, признаки

Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти или временно или постоянно занимающее в госучреждениях, партиях, общественных учреждениях, организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо выполняющий их по специальному полномочию.

Понятие должностного лица дается в примечании 1 к ст. 285 УК. Должностными лицами являются: а) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, и б) государственные служащие, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, в государственном или муниципальном учреждении либо в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (ред. 14.12.2009). — ст. 285.

В современных исследованиях круг тех, кого следует считать должностными лицами и число признаков, их характеризующих, значительно расширились. Так, Ю.Н. Старилов называет восемь признаков должностного лица. По его мнению, должностное лицо — это гражданин Российской Федерации, который занимает должность в государственных органах и/или органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях и т.д.; реализует властные полномочия; представляет государство и муниципальные образования; имеет, как и все государственные и муниципальные служащие, права, обязанности, ограничения и запреты по службе; может применять меры принуждения; реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий; может издавать административные акты; осуществляет контрольно-надзорные полномочия; может быть субъектом повышенной юридической ответственности Ответственность за должностные преступления в России и зарубежных странах. /Отв. ред. Решетников Ф.М. — М.: Юридическая литература, 2008. — с. 93.

При анализе перечисленных признаков напрашивается вывод о том, что многие из них присущи всем категориям государственных служащих, они слабо связаны между собой и неясно, обладает должностное лицо всей совокупностью этих признаков или их частью. Очевидно также, что множественность признаков существенно расширяет границы понятия “должностное лицо”.

В связи с этим уместно обратиться к трактовке понятия должностного лица в законодательстве. Понятие “должностное лицо” весьма часто встречается в различных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации: в Конституции, в Кодексе законов о труде, Таможенном кодексе, Уголовном кодексе и др. Однако бесспорного и общепризнанного определения как этого понятия, так и существенных признаков должностного лица в законодательных актах не приводится.

В УК РФ в примечании к ст. 285 “Злоупотребление должностными полномочиями” понятие “должностное лицо” трактуется следующим образом: “Должностными лицами. признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации”.

В приведенном определении можно выделить три основные группы признаков должностного лица: 1) признаки, характеризующие временные рамки правомочности осуществления определенной деятельности; 2) признаки, указывающие на характер выполняемых функций; 3) признаки, раскрывающие место осуществления указанных функций.

Некоторые авторы, обращая внимание на необходимость полного и объемного толкования используемых в уголовном законодательстве терминов, отмечают, что данное определение трудно признать удачным, ибо такие признаки должностного лица, как “представитель власти”, “административно-хозяйственные обязанности”, “организационно-распорядительная деятельность”, посредством которых раскрывается исследуемое понятие, сами требуют толкования. При определении должностного лица, по мнению Ю.Н. Старилова, целесообразнее было бы использовать такие научные категории, как функции, права, обязанности, полномочия, компетенция, ограничения, запреты, ответственность. Функции должностных лиц определяют то, чем занимаются эти служащие. Полномочия устанавливают объем реализации определенных функций, а также то, какими методами гарантируется выполнение функций должностного лица. Компетенция — это пределы ведения должностных лиц в конкретном государственном органе, то есть, как правило, характеристика не самого должностного лица, а должности, которую он занимает Ответственность за должностные преступления в России и зарубежных странах. /Отв. ред. Решетников Ф.М. — М.: Юридическая литература, 2008. — с. 102.

К представителям власти относятся работники государственных органов, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (депутаты, руководящие работники местной администрации, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники милиции, государственные инспекторы и контролеры и др.).

Организационно-распорядительные обязанности связаны с функциями по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерств, государственных комитетов, ведомств, их структурных подразделений и т.д.

Под административно-хозяйственными обязанностями понимаются полномочия по управлению или распоряжению государственным, кооперативным или общественным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т.д. Такими полномочиями в том или ином виде и объеме могут обладать начальники хозяйственных, тыловых, финансовых и других подобных подразделений и их заместители, ведомственные ревизоры и контролеры и т.д.

Понятие должностное лицо» в законодательстве

Под должностными лицами, согласно Кодексу об административных правонарушениях, понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Таким образом, как должностные лица несут ответственность и индивидуальные предприниматели, а также руководители и служащие юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением в своих структурах управленческих функций Административное право: учебник / Под ред. Л.Л.Попова. М.: Юристъ, 2005..

Понятие должностного лица дано в примечании к статье 285 УК РФ: должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Понятие представителя власти дано в примечании к статье 318 УК: им признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Не являются должностными лицами работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

Понятие лиц, занимающих государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, дано в пунктах 2 и 3 примечания к статье 285 УК РФ:

1) под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов;

2) под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.А.Громова. М.: ГроссМедиа, 2007..

В литературе активно обсуждается вопрос о соотношении понятий должностного лица и представителя власти, а по существу — о соответствии признаков должностного лица в примечаниях к ст.285 и признаков представителя власти, сформулированных в примечании к ст.318 УК.

Понятия должностного лица и представителя власти, по нашему мнению, отражают различные стороны отношений власти. Для характеристики субъекта преступления, предусмотренного ст.285, существенное значение имеют статусные признаки лица, которое может нести ответственность за причинение вреда интересам власти «внутри» самой ее системы. С этих позиций существенно отношение субъекта к власти (интересам службы). Здесь значимыми представляются: а) принадлежность к службе; б) содержание служебных функций; в) властный характер этих функций.

Именно эти признаки находят отражение в определениях должностного лица; лица, занимающего государственную должность Российской Федерации; лица, занимающего государственную должность субъекта Российской Федерации (примечания 1, 2 и 3 к ст.285).

Признаки представителя власти в примечании к ст.318 отражают суть отношений власти и подчинения. Они реализуются посредством организационной системы управления, структурными элементами которой выступают субъекты отношения — лица, уполномоченные исполнительной властью на осуществление управленческих функций. Безопасность этих субъектов несет в себе свойства безопасности организационной системы управления в целом. Именно это служит основанием для выделения отдельной группы преступлений против порядка управления, в частности тех, которые посягают на безопасность субъектов управления как лиц, уполномоченных исполнительной властью.

Безопасности субъектов управления, властности управления вред причиняется действиями (бездействием) лиц, являющихся объектами управления, чья роль в отношениях с властью ограничивается подчинением. Поэтому центральное место в определении представителя власти отводится именно его полномочиям по отношению к лицу, обязанному подчиняться власти.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» говорится: «К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. » (п.2).

Распорядительные полномочия представителей власти могут быть обращены к гражданам и юридическим лицам, организационно не подчиненным им по службе. Представителями власти могут быть и лица, входящие в состав коллегиальных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Для представителя власти характерны властные полномочия вне границ организации, где они занимают государственные и муниципальные должности.

Таким образом, характеристики должностного лица и представителя власти определяют различие в предметах уголовно-правовой охраны интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, с одной стороны, и порядка управления — с другой.

Обращает на себя внимание не вполне удачный способ описания предмета преступления, предусмотренного ст.264 УК. Одна часть его определения — в диспозиции нормы, другая — в примечании к статье.

Вместе с пороками формы обнаруживаются и недостатки его содержания. В определении механического транспортного средства даются две ссылки на оценочные понятия. Так, по ч.1 ст.264 к предмету этого преступления относятся автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. При определении других механических транспортных средств в примечании к ст.264 после неполного их перечисления законодатель признает таковыми «иные самоходные машины» и «иные механические транспортные средства».

Это интересно:  Амнистия по транспортному налогу физических лиц 2020

С точки зрения формальной логики имеет место определение неизвестного понятия через неизвестное. Примечание к ст.264 не только не определяет границ понятия механического транспортного средства, но, напротив, «размывает» их.

Признаки иной самоходной машины указываются в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях». Содержание понятия «механическое транспортное средство» определяется п.1.2 Правил дорожного движения.

Таким образом, описание предмета преступления, предусмотренного ст.264 УК, данное в примечании к ней, неточное и неполное. В силу этого возникает сомнение в его целесообразности. Бланкетный характер нормы, предусмотренной в ст.264, позволяет избежать загромождения закона определением, содержащимся в нормативном акте иной отраслевой принадлежности Войтович А. Примечания — дефиниции в статьях Уголовного кодекса // Законность, 2006, №11..

По УК РФ функции представителя власти могут выполнять только должностные лица в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст.285). Однако анализ некоторых действующих нормативно-правовых актов позволяет привести примеры, когда такими функциями наделяются служащие коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 14 апреля 1999 г. «О ведомственной охране Федеральный закон Российской Федерации от 14.04.1999 №77-ФЗ «О ведомственной охране» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №318-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 19.04.1999, №16, ст. 1935.» она представляет собой «совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств». Основываясь на этом, Правительство РФ приняло Постановление от 12 июля 2000 г. N 514 «Об организации ведомственной охраны», в котором утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 №514 «Об организации ведомственной охраны» (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.08.2006 №483) // Собрание законодательства РФ, 17.07.2000, №29, ст. 3100.. Так, например, в п.4 Положения о ведомственной охране Федерального космического агентства, в частности, указывается, что ведомственная охрана Агентства состоит из органа управления ведомственной охраной; территориальных подразделений ведомственной охраны; подразделений ведомственной охраны, осуществляющих охрану предприятий и организаций Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2001 №16 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального космического агентства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 №49) // Собрание законодательства РФ, 15.01.2001, №3, ст. 249.. При этом орган управления является федеральным государственным унитарным предприятием, территориальные подразделения — его филиалами, а подразделения ведомственной охраны — структурными подразделениями территориальных подразделений (п.5, 6 и 7). Аналогичные положения приняты и другими федеральными органами исполнительной власти.

На основании ст.11 Федерального закона РФ «О ведомственной охране» работники ведомственной охраны наделяются, в частности, правом требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов; производить досмотр транспортных средств при въезде (выезде) на охраняемые объекты и с охраняемых объектов; производить административное задержание и доставление в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел лиц, совершивших преступления или административные правонарушения на охраняемых объектах, а также производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Кроме того, в ст.18 подчеркивается, что законные требования работников ведомственной охраны при исполнении ими должностных обязанностей обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 №66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета, №32, 17.052.2005.» на базе сторожевых и военизированных подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел создано федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана», подведомственное МВД РФ. В ст.26 Федерального закона РФ «О ведомственной охране» указывается, что на военизированные и сторожевые подразделения распространяются положения данного Закона.

Анализ полномочий, предоставленных сотрудникам ведомственной охраны вообще и сотрудникам ведомственной охраны Федерального космического агентства, военизированных и сторожевых подразделений федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» в частности, позволяет утверждать, что при их осуществлении они являются представителями власти (примечание к ст.318 УК РФ), поскольку наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Однако гражданское законодательство относит унитарные предприятия к числу коммерческих организаций (ч.1 ст.113 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 №333-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.). Примечание 1 к ст.285 УК исключает возможность осуществления должностным лицом функций представителя власти в коммерческих организациях, а примечание 1 к ст. 201 УК закрепляет за управленцами таких организаций лишь право выполнения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Другой пример. К иным некоммерческим организациям, не имеющим основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим ее между участниками, относятся, в частности профессиональные союзы. В соответствии с Федеральным законом РФ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 №19-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, №21, ст. 1930.» и Федеральным законом РФ от 12 июня 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 №45-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 148.» «профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов». В гл.57 Трудового кодекса РФ указывается, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют органы федеральной инспекции труда. В ст.357 Трудового кодекса оговариваются полномочия государственных инспекторов труда. Так, при осуществлении надзорно-контрольной деятельности они имеют право, например, беспрепятственно в любое время суток посещать организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, расследовать несчастные случаи на производстве, предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и т.д. Анализ даже этого минимума прав позволяет сделать однозначный вывод: государственный инспектор труда при выполнении своих полномочий — должностное лицо (представитель власти). Вместе с тем профессиональные союзы также имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, для чего могут создавать правовые и технические инспекции труда (ст.370 Трудового кодекса РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.02.2008 №13-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001.). С этой целью профсоюзные инспекторы труда наделяются практически такими же полномочиями, как и государственные инспекторы. Например, они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профсоюза, направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения, и т.д. (ст.370 Трудового кодекса РФ). Кроме того, в ч.4 ст.20 Федерального закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривается, что при невыполнении требований по устранению нарушений профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.

Отсюда, на мой взгляд, со всей очевидностью следует, что профсоюзный инспектор труда также наделяется функциями представителя власти, т.е. является должностным лицом, несмотря на то, что работает в организации, управленческий персонал которой относится к субъектам преступлений, предусмотренных гл.23 УК России.

Как же квалифицировать преступления названных служащих? Однозначного ответа на этот вопрос УК РФ не дает. Признание их должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях, в любом случае будет противоречить УК РФ. Законодателю не удалось четко дифференцировать ответственность за преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Можно предложить несколько вариантов разрешения выявленного пробела в законодательстве.1. По моему мнению, должностным лицом целесообразно считать служащего, выполняющего функции, указанные в примечании 1 к ст.285 УК, в любой организации независимо от формы собственности. На мой взгляд, интересы службы в любой организации одинаковы. Они заключаются в нормальном (соответствующем законодательству) функционировании организации. Конечно же это потребует исключения из УК РФ гл.23. Именно такое решение представляется наиболее предпочтительным.2. Исходя из того что в форме унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия, их управленческий персонал можно отнести к числу должностных лиц, внеся соответствующие изменения в примечания 1 к ст. 201 и 285 УК РФ. Однако это половинчатое решение, поскольку, как было показано выше, и служащие некоммерческих организаций могут выполнять функции представителя власти. Кроме того, по моему мнению, частные охранники тоже могут претендовать на роль представителей власти.3. В примечании 1 к ст.285 УК РФ можно указать, что функции представителя власти могут выполняться в коммерческих и иных организациях.

Значение словосочетания &laquoдолжностное лицо»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Должностное лицо — лицо, осуществляющее по назначению или по результатам выборов функции представителя власти, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями занимающее в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, партиях, общественных учреждениях, организациях и формированиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пристать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «должностное лицо»

Синонимы к слову «должностное лицо»:

Предложения со словом «должностное лицо»:

  • Под такими лицами, в частности, понимаются должностные лица психиатрических стационаров и органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.
  • Доктор — джентльмен и к тому же должностное лицо.
  • Акты составляются комиссией или специально выделенными должностными лицами и в зависимости от назначения бывают различного содержания.
  • (все предложения)

Понятия со словосочетанием «должностное лицо»

Оставить комментарий

Дополнительно:

Предложения со словом «должностное лицо»:

Под такими лицами, в частности, понимаются должностные лица психиатрических стационаров и органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Доктор — джентльмен и к тому же должностное лицо.

Акты составляются комиссией или специально выделенными должностными лицами и в зависимости от назначения бывают различного содержания.

Должностное лицо организации

Должностное лицо организации

Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285. Должностными лицами признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Таким образом, в основе понятия должностного лица лежит указание на ответственные функции, выполняемые этими лицами в сфере организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности.

Это интересно:  Воинская обязанность ее основные составляющие

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Организационно-распорядительные функции означают управленческие функции, связанные с руководством деятельностью других людей в связи с их служебной или производственной деятельностью. К организационно-распорядительной деятельности относится подбор кадров, контроль и проверка исполнения выполненной работы, организация труда.

Административно-хозяйственные функции — это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом. Такими функциями наделяются начальники хозяйственных служб и их заместители, зав. складами и магазинами и др.

Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в государственных и муниципальных учреждениях. Лица, выполняющие такие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах несут ответственность по гл. 23 УК РФ.

Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Под специальным полномочием следует понимать кратковременное выполнение указанных функций без занятия соответствующей должности, но на основании закона, приказа, положения или другого правового акта.

Должностное лицо

Так, по специальному полномочию действуют народные и присяжные заседатели. По специальному полномочию возможно разовое выполнение соответствующих функций.

Таким образом, по определению закона выделяются две категории должностных лиц:

  1. представители власти;
  2. лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в войсковых и воинских формированиях.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления должностными лицами не являются, если они не наделены полномочиями организационно-распорядительного характера.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

  1. Отдельные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
  2. Уголовная ответственность за взяточничество

Является ли главный бухгалтер предприятия должностным лицом Лига 2009-10-18

Версия для печати

? Является ли главный бухгалтер предприятия должностным лицом?

Бухгалтер&Закон 12.10.2009 – 18.10.2009, № 20 (20)

Действующее законодательство не содержит непосредственного определения термина «должностное лицо».

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о бухучете вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Поэтому ответственность за организацию бухучета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока также несут:

• или собственник (собственники);

• или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно избирает формы его организации, в частности путем введения в штат предприятия должности бухгалтера или создания бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером (п. 4 ст. 8 Закона о бухучете).

При этом административная ответственность за отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, установленная ст. 1631 КоАП, влечет за собой наложение штрафов на указанных лиц.

Согласно ст. 2 Закона о госслужбе должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей госорганов и их аппарата, другие госслужащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

В практике применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции под должностным лицом понимается особая категория служащих государственных и общественных органов, учреждений, организаций, предприятий, которые занимают постоянно или временно, по назначению, выбору или в другом установленном порядке предусмотренные штатным расписанием должности и полномочны осуществлять юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение правоотношений. Содержание и объем таких действий разные и определяются занимаемой должностью.

Следовательно, в зависимости от возложенных на главного бухгалтера полномочий, направленных на установление, изменение или прекращение правоотношений, а также организационно-распорядительных функций, он либо является должностным лицом предприятия, либо нет – при их отсутствии.

автор: Светлана Гавриляка, эксперт-аналитик

Правовой глоссарий:

1. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

2. Закон о госслужбе – Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г.

Ответственность должностных лиц организации: понятие, виды, субъекты

3. Закон о бухучете – Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Виды ответственности должностных лиц

Основные направления государственной политики в области охраны труда.

  • признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий
  • установление единых норм требований по охране труда для предприятий всех форм собственности, независимо от среды хозяйственной деятельности
  • государственное управление деятельностью в области охраны труда, гос надзор и контроль за соблюдением законов в области охраны труда
  • защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве
  • проведение эффективной налоговой политики
  • применение эк санкций в целях соблюдения предприятиями требований по охране труда(штрафы)

Определение охраны труда. Система правовых актов РФ.

Охрана труда – система законодательных актов, соц-экономич., организ-технич., лечебно-профилактич. мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда.

Система правовых актов РФ (которые должны соблюдаться федер.органами исполнительной власти, а также предприятиями всех форм собственности):

  • гос стандарты РФ
  • сист. Стандарты безопасности труда
  • отраслевые стандарты
  • санитарные правила и инструкции по технике безопасности

Главные надзорные органы по охране труда.

Гос управление охраны труда осуществляет гос орган, полномочия которого опр-ся президентом РФ и по его поручению Правительством РФ;

Главный надзорный орган по охране труда – федеральная инспекция труда при Мин.Здравоохранении и Соц.Развитии, контролирующих выполнения законодат о труде и охране труда силами гос инспекций труда, являющихся его территориальными органами;

  • гос-ые
  • санит.-эпидемиологический надзор (за выполнение предприятиями и орг-ми санитарно-гигиенич норм и правил)

Гос технич. надзор (контролирует прав.устройства и эксплуатации электрич. и теплоиспольз-ых установок)

Гос пожарный надзор – контролирует выполнение требований пожарной профил-ки при проектир-ии и эксплуатации произв. Помещений

Федер надзор РФ по ядерной и радиац безоп-ти — контр-ет источники ионизир-их излучений

Прогнозируемый риск. Четыре методических подхода к определению риска.

Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п.

Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков. Например, инфляционный риск, процентный риск и некоторые другие их виды.

Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.

Существуют 4 метод. подхода к определению риска:

  • инженерный, опирающ. на статистику и вероятностныйый анализ безопасности
  • модельный основан на построении моделей воздействия вредн.

факторов на человека

  • экспертный, при котором вероятность соб-ий опр-ся данными экспертизы
  • социальный основан на опросе населения

Защитные и предохранительные устройства.

Защитные (оградит.)устройства: к ним относятся ср-ва защиты, препятствующие попаданию чел-ка в опасн. зоны; они применяются для изоляции систем привода машин и агрегатов, зоны обработки заготовок, станков, прессов, ударных элементов машин. Конструктивно-оградит устройства могут быть: стационарными, подвижными и переносными.

Предохранительные устройства: предназначены для автоматич отключения подвижных агрегатов и машин при отклонении от норм. режима работы, к ним относ-ся: ограничители хода, изготовл-ых в виде упора, концевых выключателей, ограничителей скорости с тормозными устройствами и т.д.

Виды ответственности должностных лиц.

Должностные и административные лица, виновные в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда несут ответственность: дисциплинарную, административную, уголовную и материальную.

  • Дисциплинарная ответственность — дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу по спец-ти на срок до 3х месяцев) налагается в порядке подчиненности вышестоящей администрацией.
  • Административная ответственность — выражается в применении административных взысканий :предупреждение, денежный штраф, взыскиваемый из заработной платы, лишение удостоверений (прав) — налагаются административными комиссиями, техническими инспекторами профсоюзов, органами Госгортехнадзора, энергонадзора, санитарного и пожарного надзоров.
  • Уголовная ответственность — к ней привлекают органы прокуратуры. За нарушение правил охраны труда по ст.140 УК РФ виновное должностное лицо наказывается лишением.Согласно УК РФ лица, виновные в нарушении правил : а)при производстве строительных работ (санитарных, эксплуатации строительных механизмов);б)на взрывоопасных предприятиях наказываются :исправительными работами на срок до 1 года или штрафом до 300 руб. или увольнением от должности; в)при перевозке, использовании учета и хранении взрывчатых веществ согласно ст.217 УК РФ — лишения свободы или исправительными работами до 1 года, а при тяжких последствиях — до 7 лет; г)пожарной безопасности — ст.215 (вред здоровью, ущерб — лишение свободы на срок до 3 лет, гибель людей, тяжкие последствия до 5 лет.
  • Материальная ответственность — выражается во взыскании с виновного лица сумм, выплачиваемых предприятием потерпевшему лицу или органам соцстраха.

Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности не исключает материальной ответственности.

Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления. Это особенно важно в период коренной перестройки всех важнейших сфер жизни общества, построения демократического правового государства, развития стабильной и сильной экономики, обеспечения социальной защищенности граждан и вообще в целом укрепления Российского государства.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностными лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию).

Это преступления лиц, которые вследствие официально предоставленных им властными структурами полномочий по управлению (в широком смысле этого термина, включающего деятельность законодательную, исполнительно-распорядительную, надзорную и судебную) находятся в особом положении по отношению как к органам, предоставляющим им эти полномочия, так и к гражданам, подчиненным управлению.

Таким образом, должностное злоупотребление совершается специальным субъектом, которым является — должностное лицо.

Цель настоящей работы: изучить понятие «должностное лицо» в уголовном праве, его признаки и виды.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1 Понятие, признаки и виды должностного лица

В уголовном законодательстве, понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285 УК РФ и разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»: «должностными лицами признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Это интересно:  Сбербанк не выдает деньги со вклада

Данное определение позволяет выделить три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1) характер выполняемых лицом функций, т.е. полномочий и обязанностей;

2) правовое основание наделения его этими функциями;

3) круг органов, учреждений и организаций, в которых работает (служит) данное лицо.

Итак, должностное лицо должно выполнять определенные функции. Указанный в законе характер выполняемых должностным лицом функций позволяет однозначно определить круг лиц, признаваемых должностными, и исключить из него иных лиц, хотя и занятых на работе (службе) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, но выполняющих иные, технические функции.

Должностное лицо должно быть представителем власти. Содержание функции власти, а следовательно – и характер действий представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе и обязательных для выполнения распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении граждан и юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности.

Например, представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.

Законодательное закрепление понятия представителя власти содержится в примечании к ст. 318 УК РФ: «Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

Верховный Суд под представителем власти понимает лицо, наделенное властными полномочиями, осуществляющее законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами либо организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Главное отличие представителей власти от лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в том, что они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, т.е. не подчиненных им по службе.

К представителям власти относятся члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых они наделяются распорядительными полномочиями.

Властными полномочиями могут быть наделены не только государственные служащие. Например, присяжные заседатели.

Не состоят на государственной службе представители общественности, которым предоставлены властные полномочия в связи с участием их в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями и т. д. (дружинники, капитаны судов дальнего плавания, начальники зимовок).

Должностное лицо может выполнять организационно-распорядительные функции, которые заключаются в руководстве деятельностью организаций, коллективов. Суть этих функций сводится к организации работы органов и учреждений (их отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий. Такими лицами могут быть руководители государственных или муниципальных органов и учреждений, в том числе директора школ, учреждений культуры, ректоры университетов, начальники отделов кадров этих учреждений и т.п.

Должностное лицо может выполнять административно-хозяйственные функции, которые сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. К ним могут быть отнесены, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящими на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. Такими лицами могут быть заведующие базами, складами, хозяйствами, начальники финансовых служб государственных или муниципальных органов и учреждений и т.д.

Функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию лицо исполняет в том случае, если они возложены на него, во-первых, законом (в частности, стажеры органов милиции, прокуратуры), во-вторых, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом в течение определенного времени или одноразово либо совместно с основной работой (например, присяжные заседатели).

Функциями по временному или специальному полномочию для исполнения обязанностей должностного лица могут быть наделены лица, которые постоянно выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в государственных либо муниципальных организациях или учреждениях (например, врач при выдаче листа нетрудоспособности, при участии в работе ВТЭК по определению инвалидности, призывных комиссий; преподаватель, участвующий в аттестационно-экзаменационной или. квалификационной комиссии, и т.д.).

Не следует относить к числу должностных лиц руководителей государственных или муниципальных предприятий. Данные лица выполняют управленческие функции в коммерческих организациях (независимо от формы собственности) и несут уголовную ответственность за совершаемые служебные преступления по ст. 201 или 204 УК.

Не может рассматриваться в качестве должностного лица поверенный, представляющий в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерного общества (хозяйственного товарищества), часть акций (доли, вклада) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, в том числе и на предприятиях, где 100% акций закреплено в государственной или муниципальной собственности и где Российская Федерация участвует в открытом акционерном обществе путем использования специального права «золотой акции».

Один и тот же субъект может обладать как одним из перечисленных признаков, так и несколькими. Например, начальник горотдела милиции обладает властными полномочиями и в то же время выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном приговоре необходимо указать лишь тот признак должностного лица, который был использован при совершении преступного деяния.

Уполномоченное должностное лицо — налоговый орган

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. Об отказе указанных лиц подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признается датой вручения акта налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем.

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. Об отказе указанных лиц подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признается датой вручения акта налоговой проверки.

АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ — документ, составляемый уполномоченными должностными лицами налоговых органов по результатам выездной налоговой проверки в соответствии с требованиями ст. 100 НК, являющийся одним из оснований для принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

По результатам проверки не позднее двух месяцев после составления справки уполномоченное должностное лицо налогового органа должно составить акт проверки по установленной форме. Этот акт подписывается проверяющим лицом и руководителем проверяемой организации ( или индивидуальным предпринимателем) либо их представителями.

Представление налоговой декларации в налоговый орган осуществляется путем ее вручения уполномоченному должностному лицу налогового органа или пересылки по почте.

Акт выездной налоговой проверки должен быть подписан участвовавшими в проверке уполномоченными должностными лицами налогового органа, а также руководителем ( лицом, исполняющим его обязанности) проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем.

Акт налоговой проверки составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Акт подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт в нем делается соответствующая запись. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц — налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, kartaslov.ru, printscanner.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector