Что такое соут по охране труда

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Кому нужна специальная оценка условий труда: положения 426-ФЗ, бизнес и безопасность

Организация специальной оценки условий труда входит в обязанности любого работодателя, в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих сотрудников. Это предписывается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Не подлежат специальной оценке условий труда рабочие места сотрудников, указанные в подпунктах 3 и 4 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка условий труда — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. В случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай (кроме несчастного случая по вине третьих лиц), выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание инспектора Государственной инспекции труда или на проведении СОУТ настаивает профсоюз, работодатель также обязан провести СОУТ (в этих случаях она называется внеплановой). На это отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом:

  • Образование комиссии по проведению СОУТ (статья 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссию возглавляет работодатель либо его представитель. В ее состав входят и представители работодателя, и представители профсоюзной организации (либо иного представительного органа работников). Состав комиссии утверждается приказом. Представители организации, проводящей СОУТ (экспертной организации), в комиссию не входят. Общее количество членов комиссии вместе с председателем должно быть нечетным.
  • Составление и утверждение перечня рабочих мест для СОУТ. Образованная работодателем комиссия подготавливает и утверждает перечень рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.
  • Поиск экспертной организации. Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям: в уставных документах организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ, организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из них — с высшим образованием по одной из специальностей: «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования». Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений. Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является уведомление о ее включении в ведущийся Минтрудом России реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного уведомления. При этом после заключения договора работодатель обязан передать экспертной организации сведения о рабочих местах, на которых проводится СОУТ.
  • Проведение идентификации производственных факторов, подготовка декларации на основании идентификации рабочих мест. Осуществляется экспертом по СОУТ из экспертной организации на основе изучения предоставляемых работодателем сведений о рабочих местах.

На заметку

У эксперта нет обязанности лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации — если ему достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

Результаты СОУТ, или Зачем нужна специальная оценка условий труда

По результатам оценки оформляется отчет о СОУТ. Он содержит:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Отчет о проведении СОУТ подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем. Работники, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ должны быть ознакомлены с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Сведения о проведении СОУТ и ее результаты в те же 30 календарных дней должны быть размещены на сайте организации. В экспертную организацию в течение не более 3 рабочих дней со дня утверждения направляется подписанный комиссией отчет (копия) о проведении СОУТ.

Условия труда могут быть по результатам специальной оценки признаны:

  • оптимальными (класс условий труда 1);
  • допустимыми (класс условий труда 2);
  • вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, в сторону увеличения вредности);
  • опасными (класс условий труда 4).

Если условия труда признаны вредными или опасными, работники имеют право на получение соответствующих гарантий и компенсаций (конкретная номенклатура определяется в зависимости от установленного класса условий труда), предусмотренных ТК РФ. Это:

  • не более 36 рабочих часов в неделю (статья 92 ТК РФ);
  • дополнительный оплачиваемый отпуск, не менее 7 календарных дней ежегодно (статья 117 ТК РФ);
  • не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ).

К сведению!

Работодателю СОУТ дает возможность сократить пенсионные отчисления в отношении работников, чьи профессии или должности включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

СОУТ и решение спорных вопросов с работниками организации

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность юридического лица за непроведение специальной оценки условий труда

Если работодатель своевременно не провел СОУТ либо провел ее с нарушениями установленного порядка проведения, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в случае:

  • Предупреждение или денежный штраф. Сумма 5 000–10 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц — 60 000–80 000 рублей. Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей, для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей. Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.

В случае, если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания:

  • Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев.
  • 180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.
  • Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет.

Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2018 года.

Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов. Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, обратитесь в другую организацию. Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете. Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на вашей стороне.

Где заказать работы по СОУТ?

Комментарий для наших читателей дал Михаил Серов, руководитель департамента охраны труда EcoStandard group:

P. S. Вся разрешительная документация EcoStandard group опубликована на сайте.

*Цены актуальны на январь 2019, не являются публичной офертой.

Что такое специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативных требований (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Правовые и организационные основы специальной оценки условий труда, порядок проведения, а также права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой проведения, утверждаемой федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсто­ронней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действует Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда за счет собственных средств. При этом, необходимо обратить внимание на то, что затраты на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест относятся к расходам, которые частично может компенсировать Фонд социального страхования.

Специальная оценка условий труда включает:

  1. Оценку факторов производственной среды и трудового процесса.
  2. Оценку обеспе­ченности работников средствами индивидуальной защиты.

Специальной оценке условий труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, кроме рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпри­нимателями.

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в 5 (пять) лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  • Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
  • Получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения, нарушениями.
  • Изменение технологического процесса, замена производствен­ного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и а работников.
  • Изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
  • Изменение применяемых средств индивидуальной и коллектив­ной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
  • Произошедший на рабочем месте несчастный случай на произ­водстве (за исключением несчастного случая на производстве, про­изошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональ­ное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления вышеуказанных случаев.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Опубликовано: 10.11.2013 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) – единый комплекс последовательно выполняемых процедур по выявлению и оценке уровня воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на работников. Процедура вводится с 1 января 2014 года для того, чтобы урегулировать систему предоставления льгот и гарантий, а также повысить ответственность работодателей перед работниками.

Работодатель, который не сделает рабочее место сотрудника безопасным, обязан выплачивать повышенный страховой взнос в Пенсионный фонд, а также предоставлять компенсации работникам. Повышенная тарифная ставка за работу во вредных условиях составит порядка 4% страховых взносов. Чем лучше условия, тем ниже тариф, а если условия труда безопасны – то дополнительные тарифы снимаются.

На случай бездействия работодателей видоизменяется система назначения штрафных санкций. Точнее, вводится дифференциация правонарушений законодательства о труде: за нарушение охраны труда, необеспечение работника средствами индивидуальной защиты, нарушение процедуры или непроведение СОУТ, за отсутствие медицинских осмотров. Теперь инспектор по труду, обнаруживший ошибку работодателя, которая пока еще не привела к непоправимому случаю, может вынести предупреждение или наложить административный штраф на работодателя.

Так, в среднем, в 2,5 раза выросли штрафы за повторные аналогичные правонарушения в сфере охраны труда. Теперь для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 40 тысяч рублей или, по усмотрению инспектора, приостановление деятельности сроком до 90 суток. Для должностных лиц размер штрафа за аналогичное повторное правонарушение составляет от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификация сроком от 1 года до 3-х лет. Подробнее о новых штрафах читайте в материале: «Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции».

Прародительницей СОУТ явилась аттестация рабочих мест (АРМ, – ред.), которая также представляет собой процедуру оценки условий труда на рабочих местах с последующей их рационализацией. Поэтому в новой процедуре, СОУТ, отчетливо прослеживаются отголоски традиционной формы – АРМ. Те же цели, те же задачи, практически та же схема проведения работ. То есть – та же аттестация, только в новом веянии, с более структурированной и содержательной направленностью и с новым статусом – «специальная оценка условий труда».

Первым делом, в новой процедуре будет уделено внимание опасным и вредным отраслям. Как показали результаты предшествующей процедуры – АРМ, количество рабочих мест с неблагоприятными факторами вышло за пределы Списков №1 и №2 и сегодня составляет порядка 32% от общего количества работающего населения. Столь существенная разница – из-за условий труда, в которых приходится работать населению. Минтруд не исключает, что с введением СОУТ эта цифра может некоторое время увеличиваться, но картина станет более объективной.

Предложение о замещении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда (именно эта мысль лежит в основе спецоценки условий труда) основано на экономическом стимулировании работодателей к улучшению условий и охраны труда на рабочих местах. Предполагается, что с введением СОУТ нагрузка на бизнес снизится в два раза, благодаря чему работодатели смогут со спокойствием вкладывать финансовые средства на улучшение условий труда, а не на то, как бы провести АРМ в очередные пять лет, даже если рабочее место не нуждается в этом. А нуждается оно в проверке или нет – решать комиссии по спецоценке условий труда.

Экспертная оценка рабочих мест

Под первоначальную проверку будут попадать все рабочие места. Весь вопрос заключается в том, каким образом будет осуществляться их проверка. В соответствии с представленной версией законопроекта, будет организовываться комиссия по спецоценке условий труда, состав которой остается прежним: представители работодателя (включая специалиста по охране труда), представители профсоюза, эксперты и сотрудники аккредитованной организации.

Они и решат, будут ли проводиться инструментальные замеры на рабочем месте. Или же примут решение о переводе его в статус безопасного, точнее, подготовят декларацию для Минтруда с заключением оптимальных и допустимых условий труда на рабочих местах. Подобная экспертная оценка рабочих мест или идентификация потенциально вредных и опасных факторов проводится на всех рабочих местах, за исключением тех, которые состоят в списке на досрочные пенсии по старости и на гарантии и компенсации. На этих рабочих местах, минуя этап идентификации, всегда должны проводиться исследования и измерения факторов.

К тому же, как пояснил первый замминистра Минтруда С. Вельмяйкин, решать о том, стоит ли проводить замеры на рабочем месте организации можно также и при помощи профсоюзов, так как в них состоят квалифицированные специалисты, которые «не хуже любого эксперта могут вынести оценку рабочему месту». Но так как профсоюзных организаций сегодня осталось мало, лавры по-прежнему будут в руках аккредитованных организаций.

Процесс идентификации вредных и опасных факторов на рабочих местах должен проходить под чутким вниманием работодателя и работников. Если в течение последующих 5 лет, на рабочем месте, которое отнесено по оценкам экспертов к безопасному, не произошло ни одного инцидента, происходит автоматическая пролонгация результатов СОУТ на последующие 5 лет.

Аккредитованная организация: новый участник?

Нет, это та же самая организация, которая осуществляет функции по замерам факторов производственной среды, оценке травмоопасности и проверке обеспеченности СИЗ. Только ранее она называлась аттестующей организацией. По требованиям она должна являться юридическим лицом, специально аккредитованным на выполнение работ в области специальной оценки условий труда. И снова подчеркивается роль независимости организации к деятельности работодателя и к предоставлению результатов. А чтобы уж, наверняка, закрепить данные правоотношения, аккредитованная организация должна провести обязательное страхование ответственности. В случае причинения имущественного вреда и за нарушение требований российского законодательства в ходе проведения исследований производственной среды аккредитованная организация обязана возместить убытки, причиненные организации.

А что же становится с аттестующими организациями? Так как АРМ отменяется, появляется новая область – СОУТ, на которую также необходимо иметь аккредитацию. Минтруд идет навстречу и для аттестующих организаций: с областью аккредитации на аттестацию рабочих мест можно продолжать оказывать услуги и по специальной оценке условий труда до срока окончания действия аттестата аккредитации, но не позднее 1 января 2019 года. К тому моменту каждая организация должна получить аккредитацию на новую область – СОУТ.

Лабораторные измерения будут проходить с помощью научно-доказанных методов и методик измерений, которые аккредитованная организация посчитает для себя наиболее подходящими. Испытательные лаборатории по-прежнему должны иметь разрешение на измерение всех видов факторов: химических, биологических, физических, факторов трудового процесса. В порядке о СОУТ дается их обновленный перечень. И теперь, к примеру, такой фактор, как психоэмоциональная напряженность измеряться не будет, так как Минтруд совместно с Роспотребнадзором выявили необъективность использования данного измерения, ведь измерять надо то, что поддается приборам. Замеры осуществляются только сертифицированными средствами измерения, подлежащими обязательной периодической поверке в Ростехрегулировании.

Изменились требования к экспертам аккредитованных организаций. Они, как и прежде, должны иметь высшее техническое и дополнительное профессиональное образование. Стаж практической работы должен составлять не менее трех лет. К нововведениям относятся:

  • Аккредитованная организация по СОУТ должна обязательно иметь в штате не менее пяти экспертов, имеющих право на выполнение работ по СОУТ, среди которых обязательно должен быть один эксперт по одному из профильных образований по специальности – врач по общей гигиене, по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям или по гигиене труда.
  • Все сведения об экспертах теперь будут храниться в общей системе – реестре экспертов, который будет вестись федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. В нем будет отражаться вся информация о практической деятельности, стаже, направлениях деятельности и даже «сроках годности» сертификата на право выполнения работ по СОУТ.

С введением СОУТ, усилится ответственность экспертов при выполнении оценки рабочего места. И за любое неправильное решение ему грозит штраф или дисквалификация из рядов экспертов, т.е. «запрет на профессию».

Спецоценка условий труда вне плана

Проводится при вводе новых рабочих мест, при изменении технологического процесса, по предписанию государственного инспектора труда, замене производственного процесса, при обращении профсоюзной организации или работника. Новое в законопроекте то, что теперь уточняются условия, вплоть до процентного соотношения, при которых АРМ проводится. До изменений в Приказе Минздравсоцразвития № 342н, АРМ проводилась при указанных условиях в течение 60 рабочих дней, после изменений, внесенных Приказом Минтруда № 590н в течение года. По новому порядку, СОУТ при вводе новых рабочих мест также актуальна, а вот, к примеру, при замене производственного оборудования будет проводиться только в том случае, если с введением его в процесс изменяется свыше 30% общего объема технологических операций. Эксперты отмечают целесообразность подобных уточнений, т.к. изменяя общий характер работ можно проследить вариации на рабочем месте.

Специальная оценка условий труда как один из этапов совершенствования системы охраны труда

Интенсивность изменений, которая стала присуща аттестации рабочих мест, видима. Что только не пришлось испытать АРМ за годы своего существования в системе охраны труда. Аттестация условий труда, которая берет свое начало еще с советских времен, сегодня признается не то, что нерезультативной, а скорее неупорядоченной. Если же быть точным, неупорядоченным является законодательство, в котором произошли нестыковки, к примеру, в системе предоставления компенсаций и льгот. Из-за этого возникали трудности, а иной раз, и судебные тяжбы, в которых работник выражал возмущение по поводу отмены компенсаций, которые ему назначались десятилетиями и вдруг, по результатам проведения очередной АРМ, стали не угодны.

Помимо АРМ, законодательством также была предусмотрена спецоценка в целях освобождения работодателя от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. То есть получалось, что работодатель должен был дважды подтверждать условия труда, созданные на рабочих местах организации, что в обоих случаях сопровождалось материальными затратами. Поэтому ведомство в лице Минтруда РФ решило заменить АРМ на СОУТ, в котором все аспекты российской законодательной практики будут разложены по порядку, за счет чего и будет снижаться нагрузка на бизнес.

К сведению. Помимо существующего института досрочных пенсий вводится также институт корпоративных пенсий в рамках негосударственного пенсионного страхования. Работодатель и работник, в таком случае, должны самостоятельно решить – остаться в традиционной системе или же уйти в частную программу. На какое бы направление не пал их выбор, дополнительный страховой тариф за вредные условия труда будет по-прежнему выплачиваться работодателем, но уже в ту систему, в которой предпочел остаться работник.

Процедура АРМ, если приглядеться внимательно, не несла в себе ничего отрицательного. Единственное, существовало множество споров о неэффективности. То есть, проводить проводят, а улучшений нет. А ведь ее цель – не улучшение. Ее цель – указать работодателю на слабые места в работе производственной среды и подтвердить безопасность условий труда. Именно работодатель должен быть главным инициатором в организации приемлемых условий труда, никто иной.

Цитата: По словам генерального директора Экспертно-аналитического центра “Технологии труда” А.А. Андреева: Говоря о специальной оценке условий труда, мы прекрасно понимаем, что новый закон ужесточает требования к компаниям, поэтому далеко не все смогут им соответствовать и выдержать конкуренцию с более сильными компаниями.

Точные прогнозы об эффективности СОУТ давать пока рано – процедура должна прежде заработать. Исходя из этого, можно будет судить о ее результативности в системе охраны труда.

Скачать ФЗ N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Скачать проект ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Аналитика МИНТРУДА о проекте ФЗ «СОУТ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Охрана труда

Что такое охрана труда? Под охраной труда подразумевается система, которая сохраняет жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Данная система включает в себя правовое, социально-экономическое санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд в таких условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены.

Компания ЕвроЭкспертСтандарт предоставляет следующие услуги по охране труда:

Проводится на предприятиях для того, что обеспечить безопасность людям и окружающей среде с помощью соблюдения санитарных правил, а также с помощью проведения профилактических мер и мероприятий с целью исключения вредных воздействий, которые причиняет производственный объект.

аудит охраны труда

Под аудитом охраны труда подразумевают комплексную проверку работоспособности систему охраны труда в организации.

аутсорсинг охраны труда

Данная услуга включает в себя: подбор квалифицированных специалистов, которые проведут инструктаж и обучение по охране труда, осуществление мер по устранению угроз.

Специальная оценка условий труда

Уточненная декларация СОУТ

Подготовка пакета документов по охране труда

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда подразумевает под собой единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по обнаружению вредных и/или опасных факторов производственной среды, трудового процесса и оценке уровня воздействия данных факторов на сотрудников с учетом эффективности разработанных мер защиты.

Уточненная декларация СОУТ

Каждый работодатель обязан подать декларацию соответствия условий труда, в том случае, если при проведении специальной оценки условий труда не было обнаружено вредных или опасных производственных факторов, а также условия труда были признаны доступными или оптимальными. Исключениям являются те предприятия, которые не проводят идентификацию факторов.

Подготовка пакета документов по охране труда

Квалифицированные специалисты компании ЕвроЭкспертСтандарт подготовят для вашей организации следующий пакет документов по охране труда:

  • пакет приказов
  • журналы
  • инструкции
  • положения
  • программу обучения сотрудников
  • списки
  • перечни и т.д.

Для создания единого механизма управления профессиональными рисками в последние несколько лет проводятся значительные работы по приведению ТК РФ и иных нормативно-правовых актов в соответствие с новыми порядками организации охраны труда в производственных организациях, которые были вызваны к жизни переходом к управлению профессиональными рисками. Например, в 2011 году федеральными законами было внесено 15 изменений и дополнений в раздел «Охрана труда» ТК РФ.

За последние несколько лет было разработано множество нормативных правовых актов: утвердили новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождение сотрудниками обязательных мед осмотров, аккредитация организаций, которые оказывают услуги в области охраны труда и т.д.

В статье 37 Конституции РФ определены правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Нормы и правила по охране труда содержатся в разделе X ТК РФ «Охрана Труда», а также они содержатся в других федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются ГОСТами, санитарными и строительными правилами, а также всеми нормативными документами, которые были утверждены уполномоченными на то органами государственной власти.

Охраной труда охватываются практически все отношения между работодателем и работниками, начиная с оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков и заканчивая обеспечением специальной одеждой, обувью и профилактическим питанием.

Основные понятия используемые для целей законодательства об охране труда описаны в статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации. Эти понятия должны соблюдаться правильно и единообразно работодателем, работником, органами гос. управления, судами и т.д. Унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

Законодательство будет эффективным только в том случае, если изначально будут четко определены цели, для достижения которых оно будет направлено, а также стоящие перед обществом задачи, для решение которых обеспечит достижение данной цели.
Цель, которая стоит перед законодательством в области охраны труда направлена на создание условий труда, которые соответствуют требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Для создания такого механизма, необходимо выбрать государственную политику действия в области охраны труда и уполномочить соответствующие органы реализовать данную политику (ст. 210 ТК РФ). В данной статье представлено 20 основных направлений гос. политике в области охраны туда работников.

В статье 210 ТК РФ обозначено, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов, их объединений и других уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Управление системой охраны труда осуществляется путем проведения государством таких мероприятий, как:

  1. нормативно-правового регулирования организации и проведения работы по охране труда — принимает и реализует федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области охраны труда и федеральные целевые, ведомственные целевые и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда;
  2. вводится государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  3. вводится государственная экспертиза условий труда;
  4. устанавливается порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  5. содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда

Статья написана по материалам сайтов: websot.jimdo.com, 1cert.ru, eeks.ru.

Это интересно:  Льготы жкх для инвалидов 3 группы
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector