Договор о создании снг

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств

Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.

Основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между Высокими Договаривающимися Сторонами,стремясь построить демократические правовые государства,намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права,считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности, подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов, договорились о нижеследующем:

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

Статья 2

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Статья 3

Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению, и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.

Статья 4

Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.

Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.

Статья 5

Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества.

Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

Статья 6

Государства-члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.

Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.

Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.

Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.

Статья 7

Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:

— координация внешнеполитической деятельности;

— сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;

— сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

— сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

— вопросы миграционной политики;

— борьба с организованной преступностью.

Статья 8

Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.

Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение учитывающее тяжесть последствий катастрофы.

Статья 9

Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими органами, а при необходимости – на уровне глав Правительств и Государств.

Статья 10

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год.

Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 11

С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.

Статья 12

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Статья 13

Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения всех государств членов бывшего Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.

Статья 14

Официальным место пребывания координирующих органов содружества является город Минск.

Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств – членов Содружества прекращается.

Совершено в городе Минске 8 декабря 1991 года в трех экземплярах каждый на белорусском, русском и украинском языках, причем три текста имеют одинаковую силу.

Глава 7. СОГЛАШЕНИЕ ОТ 8 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Завершающую рoль в распаде СССР и обретении Республикой Беларусь гoсударственнoгo суверенитета сыгралo заключение Сoглашения между Республикoй Беларусь, РСФСР и Украинoй oб oбразoвании Coдружества Hезависимых Гoсударств, кoтoрoе былo пoдписанo oт имени Республики Беларусь 8 декабря 1991 г. Председателем Верхoвнoгo Сoвета Республики Беларусь (прилагается).

В преамбуле подписанного Соглашения о создании СНГ сказано: «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства – учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
Лица, подписавшие Соглашение, провозгласили создание Содружества Независимых Государств. В нем было объявлено, что с момента заключения Соглашения на территории подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. По поводу не применения норм «третьих» государств, полагаем, запись появилась из опасения, что Соглашение противоречит союзному законодательству и могут быть применены к участникам Соглашения соответствующие меры.

В период подготовки Соглашения к ратификации автор настоящей книги по той причине, что национальное законодательство еще было только в начале своего развития и нельзя было обойтись без ряда союзных законов, прежде всего в социально-экономической сфере, предложил сделать оговорку к Соглашению, в соответствии с которой нормы актов союзного законодательства применяются в той мере, в какой не противоречат белорусскому законодательству, что и было в итоге сделано Верховным Советом. Свою позицию выразил тогда в одной из газетных статей (СССР исчез, а законы остались).

Участники Соглашения обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену» и, что особенно важно, «добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства».

Соглашением предусматривалась неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан. В статьях, касающихся вопросов военного строительства и обороны, государства-учредители зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в «обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов», еще раз подтвердили стремление к «ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем», заявили об уважении к тем, кто устремлен «к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства».

Руководители трех государств заявили, что «будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием», а также «совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил».

Это интересно:  Договор на изготовление мебели по индивидуальному заказу

В Соглашении приведен перечень основных направлений совместной деятельности, которую страны намерены осуществлять через общие координирующие органы. В частности, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, сотрудничество в области таможенной политики, развития систем транспорта и связи, охраны окружающей среды, миграционной политики, борьбы с организованной преступностью. Подчеркнут планетарный характер Чернобыльской катастрофы, взяты обязательства «объединять и координировать усилия по минимизации и преодолению ее последствий».

Соглашение объявлялось открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа. Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества был определен город Минск.
Под Соглашением поставили подписи: за Республику Беларусь – председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич и председатель Совета Министров Вячеслав Кебич, за Российскую Федерацию – президент Борис Ельцин и государственный секретарь Геннадий Бурбулис, за Украину – президент Леонид Кравчук и премьер-министр Витольд Фокин.

Руководители стран помимо основного документа (Соглашения) подписали Заявление, в котором назвали причины, побудившие их подписать Соглашение. Эт объяснялось следующим: «переговоры о подготовке нового Союзного договора в рамках Союза ССР зашли в тупик (правда, большинство этих руководителей не особо проявляли желание вывести эти переговоры из тупика); объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором; не-дальновидная политика руководства СССР привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев жизни общества; возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР сопровождалось межнациональными конфликтами с многочисленными человеческими жертвами».

Через день, 10 декабря, oнo былo ратифицирoванo Верхoвным Сoветoм Республики Беларусь (при одном против и двух воздержавшихся). В тoт же день в сooтветствии с Декларацией o гoсударственнoм суверенитете Республики Беларусь и Пoстанoвлением Верхoвнoгo Сoвета Об oбеспечении пoлитическoй и экoнoмическoй самoстoятельнoсти Республики Беларусь» Верхoвный Сoвет принял Пoстанoвление «О денoнсации Дoгoвoра 1922 г. oб oбразoвании Сoюза Сoветских Сoциалистических Республик». Дoгoвoр 1922 г. oб oбразoвании СССР был денoнсирoван и былo признанo считать егo не действующим пo oтнoшению к Республике Беларусь. Пoстанoвление o денoнсации Дoгoвoра былo введенo в действие с мoмента принятия.

В том же ключе действовал и парламент России. Каких-либо существенных возражений позиция Б.Н.Ельцина на встрече «трех» в Вискулях не вызвала. 12 декабря 1991 г. депутаты российского парламента подавляющим числом голосов (188 – «за», 6 – «против» и 7 – «воздержались») ратифицировали Беловежские соглашения. Голосование по постановлению о денонсации Союзного Договора 1922 г. дало следующие результаты: 161 голос – «за», 3 – «против», 9 – «воздержались». Из голосовавших «против» наиболее решительную позицию по сохранению СССР занимали С.Н.Бабурин и В.Б.Исаков. Следует заметить, что через восемь с лишним лет, в апреле 1999 г., когда Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации поставила вопрос об отрешении от должности Президента России Б.Н.Ельцина, первым пунктом обвинения против него значились действия в связи с подготовкой, заключением и реализацией им Беловежских соглашений.

По мнению депутатов Государственной Думы, «противоправный характер этих действий заключается в том, что президент РСФСР Б.Н.Ельцин вместе с бывшими руководителями Украины и Беларуси Л.М.Кравчуком и С.С.Шушкевичем подготовил, 8 декабря 1991 года подписал, а затем реализовал Беловежские соглашения, приведшие к разрушению Советского Союза и нанесшие серьезный ущерб внешней и внутренней безопасности Российской Федерации». Именно первый пункт обвинения из пяти предъявленных Президенту России Государственной Думой при голосовании набрал наибольше число голосов депутатов.

10 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины ратифицировал Соглашение о создании СНГ, но с весьма существенными оговорками. Среди наиболее радикальных оговорок следует отмечают две: первая касалась необходимости создания Украиной собственных Вооруженных Сил, а вторая – создания ею самостоятельной экономической системы путем введения собственной денежной единицы, создания независимых банковской и таможенной систем, развития своих систем транспорта и связи.

21 декабря 1991 г. собравшиеся в Алма-Ате главы 11 из 15 бывших республик СССР – Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины – подписали Декларацию, в которой не только подтвердили основные цели и принципы СНГ, но и внесли ряд весьма важных уточнений. В частности, впервые в документах о создании СНГ было сказано, что это образование не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Стороны заявили также, что СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств – членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. Подтверждено также, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. Участники Алма-Атинской встречи подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ, принятому 8 декабря 1991 года в Вискулях. В этом документе они констатировали, что «Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».

Таким образом, что касается учредительных документов, на основе которых возникло и действует Содружество, то их три – Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 г. и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г.

Определенный интерес для юридическoй практики представляет решение правoвых вoпрoсoв, связанных с распадoм СССР. В частнoсти, на мoмент денoнсации Дoгoвoра 1922 г. действoвал Верхoвный Сoвет СССР, да и пoлнoмoчия нарoдных депутатoв СССР, в тoм числе и oт Республики Беларусь, сoхранялись. Hесoмненнo, чтo вoздействoвать на вoлю других республик, в тoм числе и тех, кoтoрые не были представлены 8 декабря 1991 г. при заключении Сoглашения, Верхoвный Сoвет Республики Беларусь не мoг. Пoэтoму признать недействительными пoлнoмoчия сoюзнoгo парламента oн был не вправе. Однакo, как мы уже oтмечали, ранее была сoздана правoвая база для механизма действия актoв Сoюза ССР (приoритет oтдавался республиканским актам). В этoй ситуации былo принятo решение o признании недействующими на территoрии республики закoнoв СССР o выбoрах нарoдных депутатoв СССР и их статусе, тем самым пoлнoмoчия лиц, избранных на территoрии республики, были фактически прекращены. Именно такие формулировки содержались в принятом 11 декабря 1991 года законе «О мерах, связанных с принятием Постановления Верховного совета Республики Беларусь «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик». Указанный закон был введен в действие с момента принятия.

Для сравнения заметим, чтo в прибалтийских республиках прoцесс изменения статуса нарoдных депутатoв СССР пoсредствoм принятия сooтветствующих республиканских актoв начался еще дo распада СССР. Так, в сooтветствии с Пoстанoвлением Верхoвнoгo Сoвета Латвийскoй Республики oт 23 oктября 1990 г. нарoдные депутаты СССР oт Латвии мoгли выступать oт имени Латвийскoй Республики тoлькo с пoлнoмoчиями, предoставленными им Верхoвным Сoветoм Латвии. Аналoгичнoе пoстанoвление былo принятo 13 марта 1990 г. и Верхoвным Сoветoм Литoвскoй Республики. В нем былo решенo «бывшим нарoдным депутатам СССР, избранным людьми Литвы, предoставить правo участвoвать в рабoте Верхoвнoгo Сoвета Литвы с правoм сoвещательнoгo гoлoса», а чтo касается участия на внеoчереднoм третьем съезде нарoдных депутатoв СССР, тo oни мoгли выступать лишь в качестве представителей гoсударства.

Президент СССР М. С. Горбачев 25 декабря 1991 г. подписал указ о сложении с себя полномочий, а также выступил с речью по телевидению по данному поводу. 26 декабря 1991 г. на заседании палаты Союза Республик Верховного Совета СССР была принята Декларация о прекращении существования СССР как государства и субъекта международного права.

За две недели до подписания Беловежских соглашений бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в Хьюстоне заявила: «Сейчас де-факто произошел распад Советского Союза, однако де-юре Советский Союз существует. Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза». Президент США Джордж Буш в своем заявлении от 25 декабря 1991 года, после того как Горбачёв сообщил ему по телефону о своей отставке, подчеркнул: «Соединенные Штаты приветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потенциальную возможность нестабильности и хаоса, эти события явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия» за 26 декабря 1991 г.).

Это интересно:  Споры суды по договору аренды

После решения о ликвидации СССР особую остроту вызывал вопрос: имели ли право руководители трех республик «распускать» весь Советский Союз? Написано много книг и статей, в том числе и непосредственными участниками вискулевских событий. Надо сказать, что юридические аргументы могут быть приведены в подтверждение позиции как о правомерности, так и неправомерности действий при заключении Соглашения.

Но самый серьезный аргумент заключается в том, что решение референдума от 17 марта 1991 года и его результаты в нашей республике свидетельствовали о необходимости получения согласия народа на действия по разрушению СССР. Как отмечалось, проведенный референдум в Украине 1 декабря 1991 года давал Л.Кравчуку соответствующие полномочия на подписание Соглашения об образовании СНГ. У нас «санкционировал» решение по СНГ референдум от 24 ноября 1996 года, когда было проведено голосование по Конституции Республики Беларусь.

Цель дoстижения реальнoгo гoсударственнoгo суверенитета республики мoжет быть oправдана при услoвии пoстрoения правoвoгo демoкратическoгo гoсударства. Фундаментoм же для этoгo является Кoнституция Республики Беларусь. Самoстoятельнoе принятие Кoнституции республики без утверждения каких-либo oрганoв, в тoм числе и oрганoв Сoюза, oзначает, чтo Республика Беларусь oбладает самостоятельной учредительной властью.

После произошедших в 1991 году исторических событий Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим правовым социальным государством. Она – полноправный член международного сообщества. Кoнституция – oснoва и ядрo национальной правoвoй системы. Кoренные изменения в пoлитике, экoнoмике oбуславливают неoбхoдимoсть дальнейших правовых преoбразoваний, изменение рoли челoвека в oбществе, укрепление егo сoциальнoй защищеннoсти, т.е. достижения тех целей, ради которых провозглашалась независимость.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буртин Ю. Свобода выбора. – Известия //1988. – 29 апр.

2. Куневич Г. Сегодня паралич власти. А завтра? – Фемида. – 1992. — № 27, 6-12 июля.

3. Андреев Н. Авторитет власти.//Новое время. – 1989.- № 48. –С. 30.

5. См.: Подготовлен проект союзного договора. //Известия. 1991.— 8 марта.

6. Известия. 1991. —8 марта.

7. Известия. 1991. —8 марта.

8. Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991.— № 6 (8). Ст. 59.

9. Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991.—№28. Ст.426.

10. Ведомости Верховного Совета Белорусской ССР. 1991.—№30. Ст.490.

3.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Вискули. 8 декабря 1991 г. («Беловежское соглашение»).

Подписанию документа предшествовали события, происходившие с середины 1980х гг. на территории бывшего Советского Союза. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками, стремившимися к самостоятельности. В 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливающие приоритет своих законов над законами Союза.

Чтобы остановить распад СССР, 17 марта 1991 г. был проведен референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик. За сохранение Союза высказались 76,4 % принявших участие в голосовании.

На основе итогов всесоюзного референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого новоогаревского процесса веснойлетом 1991 г. был разработан проект по заключению договора федерации «О Союзе Суверенных Республик», подписание которого было назначено на 20 августа. Но оно так и не состоялось изза попытки государственного переворота, предпринятой консервативным крылом высшего руководства СССР 1921 августа 1991 года.

В сентябре 1991 г. СССР признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии. Осенью 1991 г. рабочей группой новоогаревского процесса был подготовлен новый проект Союзного договора по созданию «Союза Суверенных Государств» как конфедерации независимых государств. Его предварительное подписание должно было состояться 9 декабря.

1 декабря 1991 г. на референдуме более 80% населения Украины высказалось за независимость своего государства. 8 декабря президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции «Вискули» в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.

В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену».

В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.

В статьях, касающихся проблем военного строительства и обороны, государстваучредители зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в «обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов», подтвердили стремление к «ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем». Стороны заявили, что «будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военностратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием», а также «совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил».

В Соглашении содержался перечень основных направлений совместной деятельности, которую страны намерены осуществлять через общие координирующие институты: координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в области таможенной политики, развитии систем транспорта и связи, в области охраны окружающей среды, борьбы с преступностью.

Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.

Руководители стран в дополнение к основному документу встречи подписали заявление, в котором констатировали, что «переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором». Главы трех государств подчеркнули, что на образование Содружества Независимых Государств они решились, «осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономическх реформ».

Соглашение, заключенное в Беловежской пуще, не оставляло места для союзной формы государственного устройства на территории СССР. В последовавшем после его подписания заявлении президент СССР Михаил Горбачев квалифицировал действия руководителей трех республик как антиконституционные. Сами участники Беловежского соглашения отвергали обвинения в разрушении СССР.

10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Украины и Белоруссии, 12 декабря – Верховным Советом РСФСР.

21 декабря 1991 г. в АлмаАте руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день руководители 11 государств подписали также АлмаАтинскую декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.

Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 г., принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 г. 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. 18 августа 2009 г. завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ.

В августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного членанаблюдателя.

Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.

Договор о создании снг

8 декабря 1991 года в местечке Вискули под Минском высшими руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность» прекратил свое существование. Образуя СНГ, стороны декларировали свою приверженность принципам уважения государственного суверенитета, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами; гарантировали открытость границ, свободу перемещения граждан и передачи информации в рамках Содружества. [5, c.250]

Это интересно:  Доп соглашение на увеличение суммы договора

Кроме того, как говорилось в Соглашении, государства СНГ договорились о сохранении под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства, включая единый контроль над ядерным оружием. К сфере совместной деятельности, реализуемой через общие институты, были также отнесены: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в других областях.

В специальной декларации стороны объявляли Содружество открытым для присоединения других государств.

10 декабря 1991 г. Соглашение было ратифицировано в парламентах России, Беларуси и Украины. Верховный Совет Украины принял Соглашение без обсуждения, но с оговорками из двенадцати пунктов, общий смысл которых сводился к изменению наиболее «конфедеративно сформулированных» положений Соглашения (например, вместо «координации внешнеполитической деятельности» в украинском варианте говорилось о «консультациях в области внешней политики»; в ином прочтении были даны статьи об открытых границах и вооруженных силах).

13 декабря в Ашгабате по инициативе президентов Туркменистана С.Ниязова и Казахстана Н.Назарбаева состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств. Итогом стало Заявление, в котором стороны выразили свою принципиальную солидарность с беловежскими соглашениями, одновременно настаивая на том, что каждая из республик бывшего СССР вправе претендовать на роль учредителя нового Содружества. Для рассмотрения вопросов формирования СНГ предлагалось провести специальную встречу глав государств бывшего СССР.

Именно такая встреча и состоялась 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Официально представлены были одиннадцать из пятнадцати государств бывшего СССР (без Прибалтики и Грузии; последняя ограничила свое участие уровнем наблюдателей). Стороны подписали Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, расширявший число учредителей СНГ до одиннадцати, и Декларацию, подтверждавшую основные цели и принципы Содружества и при этом констатировавшую, что СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

С правовой точки зрения, таким образом, учредителями СНГ являются не три государства — участника беловежской встречи, а одиннадцать государств; дат основания Содружества две — 8 и 21 декабря 1991 года, а учредительными актами являются три документа — Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Протокол к Соглашению и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года. [5, c.251]

На встрече в Алма-Ате государства СНГ заявили также, что они «поддерживают Россию в том, чтобы она продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях».

В дальнейшем правовая база СНГ формировалась договорным путем. В 1993 году был принят Устав Содружества.

При всей своей компактности три учредительных документа СНГ не были свободны от противоречий. Соглашение от 8 декабря хотя и не содержало в себе квалификации Содружества как конфедерации, несло в себе явно выраженное конфедеративное начало (статьи об открытости границ, координации внешнеполитической деятельности, общем экономическом пространстве, координирующих органах Содружества); более того, в одной из статей Соглашения присутствовал даже элемент союзного государства («Государства — члены Содружества будут поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием»).

Конфедеративное начало первоначальных договоренностей присутствовало и в последовавших позже решениях о сохранении единой валюты — рубля; в декларированном намерении сторон согласовывать свою денежно-кредитную и вообще экономическую политику; в заявленных и затем подтверждаемых принципах свободы перемещения и прозрачности границ вплоть до отсутствия пограничного, таможенного и иных видов контроля. Начиная с саммита в Алма-Ате, началось создание общих институтов Содружества, и это опять-таки приближало его к конфедеративной модели.

«Международная организация», «конфедерация» или «союз государств», — для времени образования СНГ тройное это противоречие было неизбежным, ибо за каждым из этих начал стояли те или иные интересы государств-учредителей. К модели конфедерации изначально тяготели Россия и республики Центральной Азии: последние обсуждали идею конфедеративного объединения между собой еще в 1990 г. За идеей СНГ как слабо ассоциированной международной организации стояла Украина. В ситуации распадающегося союзного пространства неизбежными и даже необходимыми представали и «союзные элементы» первоначально заданного правового статуса СНГ: по-иному решить проблему контроля над четырьмя ядерными арсеналами России, Украины, Беларуси и Казахстана было невозможно. Первоначальный «проект СНГ» со всеми его правовыми противоречиями был, следовательно, тем предельно широким общим знаменателем, на котором только и было возможно осуществить первичную реинтеграцию постсоветского пространства. [6, c.158]

С другой стороны, неизбежным для Содружества было и превращение этих противоречий в мину немедленного или замедленного действия, и это на главных осях СНГ — в его «славянской тройке» и «ядерной четверке».

Вторым по значению органом СНГ является Совет глав правительств, решение о котором, как и решение о Совете глав государств, было принято также в декабре 1991 г. Совет глав правительств отвечает за координацию сотрудничества органов исполнительной власти в экономической, социальной и других областях; собирается не реже четырех раз в год. Решения на Совете принимаются консенсусом, но любое государство при этом вправе заявить о своей незаинтересованности, что не является препятствием для принятия решения.

В феврале 1992 г. был учрежден Совет министров обороны СНГ, а в сентябре 1993 г. — Совет министров иностранных дел СНГ; при последнем действует Консультативная комиссия по миротворческой деятельности.

До 1993 г. в Содружестве существовало Главное командование объединенных вооруженных сил, — в декабре 1993 г. вместо этого органа был создан Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ, подчиненный Совету министров обороны СНГ и объединяющий представителей государств, подписавших Договор о коллективной безопасности СНГ. В рамках того же Договора действует Совет коллективной безопасности, работающий в непосредственной связи со Штабом по координации военного сотрудничества и Советом министров обороны СНГ. В системе военно-политического сотрудничества СНГ функционирует также Совет главнокомандующих пограничными войсками, учрежденный в июле 1992 г. [7, c.29]

В июле 1992 г. был учрежден Экономический суд, задача которого рассматривать случаи нарушений договорных обязательств между предприятиями государств-членов СНГ и принимать по ним решения. В сфере юридического сотрудничества государств СНГ работает также Межгосударственный суд, созданный по решению январского саммита 1993 г. и рассматривающий случаи разногласий, связанных с национальными меньшинствами и границами СНГ. В этой же системе действует Комиссия по правам человека.

Наконец, в октябре 1994 г. на встрече глав государств СНГ была предпринята попытка создать первый наднациональный орган Содружества, идея которого заключалась в том, чтобы он работал «не от саммита к саммиту», а на постоянной основе, и решения которого имели бы обязательную силу, — Межгосударственный экономический комитет.

В СНГ также созданы отраслевые органы для координации сотрудничества в таких областях, как космические исследования, охрана окружающей среды, энергетика, железнодорожный транспорт, наука и технология, стандартизация, таможенное дело.

На настоящий момент Содружество стало неотъемлемым элементом евразийской политической системы, реальностью, которая существует независимо от того или иного субъективного отношения к ней. СНГ обеспечивает институционально-организационную и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства.

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, studfiles.net, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector